Разработка урока Отечественная война 1812 года.может использоваться при подготовке уроков истории России в 8 и 10 классе.Подробное описание действий учителя( преподавателя) и учеников во время урока, в процессе подготовки к уроку. Отечественная война 1812 года показала мощь и сплочённость русского народа в борьбе с захватчиками.
Петросюк.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Губернский колледж города Похвистнево»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по теме «Отечественная война 1812 года»
по дисциплине «История»
Разработчик: Петросюк Н.В. – преподаватель истории Похвистнево, 2017
«Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый
славою в роды родов»
А.П. Ермолов
Эпиграф:
Цели урока.
Образовательные:
1. Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года.
2. Раскрыть сущность и значение стратегических решений, принимаемых
командованием русской армией.
3. Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из важнейших вех
отечественной истории.
4. Познакомить учащихся с героями Отечественной войны.
Развивающие:
1. Подвести учащихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа
«Отечественной»
2. Развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять на основе
работы с текстом учебника, историческими источниками.
3. Развитие речи, эмоций.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам
русского народа.
2. Воспитание чувства гордости за свою Родину
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: 1. Информационные карточки.
2. Учебник, тетрадь, карта
3. Дополнительная литература:
Раковский Л. «Кутузов»;
4. Фрагмент художественного фильма «Война и мир»
Основные понятия: Отечественная война, партизанское движение, флеши, ополчение,
стратегия.
План урока.
І Организационный момент.
ІІ Целеполагание, мотивация.
ІІІ Усвоение нового материала.
ІV Осознание и осмысление (первичное закрепление).
V Домашнее задание.
VІ Подведение итогов урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
момент
Здравствуйте. На прошлом уроке мы
рассмотрели с вами внешнюю и
внутреннюю политику Наполеона в эпоху
Наполеоновских войн.
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
работу на уроке.
время
1 мин.
2.Целеполагние,
мотивация
Сегодня мы начнём изучать с вами
внешнюю и внутреннюю политику Павла и
Александра I, Отечественную войну 1812
года.
2мин
Учащиеся слушают
учителя, 3. Усвоение
нового
материала.
20 мин.
Изучение данной темы поможет вам
оценить роль и значение Отечественной
войны 1812 года, а также последствия, к
которым она привела. Усвоение этой темы
необходимо также для успешного
выполнения всех заданий, которые будут в
конце урока. Самые активные получат
оценки.
Вступительное слово учителя.
Есть события, смысл которых так велик,
что рассказ о них длится века. Каждое
новое поколение хочет слышать о них. И,
слыша, люди становятся сильнее духом,
потому, что узнают, от какого крепкого
корня ведут свой род. О таком событии мы
сегодня с вами будем говорить.
Эпиграф:
«Настал 1812 год, памятный каждому
русскому, тяжкий потерями, знаменитый
славою в роды родов»
А.П. Ермолов
Итак, тема нашего урока «Отечественная
война 1812 года»
На уроке мы определим цели воюющих
сторон, характер войны, познакомимся с
основными событиями и главными
действующими лицами. Помогут нам в
этом исторические источники: военно
исторические очерки, высказывания
очевидцев событий.
Учитель предлагает проблемное задание:
Запишите в тетради всё , что вам приходит
в голову об отечественной войне 1812 года.
А теперь обсудите в группе , что у вас
получилось. Можете дописать то, что по
Записывают тему
урока в тетради
Учащиеся отвечают
на
вопрос, дополняют
друг друга. 4. Осознание и
осмысление.
5.Домашнее
задание.
6. Рефлексия
Учащиеся изучают
текст, отмечают
знаками на полях,
заполняют
маркировочную
таблицу.
Учащиеся отмечают,
что из их знаний
подтвердилось, а ,
что нет
5 мин
1 мин
5 мин
Составление и
зачитывание
синквейна
вашему мнению соответствует
отечественной войне 1812 года.
А теперь прочитайте текст, и знаками
отметьте основные моменты в тексте.
После прочтения текста и расстановки
знаков на полях заполните маркировочную
таблицу. При этом записывайте в неё
только ключевые слова и фразы.
А теперь скажите мне какие ваши знания
подтвердились?
Какие не подтвердились?
Домашнее задание найти ответ на вопросы
о которых вы хотели бы знать больше.
Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я:
знал, узнал, научился, увидел, сумел,
получил…»
А сейчас давайте попробуем составить
синквейн об Отечественной войне 1812
года
На доске написан алгоритм сиквейна.
