Данная разработка поможет при проведении уроков по физической и экономической географии Уральского экономического региона. Показать особенности ЭГП территории, её историю, наличие природных условий и ресурсов. Есть задание связанное с историей развития территории. Итоговое задание поможет выявить уровень освоения материала на уроке.разработка урока по географии " Экспедиция по малахитовому меридиану"
Коломенский городской округ Московской област3.docx
Коломенский городской округ Московской области
МБОУ «СОШ №18»
Конспект
урока по географии
«Экспедиция по
малахитовому
меридиану »
9 класс
Учитель в.к.к.
Т.Г.Склярова
2016 учебный год
Тема: «Экспедиция по малахитовому меридиану» Цели:
продолжить формирование представлений и знаний о природе различных территорий
страны;
проследить историю заселения и освоения района;
познакомить с природными условиями и ресурсами Урала, их особенностями и
влиянием на развитие хозяйств
сформировать представления о важнейших проблемах Урала;
продолжить формирование умения работать с различными источниками
географической информации и картографической грамотности;
формировать чувства духовности, нравственности, патриотизма, чувства уважения и
любви к Родине;
формировать экологическое сознание на примере истощения минеральных ресурсов,
сведения лесов, загрязнения воздуха
Учебнонаглядный комплекс: физическая России, таблицы, схемы, книги,
дидактический раздаточный материал, слайдшоу.
Ход урока:
I. Учитель: Сегодня мы продолжаем нашу экспедицию по одному из прекраснейших
уголков нашей Родины – Уралу. Цель нашей работы используя полученные ранее знания,
выяснить, какими природными ресурсами богат Урал, как они используются человеком,
спрогнозировать развитие этой территории. Мы продолжаем работать в группах. Наша
экспедиция будет работать по следующему плану:
I. Инструктаж экспедиционных групп
II. Задание для камеральной работы – д/з
III. Загадки Хозяйки Медной горы – проверка д/з
IV. Выбор маршрута
V. Страницы прошлого листая…
VI. Привал: «Остановись мгновенье, ты прекрасно…»
VII. Где, что уродилось – всей России пригодилось
VIII. Заглянем в будущее
IX. Ода Уралу – составление синквейна
X. Подведение итогов экспедиции
Во время работы каждый из вас, кроме оценки за выполненные задания, может получить
дополнительные камешки из малахитовой шкатулки, которые будут учтены при
подведении итогов и смогут принести вам дополнительный балл.
Прежде, чем мы отправимся в Царство Хозяйки Медной горы, получите задания для
камеральной (домашней) работы.
II. Домашнее задание: (комментарий учителя)
1. Используя текст учебника параграф 34, карты атласа закончите картусхему:
2.Подготовьте ответ на один из вопросов по вашему выбору:
Как отразилось многообразие полезных ископаемых Урала на названии населённых
пунктов? Приведите примеры.
В чём основное отличие рек восточных и западных склонов Урала? Ответ обоснуйте. Объясните, с чем связаны изменчивость и неустойчивость погоды во все времена года,
заморозки, усиление засухи, пыльные бури на Урале?
С чем связано происхождение большого количества пещер на Западном Урале? Чем
знаменита Кунгурская пещера?
III. Учитель: Для того, чтобы приступить к дальнейшему изучению территории нам
необходимо преодолеть препятствия, которые воздвигает на нашем пути Хозяйка Медной
горы. Только после того, как вы ответите на её вопросы, она разрешит нам двигаться
дальше. На работу вам предоставляется 5 минут.
(Учащиеся решают тесты. По истечении времени проводится самопроверка. В ответе
получается
I вариант – Бажов
II вариант Ермак
Приложение № 1.)
Норма оценок: правильно всё слово – «5»
1 ош. «4»
2 ош. «3»
Дополнительный вопрос: Как фамилии этих людей связаны с Уралом?
