Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»
Оценка 4.8

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
2 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА 2 КЛАСС 4445556.doc
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ» Ц е л и : ознакомить с произведениями и историей развития павловопосадских платков; развивать эмоциональную отзывчивость на народный орнамент, роспись мастеров;   воспитывать   любовь   к   декоративно­прикладному   искусству, эстетическое отношение к красоте природы родного края; формировать навыки коллективной работы, чувство товарищества и взаимопомощи в труде. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   образцы   работы   учителя  «Мы   любим   родную природу» (карандаш, гуашь); образцы декоративно­прикладного искусства: – народная вышивка Архангельской области; – птички­свистульки из Полхов­Майдана; – игрушечные дымковские и филимоновские птицы; – павловопосадские платки. М у з ы к а л ь н ы й   р я д:  мелодия  на  темы  весеннего  пробуждения природы. Ход уроков I. Организация класса.  1. П р и в е т с т в и е   к л а с с а . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. С м а ч и в а н и е   к р а с о к . II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу – рисовать   узор,   составленный   из   декоративных   цветов,   листьев   и   птиц.   Эта декоративная композиция посвящена празднику встречи весны. III. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь.   Посмотрите   на   предметы,   которые   я   принесла   на   урок.   Эти красивые   вещи   не   только   служат   нам   в   жизни,   люди   их   используют   для украшения окружающего нас мира. IV. Вводная беседа. У ч и т е л ь.   Я   думаю,   что   многие   из   вас   восхищаются   красотой   природы родного   края.   Народные   мастера   свое   восхищение   выразили   в   народном орнаменте. Вы   уже   видели   много   узоров   и   обратили   внимание   на   то,   какое   влияние оказывает   характер   природы,   в   окружении   которой   живет   народ,   на выполняемые   им   узоры.   Например,   в   узорах   народов,   живущих   на   юге,   нас привлекает  их красочность, яркость. В декоративных элементах преобладают цветы, обилие которых характерно для южных местностей. В узорах, которыми украшены   предметы   прикладного   искусства,   созданные   народами   Севера   и средней   полосы,   часто   встречаются   ягоды   и   листья   рябины,   клюквы,   еловые ветки и шишки.  Узоры эти мягче, нежнее по колориту, сочетания красок в них в большинстве случаев менее яркие.  Узоры   киргизского   и   казахского   национального   декоративного   искусства могут   служить   примерами   влияния   на   них   трудовой   деятельности   народа.   В традиционных   узорах   этих   народов   разнообразные   завитки   являются   почти преобладающими   декоративными   элементами.   Эти   завитки   передают   формы рогов животных. В узорах Узбекистана, богатого хлопком, часто мы наблюдаем цветы и листья этого растения. Кроме того, обилие гончарной глины дает возможность выделывать глиняную посуду,   которую   так   красиво   расписывают   на   Украине,   в   Прибалтике,   в Белоруссии. В лесном окружении создаются художественные изделия из дерева и бересты. Изделия из кости, украшенные изображениями северных животных, дает приморский Север. Ковры и кошмы выделываются там, где разводят много скота.  w А для чего люди выполняют узоры? (Ответы детей.) –  Верно,   узор   используют   для   украшения   вещи.   Обратите   внимание   на ритмичное чередование элементов в узорах и на их повторение.  V. Изучение нового материала. 1. О р н а м е н т. Узор иначе называется орнаментом.  Орнамент  – в переводе  с латинского означает   «украшение».   Большинство   предметов   быта   украшено   узорами, орнаментировано. Художник   декоративного   (прикладного)   искусства   никогда   не   компонует просто узор. Он всегда учитывает, какое место на предмете узор будет занимать, какую его часть он должен украшать. Художник думает о членениях предмета, о взаимосвязи  его частей, помнит о бытовом назначении вещи, о материале, из которого она сделана. Надо помнить и о значении симметрии в композиции. Применяйте в работе и ось  симметрии, и  другие  вспомогательные   линии  – горизонтали   и вертикали, помогающие найти место противолежащих элементов узора и его частей.  Вы   раньше   узнали   о   таких   народных   промыслах,   как   Хохлома,   Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России   народного   промысла   –   Павловопосадские   платки.   Посмотрите,   какие красочные, нарядные вещи создают мастера в Павловском Посаде. 2.   П а в л о в о п о с а д с к и е   п л а т к и. На   протяжении   многих   веков   большинство   населения   России   составляли крестьяне.   