Данный урок по чтению на тему "Что такое экология" предназначен для учащихся 4 класса. Урок даёт возможность ознакомить детей с понятием "экология" и дать определение науки «экология»; С помощью информации из данного урока дети учатся делать вывод, что в природе всё взаимосвязано. Урок воспитывает бережное отношение к окружающему, к природе.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 г. Феодосии Республики
Крым»
Урок по чтению
«Что такое
экология»
Те
ма:2017 г.
Учитель 4 В класса:
Глущенко Л. В.
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? С. Я. МАРШАК. «ПРАЗДНИК ЛЕСА»
Ц е л и : продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение
науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.
О б о р у д о в а н и е : таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации
для словарной работы.
I. Организационный момент.
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Х о д у р о к а
– Ребята, я рада приветствовать вас на необычном уроке. Почему необычном? А потому, что мы
объединили два урока: чтение и окружающий мир.
Начнем с погоды на сегодняшний день (дежурный). Проследите по дневнику наблюдений, какой
самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего?
II. Мотивация учебной деятельности.
– Нам пришла телеграммазагадка, догадайтесь, ребята, кто прислал ее.
У ч е н и к (читает текст телеграммы). Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не
нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если
бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.
У ч и т е л ь . Кто прислал телеграмму? (Сова.)
– Почему вы так думаете?
– Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба?
– Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова».
Ч т е н и е « в л и ц а х » т е к с т а « С о в а »
– Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову?
– Что изменилось с прилетом совы на луг?
– Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.)
III. Введение в тему урока.
– Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной
наукой, которая называется экология (экос – дом, логос – наука). Именно эта наука доказывает, что все в
природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи.
Таблица «Лес и его обитатели».– Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.)
– Какие условия необходимы для жизни растений?
– Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы?
– Что же связано между собой? (Таблица «Живая и неживая природа».)
– Какие лесные обитатели появились на поляне?
Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши.
– Где можно встретить этих животных? Что они едят?
Как связаны с растениями насекомые? (Гусеница, жук.)
– На кого охотятся волк, лиса?
Составьте цепи питания.
– (жёлудь – мышь – сова, дуб – насекомые – птицы, трава – олень – волк.)
– Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)IV. Игра «Что будет, если…».
Ответьте на эти вопросы.
1. 10 лет будет идти дождь?
2. С неба будут падать вместо снега сахаринки?
3. Вместо птиц по небу начнут летать слоны?
4. Люди будут вырубать леса?
5. Будут сливать грязную воду в реки?
6. Будут уничтожать насекомых.
– Рассмотрите картинки и продолжите фразу. (– Кто же еще связан с природой? (Таблица
«Человек».)
В ы в о д . Что же такое экология? (Экология – это наука о связях между живой и неживой
природой, растениями и животными, человеком и природой.)
V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса».
1. П е р в и ч н о е ч т е н и е .
Самуил Маршак Праздник леса
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи
Держать паруса,Рубку и палубу,
Ребра и киль
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень,
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
– Подумайте, какой праздник у леса?
2. С л о в а р н а я р а б о т а .
Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля.
– Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу?
3. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е .
– Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между
животными и растениями, живой и неживой природой).
– Для чего и кому нужен лес?
– Что мы можем сделать для его охраны?4. Р а б о т а н а д в ы р а з и т е л ь н ы м ч т е н и е м .
– Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.)
– На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем,
расставим паузы.
– С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему?
Дети читают стихотворение.
– Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу.
Н а д о с к е : чистый лист, в центре – человек, вокруг черные пятна.
– То, что вы видите здесь, – газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты – ее страничка. А
готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный.
1 й к о р р е с п о н д е н т . Я буду говорить о голубом поле.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
– Что это? (Воздух.)
– Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля,
что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.)
2 й к о р р е с п о н д е н т . Догадайтесь, что обозначает синяя страничка.
Меня льют, меня пьют,
Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)
– Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье?
3 й к о р р е с п о н д е н т .
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
В облаках кружится птица,
Скачет по ветвям куница,
Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг,
Человек природе друг.
– Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения
на природе.
VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу.
– Найдите ошибки в поведении школьников.
– Как вы бы поступили на их месте?
Учитель «снимает пятна» с зеленого поля, под ними – животные, птицы.
– Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом
мире.
VII. Итог урока.
– Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя? (Природу
нужно охранять, иначе погибнем сами.)