IV. Учитель: Успешно преодолев препятствия, наши экспедиционные группы приступают к
работе. Сначала каждая группа должна выбрать территорию, на которой она будет
проводить исследования. По описанию определите, какой природный комплекс Урала вам
необходимо изучить и оценить, с точки зрения, наличия природных ресурсов и их
использования.
(Группам раздаются описания природных комплексов. В течение 3 минут определяется
территория и показывается на картесхеме. Представители групп показывают свои
территории на большой карте – схеме). (Приложение № 2.)
V. Учитель: Маршруты своих групп вы определили, но прежде, чем вы приступите к
выполнению основного задания повернём часы истории назад и заслушав выступления
учащихся постараемся ответить на вопрос: Почему Урал называют «батюшкой», «кузницей
страны», « хребтом русской обороны»?
(Ученики слушают сообщения детей, получивших опережающее задание, после чего
отвечают на поставленный вопрос). (Приложение № 3.)
VI. Учитель: Чтобы лучше представить себе территорию о которой идёт речь, давайте
посмотрим на неё. Привал: «Остановись мгновение, ты, прекрасно…». Слайдшоу с видами
Урала сопровождающееся музыкой. Минута отдыха.
VII. Учитель: С давних времён седой непоколебимый горный кряж, стоящий на грани
Европы и Азии, привлекал внимание людей своими богатствами. Что же это за богатства.
На этот вопрос вы ответите через 6 минут, выполнив следующее задание. Используя тексты
учебника и карты атласа, определите, чем богата ваша территория, и условными знаками
по мере их преобладания, отметьте их на карте. Сделайте вывод об их использовании.
(Дети читают тексты параграфа 34 (разделы, касающиеся их территорий), обсуждают,
определяют наличие ресурсов, их объём. Представители групп выходят к доске и знаками
на магнитной основе, разного размера показывают наличие ресурсов своей территории,
обосновывают ответ на вопрос. Остальные работают в картахсхемах.)
VIII. Учитель: Природные ресурсы Урала очень разнообразны и активно используются
человеком в его деятельности, сейчас попробуем заглянуть в будущее. Интенсивное использование природных ресурсов приводит к негативным последствиям, возникновению
экологических проблем, проблемы рационального природопользования. Используя текст
учебника, выделите основные проблемы, связанные с использованием природных ресурсов
Урала, из перечняподсказки предложите мероприятия по борьбе с негативными
последствиями. Заполните таблицу. На работу отводится 5 минут.
( Дети работают в группах. Обсуждают тексты, заполняют таблицу. После окончания
работы представители групп зачитывают по одному примеру из таблицы, проводится
общее обсуждение.)
IX. Учитель: Наша экспедиция подходит к концу. Вы познакомились с ещё одним
удивительным уголком нашей Родины. Предлагаю вам, за 3 минуты, написать «Оду
Уралу!».
(Каждая группа на листочке заполняет синквейн. Представители групп зачитывают
работы)
X. Учитель: Вы очень хорошо поработали сегодня (проводится комментарий оценок).
Цель нашего урока достигнута. В следующий раз нас ждёт новое увлекательное
путешествие.
Спасибо за урок. Урок окончен. Приложение № 1.
Тест
Вариант 1.
В каждом вопросе только один правильный ответ.
1. Особенности ФГП Урала:
Е) субширотное положение;
Б) субмеридианальное положение;
Л) водораздел Тихого и Атлантического океана;
Г) на границе западной и Восточной Сибири
2. Самая высокая точка Северного Урала:
А) г. Народная; Д) г. Ямантау;
В) г. Денежкин Камень; Ж) г. Юрма.
3. Предуралье наиболее богато:
К) железными и медными рудами; А) золотом, рудами;
И) драгоценными камнями; Ж) нефтью, газом, солями.
