Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."
Оценка 4.9

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
23.01.2018
Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."
Главная цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению видов химической связи на примере ковалентной связи, на основе знаний об электроотрицательности и валентных электронах выяснить, каким образом составляются схемы образования ковалентной связи в различных молекулах. Задачами урока являются: знакомство учащихся с типами ковалентной связи; развитие умения составлять схемы образования ковалентных химических связей; способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу, развивать у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе. Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения. Оборудование: презентация, раздаточный материал, коллекция для составления молекул. Методы: беседа, устный опрос, практический, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), взаимопроверка, самопроверка обучающихся, дифференцированное домашнее задание.Урок по химии по теме "Ковалентная связь. Виды связи". Урок изучения новой темы
Конспект урока по химии по теме Ковалентная связь.doc
Тема урока: Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи. Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению видов химической связи на примере  ковалентной связи, на основе знаний об электроотрицательности и валентных электронах выяснить,  каким образом составляются схемы образования ковалентной связи в различных  молекулах. Задачи:  1.Познакомить учащихся с типами ковалентной связи. 2. Развивать умения составлять схемы образования ковалентных химических связей. 3. Способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы. 4. Продолжить развитие представлений о строении вещества. 5. воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу, развивать у обучающихся  активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе. Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения. Оборудование: презентация, раздаточный материал, коллекция для составления молекул. Методы: беседа, устный опрос,  практический, организация упражнений по применению знаний  (групповая, индивидуальная), взаимопроверка, самопроверка обучающихся, дифференцированное  домашнее задание. Ход урока «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знание на деле» (Аристотель) I. Организационный момент (1­2 мин.) Деление на группы: Давайте проиграем в игру «Атомы и молекулы». Каждый из вас один атом,  блуждающий в пространстве. Каждый совершает «броуновское движение» встречаясь с  другими атомами и даже совершая легкое столкновение. По моей команде атомы  объединяются в молекулы, причем молекулы состоят из того количества атомов, которое я  назову. Молекулы состоят из 2­х атомов, из 1­го атома, 3­х атомов, 4­х атомов. Итак у нас  образовались группы.   Основное правило достижения цели Приветствие. К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:  ­ Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить  твоё дело, – сказали они.  ­ Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости  этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по­ настоящему успешным человеком.  Чтобы выбрать кого­то к себе в ученики, Мастер предложил пройти  всем  троим небольшое  испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого  новичка.  ­ Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.  ­ Я вижу дерево, на котором висит мишень.  ­ Что ещё? – спросил Мастер  ­ Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.  ­ Хорошо, ­ сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой? ­ Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.  ­ Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?  ­ Я вижу перед собой мишень! – ответил он.  ­ Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?  ­ Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!  ­ Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои  ученики.    Когда есть цель, всё остальное не имеет значения. Я хочу вас спросить: «А зачем вы приходите на уроки?» Дети приходят на занятия по химии, чтобы делать открытия, чтобы узнать, что то новое. Мы дышим кислородом, пьём воду. Вам хочется узнать как устроены молекулы этих веществ. Продолжаем познавать новое. Тема урока «Ковалентная связь». Положите перед собой Периодическую систему. Она нам  сегодня пригодится. II. Актуализация знаний. Работа с терминологией. “Установи соответствие”   1. Группа 2. Номер периода 3. Химические  реакции. 4. Изотопы 5.  Период 6.Формулировка  периодического закона 7. Номер группы 1. Свойство простых тел, а также формы и свойства   соединений элементов  находятся  в периодической  зависимости от величины зарядов ядер их атомов. 2. Процессы превращения атомов  одних  элементов  в  другие.  3. Вертикальный  столбец химических  элементов.  4. Горизонтальный  ряд химических элементов  начинается  со щелочного металла и заканчивается  инертным  элементом. 5.   Разновидности атомов одного и того же элемента,  имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную  массу. 6. Число электронов на внешнем уровне. 7.  Число электронных слоев в атоме Самопроверка:  1­3, 2­ 7, 3­ 2, 4­ 5, 5­4, 6­1,7­6 Критерии оценивания  «5» – 7 б «4» – 6­5 б «3» – 4­2 б «2» ­ 1 б 2. “О каком понятии идет речь”.  ­ Вид атомов с одинаковым зарядом ядра.                                                       (химический элемент) ­ Мельчайшая, химически неделимая, частица                                                                            (атом) ­ В центре атома находится заряженное ……                                                                              (ядро) ­ Ядра атомов состоят из ………и…….                                                          (протонов и нейтронов) ­ Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные……       (электроны) ­ Способность атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого  элемента ……                                                                                                                     (валентность) ­ Свойства атомов притягивать к себе электроны …..                              (электроотрицательность) III. Изучение нового материала. Некоторые вещества существуют в виде молекул, которые состоят из атомов. Между ними  возникает химическая связь. ­Что такое химическая связь? Химическая   связь  –   это   связь   между   атомами,   осуществляемая   в   молекулах   и кристаллах вещества с помощью энергии электронов,  входящих в состав атомов.  В зависимости от способа соединения атомов все химические связи в веществах были поделены на: 1. Ионную – образуется между ионами; 2. Ковалентную – между атомами за счет образования общих электронных пар;  3. Металлическую ­ между атомами элементов металлов. Ковалентная связь – химическая связь (между неметаллами),  возникающая в результате образования общих электронных пар. Она делится на полярную, которая  осуществляется между разными   атомами   химических   элементов,   и  неполярную,   которая    существует   между   атомами одного химического элемента с помощью общих электронных пар.  Если  ковалентная   неполярная   связь  образуется   между   одинаковыми   атомами элементов­неметаллов,   то  полярная   ковалентная   связь  может   образовываться   только между атомами разных элементов­неметаллов. В образовании химической связи участвуют в основном неспаренные электроны наружного  электронного слоя атома. Сущность образования химической связи состоит в спаривании непарных электронов. (Для неметаллов число неспаренных электронов на внешнем слое атома определяется по формуле: 8 – N = число неспаренных электронов,  где 8 – число электронов на завершенном внешнем  электронном слое, N – номер группы химического элемента)  Примеры. Определите число неспаренных электронов у атомов хлора, серы, фосфора. (Хлор – 8­ 7=1; сера – 8­6=2; фосфор – 8­5=3 электрона) Вывод. Группа Валентные Неспаренные 5 7 6 5 7 6 3 1 2 Правильно, если в атоме нет неспаренных электронов и нет возможности для их распаривания, как у инертных газов, они не образуют химической связи, не образуют соединений, поэтому они  инертны. ­  Физминутка. Если утверждение верно ­ поднимите руки вверх, если утверждение неверно ­ присядьте. 1. Валентность кислорода­ 2                                                    /да 2. В ПСХЭ 9 групп                                                                      /нет 3. Атом­ мельчайшая химически неделимая частица.          /да 4. Молекулы состоят из атомов                                             /да 5. Валентность водорода 2                                                     /нет 6. Ковалентная связь бывает полярной и неполярной         /да 7. Кислород это металл                                                          /нет 4. Лабораторный опыт (работа в группах) Тема: СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МОЛЕКУЛ С КОВАЛЕНТНЫМ ТИПОМ  ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ  Цель: развить представления о строении вещества, закрепить знания о ковалентной связи между  атомами в молекулах.  Оборудование: набор «Модели атомов для составления молекул» ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТА 1. Возьмите шарики разных цветов.  № Наименование 1 Модель атома водорода Цвет Белый 2 Модель атома хлора 3 Модель атома углерода 4 Модель атома кислорода 5 Модель атома серы 6 Модель атома азота Сконструируйте модели молекул: водорода (H2), воды (H2O), кислорода (O2), хлороводорода (HCI),  азота (N2), хлора (CI2), оксида серы (SO2), метана (CH4), этана (C2H6). Можете сначала составить  структурные (графические) формулы молекул, а затем конструировать модели.  Зеленый Черный Красный Желтый Синий 2. Заполните таблицу «Вещества с ковалентной неполярной связью».  Название, химическая формула вещества Структурная (графическая  формула) Рисунок модели молекулы Водород  Н2 Н­Н Заполните таблицу «Вещества с ковалентной полярной связью».  Название, химическая формула  вещества Вода – Н2О Структурная (графическая  формула) Н­О­Н Рисунок модели молекулы Вывод. При образовании молекул простых и _____________ веществ атомы связываются между  собой _______________связью.  Ковалентные связи между __________могут быть одинарными, ____________,___________  Ковалентной неполярной связью образованы молекулы ______________ веществ. Ковалентной  полярной связью образованы молекулы _______________   веществ.   V.Закрепление знаний. 1. Какую химическую связь называют ковалентной? .............................................................................................. 2. Из перечисленных формул выпишите сначала соединения с ковалентной неполярной связью, а  затем – с ковалентной полярной связью (не ионной): Н2, Н2О, Н2S, НCl, O2, CO2, NH3, Cl2, СO. .............................................................................................. 3. Напишите молекулярные формулы перечисленных веществ: а) озон (молекула состоит из трех атомов кислорода);  б) угольная кислота (молекула состоит из двух атомов водорода, одного атома углерода и трех  атомов кислорода);  в) сернистый газ (молекула состоит из атомов серы и кислорода, причем отношение масс атомов  этих элементов в молекуле 1 : 1). .............................................................................................. 4. Способ изображения молекулы, при котором каждый атом записывается отдельно, а между  атомами ставятся черточки, обозначающие химические связи, называют структурной формулой.  