Их   одежда   соответствовала   особенностям   климата,   в   ней   ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус русского народа. В каждой местности   веками   бытовали   свои   собственные   традиции,   поэтому   по   форме, расцветке и узорам одежды можно было узнать, откуда человек родом. В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили   украшать   праздничную   одежду.   В   этом   дивном   наряде   крестьянка выступала павой с гордо поднятой головой. С глубокой древности для покрывания головы использовали большие куски ткани – платы. Сначала платки ткали на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками цветным шелком и шерстью или золотой и серебряной нитью. Широкой популярностью и в городе, и в деревне пользовались набивные ситцевые платки, особенно кумачовые, они не выгорали, не линяли, яркость красного цвета сохранялась. Большим спросом пользовались так называемые кубовые платки – узор набивался красной краской по темно­ синему фону. Наиболее массовым в XIX веке было  производство набивных  платков  и шалей с центром в Павловском Посаде. Платки набивались вручную. Сотканная материя после всех операций нарезалась по величине платков или прикреплялась к деревянной раме, или приклеивалась к столу. Узор наносили разными резными деревянными досками (манерами), а чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании   рисунка   по   доске   били   тяжелым   молотком.   Так   и   возник   термин «набойка» или «набивка». Доски резали горизонтально или углубленно. В первом случае печатается орнамент, а во втором – фон, то есть поле, как его называют в набойке.   Так   как   доска,   которой   набивался   узор,   была   по   величине   меньше платка, то узор разбивали на несколько частей (от четырех до двадцати четырех). Причем   сначала   набивался   только   контур   узора,   затем   последовательно набивались все его цвета. Наиболее сложные узоры требовали до четырехсот накладок досок. Павловопосадские   платки   явились   своеобразным   откликом   на   привозные западные  и восточные  ткани,  драгоценные  кашмирские  шали. Однако  мотивы узоров   переосмысливались   и   перерабатывались   русскими   мастерами   и   под влиянием местных традиций приобретали самобытную ценность. В то же время в качестве образцов для русской набойки служили деревянная и каменная резьба, лицевое шитье, вышивка, кружево. Красочные   набивные   платки   из   Павловского   Посада   Московской   области известны во всем мире. Их всегда отличает традиционность и народность. Дополнительный  материал Русские шали первой половины XIX века имеют свои стилевые особенности. Традиционные композиции были весьма разнообразны. Например, узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на жемчужные бусы, подчеркивала белизну фона. Чередование красных, голубых, зеленых   пятен   создает   четкий   ритмический   строй.   Делали   шали   не   только   с узкой, но и с широкой каймой. В таком случае средник (середина) оставался не заполненным   рисунком.   Геометризированные   формы   орнамента   были   лишены сухой   схематичности,   а   цветовая   гамма   была   сдержанна.   Широкое распространение получили шали и платки с восточными мотивами – «огурцами», «бобами», «опахалами», сочетающимися с реалистической трактовкой цветов и листьев. Однако   колористическая   гамма   отличала   русские   шали   от   восточных   и западных. В узорах русских шалей и платков мастера предпочитали использовать насыщенные,   но   очень   чистые   и   нежные   тона   красного,   розового,   зеленого, синего,   бирюзового,   фиолетового,   желтого   цветов.   Такая   цветовая   гамма отвечала вкусу русских людей и создавала праздничное настроение. Постепенно на смену турецким узорам пришли замысловатые  гирлянды из пышных роз, тюльпанов и полевых цветов. Средник стали заполнять мелкими цветочками   и   ягодками.   Благодаря   применению   светотени   узор   становится объемным   и   рельефным,   а   трактовка   цветочных   мотивов   реалистичной,   что придает особую выразительность орнаментальным композициям платков.  Яркие   розы   и   изумрудная   листва   как   бы   светятся   различными   цветовыми оттенками, создавая ритмическое многоцветье. Павловопосадские платки отличает законченность композиционных решений, сочность   колорита,  тонкий   четкий   контур   и   тщательная   проработка   деталей. Используют здесь как растительные, так и геометрические мотивы, а также их сочетание. На контрастном фоне яркие цветы собраны в сложные гирлянды или букеты, а иногда и свободно разбросаны по полю платка. Цвет фона может быть черным, белым, красным, зеленым, синим и других оттенков. Продумывая   расположение   узора   на   платке,   художник   должен   учитывать бытовое   назначение   предмета.   