Разработка урока по ИЗО "КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ Тема коллективной композиции: «Веселый хоровод». Форма организации коллективной деятельности: совместно-последовательная, по типу работы конвейера. Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по кругу. Цели и задачи: ознакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; обучать навыкам конструирования из бумаги; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.
Иконка файла материала КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ.doc
КОНСТРУИРОВАНИЕ СУВЕНИРНОЙ КУКЛЫ У р о к   2 3 Тема коллективной композиции: «Веселый хоровод».  Форма   организации   коллективной   деятельности:  совместно­ последовательная, по типу работы конвейера.  Принцип организации коллективной композиции:  размещение  фигур  по кругу.  Цели   и   задачи:  ознакомить   с   традиционными   русскими   игрушками,   с символикой их образов; обучать навыкам конструирования из бумаги; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память. О б о р у д о в а н и е   у р о к а: для учителя – аппаратура для показа слайдов, видеозаписей;   для   учащихся   –   цветная   бумага,   фломастеры,   клей,   ножницы, дополнения­украшения. З р и т е л ь н ы й   р я д: фотографии и сувениры; игрушки Дымкова, Сергиева Посада, села Богородского, матрешки Семенова, Федосеева, Полхов­Майдана, птицы   Архангельска;   выполненные   учителем   и   детьми   модели;   фотографии русского   национального   костюма   (разных   областей):   Б.  М.   Кустодиев.   Эскиз костюмов мужиков. Драма Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина «Виринея» (1924). Ленинградский академический театр драмы; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря к опере А. Бородина «Князь Игорь» и эскиз костюма девушки к балету И. Стравинского «Весна священная» и др. Л и т е р а т у р н ы й   р я д: загадки. М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   народные песни. Ход урока I. Организация класса.  Проверка готовности к уроку. II. Вводная беседа. З а г а д к и:  Ростом разные подружки,  Не похожи друг на дружку,  Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрешка.) З а г о в о р ­ з а к л я т ь е:  Пойду ль я во чистое поле –  Под красное солнце,  Под светел месяц,  Под полётные облака,  Стану я во чистом поле На ровное место,  Облаками облачуся,  Небесами покроюся,  На главу свою кладу Красное солнце. Подпояшусь светлыми зорями,  Обтычуся частыми звёздами,  Что вострыми стрелами, – От всякого злого недуга. У ч и т е л ь. Вы уже знаете, что стремление человека к красоте, его мечты о прекрасном   и   небывалом   воплощаются   в   предметах   народного   быта,   в деревянном зодчестве и особенно в одежде. Полюбуйтесь   и   познакомьтесь   с   праздничной   одеждой,   которую   носили   в далеком прошлом в разных краях России. (Демонстрация иллюстраций.) Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту женщины, делал ее похожей на прекрасный цветок или птицу. Обратите внимание на особенности праздничного   северорусского   костюма   –  рубахи,   сарафаны,   душегреи,  на головной убор – кокошник. А теперь посмотрим, как изменился по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России. Исчез сарафан – основа северорусского костюма. Вместо него на рубаху уже надевали понёву – поясную одежду замужней женщины. Нет и душегреи. Поверх рубахи, понёвы одевали запон  (занавеска – завеска, передник) и только затем –  навершник  (нагрудная женская одежда). Отметим разнообразие узоров, множество оттенков цвета в костюмах разных областей (бывших губерний) юга России. Не зря раньше в народе говорили: «В каждом посаде в своем наряде». –  Сравните:   что   общего   в   расположении   орнаментальных   мотивов   на северорусских костюмах и южнорусских?Обилие орнаментов около вoрота одежды, на рукавах, на понёве, на подоле сарафана и рубахи. Орнаменты – обереги, призваны были защищать, охранять человека за пределами его крепости – дома – от недобрых сил.  – Полюбуйтесь на красавицу. Она напоминает вам героиню сказок – русскую красавицу, красну девицу – добрую, мудрую, рукодельницу?  –  Определите, в какой стороне (южный или северный регион России) могла надеть этот подвенечный наряд невеста. –  Прочтите   эти   орнаменты.   Найдите   в   них   знаки­обереги   и   знаки   добрых пожеланий: знаки солнца, воды и земли, птиц и животных. – Отгадайте з а г а д к и  о русском народном костюме: Из липы свито Дырявое корыто,  По дороге идёт,  Клетки кладёт. (Лапти.) Надену – ободом сведёт,  Сниму – змеёй упадёт,  Тепла не даёт,  А без него холодно. (Пояс.) Дуйся не дуйся,  Через голову суйся,  Попляши день­деньской И пойдешь на покой. (Рубаха.) С одного бока лес,  А с другого – поле. (Шуба, тулуп.) –  Выберите   правильный   ответ   к   загадкам:   рукавицы,   шуба,   шапка,   тулуп, сарафан, пояс, лапти, рубаха, серьги. –  Полюбуйтесь   работой   художников­костюмеров.   (Демонстрация иллюстраций.) Определите, какие элементы народной одежды использованы в сценических   костюмах   участников   народных   ансамблей   из   разных   регионов России. III. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся. З а д а н и е:   конструирование   сувенирной   куклы   в   русской   национальной одежде   из   цветной   бумаги;   создание   коллективной   композиции   «Веселый хоровод».Перед выполнением  задания учитель знакомит учащихся с традиционными русскими   игрушками,   с   символикой   их   образа   и   дает   рекомендации   по организации и выполнению совместной работы. Кукла проста по конструкции, а делает ее привлекательной декор одежды – орнамент   на   платочке,   сарафане,   рукавах   рубахи.  Поэтому   нужно   напомнить учащимся о символике узора и значении цвета в русской национальной женской одежде. Целесообразно предложить сделать куклу сообща. Для коллективной работы класс   делится   на   три   основные   группы   (по   рядам),   так   что   каждый   ряд становится   своеобразным   конвейером   с   параллельными   линиями:   на   одной выполняют тело куклы, а на другой – ее голову. Для работы п е р в о й   л и н и и задаются следующие т е х н о л о г и ч е с к и е   о п е р а ц и и: 1) свертывание большого конуса – заготовки для сарафана куклы;  2) выравнивание конуса сарафана; 3) изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента; 4) прикрепление рук к конусу сарафана. Э т а п ы  работы в т о р о й   л и н и и  конвейера:  1) свертывание малого конуса – заготовки для головы куклы; 2) вырезание контура платка на конусе головы куклы; 3) наклеивание изображения лица; 4) прикрепление  косы  и  изображение  декоративных  элементов на платке; 5) этап является единым для обеих линий: изображение зеленой поляны с ромашками   –   плоскости,   на   которой   собираются   куклы   (выполненные   из отдельных фрагментов) в веселый хоровод. (В работе на этом этапе участвуют закончившие задание на первых этапах работы конвейера).  Получается   коллективная   композиция   «Веселый   хоровод».   (См. Приложения, рис. 78.) П р и м е ч а н и е. Для соблюдения соразмерности деталей куклы учитель раздает заготовки для большого и малого конуса и шаблоны для изготовления рук, лица и косы. Куклы могут стать подарком для первоклассников в праздник «Прощание с букварем», для мам в День 8 Марта. IV. Итоги урока. Анализируя итоговые коллективные работы, выполненные на каждом ряду­ конвейере, учащиеся оценивают их по двум основным параметрам – красоте и аккуратности. Домашнее задание.К уроку 23 Рис. 78. Объемно­пространственная композиция «Веселый хоровод». Методика организации совместно­последовательной деятельности  над объемно­пространственной композицией по принципу конвейера:  пять этапов работы конвейера – пять групп учащихся работают  над каждым из элементов коллективной композиции

Посмотрите также