КРОВЕНОСНАЯ И
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
План обобщающего урока по биологии 8 класс. Цели, оборудование,
ход урока, пояснительные записи к презентации. ПЛАН обобщающего урока
«Кровеносная и лимфатическая система человека».
ЦЕЛИ:
1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания об
особенностях кровеносной и лимфатической систем человека.
2. Развивающие: развитие логического мышления, анализа и обобщения,
коммуникативных навыков, способности вести диалог.
3. Воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, воспитание
личной ответственности за своё здоровье на основе знаний о влиянии
вредных привычек на состояние сердечнососудистой системы человека.
Формирование интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Кровеносная система», «Сердце». Презентация,
проектор, экран, тонометр для измерения артериального давления, жгут, бумага,
авторучка, носовой платок для оказания первой медицинской помощи, карточки
тестового контроля.
ТИП УРОКА – урок обобщения и систематизации знаний по теме «Кровеносная и
лимфатическая системы организма», биология, 8 класс.
Форма урока учебная дискуссия с использованием презентации.
ПЛАН УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся «Транспортные системы организма, их
взаимосвязь».
3. Взаимосвязь кровеносной и лимфатической систем.
4. Терминологический диктант – фронтально.
5. Случай в истории. Хирурганатом Андреас Везалий.
6. Актуальный вопрос.
а). Как правильно измерить артериальное давление.
7. Актуальный вопрос.
а). Алкоголь и курение или Здоровый Образ Жизни?
б). Гигиена сердечнососудистой системы. ЗОЖ:
посильные физические нагрузки; занятия спортом;
двигательная активность;
режим дня и чередование труда и отдыха;
отсутствие вредных привычек.
здоровое питание;
8. Актуальный вопрос.
а). Приемы остановки артериального кровотечения.
9. Быстрое тестирование.
10.Подведение итогов работы.
2 ХОД УРОКА
1. Организационный момент – приветствие учителя и учащихся.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1. Мы закончили изучать интересную тему «Кровеносная и
лимфатическая системы». Мы много узнали и многому научились.
Сегодняшний урок – это урок обобщения ваших знаний и умений, проверка
способности применять знаний в новых для вас ситуациях, наконец,
возможность проявить свои аналитические и коммуникативные способности.
Напоминаю, что на уроке можно активно пользоваться материалом учебника.
Наш урок пройдёт в форме презентации. Итак, начинаем.
Слайд 2. Основополагающие цели урока.
Слайд 3. Вспомним транспортные системы организма. (Опрос с
использованием информации со слайда).
Слайд 4. Как взаимосвязаны кровеносная и лимфатическая системы
организма человека?
Обмен между кровью и тканями возможен только в капиллярах, которые
имеют очень тонкие стенки – из одного слоя эпителиальных клеток. Через них
просачивается часть плазмы крови, пополняя тканевую жидкость, проходят
питательные вещества, кислород, углекислый газ и другие соединения. Избыток
тканевой жидкости превращается в лимфу и оттекает по лимфатическим
сосудам. Сливаясь, лимфатические сосуды образуют крупные лимфатические
протоки, впадающие в вены в области шеи.
Кровеносная и лимфатическая системы тесно связаны между собой. К
тканям жидкость поступает только по артериям в составе крови, а оттекает от
тканей по двум путям: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в
виде лимфы. В кишечнике некоторые вещества всасываются не в кровь, а в
лимфу. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.
В процессе изучения темы мы сталкивались со многими терминами.
Предлагаю проверить свои знания, используя терминологический диктант.
Слайд 5. Терминологический диктант.
Ответы:
1. Кровообращение.
2. Артерии.
3. Вены.
4. Капилляры.
3 5. Аорта и артерии.
6. Нижняя и верхняя полые вены.
7. Левый желудочек – правое предсердие.
8. Правый желудочек – левое предсердие.
9. Работа сердца, которое создаёт разность давления.
10.Створчатые – между желудочками и предсердиями, полулунные –
между желудочками и сосудами.
11.Препятствовать обратному току крови.
12.Наружный (соединительная ткань), средний (миокард), внутренний
(эпителиальная ткань).
13.Венечные (коронарные).
14.Околосердечная сумка.
15.Сокращение предсердий – 0,1 с, сокращение желудочков – 0,3 с, пауза
(общее расслабление) – 0,4 с. Сердечный цикл – 0,8 с.
16.Пульс.
Слайд 6. Вы показали неплохие знания. А вот в истории медицины случались
события, которые ставили людей в тупик. Вот один такой случай,
происшедший с хирургоманатомом XVI века Андреасом Везалием.
Обсуждение.
Сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий
сокращения мышечных волокон. Это автоматика сердца в виде рецепторов в
сердечной мышце правого предсердия, в которых возникает возбуждение без
участия нервной системы. Возбудимость передаётся волной вблизи
расположенным клеткам сердечной мышце (возбудимость, сократимость,
проводимость). Этот участок сердца последним перестаёт биться при остановке
сердца. У человека иногда после смерти автоматическая деятельность
сердечных узлов в слабом виде сохраняется ещё некоторое время. Везалий,
видимо, при вскрытии трупа и столкнулся. Но ни он, ни его современники ничего
не знали о сердечных узлах и об их автоматической деятельности.
