Разработка урока по химии по теме "Химические свойства хлора. Соединения хлора". Можно использовать для проведения уроков химии в 8 классе. Знакомит учащихся с химическими свойствами хлора, соединениями хлора. Предлагается работа с таблицами, тестовые задания различной сложности на выбор ученика. Домашнее задание в виде тестов.
урок.docx
Слушатель: Гусева Софья Николаевна
Кемеровский муниципальный район
МБОУ «Ягуновская СОШ» Тема урока: «Химические свойства хлора. Соединения хлора».
Класс: 9 (базовый уровень)
После урока обучающиеся должны знать и уметь:
знать химические свойства хлора и его различные соединения
уметь в виде уравнений реакции отражать химические свойства хлора,
применять знания в написании цепочек превращений и тестов.
Тип урока: получение новых знаний
Методы: словеснонаглядные; формы: беседа, работа с текстом.
Цель:
Изучение химических свойств хлора и его соединений.
Задачи:
обучающие
1. Сформировать умения:
А) характеризовать химические свойства хлора;
Б) характеризовать соединения хлора;
2. Продолжить формировать умения:
А) написания химических уравнений, расставление коэффициентов и
индексов в уравнениях;
Б) работать с учебной литературой.
развивающие
Развивать у учащихся:
А) Умение выделять главное в изучаемом материале;
Б) Логическое мышление через умение анализировать; В) Умение делать выводы;
воспитательные
Воспитывать у учащихся:
А) культуру умственного труда;
Б) стремление к самообразованию, трудолюбию;
В) Экологическое воспитание.
ПЛАН УРОКА
1 Организационный момент ( 2мин.)
2 Постановка целей и задач (5 мин)
3 Изучение нового материала (20 мин)
1 Объяснение химических свойств хлора учителем (10 мин.);
2 .Изучение соединений хлора самостоятельно (10 мин.)
4. Закрепление материала( работа по карточкам) (13 минут)
5.Домашнее задание 2 мин
6. Рефлексия 3 мин
Ход урока:
Организационный момент ( 2 минуты)
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию подготовка
учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм. Психологическая
подготовка к общению на уроке.
Постановка цели и задач (5 минут)
Давайте вспомним с вами положение хлора в ПСХЭ Хлор в периодической системе химических элементов находится в 3 периоде,
VII группе, главной подгуппе (подгуппа галогенов) .
Заряд ядра атома Z = +[N(p+)] = + 17
Количество протонов N(p+) = 17
Количество электронов N(e) = 17
В возбужденном сотоянии:
1) 3s2 3p5 3d0 + hn > 3s2 3p4 3d1
3 неспаренных электрона (2 электрона на 3рподуровне и 1 электрон на 3d
подуровне) , следовательно валентность равна 3
Пример соединения: HClO2, Cl2O3
2 ) 3s2 3p4 3d1 + hn > 3s2 3p3 3d2
5 неспаренных электронов (3 электрона на 3рподуровне и 2 электрона на 3d
подуровне) , следовательно валентность равна 5
Пример соединения: HClO3, Cl2O5
3 ) 3s2 3p3 3d2 + hn > 3s1 3p3 3d3
7 неспаренных электронов (1 электрон на 3sподуровне, 3 электрона на 3р
подуровне и 3 электрона на 3dподуровне), следовательно валентность равна
7.
В невозбужденном состоянии у атома хлора на 3 энергетическом уровне
находится один неспаренный электрон, следовательно, невозбужденный атом
хлора может проявлять валентность 1. Из всего выше сказанного можно судить о том, что хлор проявляет в
соединениях разные степени окисления:
HCl степень окисления хлора 1
HClO3 степень окисления хлора +5
HClO4 степень окисления хлора +7
Как вы думаете, если хлор обладает различными степенями окисления,
разнообразны ли его химические свойства и образует ли он различные
соединения?
Наша задача сегодня познакомиться с химическими свойствами хлора и его
разнообразными соединениями.
Изучение нового материала
(Химические свойства хлора10 минут)
Хлор – очень активный неметалл, поэтому взаимодействует со многими
веществами.