4. Какие характеристики климата относятся к западным склонам Полярного и
Приполярного Урала:
Г) выпадает больше всего осадков – более 1000 мм в год;
К) годовая сумма осадков составляет около 350 мм;
О) средние температуры июля + 6…+8оС, января – 20оС;
Г) средние температуры июля + 20…+22оС, января – 16оС.
5. Природа какого комплекса Урала наиболее благоприятна?
В) Южного; И) Северного;
К) Зауралья; М) Среднего
Вариант 2.
В каждом вопросе только один правильный ответ.
1. Главная причина незначительной высоты Уральских гор:
А) молодой возраст;
В) малые поднятия в новейшее время;
Л) наличие вулканизма и землетрясений;
Е) древний возраст
2. Самая высокая точка Южного Урала:
К) г. Константинов Камень; Н) г. Народная;
О) г. Качканар; Р) г. Ямантау.
3. Восточный Урал наиболее богат:
А) нефтью, газом, солями; М) железными и медными рудами; И) каменным углем; Ж) торфом, горючими сланцами.
4. Какие характеристики климата относятся к восточным склонам Южного Урала:
Г) выпадает больше всего осадков – более 1000 мм в год;
М) средние температуры июля + 6…+8оС, января – 20оС;
А) средние температуры июля + 20…+22оС, января – 16оС.
5. Природа какого комплекса Урала наиболее сурова?
Г) Среднего; И) Южного;
К) Полярного; П) Приуралья
Приложение 2.
Тексты к заданию «Выбор маршрута»
Группа 1.
Это малонаселённый, пустынный край. Дикостью и суровостью веет от его природы. Здесь
бывает холодное и короткое лето, часто дождливое и туманное. Воздух переполняется
мириадами комаров и мошек, от которых негде укрыться.
Всюду голые скалистые вершины, глубокие ущелья, большую часть года лежит снег. Но…
жизнь пробивается и в этом суровом, холодном скалистом краю. В долинах, защищённых
от ледяных полярных ветров, на маломощных почвах, ютятся угнетённая лиственница,
низкорослая ель, ольха, ива, полярная берёза и всюду пышные ковры мхов, а на скалах –
лишайников.
Группа 2.
Царство сплошного дремучего леса: елей пихт, лиственниц на восточных склонах – сосен.
Русла рек часто бывают завалены массой свалившихся деревьев. Низины заняты зыбкими
болотами. Привольно живут и размножаются в этих лесистых горах медведи, росомахи,
соболя, куницы, белки. По моховым болотам и ягельникам пасётся дикий северный олень.
Верхние части гор – это царство горных россыпей, одиночных скал и осыпей.
Угрюм и суров этот край.
Группа 3.
Небольшие высоты, мягкость рельефа, пологие склоны придают хребтам вид спокойных,
навеки отвердевших каменных волн или увалов. Переходя с западного склона на восточный
часто можно не заметить самого водораздела. Умеренный климат в сочетании с мягким
рельефом в высшей степени сказался на развитии прекрасной лесной растительности. На
сотни и тысячи километров расстилаются еловые, пихтовые, сосновые леса. Здесь во
множестве встречаются красавицы лиственницы и могучие кедры, огромные берёзовые и
осиновые массивы.
Живописна и жизнерадостна природа этой территории. Здесь обильны широколиственные
клёны, вязы, липы, орешник. Особую прелесть придают покрытые лесами сглаженные
вершины и склоны гор, живописны долины быстрых рек западного склона с роскошными
Группа 4. лугами. Количество дней с температурой свыше 100 составляет 140, а безморозный период
130 дней. Поэтому здесь выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свёклу.
Группа 5.
Холмистая равнина с глубокими долинами. Здесь широко развит карстовый рельеф. Масса
воронок и котловин. Многочисленные пещеры с подземными залами, гротами и
подземными озёрами в них. Преобладают хвойношироколиственные леса, в южной части
предгорные лесостепи с лесами из берёзы, дуба, сосны. Здесь сосредоточены
нефтегазодобывающие и нефтехимические предприятия. Между северной и южной
частями имеются значительные различия.
