РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
Урок по программе Т. И. Науменко. В.В. Алеева
Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием- РИТМ, и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.
Задачи урока:
Обучающие:
Формировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью
Приводить примеры проявления ритма в окружающем мире.
Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
Развивать ритмический слух детей.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Воспитывать потребность в общении с музыкой.Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием- РИТМ, и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.
attachment_760294327.doc
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ
В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«Вначале был ритм»
Составила учитель музыки:
Трушина Светлана Юрьевна Тема урока:
Вначале был ритм
Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием РИТМ,
и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.
Задачи урока:
Обучающие:
Формировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью
Приводить примеры проявления ритма в окружающем мире.
Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к
произведениям искусства.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
Развивать ритмический слух детей.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру.
Воспитывать потребность в общении с музыкой.
Ход урока:
Учащиеся входят в класс под музыку М.Равеля «Болеро».
Учитель: Добрый день, ребята. Как ваше настроение?
Ученики: Ответы
Учитель: Вы сейчас входили под удивительную музыку, как вы думаете, что
на ваш взгляд в этой музыки необычно?
Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что ярко
выражен в произведении ритм.
Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Вначале был РИТМ».
Цель нашего урока:
Познакомимся с понятием РИТМ, и узнаем как проявляет себя ритм в
окружающей нас жизни. Учитель: Сначала вспомним, что мы знаем о ритме в музыке ?
Ученики: в музыке чередовании сильных и слабых долей.
В любой музыке, в любой песне кроме мелодии очень важен ритм.
Учитель: Ритм в переводе с греческого означает "мерность" это
равномерное чередование какихлибо элементов, в нашем случае звуков.
А что такое ритмический рисунок?
Ученики: сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке
называется ритмическим рисунком
Учитель:
Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет
речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Существует ритм вокруг нас?
Ученики: Да. Приводят примеры: дождь, ветер, шаги , шум машины.
Сегодня на уроке мы выясним, где ритм встречается нам в окружающей
жизни, существует ли он вокруг нас, дадим определение ритму.
Учитель: ( корректирует знания учащихся) Удар — это еще не ритм.
Попробуем выяснить, что же такое ритм и как он себя проявляет в жизни.
Каждый день мы слышим какойнибудь ритм.
Существует ритм вокруг нас?
Ученики: Да. Дождь ритмично отстукивает по подоконнику, ритм слышен в
музыке, ритмичен звук каблуков, а двигатель в машине работает также по
особому ритму.
Учитель:
А задумывались ли вы когданибудь, что такое ритм?
Ритм – греческое слово, и означает оно размерность, такт, стройность. Ритм
важен и используется во многих сферах жизни человека. Например, в
искусстве, организации человеческого тела.
Жизнь не обходится без ритма. Мы часто слышим «Ритм – сердце музыки».
Ребята, мы с вами живые люди. Какой орган человека является одним из
главных?
Ученики: Сердце.
Учитель: Прислоните руку к пульсу. Как мы слышим, что сердце у нас
живет?
Ученики: Пульс стучит. Учитель: Верно. Сердце стучит – пульсирует. Пульс – это жизнь. А у
человека пульс бьется всегда ровно и одинаково?
Ученики: Нет. Он может ускоряться, замедляться.
Учитель: Чтобы сердце было в норме и билось ритмично, какими должны
быть удары пульса?
Ученики: Ровными
Учитель: А что происходит, если сердце бьется не ровно , т.е. меняется
отрезок времени через который происходит удар?
Ученики: Человек начинает болеть. Болезнь называется аритмия.
Учитель: Правильно. Мы с вами выяснили, что биение сердца – это ровные
удары пульса через определенное время. Приведите примеры проявления
ритма из вашей жизни.
Учитель: Назовите примеры проявления ритма в природе.
Ученики: Смена времени года, смена дня и ночи. Распорядок дня, урок –
перемена и т.д.
Учитель: Молодцы! Попробуйте дать определение ритму.
Ученики: Ритм – это организация действий, событий во времени.
Учитель:
Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании
настроения, выражаемого в поэтическом произведении.
Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена.
Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась
строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся
основной формой композиции, в которой ритмически чередовались
изобразительные элементы.
Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты,
увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного
сооружения.
Ритм по определению это равномерное чередование элементов. Учитывая,
что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В
композиции равномерное чередование элементов определяется
словом "метр".
Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает
активнодинамическим (музыка, танцы) и пассивнодинамический
(архитектура, живопись, скульптура). С момента своего зарождения до наших дней архитектура подчинена
законам ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого
архитектурного произведения. (просмотр примеров архитектурных
сооружений –Асклепион, Парфенон, Реймский собор, храм Успения в г.
Владимир,)
Ритмом проникнута вселенная. В движении планетных систем, в работающем
человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с
его законами. К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни
остановиться, — всюду мы увидим проявление ритма.
Но наиболее разнообразно и ярко ритм проявляется в музыке.
Какие музыкальные инструменты позволяют лучше всего услышать ритм?
Учащиеся: Ударные.( называют ударные инструменты)
Учитель: Значит, ритм легко выявить через удар, отстукивание. Для того,
чтобы дать определение музыкальному ритму выполним такое упражнение:
1 ряд левой рукой будут равномерно отстукивать удары
«раз – два – три – четыре»
2 ряд правой рукой выстукивать на раз – один удар, на два – два удара, на
три – три удара, на четыре – четыре удара.
Согласуйте удары, прислушайтесь. Опираясь на действие, которое вы
выполнили, попробуйте сформулировать определение ритма в музыке.
Ученики: После выполнения задания делают вывод: Ритм в музыке – это
организация звуков во времени.
Учитель: Часто композиторы пишут музыку, которая рассказывает о
природных явлениях. Сегодня мы представим себя композиторами и
попробуем организовать звуки так, чтобы они изобразили такое явление
природы как дождь. Как изобразить летний или осенний дождь ? Одинаковый
ритм мы будем использовать?
Ученики: Нет. Ответы.
Учитель: 1 ряд – осенний дождь; 2 ряд – летний дождь.
Ученики: Передают через звук шумовых инструментов ( звучащие
жесты) как капает дождь ( усиливается, затихает), выявляют
характерный ритм дождя осени – как фон, летнего дождя –
неравномерный ритм.
Учитель: Ритм находится в прямой зависимости с явлениями окружающей
жизни. Послушайте произведение Л.Бетховена « Симфония №7. 2 часть. Как
изображает природное явление композитор?
Ученики: Предположительные ответы.
Учитель: Какой ритм характерен для музыки, отражающей бурю?
Ученики: Неравномерный ритм.
Закрепление материала:
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Ученики: Предположительные ответы.
Учитель: Что особенно запомнилось?
Ученики: Предположительные ответы.
Учитель: Что понравилось?
Ученики: Предположительные ответы.
Подведение итогов:
Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Стр. 45. Задание №4.
Источники
http://muzicforchildren.blogspot.ru/2010/11/blogpost_13.html
http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/muzyka/muzykalnyeterminy/chtotakoeritm
https://ru.wikipedia.org/wiki Фриз_(архитектура)
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «Вначале был ритм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.