Разработка урока-обобщения по теме "Волновая и геометрическая оптика"
Оценка 5

Разработка урока-обобщения по теме "Волновая и геометрическая оптика"

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
математика +1
11 кл
08.01.2017
Разработка урока-обобщения по теме "Волновая и геометрическая оптика"
Урок разработан для проведения обобщения и систематизация знаний учащихся по всей теме. Урок проходит в виде беседы, практических заданий. А самое главное связь знаний с окружающим миром и применением знаний в повседневной жизни. Воспитывает интерес к предмету, эстетический вкус, культуру речи.конспект урока обобщения
Конспект.doc

Повторительно-обобщающего урока в 11  классе

«Волновая и геометрическая оптика»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: практикум.

Цель урока: формирование целостной системы знаний по теме.

Задачи урока:

образовательные -  продолжить формирование умений применения знаний в новых условиях;

развивающие – продолжить развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала, умение вести учебный диалог, применяя  изученные термины и понятия;

воспитательные – воспитывать культуру речи, коммуникативные навыки, эстетический вкус;

здоровьесберегающие – оптимизировать психо-эмоциональный  фон, предупредить переутомление, обеспечить двигательную активность.

Методы урока: словесный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, поисково-проблемный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: DVD-диск с записью учебного материала, мультимедийная техника,  слайды презентации, карточки с заданиями, образцы тканей и обоев, мыльные шары, цветные стекла, открытки для деления на группы, столы поставлены для групповой работы, на столах репродукции картин для художественного конкурса, стихи для литературного конкурса, карточки с вопросами для блиц-опроса, лабораторное оборудование для эксперимента.

Ход урока

I.  Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Постановка целей урока.

 Сформулирует цели урока.

III.  Повторение и обобщение изученного материала

1. Блиц-опрос: работа в микрогруппах. Деление на группы происходит с помощью упражнения на концентрацию внимания. (каждой группе достается определенная тема для сообщения):

·                   Законы отражения и преломления;

·                   Линзы;

·                   Дисперсия, дифракция, интерференции я света.

Мизансцена учащиеся встают со своих мест и объединяются в группы в разных концах класса, совместно готовя ответ на доставшийся вопрос. Отвечает на вопросы блиц-опроса вся группа, выстроившись перед остальными школьниками.(2мин)

Вопросы блиц - опроса

Тема «отражение и преломление света»

1.     Законы отражения и преломления.

2.     Какое отражение является зеркальным?

3.     Какое отражение называют диффузным?

4.     Сформулировать закон отражения.

Тема «Линзы»

1.     Дать определение линзы.

2.     Дать определение собирающей линзы.

3.     Дать определение рассеивающей линзы.

4.     Дать определение фокуса.

5.     Дать определение оптической силы линзы.

Тема «Дисперсия, дифракции, интерференция света»

   1.    Как располагаются цвета в спектре?

 2.   Дать определение  интерференции света.

           3. .Дать определение дифракции света.

 4. Дать определение дифракционной решетки.

Учитель: - Время истекло, слушаем ответы групп. Если команда не справилась с заданием, помогают все. Ответы учащихся на задание.

Подведение итогов первого конкурса.

2. Деление на новые группы происходит по разрезанным открыткам и изображением репродукций русских художников.

Новые группы рассаживаются за столы, поставленные по два для групповой работы.

Учитель: - Цвет тесно связан с эмоциональным и психологическим состоянием человека. Художники используют всевозможные оттенки красок, чтобы передать настроение и эмоции. Давайте посмотрим на репродукции картин великих художников и убедимся, что с помощью света  очень точно передано настроение… (Учитель показывает слайды и комментирует их).

1.     Картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». На картине изображено лето. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Ответы учащихся.

2.     Так же показывается следующая картина и задается вопрос: по выбору учителя «Корабельная роща» И.Шишкин , «Березовая роща»  , «Ночь над Днепром» А. Куинджи , «Девятый вал» И. Айвазовского, «Над вечным покоем»  И. Левитан и др.)

Итак, мы видим, что игрой света и цветом можно передать эмоции человека и его настроение – и я объявляю задание «Художественное». Каждой команде предлагается репродукция картины. Вам необходимо найти физическое явление, которое изобразил художник и объяснить его в течение 2 – 3 минут.. Звучит музыка,

Учитель: - Время истекло, слушаем ответы групп. Если команда не справилась с заданием, помогают все. Ответы учащихся на задание.

Подведение итогов второго конкурса.

Физминутка

Мир солнечного света, воспринимаемый нашими органами зрения огромен, разнообразен, неисчерпаем. Всё удивительное богатство форм предметов, их цветовых тонов, оттенков, уровней яркости, которое мы встречаем в окружающей нас природе, в атмосфере – все породило Солнце и глаз человека.

