Разработка урока по ИЗО "ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТВОЕЙ КНИЖКИ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТВОЕЙ КНИЖКИ Цели и задачи: показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки-раскладушки, гармошки и др.); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками, на единый характер иллюстраций; дать представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций; ознакомить с художниками-иллюстраторами книг, художниками-сказочниками (В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Рачев, М. Врубель и др.); формировать у учащихся умение с помощью рисунка и цвета выделять интересное в сюжете, подчеркивать в рисунке то, что взволновало в сказке, использовать элементы композиции; закрепить графические навыки и умения использовать палитру.
Иконка файла материала Урок 7.doc
У р о к   7 ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТВОЕЙ КНИЖКИ  Цели и задачи:  показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции   (книжки­раскладушки,   гармошки   и   др.);   объяснить   несколько трактовок   одного   и   того   же   сюжета   разными   художниками­иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками, на единый характер иллюстраций; дать представление   о   роли   обложки,   ее   отличии   от   иллюстраций;   ознакомить   с художниками­иллюстраторами   книг,  художниками­сказочниками (В.  Васнецов, И. Билибин, Ю. Рачев, М. Врубель и др.); формировать у учащихся умение с помощью   рисунка   и   цвета   выделять   интересное   в   сюжете,   подчеркивать   в рисунке   то,   что   взволновало   в   сказке,   использовать   элементы   композиции; закрепить графические навыки и умения использовать палитру. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –   книги   сказок   (народных   и авторских), детские рисунки из методического фонда; для учащихся – любимые детьми сказки (книги), графические материалы, альбом. З р и т е л ь н ы й   р я д:   М.   Врубель   «Пан»,   «Демон»,   «Царевна­Лебедь»,   В. Васнецов   «Аленушка»,   «Три   царевны   подземного   царства»,   «Ковер­самолет», «Снегурочка»,   «Баба   Яга»;   Н.   Рерих   «Заморские   гости»,   «Снегурочка»; репродукции работ художников Ю. Васнецова, И. Билибина, Ю. Рачева, Л. С. Бакста,   В.   Конашевича,   Т.   Мавриной;   фотографии   сооружений   старинной русской   архитектуры;   методические   таблицы   «Последовательность   работы   в цвете   над   иллюстрациями   к   сказке»,   «Цветовой   круг»;   палехские,   хoлуйские миниатюры,   русский   лубок;   диафильм   «Иллюстрирование   литературных произведений»; слайды, книжки­игрушки.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д: текст выбранной сказки, стихи и загадки.  М у з ы к а л ь н ы й  р я д :  фрагменты  балета  И. Стравинского  «Жар­птица». Ход урока I. Организация класса.  Проверка готовности к уроку. II. Вводная беседа. Беседа строится на материале выставки из книг, принесенных детьми на урок (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом Петушке», «Сказка орыбаке и рыбке»; Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»; П. Ершов «Конек­ Горбунок», народные сказки «Теремок», «Снегурочка» «Крошечка­хаврошечка» и др.). Чтобы настроить детей на собственное изобразительное творчество по теме любимой сказки, необходимо активизировать  их воображение, применив различные   приемы  по   оживлению  в  памяти  прочитанного (пересказ,  чтение   в лицах, загадки по отдельным сказкам). В беседе желательно отметить, как много знают дети. Обратить внимание на роль художника в оформлении книги сказок.  У ч и т е л ь. В создании книги нам помогают три Мастера. Мастер Постройки сконструирует   форму   книги   (обычную,   книгу­игрушку,   книгу­раскладушку), Мастер   Изображения   сделает   иллюстрации,   а   Мастер   Украшения   поможет книжку декоративно оформить – сделать заставку, концовку, узорную полосу. Можно   иллюстрировать   одну   сказку   (например,   «Гуси­лебеди»),   а   можно работать над разными сказками. Начинать надо с поисковых эскизов композиции (2–3). (См. Приложения, рис. 22, 23, 24, 25, 69.) Литературные образы. З а г а д к и: Разноцветные ворота  На Луну построил кто­то,  Но пройти в них нелегко,  Те ворота высоко. Постарался мастер тот,  Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно ль их нарисовать? (Радуга.) Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки,  Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки,  Кто герои этой сказки? (Три медведя.) Носик круглый пятачком,  Им в земле удобно рыться,  Хвостик маленький крючком,  Вместо туфелек копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,  Кто герои этой сказки? (Три поросенка.) Бабушка девочку очень любила,  Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое… А ну, подскажите имя ее!      (Красная Шапочка.) – А вот зачин одной с к а з к и:  За горами, за лесами,  За широкими морями,  Против неба – на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына:  Старший умный был детина,  Средний сын и так и сяк,  Младший вовсе был дурак. – А вот еще один зачин. Угадайте, из какой с к а з к и? (П. Ершов «Конек­Горбунок».) У лукоморья дуб зеленый,  Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит,  Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит,  Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… – А вот маленькая с т и х о т в о р н а я   с к а з к а: (А. Пушкин «Руслан и Людмила».)  Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю поутру В бежевых сапожках,  Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает росаВ темно­синей чаще,  Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там, где свищут соловьи В закоулках бора,  Пробираются ручьи К розовым озёрам,  Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом,  Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу,  Приходите в гости! Т. Белозёрова III. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е: выполнить иллюстрации к народной сказке.  При наличии дополнительных уроков возможны в а р и а н т ы:  1) оформление страницы заставкой; иллюстрация;  2) конструирование книжки­игрушки (см. урок 7). У ч и т е л ь. Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы (слово пишем на доске);   в   них   он   изображает   место   действия   сказки,   ее   героев   и   предметы, которые   могут   их   окружать.   (См.   Приложения,   рис.   22.)   Так   же   делаются наброски  (слово   напишем на  доске) – быстрые, кратковременные  рисунки  с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу. (См. Приложения, рис. 23, 24.) В современных условиях дети чаще знают содержание иностранных сказок (из мультфильмов,  видеозаписей,   комиксов),  современных   сказочных   героев  и   не знают литературное сказочное творчество собственного народа. Поэтому очень важно восстановить в памяти детей содержание сказки, а при необходимости – зачитать   отрывки.   Можно   предварить   работу   над   эскизом   просмотром диафильма – сказки. После выбора лучшего эскиза ученики переводят рисунок на лист альбома. Все   построение   ведется   тонкими,   еле   заметными   линиями   с   расчетом   на последующее   завершение   рисунка   в   цвете.   Всю   иллюстрацию   помещаем   в декоративную рамку по краю листа (1,5–3 см).Для   выразительности   изображения,   для   выделения   главных   персонажей раскрашиваем их яркими красками. Работу над иллюстрацией можно начать сразу в цвете, используя акварель или гуашь, цветные мелки, цветную бумагу, смешанную технику. (См. Приложения, рис. 25.) Для   создания   эмоционального   настроения   целесообразно   негромко   включить   звуковую запись фрагмента балета И. Стравинского «Жар­птица».  IV. Итоги урока. В конце урока учитель в целом оценивает работу класса, рисунки выставляет у   доски.   Школьники   рассматривают   их   и   под   руководством   учителя анализируют лучшие рисунки.  Уборка рабочих мест. Домашнее задание. К уроку 7 Рис. 22. Эскиз сказкиРис. 23. И. Б и л и б и н. Царевна­несмеяна Рис. 24. И. Б и л и б и н. Царевна­несмеяна (набросок) Рассмотри композиционные схемы. Сравни их с иллюстрациями. Отметь, как художник изображает фигуры героев, чтобы передать действие сказки.И. Б и л и б и н Рис. 25. Иллюстрации к сказкам

Посмотрите также