Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
19.06.2017
Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)
Автор учебника "Химия-8" О.С. Габриелян. Урок открытия нового знания (ОНЗ) по химии на тему "Реакции замещения". Это шестой урок в теме "Изменения, происходящие с веществами". Цель данного урока: дать понятие о сущности реакций замещения. На уроке с использованием ИКТ прослеживается индивидуальная, парная, фронтальная формы работы с учащимися, которые в ходе изучения новой темы выполняют лабораторные опыты.
Урок. Реакции замещения.docx
ФИО: Зубкова Светлана Валерьевна Место работы: МБОУ СОШ с.Берёзовка Данковского муниципального района Липецкой области План­конспект урока Должность: учитель химии Предмет: химия Класс: 8а  Автор УМК: О.С. Габриелян Тема урока: «Реакции замещения» Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ) Цель: дать понятие о сущности реакций замещения. Задачи Образовательные:   продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;  экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;   начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;  дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов. Развивающие:   развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;  развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;  развивать умение делать самостоятельные выводы;  развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр. Воспитательные:   прививать культуру умственного труда и сотрудничества;      воспитывать дисциплинированность учащихся; воспитывать коллективизм; воспитывать чувство ответственности; способствовать созданию благоприятного психо­эмоционального климата на уроке.   Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная. Методы обучения: репродуктивный, проблемно­поисковый, практический. Межпредметные связи: физика.  Оборудование и реактивы:   интерактивное   и   мультимедийное   оборудование,   документ­камера,   система   голосования,   презентация   по   теме   «Реакции замещения»;  таблицы «ПСХЭ Д.И. Менделеева»,   «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов»;   на демонстрационном столе: кристаллизатор, индикатор фенолфталеин, вода, натрий;  на столах учащихся: штативы с пробирками, растворы серной кислоты, соляной кислоты, сульфата меди (II), сульфата железа (II), магний, железо, медь, железные гвоздики на ниточке, кусочки медной проволоки на ниточке. Структура и ход урока Этапы урока 1. Мотивация к  учебной  деятельности 2. Актуализация  знаний и фиксация  затруднений в  пробном учебном  действии Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок начинается  с организационного  момента: взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих с   помощью   системы   голосования;   проверка   готовности   к уроку; организация внимания. Слайд №1 Загадка. Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она… (Химическая реакция) О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Ребята,   чтобы   рассматривать   дальше   тему   «Химические реакции»   нам   необходимы   будут   те   сведения   о   них,   с которыми вы уже познакомились.  Итак, что мы знаем о химических реакциях?                          (Химическая реакция,                                                                       химическое уравнение,                                                                     закон сохранения массы веществ,                                                    признаки химических реакций,                                                  экзотермические и эндотермические химические реакции,  реакции разложения,                                                                         реакции соединения, катализаторы, обратимые и необратимые      на работу, Настраиваются сотрудничают учителем, высказывают   свои   мысли   по предложенной загадке.   с   Учащиеся называют изученные  понятия по теме «Химические  реакции».   Задание выполняется фронтально. химические реакции).  Да, мы продолжим разговор о химических реакциях. Вам знакомы реакции соединения и разложения, а какой  признак положен в основу классификации? Первоначальная постановка цели  урока Слайд №2 Задание. Третий лишний: 4P + 5O2 = 2P2O5                                                                                2H2O = 2H2 + O2                                                                                 2KClO3 = 2KCl +3O2  2Al + 3Cl2 = 2AlCl3                                                                            CaCO3 = CaO +CO2                                                                            Na2O + H2O = 2NaOH                                                                        2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2   (Знакома ли вам эта реакция?)       2SO2 + O2 = 2SO3                                                                               Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Почему вы не смогли определить тип химической реакции? Какую цель вы поставите сегодня для себя? Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   изучать   типы   химических реакций,   записывать   уравнения   химических   реакций   и расставлять коэффициенты. Задание выполняется фронтально. Учащиеся аргументируют свой  выбор. Учащиеся высказывают свои  предположения. Учащиеся формулируют цель  урока. Анализ уравнения: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Какими по составу являются вещества, вступившие в реакцию Фронтальная беседа 3. Постановка цели и  построение проекта  выхода из  затруднения и получившиеся после нее? Сколько веществ участвует в реакции и сколько образуется? В чем суть этой реакции? Как можно назвать эту химическую реакцию? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запись темы урока в тетради. Попробуйте   сформулировать   определение   реакциям замещения. Найдите определение в учебнике на стр., совпало ли оно с нашим выводом. Каким   примером   из   своего   жизненного   опыта   вы   могли   бы продемонстрировать   написанное   уравнение   химической реакции?  