1 рядпонятие (слово, определяющее
содержание).
2 ряд2 прилагательных, характеризующих
понятие.
3 ряд3 глагола, показывающих действия
понятия.
4 рядпредложение с высказыванием 7. Подведение
итогов урока.
авторского отношения.
5 ряд 1 существительное – вывод.
Например:
Россия!
Мужественная, непобедимая!
Защищала, сражалась, мужала!
Родимую матушку Русь отстояла!
Отечество!
Война закончилась. 1812 год был отмечен
высочайшим подъемом духа русского
народа, ростом национального
самосознания.
Вопрос к учащимся.
Скажите, почему эта война вошла в
историю как Отечественная?
Участники событий 1812 года – это наши
предки, которые поднялись на защиту
Родины и все свои силы, талант, мужество
беззаветно отдавали служению Отечеству.
А мы, их потомки, являемся носителями
исторических и патриотических традиций,
и память о 1812 годе не должна и не может
быть предана забвению.
А теперь давайте проведём графический
диктант. Если предложение верно то
ставьте знак «+», если нет, то «».
1. Основная причина войны 1812 года –
стремление Наполеона к мировому
господству.
Отвечают на
вопросы.
5 мин 2. Из трёх возможных направлений
наступления, которые рассматривал
Наполеон – Петербург, Киев и
Москва – Наполеон выбрал Киев.
3. 12 июля французская армия
форсировала реку Неман.
4. Первое ожесточённое сражение
состоялось под Смоленском.
5. До назначения Кутузова
главнокомандующим этот пост
занимал Уваров.
6. Бородинское сражение состоялось 7
сентября 1812 года.
7. Военный совет в Филях состоялся 2
сентября 1812 года.
8. На Бородинском поле был
смертельно ранен П.И.Багратион.
9. Инициатором партизанского
движения стал полковник
Д.Давыдов.
10.25 декабря 1812 года Отечественная
война победоносно завершилась
Определение самых активных учащихся.
Выставление оценок.
Отечественная война 1812 года дала
мощный импульс к созданию выдающихся
произведений искусства и литературы.
Какие произведения искусства и
литературы, посвящённые
1 мин
5 мин отечественной войне вы можете
назвать?
Демонстрируется отрывок из
кинофильма «Война и мир». Режиссер –
Сергей Бондарчук.
Всем спасибо. Урок окончен. До свидания
Приложение 1.
Наполеоновское нашествие. Наполеон вступил в Россию 12 (24) июня 1812 г. Его
военный план состоял в том, чтобы разбить поодиночке разделенные русские армии и
навязать Александру I выгодный для Франции мир.
Наполеоновская «Великая армия» была намного лучше укомплектована, чем русские
войска, и превышала их по численности (640 тыс. человек). Помимо французов в
состав войск Наполеона входили поляки, немцы, испанцы, итальянцы, голландцы,
швейцарцы.
Общая численность русских войск на западной границе составляла 220 — 240 тыс.
человек. 1я армия под командованием военного министра генерала М. Б. Барклая
де Толли (110 — 120 тыс. человек) защищала петербургское направление. 2я армия
генерала П.И.Багратиона(45 — 48 тыс. человек) прикрывала центр России. 3я армия
под командованием генерала А.П. Тормасова(46 тыс. человек) — Киев. Единого плана
русское командование не имело.
БарклайдеТолли начал отступление, не давая возможности Наполеону уничтожить
русские армии поодиночке. Около Смоленска 1я и 2я армии соединились. 4 — 6 (16 —18) августа здесь состоялось сражение, где наглядно проявились мужество и
героизм русских воинов. Взятие Смоленска обошлось Наполеону в 20 тыс. солдат.
По мере продвижения противника в глубь России сопротивление народа росло.
Создавались армейские партизанские отряды, которые действовали в тесном
контакте с партизанамикрестьянами. Победами над врагом позже прославились отря
ды под командованием Д.В. Давыдова, А. С. Фигнера, А. Н. Сеславина, крестьян
Герасима Курина, Ермолая Четвертакова, Василисы Кожиной и многие другие.
Неудачи начального периода войны заставили императора заняться поиском нового
главнокомандующего.
Противоречия между Барклаем де Толли и Багратионом не позволяли остановиться на
их кандидатурах и под давлением общественности Александр I поставил во главе
армии М.И.Кутузова, который вскоре прибыл к войскам в рне Царево Займище.
