разработка урока по химии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по химии по теме "Химические свойства хлора. Соединения хлора". Можно использовать для проведения уроков химии в 8 классе. Знакомит учащихся с химическими свойствами хлора, соединениями хлора. Предлагается работа с таблицами, тестовые задания различной сложности на выбор ученика. Домашнее задание в виде тестов.
Иконка файла материала урок.docx
Слушатель: Гусева Софья Николаевна Кемеровский муниципальный район МБОУ «Ягуновская СОШ»Тема урока: «Химические свойства хлора. Соединения хлора». Класс: 9 (базовый уровень) После урока обучающиеся должны знать и уметь: ­ знать химические свойства хлора и его различные соединения ­уметь в виде уравнений реакции отражать химические свойства хлора,  применять знания в написании цепочек превращений и тестов. Тип урока: получение новых знаний Методы: словесно­наглядные; формы: беседа, работа с текстом. Цель: Изучение  химических свойств хлора и его соединений. Задачи: ­ обучающие 1. Сформировать умения: А) характеризовать химические свойства хлора; Б) характеризовать соединения хлора; 2. Продолжить формировать умения: А) написания химических уравнений, расставление коэффициентов и  индексов в уравнениях; Б) работать с учебной литературой. ­развивающие Развивать у учащихся: А) Умение выделять главное в изучаемом материале; Б) Логическое мышление через умение анализировать;В) Умение делать выводы; ­воспитательные Воспитывать у учащихся: А) культуру умственного труда; Б) стремление к самообразованию, трудолюбию; В) Экологическое воспитание. ПЛАН УРОКА 1 Организационный момент ( 2мин.) 2 Постановка целей и задач (5 мин) 3 Изучение нового материала (20 мин) 1 Объяснение химических свойств хлора учителем (10 мин.); 2 .Изучение соединений хлора самостоятельно (10 мин.)       4. Закрепление материала( работа по карточкам) (13 минут) 5.Домашнее задание 2 мин 6. Рефлексия 3 мин Ход урока: Организационный момент ( 2 минуты) Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию ­ подготовка  учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм. Психологическая  подготовка к общению на уроке.  Постановка цели и задач (5 минут) Давайте вспомним с вами положение хлора в ПСХЭХлор в периодической системе химических элементов находится в 3 периоде,  VII группе, главной подгуппе (подгуппа галогенов) . Заряд ядра атома Z = +[N(p+)] = + 17 Количество протонов N(p+) = 17 Количество электронов N(e­) = 17 В возбужденном сотоянии: 1) 3s2 3p5 3d0 + hn ­­> 3s2 3p4 3d1 3 неспаренных электрона (2 электрона на 3р­подуровне и 1 электрон на 3d­ подуровне) , следовательно валентность равна 3 Пример соединения: HClO2, Cl2O3 2 ) 3s2 3p4 3d1 + hn ­­> 3s2 3p3 3d2 5 неспаренных электронов (3 электрона на 3р­подуровне и 2 электрона на 3d­ подуровне) , следовательно валентность равна 5 Пример соединения: HClO3, Cl2O5 3 ) 3s2 3p3 3d2 + hn ­­> 3s1 3p3 3d3 7 неспаренных электронов (1 электрон на 3s­подуровне, 3 электрона на 3р­ подуровне и 3 электрона на 3d­подуровне), следовательно валентность равна  7. В невозбужденном состоянии у атома хлора на 3 энергетическом уровне  находится один неспаренный электрон, следовательно, невозбужденный атом  хлора может проявлять валентность 1.Из всего выше сказанного можно судить о том, что хлор проявляет в  соединениях разные степени окисления: HCl ­ степень окисления хлора ­1 HClO3 ­ степень окисления хлора +5 HClO4 ­ степень окисления хлора +7 Как вы думаете, если хлор обладает различными степенями окисления,  разнообразны ли его химические свойства и образует ли он различные  соединения? Наша задача сегодня познакомиться с химическими свойствами хлора и его  разнообразными соединениями. Изучение нового материала (Химические свойства хлора­10 минут) Хлор   –   очень   активный   неметалл,   поэтому   взаимодействует   со   многими веществами. 