Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
12.02.2017
Методическая разработка по учебнику В.И.Уколовой. Прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты. ЗАДАЧИ: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения Игр, о видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников; рассказать о возобновлении традиции проведения Олимпийских игр в наши дни, сопоставить древние игры с современными. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Олимпийские игры..docx
ТЕМА: Олимпийские игры.
ЗАДАЧИ:
— подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества;
— дать представление об основных правилах проведения Игр, о видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников;
— рассказать о возобновлении традиции проведения Олимпийских игр в наши дни, сопоставить древние игры с современными.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: характеризовать место Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; составлять описание основных правил проведения Игр, видов
спортивных состязаний, выдающихся достижений олимпиоников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и исторических документов;
рассказывать о возобновлении традиции проведения Олимпийских игр в наши дни; сопоставлять древние Игры с современными в процессе коммуникации с
одноклассниками, определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать.
Метапредметные: искать и отбирать необходимую информацию, структурировать её, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии
с поставленными задачами; использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях; грамотно и осознанно строить речевые выска
зывания с использованием научной терминологии; рецензировать правильность и полноту ответа одноклассника; вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в
речи; уметь взаимодействовать с разными партнёрами, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Личностные: понимать роль социально активной личности в истории; проявлять устойчивый интерес к истории и культуре человечества; воспринимать историю
как способ понимания современности; выражать ценностное отношение к демократии и правам человека; признавать право другого человека на иное мнение, быть
способным выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Назначение Олимпийских игр.
2. Подготовка к Играм, правила участия.
3. Виды олимпийских состязаний.
4. Знаменитые олимпионики.
5. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
УМК: История. Древний мир. В.И.Уколова Этапы
урока
I.
Актуализа
ция
знаний.
II.
Постановк
а
проблемно
й
ситуации.
Формулиро
вание
проблемы.
Действия учителя
Действия
учеников
Формирование
УУД,
Вспоминают
изученное ранее
Слушают,
обсуждают тему
урока, проблему
Работают со
словами
греческого поэта.
Определять проблему
в учебной
деятельности.
Предлагают свои
версии.
Выдвигать версии.
Слушать друг друга
Планировать
деятельность в учебной
ситуации.
Обсуждают
цели урока,
пытаются
самостоятельно их
формулировать.
Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами изучаем историю Древней Греции. Мы узнали,
как жили и чем занимались древние греки, каким богам они поклонялись. Давайте вспомним
достижения древних греков. (в военных действиях, в управлении государством, в науке,
образовании)
Ребята, сегодня мы с вами узнаем еще об одном великом достижении древних греков,
которое они оставили в наследство всем людям мира.
Древнегреческий поэт П ндар
писал:
ии
“Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те
состязания, величественнее которых нет ничего, Олимпийские игры”
Определите тему урока.
Какое выражение употребил Пиндар, описывая Олимпийские игры?
III. Версии.
Почему он назвал Олимпийские игры величественными? ( Проблемный вопрос)
– Какие у вас будут предположения?
Чтобы выяснить верны ли ваши предположения, подумайте, на какие вопросы мы должны
ответить в ходе урока? что нам надо узнать?
IV.
Планирова
ние деятельно
сти.
V. Поиск
решения
проблемы
(открытие
нового
знания).
Назначение Олимпийских игр.
Откуда, повашему, мнению, появилось название «Олимпийские игры»?
Работа с картой. Найдите на карте г. Олимп и полис Олимпия. Как вы думаете, где
проводились игры?
Полис Олимпия был расположен на юге Греции в западной части Пелопоннеса.
Древние греки сложили миф о том, как появились Олимпийские игры.
Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав миф.
Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?
Подготовка к Играм. Правила участия.
Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры.
Перед началом игр во все полисы Греции отправлялись гонцы, оповещавшие о предстоящем
открытии Игр. Послушайте и вы гонцов.
Разыгрывается сценка.
1. В какое время года проводились игры? Как часто?
2. Кто мог участвовать в соревнованиях? Зная законы Древней Греции, скажите, какие
именно мужчины могли участвовать? (граждане)
Женщинам запрещалось не только участвовать в Играх, но и быть зрителями.
Однако рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в
Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге
бросилась к нему, и все поняли, что она женщина.
Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были казнить, но из
уважения к её сыну – победителю помиловали.)
Ответы учащихся
ученик показывает
на карте
Выявлять причинно
следственные связи.
Находить информацию
в разных источниках
Самостоятельная
работа с мифом.
Аргументировано
высказывают своё
оценочное мнение.
Запись в тетрадь
Смотрят сценку,
отвечают на
вопросы
Анализировать –
выделять главное,
обобщать, делать
выводы.
Выявлять причинно
следственные связи.
Излагать своё мнение,
аргументируя его.
Оценивать жизненные
ситуации. 3. Когда надо было прибыть в Олимпию?
4. Что ожидало город, развязавший войну во время игр?
