план урока по теме "Причины распада Киевской Руси"для учащихся специального коррекционного класса для детей с ОВЗ 8 вида 7 класса по программе В.В. Воронковой. в цели урока входят и коррекционные цели, развитие мышления. памяти и внимания. Предназначен соответствующий учебник автора Пузанова
Урок «Причины распада Киевской Руси»
Цель. Объяснить причины обособления княжеств.
Задачи:
1) образовательные: дать сведения о причинах обособления княжеств, провести работу над формированием понятий
«раздробленность», «вотчинник».
2) коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся, способствовать запоминанию и воспроизведению заученного
материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи, корригировать произвольное внимание, память.
3) воспитательные: воспитание дружбы и товарищества, чувства любви к своей Родине, ответственности за свои действия.
Оборудование и материалы.
1.Карты «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-XIвеках»; «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках».
2.фрагмент видеофильма «Древняя Русь»
3.Индивидуальные карточки и задания.
4.Головоломка «Причины распада Киевской Руси».
Ход урока:
Организационный момент.
Коррекционно-развивающая работа
Учитель обращает внимание детей на наличие файлов с заданиями у них на столах.Учитель предлагает достать 1 задание из файла и прочитать притчу о дружбе.
Притча о дружбе.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались
многочисленные родственники.
Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они
были сильные люди, ни одному не удалось справиться.
Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с
лёгкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти
прутья»
- Как вы поняли, о чем этот текст? Чему он учит? (В дружбе и согласии победить врагов намного легче.)
Сообщение темы урока. На доске находятся карточки с перепутанным порядком слов.
«Распада Киевской Причины Руси»
Нужно их поставить таким образом, чтобы получилось связное предложение. Учащиеся справляются с этим заданием и сами
определяют тему урока:
«Причины распада Киевской Руси»
Изучение нового материала.Работа с настенными картами. Учитель даёт задание сравнить две карты, обращая внимание, что на карте «Древнерусское
государство Киевская Русь в IX-XI веках» окрашено одним цветом, а «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках» разными цветами
как лоскутное одеяло.
- Что же случилось с русским государством после смерти Владимира Мономаха? (Ученики делают вывод, находя ответы в тексте
учебника)
Просмотр фрагмента учебного видеофильма «Древняя Русь».
-Почему началась усобица между князьями?
Учитель предлагает обратиться к тексту учебника и найти ответ, после чего делают вывод.
Физкультминутка. (Дети передают друг другу мяч, и при этом называя исторические термины)
- Как вы думаете, кто воспользовался раздорами между князьями?
Учитель предлагает досмотреть фильм до конца, после чего дети приступают к разгадыванию головоломки «Причины распада
Киевской Руси». (1 ряд - зелёные кружочки, на каждом из которых записан один слог из фразы «Де-ле-ни-е кня-жес-ких у-де-лов на
бо-лее мел-ки-е», 2 ряд - красные кружочки - вторая причина - «Междоусобицы между князьями», 3 ряд – синие кружочки - третья
причина «Набеги половцев»). Ученики разгадывают головоломку, составляя из слогов слова фраз-причин распада Киевской Руси, и на
доску прикрепляют 3 собранных фразы – три причины распада Киевской Руси.
Словарная работа: раздробленность, вотчина (лексическое значение, употребление в речи через составление словосочетаний и
предложений, орфографическая работа).
Закрепление нового материала.
Беседа по вопросам:
- Почему после смерти Владимира Мономаха начались усобицы между князьями?
- Что положительного было в раздробленности государства?
- Что отрицательного было раздробленности государства?
- Назовите причины распада древнерусского государства.Подведение итогов. Объявление оценок за урок.
Объяснение домашнего задания. Прочитать параграф учебника «Причины распада Киевской Руси», прочитать сказку « Лисица и
журавль».
Поблагодарить автора 2
Положительное
Отрицательное
1.
2.
1.
2.1. Как называется наша республика? (лепесток)
2. Коренные жители ? (сердцевина)
3. Столица республики?(лепесток)
4. Наш район? (лепесток)
5. Назови дату вхождения алтайцев в состав России?)лепесток)
Селение
Название
ДатаПеречисли занятия в быту алтайцев и русских:
1
2
3
4
5
6
7Старожилы
НовоселыРаздробленность
вотчинник