Разработка урока по ИЗО 4 класс "УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Иконка файла материала Узорочье теремов.doc
УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   образами   теремной архитектуры;   дать   представление   о   вариантах   украшения   царских   палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество,   композиционное   мышление;   воспитывать   интерес   к   миру прекрасного, культуре своего народа.  О б о р у д о в а н и е :   для   учителя  –   методические   таблицы,   репродукции, фотографии, для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й   р я д :   фотографии   Теремного   дворца   в   Москве,   набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихотворения­загадки о декоративно­прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  Учитель предлагает учащимся прочитать ребус и узнать, куда они отправятся сегодня на уроке.  О т в е т : терем. II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит за золоченной   решеткой   терем­теремок,  изукрашенный   разными   хитростями,  где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый волк да медведь косолапый? Пойдемте к терему и скажем громким голосом: – Терем­теремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в высоких? Учитель   демонстрирует   фотографии   Теремного   дворца   в   Московском Кремле.Просияет   терем   под   солнцем,   блеснет   расписанная   в   «шахмат»   кровля Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала   в   зал   ходить,   как   из   золотых   хором   в   серебряные.   Сколько   бы   раз   ни прошел, еще и еще пройтись хочется.  В   старину   здания   из   камня   воздвигались   редко,   и   Теремной   дворец­ сооружение   каменных   дел   мастеров   вызывал   восторг   всей   Москвы.   Люди говорили  о  дворце:  «Зело  причудливые  палаты».  В причудливой  палате  окно украшено   белокаменным   наличником.   Называлось   оно  челобитным.   Из   него опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто эти послания   лежали   в   ящике   подолгу.  Отсюда   и   родилось   выражение   в  народе: положить дело в долгий ящик.  На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.  А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами,   они   напоминают   книги   с   картинками.   Рассматривать   их   и   теперь занятно и интересно.  С п р а в к а   д л я   у ч и т е л я .   Изразе(cid:8) ц  – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.  В терему резные двери,  На дверях цветы и звери,  В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят, По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки; Собирали их весной.  Н. Кончаловская На   стенах   здания,   на   столбах   и   сводчатых   потолках   мы   видим   орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете? У ч е н и к и .  Орнамент  –   узор,   состоящий   из   ритмически   упорядоченных элементов. Служит для украшения каких­либо предметов или архитектурных сооружений. Самый   простой   орнамент   состоит   из   черточек,   кружочков,   точек,   линий, называется  геометрическим.   Орнамент   из   цветов,   трав   и   листьев   – растительный. Орнамент из птиц и зверей называется животным.У ч и т е л ь . У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы». С принятием христианства на Руси произошло изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.  Учитель   демонстрирует   фотографии   старой   русской   печи,   сводчатых потолков   Теремного   дворца   и   предлагает   учащимся   поделиться   своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского Кремля.  У ч е н и к и . Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки… Мы видим печь­красавицу.  Стены и сводчатые потолки здания передают настроение веселья и радости.  У ч и т е л ь  (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий   сад.   Ходят   по   нему   важные   павлины,   поют   чудесные   волшебные ласточки,   смотрит   на   нас   птица   орел,   сладко   лакомится   ягодами   волшебная заморская   птица­красавица.   А   вокруг   них   кустится   ветвистая   зелень,   узоры разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые… Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счастливы. И точно, смотрите­ка: сидит на цветке разноцветная райская птица! Как называется такая живопись?  У ч е н и к и . Это декоративная живопись.  Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а  «Настроение и орнамент». Учащиеся   получают   карточки   с   двумя   набросками   орнамента   для декоративной плитки.У ч и т е л ь .   Мастер   изображения   предлагает   вам,   используя   различные средства   выражения   настроения,   изобразить   на   одном   орнаменте   радость   и веселье, а на другом – грусть, тревогу.  Учащиеся работают пастелью в течение 3–5 минут.  Учитель подводит итоги игры, учащиеся называют средства художественной выразительности.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а У ч и т е л ь .   Давайте   отдохнем   и   вспомним   виды   декоративно­прикладного искусства, спрятанные в загадках. Сине­голубые Розы, листья, птицы.  Увидев вас впервые,  Каждый удивится.  Чудо на фарфоре – Синяя купель.  Это называется Просто роспись… (гжель). Вы встречали или нет Фантастический букет? Мака, роз, пионов краски В нем собрались вместе,  Расцвели они, как в сказке,  На листе из жести.  Догадаться просто вам –  Это роспись … (жостово).  Разноцветные цветы Расцвели на ткани. Напечатаны они  Умелыми руками.  В целом мире мы известны,  Знает нас любой знаток,  Этот сувенир чудесный.  Значит … (павловский платок).  III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е : изобразить  интерьер палаты;  подготовить  фон для следующего задания   (групповая   работа).   Выполнить   работу   гуашью   на   листах   бумаги (формат А4 по горизонтали).Учащиеся определяют п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы :  1)   выполнение   легкими   карандашными   линиями   эскиза,   выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна, стол, лавки и др.); 2)   работа   гуашью:   «украшение»   элементов   интерьера   декоративным орнаментом. Учитель объясняет требования к работе: 1) горизонтальное положение листа; 2) выполнение в цвете; 3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя; 4) общая аккуратность; 5) выразительность работы.  IV. Итог урока.  В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических рисунков.

Посмотрите также