МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
Тема: Семейное право
Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;
совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов;
способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, ответственного отношения к семье.
Оборудование урока: учебное пособие «Обществознание» 11 класс под редакцией А.И.Кравченко; кластеры, приложения, тестовые задания.
Тип урока: урок изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.
Формы работы: Работа в парах, использование элементов технологии критического мышления.
Ход урока
I Организационный этап
Актуализация знаний учащихся: предоставить кластеры по пройденному ранее материалу о семье.
II Этап актуализации субъективного опыта учащихся
1.Работа над эпиграфом
“Семья приносит полноту жизни, счастье,
но каждая семья … является прежде всего
большим делом, имеющим
государственное значение”.
А.С. Макаренко
Составьте кластер со словом семья
III. Изучение нового материала
Одна из наших задач- научить вас жить. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками, математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас все. В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.
Работа в парах (5-6 минут).
№ 1
Прочитать часть параграфа “Что такое семейное право”_________
Ø найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
· Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
· В чём сущность, цели и принципы семейного права?
· Что такое семейное право?
· Что является основным источником семейного права?
· Каковы основные цели семейного законодательства?
· Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?
· Сформулируйте определение понятия семейное право.
№ 2.
Ø Прочитать материал “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” ___________
Ø найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
· Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
· Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
№ 3.
Ø Прочитать материал “ Права и обязанности супругов”. __________
найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
· В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
· Каковы имущественные права супругов?
· Каковы личные не имущественные права супругов?
· Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.
· Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
· Что такое брачный договор?
· Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности
Задания № 4.
Ø Прочитать материал параграфа “Права и обязанности родителей и детей”.
Ø Найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:
· Что понимается под родительскими правами?
· Какими правами и обязанностями обладает ребенок?
· Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?
Ø
Заслушивается отчёт №1
Подведение итогов
Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Цели семейного законодательства:
· укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
· обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.
Заслушивается отчёт №2
Подведение итогов
Решение правовых задач
ü Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?
(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью
ü Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)
Рассказ учителя
Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.
Порядок регистрации брака.
· Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
· Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
· Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
· Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
· Отметка в паспорте жены и мужа.
· Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.
Заслушивается отчёт №3
Подведение итогов
Заслушивается отчёт № 4
Подведение итогов
Решение правовых задач
ü Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
ü Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?
(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
ü Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?
IV Этап первичного закрепления изученного материала
Работа с афоризмами
Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.
- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).
- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).
- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).
- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).
- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).
V Этап закрепления изученного материала
1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).
1 вариант:
1.Брачный возраст в России определён:
а. 16 лет; б. 18 лет.
2. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками; б. несовершеннолетними;
в. лицами без определённого места жительства.
3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке;
в. отсутствие денежных средств.
4. Согласно принципам семейного права
а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;
в. супруги обладают равными правами.
5. Брак в РФ заключается…
а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС.
6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:
а. наблюдение; б. попечительство; в. опека.
7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…
а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;
б. лишение родительских прав; в. конфискацию имущества.
8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:
а. достичь 18 лет; б. вступить в брак; в. получить паспорт.
9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:
а. совершать мелкие сделки; б. распоряжаться стипендией.
10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:
а. в суде; б. в ЗАГСе
2 вариант:
1. Брачный договор определяет:
а. место жительства супругов;
б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;
в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +
2. Когда возможно заключение брачного договора?
а. до регистрации брака; б. после регистрации брака;
в. после расторжения брака.
3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?
а. во время беременности жены;
б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;
в. в течение года после рождения ребёнка.
4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?
а. рождение; б. поступление на работу; в. заключение брака.
5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с
ребёнком?
а. да; б. нет.
6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?
а. да; б. нет.
7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?
а. да; б. нет.
8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:
а. опека; б. Наблюдение; в. попечительство.
9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
а. с момента рождения ребёнка; б. с момента регистрации ребёнка;
в. с момента вступления в брак.
10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?
а. вещи индивидуального пользования; б. предметы роскоши;
в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.
V Этап информации о д\з
индивидуальное творческое задание:
Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:
- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;
- Развод родителей и судьба детей;
- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?
- Я хотел бы жить в семье, потому что…
VI Этап подведения итога урока
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
VII Этап рефлексии
Составьте синквейн со словом семья
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.