Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
31.10.2018
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
ДЛЯ Печати План обобщающего урока — копия.docx
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА План обобщающего урока по биологии 8 класс. Цели, оборудование, ход урока, пояснительные записи к презентации. ПЛАН обобщающего урока «Кровеносная и лимфатическая система человека». ЦЕЛИ: 1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания об  особенностях  кровеносной и лимфатической систем человека. 2. Развивающие: развитие логического мышления, анализа и обобщения,  коммуникативных навыков, способности вести диалог. 3. Воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, воспитание  личной ответственности за своё здоровье на основе знаний о влиянии  вредных привычек на состояние сердечно­сосудистой системы человека.  Формирование интереса к предмету. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Кровеносная система», «Сердце».  Презентация,  проектор, экран, тонометр для измерения артериального давления, жгут, бумага, авторучка, носовой платок для оказания первой медицинской помощи, карточки  тестового контроля. ТИП УРОКА – урок обобщения и систематизации знаний  по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма», биология, 8 класс. Форма урока ­  учебная дискуссия с использованием презентации. ПЛАН УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Проверка знаний учащихся «Транспортные системы организма, их  взаимосвязь». 3. Взаимосвязь кровеносной и лимфатической систем. 4. Терминологический диктант –  фронтально. 5. Случай в истории. Хирург­анатом Андреас Везалий. 6. Актуальный вопрос. а). Как правильно измерить артериальное давление. 7. Актуальный вопрос. а). Алкоголь и курение или Здоровый Образ Жизни? б). Гигиена сердечно­сосудистой системы. ЗОЖ:  посильные физические нагрузки; занятия спортом;  двигательная активность;   режим дня и чередование труда и отдыха;  отсутствие вредных привычек. здоровое питание; 8. Актуальный вопрос. а). Приемы остановки артериального кровотечения. 9. Быстрое тестирование. 10.Подведение итогов работы. 2 ХОД УРОКА 1. Организационный момент – приветствие учителя и учащихся. 2. Актуализация знаний. Слайд 1.  Мы закончили изучать интересную тему «Кровеносная и  лимфатическая системы». Мы много узнали и многому научились.  Сегодняшний урок – это урок обобщения ваших знаний и умений, проверка  способности применять знаний в новых для вас ситуациях, наконец,  возможность проявить свои аналитические и коммуникативные способности.  Напоминаю, что на уроке можно активно пользоваться материалом учебника. Наш урок пройдёт в форме презентации. Итак, начинаем. Слайд 2. Основополагающие цели урока. Слайд 3. Вспомним транспортные системы организма. (Опрос с  использованием информации со слайда). Слайд 4. Как взаимосвязаны кровеносная и лимфатическая системы  организма человека? Обмен между кровью и тканями возможен только в капиллярах, которые  имеют очень тонкие стенки – из одного слоя эпителиальных клеток. Через них  просачивается часть плазмы крови, пополняя тканевую жидкость, проходят  питательные вещества, кислород, углекислый газ и другие соединения. Избыток  тканевой жидкости превращается в лимфу и оттекает по лимфатическим  сосудам. Сливаясь, лимфатические сосуды образуют крупные лимфатические  протоки, впадающие в вены в области шеи. Кровеносная и лимфатическая системы тесно связаны между собой. К  тканям жидкость поступает только по артериям в составе крови, а оттекает от  тканей по двум путям: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в  виде лимфы. В кишечнике некоторые вещества всасываются не в кровь, а в  лимфу. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.  В процессе изучения темы мы сталкивались со многими терминами.  Предлагаю проверить свои знания, используя терминологический диктант. Слайд 5. Терминологический диктант. Ответы:  1. Кровообращение. 2. Артерии. 3. Вены. 4. Капилляры. 3 5. Аорта и артерии. 6. Нижняя и верхняя полые вены. 7. Левый желудочек – правое предсердие. 8. Правый желудочек – левое предсердие. 9. Работа сердца, которое создаёт разность давления. 10.Створчатые – между желудочками и предсердиями, полулунные –  между желудочками и сосудами. 11.Препятствовать обратному току крови. 12.Наружный (соединительная ткань), средний (миокард), внутренний  (эпителиальная ткань). 13.Венечные (коронарные). 14.Околосердечная сумка. 15.Сокращение предсердий – 0,1 с, сокращение желудочков – 0,3 с, пауза  (общее расслабление) – 0,4 с. Сердечный цикл – 0,8 с. 16.Пульс. Слайд 6. Вы показали неплохие знания. А вот в истории медицины случались  события, которые ставили людей в тупик. Вот один такой случай,  происшедший с хирургом­анатомом XVI века Андреасом Везалием. Обсуждение.  Сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий  сокращения мышечных волокон. Это автоматика сердца в виде рецепторов в  сердечной мышце правого предсердия, в которых возникает возбуждение без  участия нервной системы. Возбудимость передаётся волной вблизи  расположенным клеткам сердечной мышце (возбудимость, сократимость,  проводимость). Этот участок сердца последним перестаёт биться при остановке  сердца. У человека иногда после смерти автоматическая деятельность  сердечных узлов в слабом виде сохраняется ещё некоторое время. Везалий,  видимо, при вскрытии трупа и столкнулся. Но ни он, ни его современники ничего  не знали о сердечных узлах и об их автоматической деятельности. Слайд 7. Обсудим некоторые актуальные вопросы … Некоторые учащиеся нашей школы интересуются вопросами медицины,  кто­то готовит себя к будущей профессии врача. Брусянская А., Лаптев В.,  Лискова  Д. передали вам вопросы для обсуждения по рассматриваемой нами  теме. Слайд 8. Как правильно измерить артериальное давление?   Вопрос от Брусянской Анастасии: «Вы хорошо знаете, что измерение кровяного  давления у пациентов во время приёма его врачом является обязательным  мероприятием. Как проводится эта процедура, и на каких физиологических  особенностях организма она основана?» 4 Обсуждение.  Особенностью АД является то, что оно неодинаковое. Чем  дальше от сердца, тем давление меньше. Давление измеряют у человека в плечевой артерии, так как левая  плечевая артерия относительно большая и находится на уровне сердца,  давление в ней относительно сильное. Артериальное давление измеряется в мм  рт.ст. Для измерения применяется тонометр. Манжету надевают на плечо, с  помощью резиновой груши накачивают воздух. Фонендоскоп прикладывают к  месту локтевого сгиба, там, где проходит плечевая артерия. Создают давление,  превышающее верхнее давление крови в плечевой артерии. Звуков в это время в  фонендоскопе не слышно. После этого открывают винтовой клапан и постепенно  выпускают воздух. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков  соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему давлению. (В качестве практического закрепления вызываются два учащихся,  которые демонстрируют общеизвестный приём измерения АД с объяснением.) Какое давление считается нормальным? – АД = 120/70. Что означают эти цифры? – Верхнее давление максимальное (давление  при сокращении сердца), минимальное при его расслаблении. Слайд 9. Алкоголь и курение или здоровый образ жизни? Вопрос от Лаптева Владимира: «В медицине существует термин «бычье  сердце». Что это такое и какой вред курение и алкоголь оказывают на  сердечно­сосудистую систему человека?» Обсуждение.  «Бычье сердце», или кардиомегалия – это болезнь, при  которой одна или все четыре камеры сердца увеличиваются в размерах, и  сердце перестаёт эффективно перекачивать кровь. Сердце становится  дряблым, часть миокарда заменяется соединительной или жировой тканью и  не выполняет свою функцию по перекачиванию крови. Сильно увеличенное в  размерах сердце встречается у людей, злоупотребляющих пивом. «Бычье» ­  пивное сердце. Люди, злоупотребляющие пивом, почти всегда страдают ожирением. Всё  это вместе взятое ведёт к развитию сердечно­сосудистой недостаточности. От курения возникает спазм сосудов и, как следствие, ишемическая  болезнь сердца. Слайд 10. Остановка артериального кровотечения. Вопрос от Лисковой Дарьи: «Во всех пособиях по экстренной медицине  предлагается накладывать жгут при артериальном кровотечении. Почему при артериальном кровотечении в области кисти нельзя накладывать жгут на  предплечье?» 5 Обсуждение. Это зависит от анатомического строения. Относительно  крупная – плечевая артерия. На предплечье артерии не такие большие,  располагаются более глубоко в мышцах. При правильном наложении жгута на плечо наблюдается остановка артериального кровотечения. Повреждённая  конечность бледнеет. Однако необходимо помнить: 1. Жгут нельзя накладывать на голое тело, чтобы не повредить кожу. 2. Затягивать жгут слишком туго нельзя. 3. Под жгут положить записку с указанием времени наложении закрутки.  Летом и в тепле держать жгут не более 2 часов. Зимой – не более 1  часа, чтобы не произошли необратимые изменения. 4. Если не удалось в течение этого времени доставить пострадавшего в  клинику, жгут ослабляют на 10­15 минут и снова накладывают немного  выше или ниже прежнего места. Какие виды кровотечений вы знаете? – капиллярные, артериальные,  венозные, носовые, внутренние. Какие среди них наиболее опасные? – Артериальные. Рядом с пострадавшим  человеком, как правило, оказываются люди без медицинского образования.  Но если они могут оказать первую доврачебную помощь, этим они спасают  жизнь человека, так как при потере 1/3 объёма крови наступают смертельные изменения в организме человека. (Учащиеся в качестве практического задания оказывают первую помощь при  артериальном кровообращении с обязательными пояснениями.)  Слайд 11. Подведём итоги урока.  Рефлексия.     Что я знал(а) до этого урока? Что для меня было новым и интересным? Как я оцениваю данный урок в моём личном развитии? Домашнее задание. Подготовить сообщение «Зачем человеку нос?». 6

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)

Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018