В   доказательство   рассмотренного   уравнения   химической реакции предлагаю вам посмотреть видео «Открытие водорода Генри Кавендишем» (1766г.) Запись определения реакции  замещения в тетради. Игра «Третий лишний» (изобразить)     Проблемный вопрос. Любой ли металл способен вступать в  реакцию замещения с кислотой? Учащиеся высказывают свои  предположения. Лабораторная  работа                                                                       1 вариант. Взаимодействие раствора соляной кислоты с  магнием, железом, медью.                                                                2 вариант. Взаимодействие раствора серной кислоты с  магнием, железом, медью.  Какую цель необходимо поставить к данной работе?  Цель работы: выяснить все ли металлы взаимодействуют с  Учащиеся выполняют лабораторные опыты согласно инструкции и,  соблюдая правила ТБ. Учащиеся формулируют цель  работы. 4. Реализация  построенного  проекта Учащиеся отмечают отсутствие  взаимодействия между растворами  кислот и медью. Запись уравнений химических  реакций и вывода в тетради. кислотами.                                                                                          Правила техники безопасности при работе с кислотами и  твердыми веществами. Анализ результатов опытов. Запись уравнений химических реакций на доске. Для ответа на возникший вопрос можно воспользоваться еще  одной узаконенной «шпаргалкой» ­ рядом активности металлов (Электрохимическим рядом напряжений металлов). (А какие  еще есть «шпаргалки?) Вывод: МЕТАЛЛ + КИСЛОТА = СОЛЬ + ВОДОРОД                 с растворами кислот взаимодействуют те металлы, которые в  ряду активности металлов стоят до водорода. Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с  кислотами. Физкультминутка Найти металл в электрохимическом ряду напряжений  металлов, в ПС, в таблице растворимости. Лабораторная  работа                                                                 Взаимодействие металлов с растворами солей Цель работы: выяснить отношение металлов к солям. Учащиеся выполняют лабораторные опыты согласно инструкции и,  соблюдая правила ТБ. Анализ результатов опытов.                                                     Учащиеся отмечают отсутствие  взаимодействия между медью Запись уравнений химических реакций на доске. раствором сульфата железа (II). Вывод:                                                                                                 МЕТАЛЛ + СОЛЬ = НОВАЯ СОЛЬ + НОВЫЙ МЕТАЛЛ          реакция между металлом и раствором соли возможна в том  случае, если свободный металл активнее металла, входящего в  состав соли.  Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие щелочных  металлов с водой  2Na + 2H2O = 2NaOH + H2                                                   Вывод: активные металлы для реакции с растворами кислот и  солей не брать, т.к. реакция, прежде всего, будет протекать с  водой. Чем отличаются реакции замещения от реакций разложения и  соединения? 5. Первичное  закрепление во  внешней речи Запись уравнения химической  реакции и вывода в тетради. 6. Самостоятельная  Слайды №13­18 работа с  самопроверкой по  эталону Тест 1. Реакция замещения                                                                        а) Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + Ag                                                     б) 2Ca + O2 = 2CaO                                                                            в) 4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2 2. С каким уравнением химической реакции вы не  знакомились:                                                                                     Учащиеся работают с пультами  системы голосования и сразу  осуществляют самоконтроль. а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O                                                              б) Mg(OH)2 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O                                       в) CuO + H2 = Cu + H2O                                                                    а) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 3. Укажите реакцию, которая осуществима:                                  а) Hg + HCl –                                                                                      б) Ag + H2SO4                                                                                     в) Cr + HCl ­   4. Укажите реакцию, которая не осуществима:                              а) Fe + AgNO3 ­                                                                                  б) Ag + ZnSO4 –                                                                                 в) Al + FeCl3 ­                                                                                     Сформулируйте вывод по вопросам выполненного теста. Слайд № 1. Дифференцированные задания 1 уровень. Расставьте коэффициенты и определите тип  химических реакций                                                                          Fe + Cl2 ­ FeCl3                                                                                   Fe + CuCl2 ­ FeCl2 + Cu                                                                      Al(OH)3 – Al2O3 + H2O 2 уровень. Вставьте вместо ? соответствующие химические  формулы, расставьте коэффициенты                                              Zn + ? ­ ZnO                                                                                       Mg + CuCl2 – Cu + ?                                                                          Учащиеся формулируют вывод:  При написании уравнений  химических реакций надо  пользоваться рядом активности  металлов. 7. Включение в систему   знаний   и повторение Аl + ? – Al2(SO4)3+ H2  3 уровень. Запишите уравнение химической реакции, о которой идет речь:                                                                                           а) магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния  (IV) с образованием оксида магния и кремния.                              б) оксид железа (III) взаимодействует с водородом с  образованием железа и воды.                                                            2. Стр. 164, ? 5(п). 