Пример: Напишите структурные формулы следующих соединений: а) HCl; б) Cl2; в) H2S; г) CO2; д) NH3. .............................................................................................. 5. Укажите, сколько электронных пар участвует в образовании химических связей элементов с  водородом:  а) в молекуле метана СН4; б) в молекуле аммиака NH3; в) в молекуле сероводорода H2S; г) в молекуле фтороводорода HF. .............................................................................................. VI. Рефлексия. Какую задачу ставили? Чем занимались на уроке? Какие сложности возникли? Как оцениваете свою работу? Работу класса в целом? В начале урока я вас предупреждала, что тема сложная. Трудно делать какие либо открытия. Но это интересно, приятно, так как ваши открытия – это ваши победы, а из этих маленьких побед  складываются большие открытия. Вы уже знаете, как устроена молекула кислорода, молекула воды, на следующем уроке познакомимся, какая химическая связь в молекуле поваренной соли. Это и  будет нашей следующей целью. VII. Домашнее задание: §27стр. 103 № 2,3 ПРИЛОЖЕНИЕ  Работа с терминологией. “Установи соответствие”   1. Группа 2. Номер периода 3. Химические  реакции. 4. Изотопы 5.  Период 6.Формулировка  периодического закона 7. Номер группы 1. Свойство простых тел, а также формы и свойства   соединений элементов  находятся  в периодической  зависимости от величины зарядов ядер их атомов. 2. Процессы превращения атомов  одних  элементов  в  другие.  3. Вертикальный  столбец химических  элементов.  4. Горизонтальный  ряд химических элементов  начинается  со щелочного металла и заканчивается  инертным  элементом. 5.   Разновидности атомов одного и того же элемента,  имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную  массу. 6. Число электронов на внешнем уровне. 7.   число электронных слоев в атоме 4. Лабораторный опыт (работа в группах) Тема: СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МОЛЕКУЛ С КОВАЛЕНТНЫМ ТИПОМ  ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ  Цель: развить представления о строении вещества, закрепить знания о ковалентной связи между  атомами в молекулах.  Оборудование: набор «Модели атомов для составления молекул» ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТА 1. Возьмите шарики разных цветов. № Наименование 1 Модель атома водорода 2 Модель атома хлора 3 Модель атома углерода 4 Модель атома кислорода 5 Модель атома серы 6 Модель атома азота Сконструируйте модели молекул: водорода (H2), воды (H2O), кислорода (O2), хлороводорода (HCI),  азота (N2), хлора (CI2), оксида серы (SO2), метана (CH4), этана (C2H6). Можете сначала составить  структурные (графические) формулы молекул, а затем конструировать модели.  Цвет Белый Зеленый Черный Красный Желтый Синий 2. Заполните таблицу «Вещества с ковалентной неполярной связью».  Название, химическая формула вещества Структурная (графическая  формула) Рисунок модели молекулы Водород  Н2 Н­Н Заполните таблицу «Вещества с ковалентной полярной связью».  Название, химическая формула  вещества Вода – Н2О Структурная (графическая  формула) Н­О­Н Рисунок модели молекулы Вывод. При образовании молекул простых и _____________ веществ атомы связываются между  собой _______________связью.  Ковалентные связи между __________могут быть одинарными, ____________,___________  Ковалентной неполярной связью образованы молекулы ______________ веществ. Ковалентной  полярной связью образованы молекулы _______________   веществ.   Закрепление знаний. 1. Какую химическую связь называют ковалентной? ........................................................................................................................................................................... .......................................................................................................................................................................... 2. Из перечисленных формул выпишите сначала соединения с ковалентной неполярной связью, а  затем – с ковалентной полярной связью (не ионной): Н2, Н2О, Н2S, НCl, O2, CO2, NH3, Cl2, СO. ........................................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................... 3. Напишите молекулярные формулы перечисленных веществ: а) озон (молекула состоит из трех атомов кислорода);  б) угольная кислота (молекула состоит из двух атомов водорода, одного атома углерода и трех  атомов кислорода); в) сернистый газ (молекула состоит из атомов серы и кислорода, причем отношение масс атомов  этих элементов в молекуле 1 : 1). ........................................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................... 4. Способ изображения молекулы, при котором каждый атом записывается отдельно, а между  атомами ставятся черточки, обозначающие химические связи, называют структурной формулой.  Пример: Напишите структурные формулы следующих соединений: а) HCl; б) Cl2; в) H2S; г) CO2; д) NH3. ........................................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................... 5. Укажите, сколько электронных пар участвует в образовании химических связей элементов с  водородом:  а) в молекуле метана СН4; б) в молекуле аммиака NH3; в) в молекуле сероводорода H2S; г) в молекуле фтороводорода HF. ........................................................................................................................................................................... ...........................................................................................................................................................................

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."

Разработка урока по химии на тему "Ковалентная связь. Полярные и неполярные связи."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018