Тексты к заданию «Страницы прошлого листая…»
Приложение 3.
Из истории Тагильских заводов
Ермак перевалил через Камень, как тогда называли Урал, в конце XVI столетия, а в 1643
году на реке Тагиле была основана Тагильская слобода. В 1696 г. верхотурский воевода
Дмитрий Протасьев представил царю Петру образцы с реки Тагила и железную руду с реки
Нейвы. Первый зауральский завод был построен казённым иждивением на реке Нейве и в
1703 г. был передан тульскому кузнецу Никите Демидовичу Антуфьеву (фамилию
Демидова Никита Демидович принял впоследствии) с условием выкупа воинскими
снарядами в течение пяти лет. Благодаря энергии и предприимчивости старшего сына
Никиты Антуфьева , Акинфия, условленное количество воинских снарядов было
приготовлено в три года, и таким образом Невьянский завод поступил в пользование
Демидовых.
(По Д.МаминуСибиряку)
Ермак Тимофеевич
Разные неурядицы и неправды издавна развели на Руси много народа, который, не уживаясь
у себя дома, уходил за рубеж, особенно за южный, и там селился.
Донские казаки разбойничали больше всего по реке Волге, так как здесь был большой
торговый путь. Царь Иван Грозный не раз посылал против них своих воевод; воеводы
ловили и казнили казаков, но разбой и грабёж всётаки не переводился. В одной из таких
разбойничьих шаек атаманом был казак, именем Ермак Тимофеевич. Имя Ермака наводило
на всех такой страх, что скоро весть о его воровских делах донеслась до Москвы. Царь
выслал сильную рать унимать казаков. Царское войско побило, половило и перевешало
много душегубцев, но Ермак со своей шайкой увернулся и пошёл наутёк вверх по Волге, к
Камереке, в Пермский край.
В том далёком краю, куда плыл Ермак, уже издавна жили русские люди. Самые богатые
между ними были купцы Строгановы: они владели большой землёй, держали большой
промысел, варили соль, пахали пашню, вели торг. Строгановы срубили два городка,
накупили пушек и всякого воинского снаряда, приискали ратных людей и велели им
оборонять землю. Недалеко от строгановской земли тянулись Уральские горы, а за горами
лежала страна, которая теперь зовётся Сибирью. Задумали Строгановы прибрать к своим рукам Сибирскую землю. Послали они к царю Ивану Грозному просьбу, чтобы дозволил им
воевать Сибирскую землю. Государь дозволил.
Прослышали они про Ермака, про его отвагу и удаль и пригласили к себе на службу. Два
года прожил Ермак у Строгановых, оборонял землю от соседских народов и ходил их
воевать в их же земли. Когда стало вокруг строгановских земель мирно и покойно,
Строгановы снарядили Ермака в Сибирь. 1 сентября 1581 года Ермак Тимофеевич с
товарищами пустился в путь, который был удачно преодолён. Русские вступили в Сибирь.
(По
А.Муранову)
Урал
Урал! Завет веков и вместе
Предвестье будущих времён,
И в наши души, точно песня, могучим басом входит он.
Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
Когда на запад эшелоны,
На край пылающей земли,
Ту мощь брони незачехлённой
Стволов и гусениц везли,
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова: Батюшка Урал…
(А.Т.Твардовский)
Приложение 4.
Перечень подсказок к заданию: «Загляни в будущее»
Меры природоохранной деятельности:
1.Строительство очистных сооружений.
2.Улучшение технологии производства, замена устаревшего оборудования.
3.Увеличение добычи леса.
4.Проведение мелиоративных работ.
5.Безотходное производство.
6.Увеличение посевных площадей.
7.Посадки леса.
8.Улучшение пастбищ.
9.Увеличение добычи полезных ископаемых открытым способом.
10. Рекультивация земель.
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Разработка урока по географии 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.