Поэтический конкурс (в произведениях поэтов найти физическое явление и объяснить его

Представитель групп читают стихи (одновременно показывает слайды с текстом стихов и красивым оформлением (картины природы).

Солнце, сияя,  теплом излучается:

Счастливо сердце, когда расточается.

В счастье, как в солнце, навек облачается:

Счастье – победа в любви.

Вячеслав Иванов

 

Под ним струя светлей  лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в  бурях есть покой!

М. Лермонтов

 

Солнце не светит,

Небо чуть видно,

Как из тюрьмы

Солнцу обидно.

А. Пушкин

Учитель: - Время истекло, слушаем ответы групп. Если команда не справилась с заданием, помогают все. Ответы учащихся на задание.

Подведение итогов третьего конкурса.

4. Учитель: - Вы прослушали фрагменты стихотворений великих поэтов. Как видите, поэты в стихах часто обращаются к солнцу, к свету и цвету.

 

 «Знания, полученные на уроках при изучении законов и понятий физики помогают и понимать природу, и в бытовых проблемах.  Например, в такой необходимой ситуации  как ремонт квартиры, или выбор цвета ткани для пошива одежды.  Я объявляю следующий конкурс «Практический».

Вам предлагается следующее задание.

·        Из каких образцов предложенной  ткани вы сошьете модели зимней и летней одежды. Объясните, почему?

·        При ремонте квартиры какие из предложенных образцов обоев вы будете использовать в какой комнате и почему?

Создаем мини-проекты зимней и летней одежды и выбираем обои.

 Обсуждают и выбирают образцы тканей т обоев.(15 мин)

       презентация мини-проектов  в центре класса, остальные – сидят за  своими столами.

Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

5.Учитель: - вы хорошо справились с предыдущими заданиями, но физика – наука экспериментальная. Поэтому я предлагаю вам экспериментальное задание. Через 10 мин.  вам необходимо продемонстрировать физические явления, используя тот набор материалов, который вам достанется.

Преподаватель раздает материалы.

·        стакан с водой и карандаш;

·        карточки с буквами и цветные стекла;

·        пластинку;

 

Группы готовят эксперимент, проводят его демонстрацию и объяснение , находясь рядом со своими столами.

Учащиеся через 2 -3 минуты демонстрируют явление и комментируют его.

При наличии времени команды решают задачи.

·       Луч света при переходе изо льда в воздух падает на поверхность под углом 150 градусов. Определите угол преломления этого луча.

·       Луч света падает из воздуха на поверхность жидкости под углом 420 градусов и преломляется под углом 260 градусов. При каком угле падения луча угол преломления будет равен 220?

·       Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Предмет поместили на расстояние 60 см от линзы. Где и какое получится изображение этого предмета?

·       Главное фокусное расстояние линзы 40 см. Предмет высотой 1 см помещен на расстояние 60 см от линзы. Где и какой высоты получится изображение предмета?

Дополнительные вопросы (при наличии времени)

·        Почему, сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеблющимися?

·        Как с помощью двух зеркал можно увидеть свой профиль или свой затылок?

·        Иногда классная доска отсвечивает. Почему это происходит?

·        Зимой, когда земля покрыта снегом, лунные ночи светлее. Почему?

·        Как объяснить радужные полосы, наблюдаемы в тонком слое керосина на поверхности лужи?

·        Почему грязный снег тает быстрее?

Домашнее задание

Подготовка к лабораторной работе

Рефлексия

Что понравилось и не понравилось на уроке? Удалось ли повторить трудные понятия? Помог ли урок в подготовке к контрольной работе?  Какое настроение на уроке? Ощущаете ли вы усталость, удовлетворение?

 

 

 

 

 

 

 


Повторительно-обобщающего урока в 11 классе «Волновая и геометрическая оптика»

Повторительно-обобщающего урока в 11 классе «Волновая и геометрическая оптика»

Блиц-опрос: работа в микрогруппах

Блиц-опрос: работа в микрогруппах

Учитель: - Время истекло, слушаем ответы групп

Учитель: - Время истекло, слушаем ответы групп

Солнце и глаз человека. Поэтический конкурс (в произведениях поэтов найти физическое явление и объяснить его

Солнце и глаз человека. Поэтический конкурс (в произведениях поэтов найти физическое явление и объяснить его

Знания, полученные на уроках при изучении законов и понятий физики помогают и понимать природу, и в бытовых проблемах

Знания, полученные на уроках при изучении законов и понятий физики помогают и понимать природу, и в бытовых проблемах

Оптическая сила линзы равна 5 дптр

Оптическая сила линзы равна 5 дптр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.