Например,   чтобы   узор   мог   располагаться   на плечах,   как   бы   обнимать   их,   середина   должна   оставаться   свободной   при широкой   кайме.   А   для   того   чтобы   выделить   голову,   необходимо   узор расположить в центре платка, а кайму сделать узкой. Возможно много других вариантов.   Благодаря   высокому   качеству   исполнения,   яркой   декоративности павловопосадские платки и шали стали подлинными произведениями народного искусства. Набивные платки с красочными узорами носили по всей России. Традиция этих узоров  сохранилась и  в современных  текстильных изделиях,  особенно  в шерстяных платках.  Помните, что образный язык цветочного орнамента выразителен и доступен.  VI. Педагогический рисунок. У ч и т е л ь. Работа у нас сегодня – коллективная. Поэтому для  выполнения задания   красиво   надо,   чтобы   вы   помогали   друг   другу.   Работа   представляет горизонтальную полоску из чередующихся мотивов декоративных цветов и птиц. Каждый  ряд  выполняет  фриз,  потом  мы  составим  из  него  узор. Это  требует четкой   организации   работы   в   каждой   группе.   Помните,   вы   должны   уважать творческий замысел своего товарища. Посмотрите   приемы   выполнения   кистью   декоративных   цветов.   Цветовые сочетания могут быть контрастными, яркими (красное и белое) или нежными, мягкими (розовый, голубой, белый и коричневый). Для завершения декоративного цветка важно применить белую оживку или черную. Каждый ряд рисует декоративных птиц – вестников весны. Урок 1 Учитель     объясняет     этапы     выполнения     работы     и     показывает   на образцах. О б р а з е ц   д е к о р а т и в н о й   р а б о т ы   «Мы   любим   родную   природу» (карандаш). 1.   Располагаю   лист   по   горизонтали.   Делю   его   на   три   равные   части   по вертикали с помощью вспомогательных линий. Ограничиваю полосу по краям листа. Намечаю места расположения основных элементов узора. 2. А теперь в центре намечаю туловище и голову птицы. Голова похожа на круг, а туловище на овал. По обеим сторонам от птицы выполню два круга – основы для цветов.  3.   С   помощью   приема   тычка   выполняю   центры   цветов,   а   с   помощью прикладывания кисти выполню листья. Будьте внимательны, все элементы надо расположить   на   одинаковом   расстоянии   от   линии   симметрии,   проходящей   в центре, где расположена птица. 4.   Теперь   дорисую   все   элементы   так,   как   делают   народные   мастера.  (см. Проработаю   каждый   из   элементов   росписи.   Работа   закончена Приложение). Урок 2  О б р а з е ц   д е к о р а т и в н о й   р а б о т ы   «Мы   любим   родную   природу» (гуашь). 1. Когда карандашный рисунок узора выполнен, подберите сочетания цветов для его раскраски. При подборе сочетаний цвета вы должны наметить общую гамму теплых или холодных цветов в узоре, цветов насыщенных и менее ярких. Цвета   для   раскраски   узора   ограничиваются   тремя­четырьмя.   В   тональные сочетания возможно введение контрастного цвета.  Сначала выполню желтым цветом цветы. 2. Теперь зеленым раскрашиваю листья. 3. Используя коричневые и желтые цвета, выполняю птицу и дорисовываю цветы в центре. 4. Итоговый этап работы. С помощью черной обводки выполняю оживку всех декоративных элементов узора – цветов, листьев и птиц. Также можно украсить узор и по краям фриза. Надо   цветом,   ритмом   передать   в   работе   свое   взволнованное   и   радостное настроение от встречи весны. Работа закончена (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е. Выполните фризы «Мы любим родную природу». Помните о том, как надо использовать линию симметрии, чтобы узор получился красивым. Во время декоративной работы возможно звучание музыкальной мелодии на темы весеннего пробуждения природы. VIII. Итог уроков. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь.   Полюбуйтесь   фризами   «Мы   любим   родную   природу», выполненными вами сегодня на уроке.  w Чей эскиз оказался самым лучшим? w Почему у этого ряда работа самая выразительная? (Ответы детей.) –  Наиболее   удачными   композиции   узора   получились…  (Назвать   имена   и фамилии детей.) – Практически все успешно справились с заданием. 2.   О б о б щ е н и е   м а т е р и а л а, изученного на уроке. В о п р о с ы   к л а с с у: w Какой промысел вы сегодня копировали? w Что интересного вы узнали об этом промысле? w Как называется линия, с помощью которой вы выполняли узоры? w А что такое узор? w Кто помнит, что такое ритм? У ч и т е л ь. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ЛЮБИМ РОДНУЮ ПРИРОДУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017