КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ
Тема коллективной композиции: «Веселый хоровод».
Форма организации коллективной деятельности: совместно-последовательная, по типу работы конвейера.
Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по кругу.
Цели и задачи: ознакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; обучать навыкам конструирования из бумаги; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.
КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ
У р о к 2 3
Тема коллективной композиции: «Веселый хоровод».
Форма организации коллективной деятельности:
совместно
последовательная, по типу работы конвейера.
Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по
кругу.
Цели и задачи: ознакомить с традиционными русскими игрушками, с
символикой их образов; обучать навыкам конструирования из бумаги; развивать
творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность,
зрительную память.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – аппаратура для показа слайдов,
видеозаписей; для учащихся – цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы,
дополненияукрашения.
З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии и сувениры; игрушки Дымкова, Сергиева
Посада, села Богородского, матрешки Семенова, Федосеева, ПолховМайдана,
птицы Архангельска; выполненные учителем и детьми модели; фотографии
русского национального костюма (разных областей): Б. М. Кустодиев. Эскиз
костюмов мужиков. Драма Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина «Виринея»
(1924). Ленинградский академический театр драмы; Н. Рерих. Эскиз костюма
князя Игоря к опере А. Бородина «Князь Игорь» и эскиз костюма девушки к
балету И. Стравинского «Весна священная» и др.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : народные песни.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
З а г а д к и:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрешка.)
З а г о в о р з а к л я т ь е:
Пойду ль я во чистое поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полётные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце.
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звёздами,
Что вострыми стрелами, –
От всякого злого недуга.
У ч и т е л ь. Вы уже знаете, что стремление человека к красоте, его мечты о
прекрасном и небывалом воплощаются в предметах народного быта, в
деревянном зодчестве и особенно в одежде.
Полюбуйтесь и познакомьтесь с праздничной одеждой, которую носили в
далеком прошлом в разных краях России. (Демонстрация иллюстраций.)
Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту женщины, делал
ее похожей на прекрасный цветок или птицу. Обратите внимание на особенности
праздничного северорусского костюма – рубахи, сарафаны, душегреи, на
головной убор – кокошник.
А теперь посмотрим, как изменился по сравнению с северорусским костюмом
ансамбль женской одежды из южных районов России. Исчез сарафан – основа
северорусского костюма. Вместо него на рубаху уже надевали понёву – поясную
одежду замужней женщины. Нет и душегреи. Поверх рубахи, понёвы одевали
запон (занавеска – завеска, передник) и только затем – навершник (нагрудная
женская одежда).
Отметим разнообразие узоров, множество оттенков цвета в костюмах разных
областей (бывших губерний) юга России. Не зря раньше в народе говорили: «В
каждом посаде в своем наряде».
– Сравните: что общего в расположении орнаментальных мотивов на
северорусских костюмах и южнорусских?Обилие орнаментов около вoрота одежды, на рукавах, на понёве, на подоле
сарафана и рубахи. Орнаменты – обереги, призваны были защищать, охранять
человека за пределами его крепости – дома – от недобрых сил.
– Полюбуйтесь на красавицу. Она напоминает вам героиню сказок – русскую
красавицу, красну девицу – добрую, мудрую, рукодельницу?
– Определите, в какой стороне (южный или северный регион России) могла
надеть этот подвенечный наряд невеста.
– Прочтите эти орнаменты. Найдите в них знакиобереги и знаки добрых
пожеланий: знаки солнца, воды и земли, птиц и животных.
– Отгадайте з а г а д к и о русском народном костюме:
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти.)
Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёй упадёт,
Тепла не даёт,
А без него холодно. (Пояс.)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши деньденьской
И пойдешь на покой. (Рубаха.)
С одного бока лес,
А с другого – поле. (Шуба, тулуп.)
– Выберите правильный ответ к загадкам: рукавицы, шуба, шапка, тулуп,
сарафан, пояс, лапти, рубаха, серьги.
–
Полюбуйтесь работой художниковкостюмеров.
(Демонстрация
иллюстраций.) Определите, какие элементы народной одежды использованы в
сценических костюмах участников народных ансамблей из разных регионов
России.
III. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся.
З а д а н и е: конструирование сувенирной куклы в русской национальной
одежде из цветной бумаги; создание коллективной композиции «Веселый
хоровод».Перед выполнением задания учитель знакомит учащихся с традиционными
русскими игрушками, с символикой их образа и дает рекомендации по
организации и выполнению совместной работы.
Кукла проста по конструкции, а делает ее привлекательной декор одежды –
орнамент на платочке, сарафане, рукавах рубахи. Поэтому нужно напомнить
учащимся о символике узора и значении цвета в русской национальной женской
одежде.
Целесообразно предложить сделать куклу сообща. Для коллективной работы
класс делится на три основные группы (по рядам), так что каждый ряд
становится своеобразным конвейером с параллельными линиями: на одной
выполняют тело куклы, а на другой – ее голову. Для работы п е р в о й л и н и и
задаются следующие т е х н о л о г и ч е с к и е о п е р а ц и и:
1) свертывание большого конуса – заготовки для сарафана куклы;
2) выравнивание конуса сарафана;
3) изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента;
4) прикрепление рук к конусу сарафана.
Э т а п ы работы в т о р о й л и н и и конвейера:
1) свертывание малого конуса – заготовки для головы куклы;
2) вырезание контура платка на конусе головы куклы;
3) наклеивание изображения лица;
4) прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке;
5) этап является единым для обеих линий: изображение зеленой поляны с
ромашками – плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из
отдельных фрагментов) в веселый хоровод. (В работе на этом этапе участвуют
закончившие задание на первых этапах работы конвейера).
Получается коллективная композиция «Веселый хоровод».
(См.
Приложения, рис. 78.)
П р и м е ч а н и е. Для соблюдения соразмерности деталей куклы учитель раздает заготовки
для большого и малого конуса и шаблоны для изготовления рук, лица и косы. Куклы могут
стать подарком для первоклассников в праздник «Прощание с букварем», для мам в День 8
Марта.
IV. Итоги урока.
Анализируя итоговые коллективные работы, выполненные на каждом ряду
конвейере, учащиеся оценивают их по двум основным параметрам – красоте и
аккуратности.
Домашнее задание.К уроку 23
Рис. 78. Объемнопространственная композиция «Веселый хоровод».
Методика организации совместнопоследовательной деятельности
над объемнопространственной композицией по принципу конвейера:
пять этапов работы конвейера – пять групп учащихся работают
над каждым из элементов коллективной композиции