БУКЕТ ЦВЕТОВ
Тема коллективной композиции: «Цветы».
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная с элементами игры – эстафеты.
Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра.
Цели и задачи: дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с иллюстрациями с изображением цветов; выполнить совместную работу по теме урока; формировать умения использовать выразительные средства в изображении предметов; развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром.
У р о к 1 0
БУКЕТ ЦВЕТОВ
Тема коллективной композиции: «Цветы».
Форма организации
коллективной деятельности:
совместно
индивидуальная с элементами игры – эстафеты.
Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа
ведется от центра.
Цели и задачи: дать представление об искусстве составления букетов и
ознакомить с иллюстрациями с изображением цветов; выполнить совместную
работу по теме урока; формировать умения использовать выразительные
средства в изображении предметов; развивать творческие способности и
эстетический вкус; воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться
окружающим миром.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – методические таблицы; для
учащихся – гуашь, кисть, ножницы, клей.
З р и т е л ь н ы й р я д: репродукции картин художников, изобразивших цветы;
аппликации, фотографии цветов; живые цветы.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
У ч и т е л ь вместе с учениками любуется красотой живых цветов в классе, на
фотографиях, открытках и в картинах художников, обращается внимание на
то, что художники очень любят изображать цветы в букете.
У ч и т е л ь. Составление букетов – это особое искусство, которому учатся
специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы
красота цветов не потускнела в нем, а наоборот – проявилась.
Цветы для букета обычно подбирают таким образом, чтобы они составляли
гармонию цветных пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным,
сдержанноторжественным,
нежнолирическим (сравним букет невесты,
первоклассника, официального торжества).
Целесообразно также вспомнить по методическим таблицам о «теплых» и
«холодных» цветах, о цветах сближенных и контрастных.Учитель с помощью аппликативного материала составляет несколько схем
композиций цветочных букетов, обращая внимание детей не только на ритм
цветных пятен, но и на цветовое сочетание.
III. Работа над заданием.
Рассмотрев по методическим рисункам, какие бывают цветы по форме и
цвету, а также по схемам, какие бывают композиции цветов в букете, каждый из
учеников рисует самый красивый цветок (по его мнению и умению) и затем
вырезает его изображение.
За 10 минут до конца урока учитель вывешивает на доску 3 больших листа с
изображением голубой, красной и белой вазы. Каждый ученик, прежде чем
приклеить свое изображение цветка, должен подумать о соответствии его цвета
выбранной вазе, а позже и группе уже наклеенных цветов, составляющих букет.
Ученики, передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди
подходят к одному из листов бумаги на доске и приклеивают к нему свой
цветок. В конце веселой эстафеты получаются три красивых букета, которые
можно сравнить и оценить красочность, композицию и аккуратность в
изображении каждого из букетов. (См. Приложения, рис. 28.)
П р и м е ч а н и е . «Букеты» можно оформить в паспарту и затем украсить детскими
работами столовую школы, кабинеты.
К уроку 10Рис. 28. Коллективные композиции «Цветы»
Приемы организации процесса совместноиндивидуальной деятельности
и ее коллективный результат:
А – свободное размещение элементов на плоскости фона;
Б – мозаика;
В – фриз;
Г – организованное изображение