1. Взаимодействие с простыми веществами a) с водородом: Cl2 + H2 = 2HCl б) с металлами: Cl2 + 2Na = 2NaCl 3Cl2 + 2Fe = 2FeCl3в) с некоторыми менее электроотрицательными неметаллами: 3Cl2 + 2P = 2PCl3 Cl2 + S = SCl2 2. Взаимодействие со сложными веществами а) с растворами щелочей: на холоде: Cl2 +2 NaOH = NaCl + NaClO + H2O при нагревании: 3Cl2+ 6 KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O д) со многими органическими веществами: Cl2 + CH4 = CH3Cl + HCl C6H6 + Cl2 = C6H5Cl + HCl А теперь давайте познакомимся с соединениями хлора.  Для этого давайте  заполним таблицу при помощи материала учебника. (см заполнение таблицы) (самостоятельное заполнение таблицы­ 10 минут) Название  соединения Хлороводород Оксид хлора I Диоксид хлора Хлорноватистая кислота  Формула Свойства Где используется. Cl2O ClO2. HClOХлористая  кислота  Хлористая  кислота  Хлорноватая  кислота   HClO2  HClO2 HClO3 Закрепление изученного материала( 13 минут) Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям. I вариант (для учащихся на оценку “3”). 1. Перечислть важнейшие физические свойства хлора и назвать области  его применения. 2. Расставить коэффициенты в данных схемах, назвать продукты реакции: a) Na + Cl2   NaCl?  c) P + Cl2   PCl3? b) Cl2 + H2  HCl ?      d) Cl2 + KBr   KCl + Br2 ? II вариант (для учащихся на оценку “4”). 1.Определить степени окисления хлора в соединениях, назвать эти вещества: NaCl; KClO3; CCl4; Cl2O7; ClF. 2. Закончить уравнения реакций и определить, в каких из них хлор проявляет  окислительные, а в каких– восстановительные свойства: a) Cl2 + H2 = ?         c) F2 + NaCl = ? b) Cl2 + NaBr = ?   d) MnO2 + HCl = ? III вариант (для учащихся на оценку “5”).1. Ранее хлор получали в промышленности по реакции: 4 HCl(г) + O2(г) = 2 Cl2(г) + 2 H2O(ж) ­ Q. Указать условия, при которых достигается максимальный выход хлора  (смещение равновесия вправо). 2.Написать уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения: NaCl  Cl2   KClO3  KCl  HCl   AgCl. Домашнеее задание ( 2 минуты) Раздаем тест и объясняем,  как делать. Тест “Хлор” Вариант 1 1. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня  соответствует атому хлора? а) 2s22p6; б) 2s22p3; в) 3s23p5; г) 2s22p5. 2. Хлор впервые получил а) А. Авогадро; б) А.Беккерель; в) К. Шееле; г) Г. Кавендиш. 3. Галоген, обладающий наибольшим значением электроотрицательности ­ это а) I;  б) Br;  в) CL;  г) F. 4. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении а) HCLO; б) KCLO3; в) HCL; г) Cl2O7. 5. Объём хлороводорода (н.у.) полученного при сжигании 10л водорода в  хлоре, равен  а) 22,4 л; б) 10 л; в) 20 л; г) 44,8 л. 6. Установите соответствие между химической формулой соединения и  степенью окисления хлора в нем.Формула соединения Степень окисления хлора 1) HCLO. 2) KCL 3) Cl2 4) HCLO3   Вариант 2 а) +1. б) –1. в) 0 г) +5. д) –3. 1. Степень окисления –1 хлор проявляет в соединении: а) HCL; б) CL2; в) Cl2O7; г) KCLO3. 2. Хлор при обычных условиях: а) бесцветный газ с резким удушливым запахом; б) газ жёлто­зелёного цвета с  резким удушливым запахом; в) жидкость красно­бурого цвета; г) кристаллы темно­фиолетового цвета. 3. На наружном энергетическом уровне атомов галогенов находится: а) два s­электрона и пять р­электронов; б) один s­электрон; в) пять р­электронов; г) два s­электрона и шесть р­электронов. 4. Объём хлора (н.у) затраченного на получение 2л хлороводорода, равен а) 2 л; б) 22.4 л; в) 1 л; г) 44,8 л. 5. Галоген, обладающий наименьшим значением электроотрицательности­это а) I; б) Br;  в) CL;  г) F. 6. Установите соответствие между химической формулой соединения и  степенью окисления хлора в нем.Формула соединения Степень окисления хлора 1) HCLO. 2) KCL 3) Cl2 4) HCLO3   а) –3. б) –1. в)+5. г) 0 д) +1 Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 3 минуты) На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – “всё понятно”,  зеленая – “есть затруднения”, синяя – “нужна помощь”. Выберите карточки по мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.