Слайд 7. Обсудим некоторые актуальные вопросы …
Некоторые учащиеся нашей школы интересуются вопросами медицины,
ктото готовит себя к будущей профессии врача. Брусянская А., Лаптев В.,
Лискова Д. передали вам вопросы для обсуждения по рассматриваемой нами
теме.
Слайд 8. Как правильно измерить артериальное давление?
Вопрос от Брусянской Анастасии: «Вы хорошо знаете, что измерение кровяного
давления у пациентов во время приёма его врачом является обязательным
мероприятием. Как проводится эта процедура, и на каких физиологических
особенностях организма она основана?»
4 Обсуждение. Особенностью АД является то, что оно неодинаковое. Чем
дальше от сердца, тем давление меньше.
Давление измеряют у человека в плечевой артерии, так как левая
плечевая артерия относительно большая и находится на уровне сердца,
давление в ней относительно сильное. Артериальное давление измеряется в мм
рт.ст. Для измерения применяется тонометр. Манжету надевают на плечо, с
помощью резиновой груши накачивают воздух. Фонендоскоп прикладывают к
месту локтевого сгиба, там, где проходит плечевая артерия. Создают давление,
превышающее верхнее давление крови в плечевой артерии. Звуков в это время в
фонендоскопе не слышно. После этого открывают винтовой клапан и постепенно
выпускают воздух. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков
соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему давлению.
(В качестве практического закрепления вызываются два учащихся,
которые демонстрируют общеизвестный приём измерения АД с объяснением.)
Какое давление считается нормальным? – АД = 120/70.
Что означают эти цифры? – Верхнее давление максимальное (давление
при сокращении сердца), минимальное при его расслаблении.
Слайд 9. Алкоголь и курение или здоровый образ жизни?
Вопрос от Лаптева Владимира: «В медицине существует термин «бычье
сердце». Что это такое и какой вред курение и алкоголь оказывают на
сердечнососудистую систему человека?»
Обсуждение. «Бычье сердце», или кардиомегалия – это болезнь, при
которой одна или все четыре камеры сердца увеличиваются в размерах, и
сердце перестаёт эффективно перекачивать кровь. Сердце становится
дряблым, часть миокарда заменяется соединительной или жировой тканью и
не выполняет свою функцию по перекачиванию крови. Сильно увеличенное в
размерах сердце встречается у людей, злоупотребляющих пивом. «Бычье»
пивное сердце.
Люди, злоупотребляющие пивом, почти всегда страдают ожирением. Всё
это вместе взятое ведёт к развитию сердечнососудистой недостаточности.
От курения возникает спазм сосудов и, как следствие, ишемическая
болезнь сердца.
Слайд 10. Остановка артериального кровотечения.
Вопрос от Лисковой Дарьи: «Во всех пособиях по экстренной медицине
предлагается накладывать жгут при артериальном кровотечении. Почему при
артериальном кровотечении в области кисти нельзя накладывать жгут на
предплечье?»
5 Обсуждение. Это зависит от анатомического строения. Относительно
крупная – плечевая артерия. На предплечье артерии не такие большие,
располагаются более глубоко в мышцах. При правильном наложении жгута на
плечо наблюдается остановка артериального кровотечения. Повреждённая
конечность бледнеет. Однако необходимо помнить:
1. Жгут нельзя накладывать на голое тело, чтобы не повредить кожу.
2. Затягивать жгут слишком туго нельзя.
3. Под жгут положить записку с указанием времени наложении закрутки.
Летом и в тепле держать жгут не более 2 часов. Зимой – не более 1
часа, чтобы не произошли необратимые изменения.
4. Если не удалось в течение этого времени доставить пострадавшего в
клинику, жгут ослабляют на 1015 минут и снова накладывают немного
выше или ниже прежнего места.
Какие виды кровотечений вы знаете? – капиллярные, артериальные,
венозные, носовые, внутренние.
Какие среди них наиболее опасные? – Артериальные. Рядом с пострадавшим
человеком, как правило, оказываются люди без медицинского образования.
Но если они могут оказать первую доврачебную помощь, этим они спасают
жизнь человека, так как при потере 1/3 объёма крови наступают смертельные
изменения в организме человека.
(Учащиеся в качестве практического задания оказывают первую помощь при
артериальном кровообращении с обязательными пояснениями.)
Слайд 11. Подведём итоги урока.
Рефлексия. Что я знал(а) до этого урока?
Что для меня было новым и интересным?
Как я оцениваю данный урок в моём личном развитии?
Домашнее задание. Подготовить сообщение «Зачем человеку нос?».
6
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Разработка урока по биологии "Кровеносная и лимфатическая системы человека" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.