рассказывали, что однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили
враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе.
Как вы думаете, какое наказание понесли спартанцы? (спартанцам запретили целых 20 лет
участвовать в играх)
Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать? (5)
Торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний.
Узнав о начале Игр в Олимпию устремляется множество людей, желавших увидеть великие игры.
Здесь находилась священная роща Зевса, его храм и алтарь. В Олимпии была воздвигнута 13 метровая
статуя Зевса. Эту статую сделал афинский скульптор Фидий.
Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести
жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где
собрались все греческие народы.
судьи клянутся судить справедливо, в случае нарушений правил назначался штраф.
спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы и честно бороться.
Во второй, третий и четвертый день игр проходили основные состязания.
А теперь, мы с вами рассмотрим археологические находки. Это росписи на древних вазах и рельефы.
Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции. (бег, прыжки в
длину, метание копья, метание диска, борьба)
Соревнования проводились по каждому виду в отдельности, но существовало и пятиборье,
объединявшее эти виды состязаний.
Все эти соревнования проходили на стадионе. Само название стадион происходит от греческой
меры длины – стадия. 191м.
но один вид состязаний проходил на ипподроме – это гонки колесниц.
Знакомятся с
новой
информацией
Анализировать –
выделять главное,
обобщать, делать
выводы.
Выявлять причинно
следственные связи.
Излагать своё мнение,
аргументируя его.
Находить информацию
в разных источниках
Работа с
изобразительными
источниками –
древнегреческими
вазами.
Обсуждение Физминутка.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
И идём на пятках.
Пятиборье пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Стадия – мера длины, равная 191 м.
Стадион – место, где проводились состязания.
Олимпионик победитель на Олимпийских играх. А почему не олимпийцы?
Знаменитые олимпионики.
Рассказ учащегося о знаменитых спортсменах прошлого .
В Древней Греции победителям кричали «Слава победителю»
На пятый день проходило награждение. Как награждали победителей?
Весь город выходил встречать олимпионика, когда он возвращался домой. Случалось, что в
крепостной стене нарочно делали пролом, чтобы герой прошел в него, а не в ворота. Потом
пролом вновь закладывали, и это служило приметой, что олимпийская победа, раз вошедшая в
город, уже не должна покинуть его.
Почести Олимпионикам в своем полисе:
Пожизненная пенсия
Пожизненное питание
Освобождение от налогов
Работа с
понятиями
Определять понятия.
Слушают рассказ
работают с
текстом учебника
(с. 105)
Владеть смысловым
чтением.
Анализировать –
выделять главное,
обобщать, делать
выводы. Почетное место в театре
Пиндар написал: «Победитель всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием
за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ, — высший предел желаний каждого
смертного».
Да что человек, лошади, победившие на играх, тоже завоевывали себе право на спокойную, сытую
жизнь до самой глубокой старости. А после смерти четвероногим олимпионикам тоже воздвигали
памятники.
Платон был двукратный чемпионом олимпийских игр по панкратиону (смесь бокса и
борьбы). Пифагор был чемпионом по кулачному бою.
Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней.
В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под
властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.
Олимпийские игры современности, обязаны своим возрождением французскому общественному
деятелю, педагогу, историку Пьеру де Кубертену. В 1896 году Олимпийские игры были возрождены,
их провели в Греции.
Рассказ ученика о современных играх.
Скажите, а чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр Древней Греции.
А что общее?
Выделяют
сходство и
отличия
VI.
Выражени
е решения
проблемы.
Как вы думаете, почему Пиндар назвал Олимпийские игры величественными?
(возвращаемся к эпиграфу)
стремление показать силу и ловкость, красоту тела;
греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли
повседневную жизнь.;
Излагают своё
мнение,
аргументируя его.
Находить информацию
в разных источниках
Выявлять причинно
следственные связи.
Излагать своё мнение,
аргументируя его.
Сравнивать.
Проявляют активность
во взаимодействии.
Анализировать –
выделять главное,
обобщать, делать
выводы. прекращались войны и разбой;
общенациональный праздник.
1. Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
Совместная работа
2. Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры” (работа в парах)
Самопроверка
3. Тест (Взаимопроверка)
VII.
Применени
е нового
знания.
Работают
самостоятельно.
Проверяют,
делают вывод.
Вспоминают
пройденный
материал.
Осуществляют
деятельность по
применению
новых знаний.
VIII.
Подведени
е итогов
Кто сегодня на уроке заслужил бы олимпийскую награду, если бы она оценивалась 5 баллами?
А кому чутьчуть не хватило до этого результата? Всем остальным я желаю не отчаиваться,
ваши отличные оценки ещё впереди.
Оценивают свою
работу.
Рефлексия
§39 подготовить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр
Записывают
домашнее
задание
IХ
Домашнее
задание.
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Разработка урока по истории 5 класс на тему "Олимпийские игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.