Разработка урока по химии по теме "Химические свойства хлора. Соединения хлора". Можно использовать для проведения уроков химии в 8 классе. Знакомит учащихся с химическими свойствами хлора, соединениями хлора. Предлагается работа с таблицами, тестовые задания различной сложности на выбор ученика. Домашнее задание в виде тестов.
Слушатель: Гусева Софья Николаевна
Кемеровский муниципальный район
МБОУ «Ягуновская СОШ»Тема урока: «Химические свойства хлора. Соединения хлора».
Класс: 9 (базовый уровень)
После урока обучающиеся должны знать и уметь:
знать химические свойства хлора и его различные соединения
уметь в виде уравнений реакции отражать химические свойства хлора,
применять знания в написании цепочек превращений и тестов.
Тип урока: получение новых знаний
Методы: словеснонаглядные; формы: беседа, работа с текстом.
Цель:
Изучение химических свойств хлора и его соединений.
Задачи:
обучающие
1. Сформировать умения:
А) характеризовать химические свойства хлора;
Б) характеризовать соединения хлора;
2. Продолжить формировать умения:
А) написания химических уравнений, расставление коэффициентов и
индексов в уравнениях;
Б) работать с учебной литературой.
развивающие
Развивать у учащихся:
А) Умение выделять главное в изучаемом материале;
Б) Логическое мышление через умение анализировать;В) Умение делать выводы;
воспитательные
Воспитывать у учащихся:
А) культуру умственного труда;
Б) стремление к самообразованию, трудолюбию;
В) Экологическое воспитание.
ПЛАН УРОКА
1 Организационный момент ( 2мин.)
2 Постановка целей и задач (5 мин)
3 Изучение нового материала (20 мин)
1 Объяснение химических свойств хлора учителем (10 мин.);
2 .Изучение соединений хлора самостоятельно (10 мин.)
4. Закрепление материала( работа по карточкам) (13 минут)
5.Домашнее задание 2 мин
6. Рефлексия 3 мин
Ход урока:
Организационный момент ( 2 минуты)
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию подготовка
учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм. Психологическая
подготовка к общению на уроке.
Постановка цели и задач (5 минут)
Давайте вспомним с вами положение хлора в ПСХЭХлор в периодической системе химических элементов находится в 3 периоде,
VII группе, главной подгуппе (подгуппа галогенов) .
Заряд ядра атома Z = +[N(p+)] = + 17
Количество протонов N(p+) = 17
Количество электронов N(e) = 17
В возбужденном сотоянии:
1) 3s2 3p5 3d0 + hn > 3s2 3p4 3d1
3 неспаренных электрона (2 электрона на 3рподуровне и 1 электрон на 3d
подуровне) , следовательно валентность равна 3
Пример соединения: HClO2, Cl2O3
2 ) 3s2 3p4 3d1 + hn > 3s2 3p3 3d2
5 неспаренных электронов (3 электрона на 3рподуровне и 2 электрона на 3d
подуровне) , следовательно валентность равна 5
Пример соединения: HClO3, Cl2O5
3 ) 3s2 3p3 3d2 + hn > 3s1 3p3 3d3
7 неспаренных электронов (1 электрон на 3sподуровне, 3 электрона на 3р
подуровне и 3 электрона на 3dподуровне), следовательно валентность равна
7.
В невозбужденном состоянии у атома хлора на 3 энергетическом уровне
находится один неспаренный электрон, следовательно, невозбужденный атом
хлора может проявлять валентность 1.Из всего выше сказанного можно судить о том, что хлор проявляет в
соединениях разные степени окисления:
HCl степень окисления хлора 1
HClO3 степень окисления хлора +5
HClO4 степень окисления хлора +7
Как вы думаете, если хлор обладает различными степенями окисления,
разнообразны ли его химические свойства и образует ли он различные
соединения?
Наша задача сегодня познакомиться с химическими свойствами хлора и его
разнообразными соединениями.
Изучение нового материала
(Химические свойства хлора10 минут)
Хлор – очень активный неметалл, поэтому взаимодействует со многими
веществами.