8. Рефлексия учебной  Слайд № деятельности  Вспомните цель урока и оцените, достигнута ли она.  Аргументируйте ваш ответ. Что было трудно запомнить на уроке? Что вызвало интерес на уроке? Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на  уроке? Задание на дом Слайд №  П. 31, ? 2(а,в,г,д) (п), 4(п); знать определения новых понятий. Учащиеся по очереди говорят по  несколько предложений. ИНСТРУКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ 1 вариант Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие магния, железа, меди с раствором соляной кислоты» 1. В трех пробирках находятся металлы: магний, железо, медь.  2. Налейте в каждую пробирку небольшое количество (2­3 мл) соляной кислоты. 3. Опишите признаки химических реакций (что вы наблюдаете?). Исходные вещества Признак химической реакции Уравнение химической Тип химической реакции реакции 4. Любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой? «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II) и меди с раствором Лабораторный опыт №2  сульфата железа (II)» 1. Налейте в пробирку небольшое количество (2­3 мл) раствора сульфата меди (II). 2. Опустите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздик. 3. Налейте в пробирку небольшое количество (2­3 мл) раствора сульфата железа (II). 4. Опустите в раствор сульфата железа (II) медную проволоку.   5. Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?). Исходные вещества Признак Уравнение химической Тип химической химической реакции реакции реакции 6. Можно ли использовать ряд активности металлов для прогнозирования возможности протекания   реакций   вытеснения   одних   металлов   из   растворов   их   солей   другими металлами? ИНСТРУКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ. 2 вариант. Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие магния, железа, меди с раствором серной кислоты». 1. В трех пробирках находятся металлы: магний, железо, медь.  2. Налейте в каждую пробирку небольшое количество (2­3 мл) раствора серной кислоты. 3. Опишите признаки химических реакций (что вы наблюдаете?). Исходные вещества Признак химической реакции Уравнение химической Тип химической реакции реакции 4. Любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой? «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II) и меди с раствором Лабораторный опыт №2  сульфата железа (II)» 1. Налейте в пробирку небольшое количество (2­3 мл) раствора сульфата меди (II). 2. Опустите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздик. 3. Налейте в пробирку небольшое количество (2­3 мл) раствора сульфата железа (II). 4. Опустите в раствор сульфата железа (II) медную проволоку.   5. Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?). Исходные вещества Признак Уравнение химической Тип химической химической реакции реакции реакции 6. Можно ли использовать ряд активности металлов для прогнозирования возможности протекания   реакций   вытеснения   одних   металлов   из   растворов   их   солей   другими металлами? ________________________________________________________________________________ Карточка № 1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций и определите тип химических  реакций:                                                                                                                                                   Fe + Cl2 ­ FeCl3                                                                                                                                        Fe + CuCl2 ­ FeCl2 + Cu                                                                                                                          Al(OH)3 – Al2O3 + H2O ________________________________________________________________________________ Карточка № 2. Вставьте вместо ? соответствующие химические формулы, расставьте коэффициенты                Zn + ? ­ ZnO                                                                                                                                            Mg + CuCl2 – Cu + ?                                                                                                                               Аl + ? – Al2(SO4)3+ H2 ________________________________________________________________________________ Карточка № 3. Запишите уравнение химической реакции, о которой идет речь:                                                      а) магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния (IV) с образованием оксида  магния и кремния.                                                                                                                                  б) оксид железа (III) взаимодействует с водородом с образованием железа и воды.      ________________________________________________________________________________  Карточка № 1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций и определите тип химических  реакций:                                                                                                                                                   Fe + Cl2 ­ FeCl3                                                                                                                                        Fe + CuCl2 ­ FeCl2 + Cu                                                                                                                          Al(OH)3 – Al2O3 + H2O ________________________________________________________________________________ Карточка № 2. Вставьте вместо ? соответствующие химические формулы, расставьте коэффициенты Zn + ? ­ ZnO                                                                                                                                            Mg + CuCl2 – Cu + ?                                                                                                                               Аl + ? – Al2(SO4)3+ H2 _______________________________________________________________________________________________ Mg Mg Mg Fe Fe Fe Cu Cu Cu Mg Mg Mg Fe Fe Fe Cu Cu Cu Mg Mg Mg Fe Fe Fe Cu Cu Cu

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Реакции замещения" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017