Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ. ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА
Ц е л и : формировать графические навыки; дать представление о блике на
объемной освещенной поверхности; познакомить с творчеством художника К.
Ф. Юона; развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость.
О б о р у д о в а н и е : краски акварельные, кисти, палитра, вода, карандаш,
салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : репродукция картины К. Ф. Юона «Русская
зима», елочные игрушки (шары), рисунки елочных игрушек, образец
педагогического рисунка.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : стихотворение «Зима» И. З. Сурикова; загадка,
считалочка.
Х о д у р о к а
I. Организация учащихся.
У ч и т е л ь .
Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Разноцветные шарики,
Блестящие фонарики,
Рыбки, хлопушки …
Что будем рисовать? … (Елочные игрушки.)
1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
2. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Тема нашего урока связана с приближающимся новогодним
праздником. Все мы ждем его, мечтаем о елке, украшенной игрушками.
Посмотрите, какие красивые елочные игрушки у меня на столе. Сегодня на
уроке мы нарисуем одну из таких игрушек – шарик.
III. Знакомство с творчеством художника К. Ф. Юона.
У ч и т е л ь . Пришла зима – одно из любимых детьми времен года. Вы любите
зиму? Чем вам нравится зима? (Ответы учащихся.)
Зима – это каникулы, зимние игры, катание на лыжах и коньках. Но еще зима
и красивое время года. Послушайте стихотворение «Зима».Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, беспробудно…
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы – и зима настала.
И. З. Суриков
Какие слова для описания зимы подобрал поэт? (Ответы учащиеся.) Не
только поэты, но и многие художники показывают красоту зимних пейзажей в
своих картинах.
Образы зимней природы занимают преобладающее место в творчестве
Константина Федоровича Юона. Его картина «Русская зима» показывает
необыкновенную красоту русской природы. Серебристосерый снег пушистым
ковром устилает землю, осыпает ветки деревьев. Белесосерое небо почти
сливается с землей. Снег лежит на крышах деревенских домов. Ощущением
торжественного величия русской природы в зимнюю пору, когда все становится
необыкновенным, почти сказочным, наполнил художник свое произведение.
Красота русской зимы – это любимая пейзажная тема К. Ф. Юона. Для
изображения зимней голубизны, сдержанного сверканья зимнего солнца и
искрящегося снега художник находит краски и полутона, полные цветовой
убедительности.
Видел ли ктонибудь из вас такую зиму, похожий зимний пейзаж?
(Ответ учащихся.)
Какое настроение передал художник этой картиной? (Ответы учащихся.)
Расскажите, глядя на картину, о красоте русской зимы. (Ответы учащихся.)
У п р а ж н е н и е «Считалочка».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз приседаем.Девять – потягиваемся и отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем.
IV. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь . Декабрь для многих из нас – это предверие новогоднего
праздника, любимого детьми и взрослыми. А что мы делаем в ожидании этого
праздника? (Ответы учащихся.)
Правильно, мы наряжаем елку. У каждого из вас дома, наверное, много
новогодних игрушек. По моему мнению, самые нарядные игрушки – это
разноцветные шары. Посмотрите, среди шаров нет ни одного похожего, сколько в
них красочных оттенков, как они переливаются. Рассмотрим их форму. Какую
форму имеет шарик? (Шар круглый.)
Рисовать круглые предметы вы уже умеете. Но при рисовании елочной
игрушки – шара есть одна особенность, которая подчеркнет выразительность
стеклянного шара. Посмотрите на шарик внимательно и вы увидите на нем блик
– самое светлое и блестящее место на освещенном предмете. Об этом маленьком
секрете надо помнить, когда будете рисовать свой шарик.
V. Этапы выполнения рисунка.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
У ч и т е л ь . Легким, звонким, парящим в воздухе нарисованный стеклянный
шарик будет в том случае, если мы не забудем о композиции: не располагайте
шарик слишком низко и не тесните его к краям листа.
Проводим центральную вертикальную и горизонтальную линии. Отмечаем
вверху важную деталь елочной игрушки – металлическое кольцо для
подвешивания украшения на елку. (Приложение, рис. 1.)
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Легкими линиями карандаша намечаем контур шара и блика на нем. Еще раз
проверяем композицию рисунка. (Приложение, рис. 2.)
3. З а л и в к а контура цветом.
На палитре подбираем цвет для шара.
При раскрашивании шара кистью водим округлыми, описывающими форму
шара движениями. Если кисть будем водить по вертикали или по диагонали, то
вместо шара получится плоская тарелка. Кроме того, обратите внимание, что
ближе
рис. 3.)
к контуру цвет шара
темнее.
(Приложение,
4. П р о р и с о в ы в а н и е деталей.Тонкой кистью прорисовываем детали рисунка на шаре, рисуем блик.
(Приложение, рис. 4.)
Рисунок готов.
VI. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок елочной игрушки – шара.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.
Очень выразительные рисунки получились у вас сегодня. Все шары большие,
яркие. Не забыли вы и про маленький секрет стеклянных предметов – блик. По
вашим рисункам каждый может догадаться, что вы любите и ждете новогодний
праздник.