Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"
Оценка 4.9

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
25.12.2017
Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"
Материал представляет разработку занятия по химии для специальности "Механизация сельского хозяйства". Тип занятия: повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Вид занятия: совершенствование ранее полученных знаний. На занятии прослеживается связь с предметами естественнонаучного и профессионального цикла, закрепляются ранее полученные знания и совершенствуются умения.
Урок Смеси.docx
Дисциплина «Химия». Тема занятия: «Обобщение материала по теме «Смеси. Растворы» Тип занятия: повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.  Вид занятия: совершенствование ранее полученных знаний. ЭПИГРАФ: «Древо науки всеми корнями связано с практикой» (академик  А. Н. Н е с м е я н о в) Цели работы:  • образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями,   полученными   на   предыдущих   занятиях   по   теме   «Растворы», обобщение материала как системы знаний.  • воспитательные: создание условий для реальной самооценки студентов, реализации его как личности, профессионала. • развивающие:     создание   условий   для   формирования   понятия   о профессиональной значимости изученной темы, углубления межпредметных связей,  развития  пространственного  мышления, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развитие  коммуникативных навыков при работе в группах. Формируемые ОК: ОК 1,3. Межпредметные   связи:    «Основы агрономии»,   «Основы   зоотехнии»,  МДК   01.02   «Подготовка   тракторов   и «Биология»,   «Математика», сельскохозяйственных   машин   к   работе», механизированных работ в растениеводстве».  МДК   02.02.   «Технология Оборудование и реактивы: Вода,  сульфат   аммония,  хлорид  аммония,  натриевая   селитра,  растворы гидроксида   натрия,   хлорида   бария,   концентрированная   серная   кислота, медная   проволока;   пробиркодержатель,   прибор   для   нагревания, универсальный индикатор, весы лабораторные, разновесы. Основные   понятия:   раствор,   растворитель,   растворенное   вещество, дисперсная   фаза,   дисперсионная   среда,   истинный   раствор,   коллоидный раствор, эмульсия, суспензия. Этапы занятия: 1.  Организационный. 2.  Этап постановки цели. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преподаватель:  Ребята,   на   прошлых   занятиях   вы   изучили   тему «Дисперсные   системы.   Растворы».   Целью   нашего   занятия   является обобщение   ранее   изученного   материала.   Также   вы     узнаете,   что   знания, приобретенные   при   изучении   химии,   имеют   глубокую   связь   с   другими изучаемыми   вами   дисциплинами   и   с   вашей   будущей   профессиональной деятельностью.  Поэтому  не  случайно  эпиграфом  нашего  занятия   являются слова   академика   Несмеянова:   «Древо   науки   всеми   кор¬нями   связано   с практикой». Но вначале я попрошу вас рассмотреть слайды презентации. Что   объединяет   эти   фотографии?   Как   они   относятся   к   теме   нашего занятия? Предполагаемый ответ: Это дисперсные системы. Преподаватель: А что вам известно о дисперсных системах? Студенты дают краткую классификацию дисперсным системам.  Преподаватель: Как классифицируются дисперсные системы? Студенты объясняют различие дисперсных систем, классифицируют их. Преподаватель:  Дисперсные   системы     имеют   огромное   значение   в природе, повседневной жизни, науке и технике.Чаще всего мы имеем дело не с чистыми   веществами,   а   с   дисперсными   системами.   Вода   морей,   рек,   озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Большинство минералов – это твердые  растворы. Соки  растений,  напитки,  лаки, краски, лекарства  –  это дисперсные   системы.   Усвоение   пищи   связано   с   растворением   питательных веществ. Дисперсные системы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей,   фармацевтической,   при   производстве   пластмасс, синтетических волокон, мыла. Большинство химических реакций происходит в растворах, живые организмы состоят из коллоидов и растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма. И   сейчас   я   предлагаю   вам   пройти   небольшой   тест,   который   позволит определить, как вы справились с усвоением пройденного материала. Тест: 1. Если смещать 5 г соли и 95 г воды, то получится …. % ­ ный раствор 1) 5    2) 9   3) 12  4) 10 2. Размеры частиц дисперсной фазы в коллоидных растворах 1) более 500 нм  2)более 100 нм  3) от1до100нм  4) менее 1 нм 3. Эмульсия – это: 1) жидкость + твердое вещество; 2) жидкость + жидкость 3) жидкость + газ 4) газ + твердое вещество 4. Суспензия – это:  1) жидкость + газ 2) газ + твердое вещество 3) жидкость + твердое вещество 4) жидкость + жидкость 5. Расположите в порядке укрупнения частиц: 1) Коллоид 2) эмульсия 3) истинный раствор 6. К суспензиям относятся смеси: 1) воды и углекислого газа     2) воды и подсолнечного масла 3) воды и глины     4) воды и сахара  7. Истинным раствором является 1) раствор молока     2) раствор извести     3) раствор глины   4) раствор сахара 8.   