Данный урок по чтению на тему "Что такое экология" предназначен для учащихся 4 класса. Урок даёт возможность ознакомить детей с понятием "экология" и дать определение науки «экология»; С помощью информации из данного урока дети учатся делать вывод, что в природе всё взаимосвязано. Урок воспитывает бережное отношение к окружающему, к природе.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа  № 17 г. Феодосии Республики
Крым»
Урок по чтению 
«Что такое
экология»
Те
ма:2017 г.
Учитель 4 В класса: 
Глущенко Л. В.
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? С. Я. МАРШАК. «ПРАЗДНИК ЛЕСА»
Ц е л и :   продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение
науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе. 
О б о р у д о в а н и е : таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации
для словарной работы. 
I. Организационный момент.
В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .
Х о д   у р о к а
– Ребята,  я  рада  приветствовать  вас  на  необычном  уроке.  Почему необычном? А потому, что мы
объединили два урока: чтение и окружающий мир. 
Начнем  с   погоды   на   сегодняшний   день  (дежурный).   Проследите   по  дневнику   наблюдений,   какой
самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего?
II. Мотивация учебной деятельности. 
– Нам  пришла  телеграммазагадка,  догадайтесь,  ребята,  кто  прислал ее. 
У ч е н и к   (читает текст телеграммы).  Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не
нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если
бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. 
У ч и т е л ь . Кто прислал телеграмму? (Сова.)
– Почему вы так думаете? 
– Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба? 
– Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова». 
Ч т е н и е   « в   л и ц а х »   т е к с т а   « С о в а »
– Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову? 
– Что изменилось с прилетом совы на луг? 
– Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.) 
III. Введение в тему урока.
– Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной
наукой, которая называется экология (экос – дом, логос – наука). Именно эта наука доказывает, что все в
природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи. 
Таблица «Лес и его обитатели».– Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.) 
– Какие условия необходимы для жизни растений? 
– Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы? 
– Что  же  связано  между  собой?  (Таблица  «Живая  и  неживая  природа».)
– Какие лесные обитатели появились на поляне? 
Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши.
           
– Где можно встретить этих животных? Что они едят? 
 Как связаны с растениями насекомые? (Гусеница, жук.)
– На кого охотятся волк, лиса? 
 Составьте цепи питания.
–  (жёлудь – мышь – сова, дуб – насекомые – птицы, трава – олень – волк.)
– Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)IV. Игра «Что будет, если…».
Ответьте на эти вопросы.
1. 10 лет будет идти дождь?
2. С неба будут падать вместо снега сахаринки?
3. Вместо птиц по небу начнут летать слоны?
4. Люди будут вырубать леса?
5. Будут сливать грязную воду в реки?
6. Будут уничтожать насекомых. 
–   Рассмотрите   картинки   и   продолжите   фразу.   (–   Кто   же   еще   связан   с   природой?  (Таблица
«Человек».)
В ы в о д .  Что же  такое экология?  (Экология  – это наука  о связях  между живой  и неживой
природой, растениями и животными, человеком и природой.)
V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса».
1. П е р в и ч н о е   ч т е н и е .  
Самуил Маршак  Праздник леса
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи 
Держать паруса,Рубку и палубу,
Ребра и киль 
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья 
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, 
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
– Подумайте, какой праздник у леса? 
2. С л о в а р н а я   р а б о т а .  
Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля.
– Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу? 
3. В ы б о р о ч н о е   ч т е н и е .  
– Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между
животными и растениями, живой и неживой природой). 
– Для чего и кому нужен лес? 
– Что мы можем сделать для его охраны?4. Р а б о т а   н а д   в ы р а з и т е л ь н ы м   ч т е н и е м .
– Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.) 
– На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем,
расставим паузы. 
– С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему?
Дети читают стихотворение.
– Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу. 
Н а   д о с к е : чистый лист, в центре – человек, вокруг черные пятна. 
– То, что вы видите здесь, – газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты – ее страничка. А
готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный. 
1  й   к о р р е с п о н д е н т . Я буду говорить о голубом поле.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. 
– Что это? (Воздух.) 
– Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля,
что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.)
2  й   к о р р е с п о н д е н т .  Догадайтесь, что  обозначает  синяя  страничка.
Меня льют, меня пьют,
Всем нужна я, кто я такая? (Вода.) 
– Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье? 
3  й   к о р р е с п о н д е н т . 
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
В облаках кружится птица,
Скачет по ветвям куница,
Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг,
Человек природе друг. 
– Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения
на природе. 
VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу.
– Найдите ошибки в поведении школьников. 
– Как вы бы поступили на их месте? 
Учитель  «снимает  пятна»  с  зеленого  поля,  под  ними – животные, птицы. 
– Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом
мире. 
VII. Итог урока.
– Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя?  (Природу
нужно охранять, иначе погибнем сами.)