Назначение Кутузова Главнокомандующим было с радостью встречено в русской
армии». «Имя этого полководца, писал современник, произвело всеобщее
воскрешение духа в войсках, от солдата до генерала… офицеры поздравляли весело
друг друга со счастливою переменою обстоятельств».Неожиданно для всех новый
главнокомандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил
отступление, в поисках места для генерального сражения, пока не остановился в 110
км от Москвы, около деревни Бородино.
По приказу Кутузова около деревни Шевардино началось возведение земляного
укрепления редута.24 августа к д. Шевардино подошли французы. Они с ходу
атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи.Утром Наполеону
доложили, что русские отшли.25 августа стороны готовились к предстоящему
сражению.Бородинское сражение началось рано утром, около 5 часов утра 26 августа
1812 года. Оба полководца выдвинули войска на исходные позиции. Наполеон
направил основной удар на левый фланг, где находились Багратионовы Флеши. Бой за
них продолжался весь день. Флеши переходили из рук в руки 7 раз, но французам так
и не удалось прорвать оборону и выйти в тыл 1й армии. В ходе сражения был
смертельно ранен командующий второй армией П.И Багратион. На командном посту
его сменил генерал Н.Тучков.Не менее ожесточенное сражение разыгралось на
Курганной высоте, где находилась батарея Раевского. Французы несколько раз
захватывали ее, но русские солдаты в штыковых атаках возвращали позиции обратно.
Кутузов, чтобы снять напряжение в центре, послал в обход французов казаков атамана
Платова и драгун генерала Уварова.
Французы отбили рейд русских кавалеристов и в этот момент Наполеон двинул в бой
свою Старую гвардию. Но неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию
назад. К вечеру битва стала затихать. 27 августа в 2 часа ночи бой прекратился. Кутузов приказал отвести войска. Наполеон
был поражён упорством и храбростью русских, удивлён, что не оказалось русских
пленных, и услышал в ответ : «Они не сдаются в плен, государь»
Сражение не принесло победы ни одной из сторон. Французы потеряли 60 тыс. солдат,
но за ними осталось поле боя. Русские40 тыс., но они вынуждены были продолжить
отступление.
На военном совете в Филях 1 сентября 1812 г. Кутузов принял решение оставить
Москву.Уходя из Москвы, Кутузов совершил Тарутинский маршманевр: скрытно
увел свои войска с Рязанской на Калужскую дорогу, преградив тем самым противнику
самый выгодный путь отступления из города. Командующий расположил армию у села
Тарутино, где она пополнялась резервами и оружием.
Изгнание Наполеона из России. Вскоре после вступления французской армии в
Москву в городе начался страшный пожар. Более месяца Наполеон со своими
войсками находился в сожженной Москве, испытывая все возрастающие трудности в
снабжении армии. Поняв, что мира не будет, он 6 — 7 октября покинул город. В
условиях голода и холода, постоянных ударов армии Кутузова и партизанских
диверсий «Великая армия» Наполеона в ходе отступления была почти полностью
уничтожена. Изгнание ее остатков из России завершилось 14 (26) декабря 1812 г.
Приложение 2.
Маркировочная таблица.
V –я это знал
* Это для меня
абсолютно новое
это противоречит
тому ,что я знал
? – Я хочу знать об
этом больше
Приложение 3.
Требования к «синквейну»:
1 предл. – 1 существительное 2 предл. – 2 прилагательных
3 предл. – 3 глагола
4 предл. – предложение из 4х слов
5 предл. – 1 существительное
Приложение 4.
Ответы к графическому диктанту
Ответ
1. +
2. –
3. –
4. +
5. –
6. +
7. +
8. +
9. +
10.+
Работа на уроке учителя и обучающихся: Работа с хронологией и терминами (по ходу урока словарь и даты на доске).
Индивидуальный опрос.
Работа с историческими личностями (по ходу урока – имена личностей на доске)
Работа с таблицами (распечатка маркировочной таблицы на столах у каждого
обучающегося)
Требования к составлению «Синквейна» (распечатка на столах и на доске)
Синквейн –образец (на доске)
Рефлексия: зачитать «Синквейн» на стикерах пишут
Домашнее задание: Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я: знал, узнал, научился,
увидел, сумел, получил…»
Просмотр видеоролика о Бородинском сражении
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Разработка урока Отечественная война 1812 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.