В   100   г   20%­ного   раствора   гидроксида   натрия   содержится   воды   (в граммах) 1) 10   2) 20   3) 100   4) 80 Ответы 1. 1.       2. 2. 3. 2.       4. 3. 5. 312.   6. 3. 7. 4.       8. 4. Преподаватель: А теперь я попрошу вас найти свои ошибки, сверившись с ответами. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Преподаватель:    Основой   большинства   дисперсных   систем   является вода, а наиболее важной дисперсной системой  ­ раствор. А могли бы вы назвать хотя бы одну отрасль хозяйства, в которой бы не использовалась вода и растворы? Конечно, нет. Вода и растворы используются повсюду. Основными   потребителями   воды   являются   такие   отрасли,   как целлюлозно­бумажное   производство,   черная   и   цветная   металлургия, производство   синтетических   волокон,   коммунальное   хозяйство.   Но   самой водоемкой отраслью является сельское хозяйство, специалистами,  в области которого,   вы станете в скором времени. Подумайте и приведите примеры растворов,   с   которыми   вам   придется   встречаться   в   своей   будущей профессиональной деятельности. Предполагаемые   ответы   (производство   химических   консервантов   и   производство   кормовых   дрожжей   и стабилизаторов   кормов; микробиологического   белка;   использование   мочевины   и   других   кормовых добавок;   применение   стимуляторов   роста   животных,   приготовление растворов электролитов и антифризов; орошение полей и внесение на поля удобрений и ядохимикатов. Преподаватель: Как вы думаете, знания, полученные при изучении темы «Растворы»,   как   и   в   целом,     изучение   дисциплины   «Химия»   помогут   вам решать   задачи   профессиональной   направленности?   Проведение   нашего занятия   позволит   ответить   на   этот   вопрос.   Но   достижение   этой   цели   мы постараемся   реализовать   через   выполнение   творческих   поисковых   задач,   используя связанных   с   вашей   профессиональной   деятельностью, межпредметные   связи   химии   и   других   изучаемых   вами   дисциплин («Агрономия», «Биология», «Математика»). Перед проведением нашего занятия вам было дано опережающее задание: из учебников агрономии узнать, какова роль азота для растений; с какими основными   минеральными   удобрениями   вносится   этот   незаменимый химический элемент на поля; химические формулы этих удобрений и нормы потребления азота у помидоров и огурцов. Предполагаемый   ответ:   Азот   ­   важный   строительный   материал   для аминокислот,   белков,   нуклеиновых   кислот   и   других   соединений.   Без   него жизнь растительного организма была бы невозможна. При недостатке азота в почве   уменьшается   содержание   зеленых   пигментов,   бледнеют   листья, замедляется рост растения.  Преподаватель:  Известно,   что   в   атмосферном   воздухе   содержится   до 78%   азота.   Почему   же   при   таком   «избытке»   азота   в   воздухе,   растение страдает от его недостатка? В каких формах растение может усваивать азот? Предполагаемый   ответ:   Несмотря   на   такое   высокое   содержание   в атмосфере азота, этот элемент не может свободно усвоиться большинством растений, т.к. находится в связанном состоянии N2.Растение может усвоить азот либо в форме NH4+ либо в форме NO3­.Поэтому и азотные удобрения могут   содержать   азот,   в   основном,   в   этих   формах   и   подразделяются   на аммонийные (содержат ион NH4+) и нитратные (содержат ион NO3­). Аммонийные удобрения: азот в этих удобрениях находится в виде иона аммония: сульфат аммония – (NH4)2SO4; хлористый аммоний – NH4Cl.­. Нитратные   удобрения:   к   нитратным   удобрениям   относят   натриевую селитру:  NaNO3. ­. Для садов и огородов средней дозой для основного внесения под овощные культуры следует считать 7.5 г азота на 1 м².  Эту норму следует строго выдерживать, т.к. и избыток азота может быть губителен для растений. Избыток азота приводит: у помидор — к повышенному росту пасынков и листьев,   к   слабому   цветению,   к   увеличению   сроков   созревания   плодов,   к образованию водянистых плодов, у огурцов — к усиленному набору зеленой массы, в том числе и к образованию пустоцвета. Преподаватель:  Давайте   представим, квалифицированными   специалистами,     что   вы   уже   стали   и   перед   вами   стоит   следующая ситуационная задача, состоящая из четырех заданий. Каждое теоретическое задание вы будете выполнять в маршрутных листах, после проверки которых будет выставлена итоговая оценка. Задание 1.  «В вашем хозяйстве имеются   два небольших   участка, где посажены   огурцы   и   помидоры,   нуждающиеся   в   подкормке   азотными удобрениями.   Хозяйство закупило три вида азотных удобрений:   сульфат аммония,   хлорид   аммония   и   натриевую   селитру.     Рассчитайте   процентное содержание азота в каждом из перечисленных удобрений».   Студенты   решают   расчетную   задачу   (определяют   содержание   азота   в каждом из перечисленных удобрений), делают следующие выводы: сульфат аммония – 21.2%. хлорид аммония – 26.2%, натриевая селитра – 16.5% азота. Преподаватель: Задание 2.Вспомним, что средняя норма внесения азота составляет 7.5 г азота на 1 м². Давайте рассчитаем массу каждого удобрения для   подкормки   растений   на   этой   площади.   И   здесь   мы   вспомним   способ решения задач по теме «Смеси», «Растворы». Студенты   решают   задачу   по   теме   «Смеси»,   используя   формулу:   масса смеси   (удобрения)   =   масса   необходимого   азота/   массовая   доля   азота   в удобрении. Ответ: масса сульфата аммония – 35.4 г.; масса хлорида аммония – 28.6 г, нитрата натрия (натриевой селитры) – 45.5 г. Преподаватель: Задание 3. Теперь нам известно, какую массу удобрения необходимо внести на участок. Но вот ведь незадача – при транспортировке этикетки     «потерялись».   Как   быть?   И   перед   нами   стоит   новая   задача   ­ распознать   сами   удобрения.   Перед   вами   3   мешочка   с   удобрениями   и   3 пронумерованные   пробирки.   Для   распознавания   каждого   вещества   вам предоставлены необходимые приборы и реактивы. Студенты проводят качественные реакции на ионы аммония, сульфат­ и нитрат­ ионы и делают заключение о содержимом каждого мешочка. (Опыт на определение нитрат­иона студенты проводят в вытяжном шкафу). Преподаватель:  Задание 4. Вы проделали большую работу: определили, какое из удобрений «богаче» азотом; рассчитали необходимую массу каждого удобрения и смогли их распознать. У нас остается финальный этап работы. Дело в том, что азотные удобрения в нашей местности лучше вносить в виде определенной концентрации ­ 20% водных растворов. Поэтому вспомним, что такое   концентрация   раствора   и   как   она   рассчитывается.   Ваша   задача   – рассчитать   массу   воды,   которую   необходимо   добавить   к   предварительно рассчитанной   массе   удобрения   для   приготовления   20%   раствора,   а   затем приготовить необходимый раствор.  Студенты решают задачу по теме «Растворы», используя формулу:  масса воды= масса раствора – масса вещества (удобрения); масса раствора= масса вещества/ массовая доля. Массы растворов: сульфата аммония –172.5 г, масса воды –137.1 г; хлорида аммония – 143 г, масса воды – 114.4 г; натриевой селитры – 227.5 г, масса воды – 182 г. Студенты   показывают   свои   маршрутные   листы   и   приступают   к приготовлению растворов. Преподаватель:     Для нормального роста и развития растениям нужно полноценное   питание.   Если   в   почве   недостает   необходимых   для   растений питательных   элементов,   то   нужно   восполнить   этот   недостаток   внесением соответствующих минеральных удобрений, чтобы сохранить урожай. Задача состоит в том, чтобы с наибольшей эффективностью применять удобрения, а для этого каждый будущий работник сельского хозяйства должен знать состав и   свойства   минеральных   удобрений,   уметь   распознавать   их,   рассчитывать эффективность   каждого   удобрения   и   готовить   растворы   необходимой концентрации.   Это и являлось   целью   нашего занятия, на котором вы на собственном   примере   увидели   необходимость   хорошо   знать   химию,   чтобы применять эти знания на практике. В   процессе   изучения   химии   в   учреждениях   СПО   используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения, а также разнообразные методы и средства обучения. Для активизации познавательной деятельности студентов   применяются   различные   виды   работы,   элементы   технологии развивающего обучения.  На данном занятии используется химический эксперимент (с применением раздаточного   материала, лабораторной,   химическими   реактивами,   комплектом   принадлежностей,   посудой   печатными   пособиями, дидактическими заданиями   в виде тестовых работ и маршрутных листов), широко используются слайды презентации. Изучение дисциплины химия вообще и, в частности, проведение данного занятия   позволяют   совершенствовать   профессиональную   компетенцию студентов   специальности.   и   формировать   устойчивый   интерес   к   своей   будущей

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"

Разработка урока "Обобщение материала по теме "Смеси. Растворы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2017