Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского.
Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Средневековые готические костюмы.doc
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ.
РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА
Ц е л и и з а д а ч и : дать представление о сословных разделениях людей, о
ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического
костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и
средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей;
развивать композиционное мышление,
умение работать коллективно;
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методическая таблица, рисунки; для
учащихся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д : рисунки с изображением средневековой одежды и
гербов ремесленных цехов.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин
Гельмбрехт».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . В средние века в Западной Европе число городов стало расти.
Разнообразные изделия, которые продавались в городах, производились в
маленьких мастерских ремесленников.
Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Цех устраивал совместные
праздники. Само слово «цех» означало «пирушка».
Члены цеха участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали
при крещении детей, провожали членов семьи мастера в последний путь. Они
сообща тушили пожары. Цех помогал больным и впавшим в нужду
ремесленникам. Если умирал мастер, его вдова и малолетние дети получали
помощь из кассы цеха.
Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе и составляли
отряд городского войска. При нападении врага, вооружившись, они спешили
занять отведенную им для обороны часть стены. Цех имел герб, знамя, свою
церковь и даже кладбище. Гербы ремесленных цехов
Учитель демонстрирует гербы ремесленных цехов.
Определите, каким цехам они принадлежат?
У ч е н и к и . Хлебопекарным и оружейным цехам.
У ч и т е л ь . Костюм господствующих сословий был довольно однотипным.
Сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.
Костюмы крестьян
Крестьяне на барщине.
Миниатюра (XIV в.)
Группа ремесленников
на улице средневекового
города.
Миниатюра (1400 г.)
Костюмы феодальной знати
Античная одежда (как и античное жилище) была открытой, что в какойто
мере объясняется и мягкостью климата, но в не меньшей степени и общими
этическими принципами эпохи, и прежде всего уважением к красоте
человеческого тела. Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и
плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Драпировка складками составляла важнейший прием
украшения античного костюма.
Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи.
Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали
свое тело. В принципе костюм средневековья составляли льняная рубашка –
камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь. Женская одежда
отличалась от мужской лишь известными модификациями. С течением времен
поверх брэ (коротких штанов) стали надевать другие штаны – шосс. Это были
простые чулки.
Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при
прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и обросли
символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось
непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, – оскорбительным.
Вручение перчатки означало омаж – установление вассальной зависимости. А
бросая комунибудь перчатку, человек выражал свое презрение. Средневековые
перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.
Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлиненный и заостренный.
По грязным улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. Простому
народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться
серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее,
красное.
С XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец,
который иногда надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет,
полусферический калотт, капюшон.
Костюм – один из важнейших символов социального статуса на протяжении
всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу
или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели
университетские и цеховые корпорации, представители свободных профессий
(например, врачи носили замшевые перчатки и береты).
Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий
(кожевники, цирюльники, льноткачи и др.) запрещалось надевать коралловые
бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины. Аксессуаром
исключительно рыцарства были шпоры.
Чтение отрывка из поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
… Достойней сын простого рода,
Чем трутень рыцарской породы,
Пусть род его не знаменит,
Народ им больше дорожит, Чем тем, наследником поместья,
Кто выбрал леность и бесчестье…
Но рассуди, сынок любезный,
Кто прожил более полезно?
Прилежный пахарь или плут,
Кого ругают и клянут,
Кто на чужой беде разжился
И против бога ополчился?
Кто с чистой совестью живет
Признай по чести, это тот,
Кто не словами, делом
Всех кормит в мире целом,
Хлопочет день и ночь,
Чтобы другим помочь…
Сравните средневековые готические костюмы и средневековую архитектуру.
(Учащиеся выделяют единство форм костюма и архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У п р а ж н е н и е «Прялица» (имитация движений, характерных для пряхи) –
для девочек. Мальчики выбирают «лучшую пряху».
Девочки выполняют движения одновременно с произносимым учителем
текстом:
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
Девочки поднимают левую, согнутую руку в сторону – вверх. Одновременно с
левой рукой поднимается и правая рука. Затем девочки плавно ведут правую
руку от поднятой левой вправо – вниз. Движения пальцев правой руки
имитируют ссучивание нитки. Эти движения можно повторить 2–3 раза.
У п р а ж н е н и е «Всякий труд у нас в почете» (имитация движений,
характерных какомулибо трудовому процессу) – для мальчиков.
Мальчики выстраиваются у доски. Учитель шепотом сообщает, какую работу
они должны показать движениями (рубить дрова, забивать гвоздь, поливать
цветы, пилить доску, копать яму и т. п.). Мальчики выполняют движения
одновременно с текстом учителя. Девочки определяют, что показывают
мальчики, какой трудовой процесс, и выбирают «лучшего работника». ВСЯКИЙ ТРУД У НАС В ПОЧЕТЕ
Всякий труд у нас в почете,
Сколько здесь умелых рук!
Нука дружно за работу
Выходи скорее, друг!
Нука дружно, нука ловко
Движения выполняй.
Знаем мы, что делать нужно,
Посмотри и угадай.
Умелые руки
Не знают скуки.
Кто трудился от души?
Тому похлопать поспеши!
Н. Френкель
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е : коллективная работа над панно «Праздник цехов ремесленников
на городской площади».
Группа «главных художников» расписывает или наклеивает элементы пейзажа
(постройки, деревья), а остальные учащиеся рисуют фигуры людей в
средневековых костюмах, которые затем вырезаются и прикрепляются к панно
булавками.
IV. Итог урока.
Анализ и оценка панно.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: повторить материал по теме «Каждый народ –
художник».
Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Разработка урока по ИЗО 4 класс " СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.