1. Взаимодействие с простыми веществами
a) с водородом:
Cl2 + H2 = 2HCl
б) с металлами:
Cl2 + 2Na = 2NaCl
3Cl2 + 2Fe = 2FeCl3в) с некоторыми менее электроотрицательными неметаллами:
3Cl2 + 2P = 2PCl3
Cl2 + S = SCl2
2. Взаимодействие со сложными веществами
а) с растворами щелочей:
на холоде: Cl2 +2 NaOH = NaCl + NaClO + H2O
при нагревании: 3Cl2+ 6 KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O
д) со многими органическими веществами:
Cl2 + CH4 = CH3Cl + HCl
C6H6 + Cl2 = C6H5Cl + HCl
А теперь давайте познакомимся с соединениями хлора. Для этого давайте
заполним таблицу при помощи материала учебника. (см заполнение таблицы)
(самостоятельное заполнение таблицы 10 минут)
Название
соединения
Хлороводород
Оксид хлора I
Диоксид хлора
Хлорноватистая
кислота
Формула
Свойства
Где используется.
Cl2O
ClO2.
HClOХлористая
кислота
Хлористая
кислота
Хлорноватая
кислота
HClO2
HClO2
HClO3
Закрепление изученного материала( 13 минут)
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.
I вариант (для учащихся на оценку “3”).
1. Перечислть важнейшие физические свойства хлора и назвать области
его применения.
2. Расставить коэффициенты в данных схемах, назвать продукты реакции:
a) Na + Cl2
NaCl? c) P + Cl2
PCl3?
b) Cl2 + H2 HCl ? d) Cl2 + KBr
KCl + Br2 ?
II вариант (для учащихся на оценку “4”).
1.Определить степени окисления хлора в соединениях, назвать эти вещества:
NaCl; KClO3; CCl4; Cl2O7; ClF.
2. Закончить уравнения реакций и определить, в каких из них хлор проявляет
окислительные, а в каких– восстановительные свойства:
a) Cl2 + H2 = ? c) F2 + NaCl = ?
b) Cl2 + NaBr = ? d) MnO2 + HCl = ?
III вариант (для учащихся на оценку “5”).1. Ранее хлор получали в промышленности по реакции:
4 HCl(г) + O2(г) = 2 Cl2(г) + 2 H2O(ж) Q.
Указать условия, при которых достигается максимальный выход хлора
(смещение равновесия вправо).
2.Написать уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:
NaCl
Cl2
KClO3 KCl HCl
AgCl.
Домашнеее задание ( 2 минуты)
Раздаем тест и объясняем, как делать.
Тест “Хлор”
Вариант 1
1. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня
соответствует атому хлора?
а) 2s22p6; б) 2s22p3; в) 3s23p5; г) 2s22p5.
2. Хлор впервые получил
а) А. Авогадро; б) А.Беккерель; в) К. Шееле; г) Г. Кавендиш.
3. Галоген, обладающий наибольшим значением электроотрицательности это
а) I; б) Br; в) CL; г) F.
4. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении
а) HCLO; б) KCLO3; в) HCL; г) Cl2O7.
5. Объём хлороводорода (н.у.) полученного при сжигании 10л водорода в
хлоре, равен
а) 22,4 л; б) 10 л; в) 20 л; г) 44,8 л.
6. Установите соответствие между химической формулой соединения и
степенью окисления хлора в нем.Формула соединения
Степень окисления хлора
1) HCLO.
2) KCL
3) Cl2
4) HCLO3
Вариант 2
а) +1.
б) –1.
в) 0
г) +5.
д) –3.
1. Степень окисления –1 хлор проявляет в соединении:
а) HCL; б) CL2; в) Cl2O7; г) KCLO3.
2. Хлор при обычных условиях:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом; б) газ жёлтозелёного цвета с
резким удушливым запахом; в) жидкость краснобурого цвета;
г) кристаллы темнофиолетового цвета.
3. На наружном энергетическом уровне атомов галогенов находится:
а) два sэлектрона и пять рэлектронов; б) один sэлектрон;
в) пять рэлектронов; г) два sэлектрона и шесть рэлектронов.
4. Объём хлора (н.у) затраченного на получение 2л хлороводорода, равен
а) 2 л; б) 22.4 л; в) 1 л; г) 44,8 л.
5. Галоген, обладающий наименьшим значением электроотрицательностиэто
а) I; б) Br; в) CL; г) F.
6. Установите соответствие между химической формулой соединения и
степенью окисления хлора в нем.Формула соединения
Степень окисления хлора
1) HCLO.
2) KCL
3) Cl2
4) HCLO3
а) –3.
б) –1.
в)+5.
г) 0
д) +1
Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 3 минуты)
На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – “всё понятно”,
зеленая – “есть затруднения”, синяя – “нужна помощь”. Выберите карточки по
мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.