1. Взаимодействие с простыми веществами
a) с водородом:
Cl2 + H2 = 2HCl
б) с металлами:
Cl2 + 2Na = 2NaCl
3Cl2 + 2Fe = 2FeCl3 в) с некоторыми менее электроотрицательными неметаллами:
3Cl2 + 2P = 2PCl3
Cl2 + S = SCl2
2. Взаимодействие со сложными веществами
а) с растворами щелочей:
на холоде: Cl2 +2 NaOH = NaCl + NaClO + H2O
при нагревании: 3Cl2+ 6 KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O
д) со многими органическими веществами:
Cl2 + CH4 = CH3Cl + HCl
C6H6 + Cl2 = C6H5Cl + HCl
А теперь давайте познакомимся с соединениями хлора. Для этого давайте
заполним таблицу при помощи материала учебника. (см заполнение таблицы)
(самостоятельное заполнение таблицы 10 минут)
Название
соединения
Хлороводород
Оксид хлора I
Диоксид хлора
Хлорноватистая
кислота
Формула
Свойства
Где используется.
Cl2O
ClO2.
HClO Хлористая
кислота
Хлористая
кислота
Хлорноватая
кислота
HClO2
HClO2
HClO3
Закрепление изученного материала( 13 минут)
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.
I вариант (для учащихся на оценку “3”).
1. Перечислть важнейшие физические свойства хлора и назвать области
его применения.
2. Расставить коэффициенты в данных схемах, назвать продукты реакции:
a) Na + Cl2
NaCl? c) P + Cl2
PCl3?
b) Cl2 + H2 HCl ? d) Cl2 + KBr
KCl + Br2 ?
II вариант (для учащихся на оценку “4”).
1.Определить степени окисления хлора в соединениях, назвать эти вещества:
NaCl; KClO3; CCl4; Cl2O7; ClF.
2. Закончить уравнения реакций и определить, в каких из них хлор проявляет
окислительные, а в каких– восстановительные свойства:
a) Cl2 + H2 = ? c) F2 + NaCl = ?
b) Cl2 + NaBr = ? d) MnO2 + HCl = ?
III вариант (для учащихся на оценку “5”). 1. Ранее хлор получали в промышленности по реакции:
4 HCl(г) + O2(г) = 2 Cl2(г) + 2 H2O(ж) Q.
Указать условия, при которых достигается максимальный выход хлора
(смещение равновесия вправо).
2.Написать уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:
NaCl
Cl2
KClO3 KCl HCl
AgCl.
Домашнеее задание ( 2 минуты)
Раздаем тест и объясняем, как делать.
Тест “Хлор”
Вариант 1
1. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня
соответствует атому хлора?
а) 2s22p6; б) 2s22p3; в) 3s23p5; г) 2s22p5.
2. Хлор впервые получил
а) А. Авогадро; б) А.Беккерель; в) К. Шееле; г) Г. Кавендиш.
3. Галоген, обладающий наибольшим значением электроотрицательности это
а) I; б) Br; в) CL; г) F.
4. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении
а) HCLO; б) KCLO3; в) HCL; г) Cl2O7.
5. Объём хлороводорода (н.у.) полученного при сжигании 10л водорода в
хлоре, равен
а) 22,4 л; б) 10 л; в) 20 л; г) 44,8 л.
6. Установите соответствие между химической формулой соединения и
степенью окисления хлора в нем. Формула соединения
Степень окисления хлора
1) HCLO.
2) KCL
3) Cl2
4) HCLO3
Вариант 2
а) +1.
б) –1.
в) 0
г) +5.
д) –3.
1. Степень окисления –1 хлор проявляет в соединении:
а) HCL; б) CL2; в) Cl2O7; г) KCLO3.
2. Хлор при обычных условиях:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом; б) газ жёлтозелёного цвета с
резким удушливым запахом; в) жидкость краснобурого цвета;
г) кристаллы темнофиолетового цвета.
3. На наружном энергетическом уровне атомов галогенов находится:
а) два sэлектрона и пять рэлектронов; б) один sэлектрон;
в) пять рэлектронов; г) два sэлектрона и шесть рэлектронов.
4. Объём хлора (н.у) затраченного на получение 2л хлороводорода, равен
а) 2 л; б) 22.4 л; в) 1 л; г) 44,8 л.
5. Галоген, обладающий наименьшим значением электроотрицательностиэто
а) I; б) Br; в) CL; г) F.
6. Установите соответствие между химической формулой соединения и
степенью окисления хлора в нем. Формула соединения
Степень окисления хлора
1) HCLO.
2) KCL
3) Cl2
4) HCLO3
а) –3.
б) –1.
в)+5.
г) 0
д) +1
Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 3 минуты)
На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – “всё понятно”,
зеленая – “есть затруднения”, синяя – “нужна помощь”. Выберите карточки по
мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.