разработка урока обществознания на тему "Семейное право" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка урока составлена в соответствии с УМК А.И.Кравченко и рассматривает вопросы.которые касаются семейного права и места семьи в обществе. В процессе работы на уроке применяются различные методы и формы работ: составление клайстеров, синквейнов. Большое внимание уделено самостоятельной работе учащихся с тестами по теме урока, устным ответам с целью развития устной речи.
Иконка файла материала семейное право11.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

 

Тема: Семейное право

 

Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;

 совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов;

 способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, ответственного отношения к семье.

Оборудование урока: учебное пособие «Обществознание» 11 класс под редакцией А.И.Кравченко; кластеры, приложения, тестовые задания.

Тип урока: урок изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Формы работы: Работа в парах, использование элементов технологии критического мышления.

Ход урока

I  Организационный этап

Актуализация знаний учащихся: предоставить кластеры по пройденному ранее материалу о семье.

II Этап актуализации субъективного опыта учащихся          

1.Работа над эпиграфом  

“Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение”.

А.С. Макаренко

Составьте кластер со словом семья

 

 

 

III. Изучение нового материала

Одна  из наших задач-  научить вас жить. Вы много знаете и про материю  в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками, математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас   все.  В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

 Работа в парах (5-6 минут).

 № 1

Прочитать часть параграфа “Что такое семейное право”_________

Ø    найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

·                     Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

·                     В чём сущность, цели и принципы семейного права?

·                     Что такое семейное право?

·                     Что является основным источником семейного права?

·                     Каковы основные цели семейного законодательства?

·                     Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?

·                     Сформулируйте определение понятия семейное право.

№ 2.

Ø    Прочитать материал  “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” ___________

Ø     найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

·                     Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?

·                     Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.

При ответе использовать статьи Семейного кодекса.

№ 3.

 

Ø    Прочитать материал “ Права и обязанности супругов”. __________

             найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

·                     В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?

·                     Каковы имущественные права супругов?

·                     Каковы личные не имущественные  права супругов?

·                     Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.

·                    Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?

·                    Что такое брачный договор?

·                    Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности

 

 

  Задания  № 4.

Ø    Прочитать материал параграфа  “Права и обязанности родителей и детей”.

Ø    Найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

·                    Что понимается под родительскими правами?

·                    Какими правами и обязанностями обладает ребенок?

·                     Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

Ø     

  Заслушивается отчёт  №1 

Подведение  итогов

Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Цели семейного законодательства:

·                     укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

·                     обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.

 Заслушивается отчёт  №2 

Подведение  итогов

 Решение правовых задач

ü    Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

ü    Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Рассказ учителя

Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

 Порядок регистрации брака.   

·                     Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.

·                     Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).

·                     Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.

·                     Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.

·                     Отметка в паспорте жены и мужа.

·                     Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.

Заслушивается отчёт  №3 

Подведение  итогов  

Заслушивается отчёт  № 4

Подведение  итогов  

  Решение правовых задач  

ü    Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

ü    Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?

(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

ü     Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?

 

IV Этап первичного закрепления изученного материала

Работа с афоризмами

Из  предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

-                   Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

 V  Этап закрепления изученного материала 

1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько  правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;                                                                              б. 18 лет.

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками;                                 б. несовершеннолетними;

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а.  различие национальностей;                           б. одна из сторон уже состоит в браке;

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;         б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами.

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде;                            б. в церкви;                                    в. в органах ЗАГС.

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;               б. попечительство;                                        в. опека.

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав;                                 в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет;                 б. вступить в брак;                          в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки;                                     б. распоряжаться стипендией.

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;                                                         б. в ЗАГСе

2 вариант:

1. Брачный договор определяет:

а. место жительства супругов;

б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;

в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +

2. Когда возможно заключение брачного договора?

а. до регистрации брака;                           б. после регистрации брака;

в. после расторжения брака.

3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?

а. во время беременности жены;

б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;

в. в течение года после рождения ребёнка.

4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?

а. рождение;            б. поступление на работу;                        в. заключение брака.

5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с

ребёнком?

а. да;                                                              б. нет.

 

6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?

а. да;                                                         б. нет.

7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

а. да;                                                                      б. нет.

8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;                               б. Наблюдение;                           в. попечительство.

9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка;                             б. с момента регистрации ребёнка;

в. с момента вступления в брак.

10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?

а. вещи индивидуального пользования;                              б. предметы роскоши;

в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.

 

 

 

 

 

 

V Этап информации о д\з

 индивидуальное творческое задание:

Написать сочинение – эссе на  одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…

VI Этап подведения итога урока   

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

VII Этап рефлексии

Составьте синквейн со словом семья

 


 

Посмотрите также