Разработка урока по чтению "Что такое экология"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок по чтению на тему "Что такое экология" предназначен для учащихся 4 класса. Урок даёт возможность ознакомить детей с понятием "экология" и дать определение науки «экология»; С помощью информации из данного урока дети учатся делать вывод, что в природе всё взаимосвязано. Урок воспитывает бережное отношение к окружающему, к природе.
Иконка файла материала Зкология.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым» Урок по чтению  «Что такое экология» Те ма:2017 г. Учитель 4­ В класса:  Глущенко Л. В. ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? С. Я. МАРШАК. «ПРАЗДНИК ЛЕСА» Ц е л и :   продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.  О б о р у д о в а н и е : таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации для словарной работы.  I. Организационный момент. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Х о д   у р о к а – Ребята,  я  рада  приветствовать  вас  на  необычном  уроке.  Почему необычном? А потому, что мы объединили два урока: чтение и окружающий мир.  Начнем  с   погоды   на   сегодняшний   день  (дежурный).   Проследите   по  дневнику   наблюдений,   какой самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего? II. Мотивация учебной деятельности.  – Нам  пришла  телеграмма­загадка,  догадайтесь,  ребята,  кто  прислал ее.  У ч е н и к   (читает текст телеграммы).  Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.  У ч и т е л ь . Кто прислал телеграмму? (Сова.) – Почему вы так думаете?  – Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба?  – Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова».  Ч т е н и е   « в   л и ц а х »   т е к с т а   « С о в а » – Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову?  – Что изменилось с прилетом совы на луг?  – Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.)  III. Введение в тему урока. – Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной наукой, которая называется экология (экос – дом, логос – наука). Именно эта наука доказывает, что все в природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи.  Таблица «Лес и его обитатели».– Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.)  – Какие условия необходимы для жизни растений?  – Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы?  – Что  же  связано  между  собой?  (Таблица  «Живая  и  неживая  природа».) – Какие лесные обитатели появились на поляне?  Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши. – Где можно встретить этих животных? Что они едят?  ­ Как связаны с растениями насекомые? (Гусеница, жук.) – На кого охотятся волк, лиса?  ­ Составьте цепи питания. –  (жёлудь – мышь – сова, дуб – насекомые – птицы, трава – олень – волк.) – Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)IV. Игра «Что будет, если…». Ответьте на эти вопросы. 1. 10 лет будет идти дождь? 2. С неба будут падать вместо снега сахаринки? 3. Вместо птиц по небу начнут летать слоны? 4. Люди будут вырубать леса? 5. Будут сливать грязную воду в реки? 6. Будут уничтожать насекомых.  –   Рассмотрите   картинки   и   продолжите   фразу.   (–   Кто   же   еще   связан   с   природой?  (Таблица «Человек».) В ы в о д .  Что же  такое экология?  (Экология  – это наука  о связях  между живой  и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой.) V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса». 1. П е р в и ч н о е   ч т е н и е .   Самуил Маршак ­ Праздник леса Что мы сажаем, Сажая Леса? Мачты и реи ­ Держать паруса,Рубку и палубу, Ребра и киль ­ Странствовать По морю В бурю и штиль. Что мы сажаем, Сажая Леса? Легкие крылья ­ Лететь в небеса. Стол, за которым Ты будешь писать. Ручку, Линейку, Пенал И тетрадь. Что мы сажаем, Сажая Леса? Чащу, Где бродят Барсук и лиса. Чащу, Где белка Скрывает бельчат, Чащу, Где пестрые Дятлы Стучат. Что мы сажаем, Сажая Леса? Лист, На который Ложится роса, Свежесть лесную, И влагу, И тень, ­ Вот, что сажаем В сегодняшний день. – Подумайте, какой праздник у леса?  2. С л о в а р н а я   р а б о т а .   Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля. – Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу?  3. В ы б о р о ч н о е   ч т е н и е .   – Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между животными и растениями, живой и неживой природой).  – Для чего и кому нужен лес?  – Что мы можем сделать для его охраны?4. Р а б о т а   н а д   в ы р а з и т е л ь н ы м   ч т е н и е м . – Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.)  – На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем, расставим паузы.  – С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему? Дети читают стихотворение. – Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу.  Н а   д о с к е : чистый лист, в центре – человек, вокруг черные пятна.  – То, что вы видите здесь, – газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты – ее страничка. А готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный.  1 ­ й   к о р р е с п о н д е н т . Я буду говорить о голубом поле. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.  – Что это? (Воздух.)  – Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля, что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.) 2 ­ й   к о р р е с п о н д е н т .  Догадайтесь, что  обозначает  синяя  страничка. Меня льют, меня пьют, Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)  – Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье?  3 ­ й   к о р р е с п о н д е н т .  Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. В облаках кружится птица, Скачет по ветвям куница, Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг, Человек природе друг.  – Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения на природе.  VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу. – Найдите ошибки в поведении школьников.  – Как вы бы поступили на их месте?  Учитель  «снимает  пятна»  с  зеленого  поля,  под  ними – животные, птицы.  – Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом мире.  VII. Итог урока. – Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя?  (Природу нужно охранять, иначе погибнем сами.)