Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл—4 кл
19.01.2017
КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ.
В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Цели и задачи: ознакомить с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; рассказать о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традициях реализма, реалистической школы; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка) и связи с внеклассной и внешкольной работой; прививать аккуратность.
КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ..doc
У р о к 2 8
КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ.
В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Цели и задачи:
ознакомить с жанром живописи – пейзажем, его
разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от
экскурсий по родному городу, селу; рассказать о творчестве выдающихся
российских художников второй половины XIX века (Репин, Суриков, Шишкин,
Левитан и др.), традициях реализма, реалистической школы; учить строить
пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов
композиции,
изображать природу в различных состояниях; освоить
художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки,
тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и
образное восприятие мира; содействовать эстетическому отношению к
действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи
человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные
связи (ИЗО, литература, музыка) и связи с внеклассной и внешкольной работой;
прививать аккуратность.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, мелки
(пастель, акварельные, восковые), цветные карандаши, банка с водой, тряпочка,
газетаподстилка.
З р и т е л ь н ы й р я д: репродукции разнохарактерных по настроению, цвету
пейзажей; И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», «Март», «После
дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге. Плес»,
«Владимирка», «У омута»; В. Серов «Домотканово», «Цветущие яблони»,
«Вечерний звон»; И. Шишкин «Лесные дали», «Осень», «Лес зимой», «Рожь»,
«Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На Севере диком», «Перед грозой»,
«Полдень в окрестностях Москвы»; В. Поленов «Московский дворик», «Осень в
Абрамцево»; В. Саврасов «Грачи прилетели», «Вид на Московский Кремль.
Весна», «Проселок»; К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»,
«Троицкая лавра зимой»; Б. Кустодиев «Ярмарка», «Волга», «Радуга»; С. Ткачев
«В зимний праздник. Деревня»; Ф. Васильев «После дождя», «Оттепель»,
«Мокрый луч», «В Крымских горах»; А. Куинджи «Березовая роща», «Закат»,
«Облака», «Лунная ночь на Днепре», «Солнечные пятна на инее», «Вечер на
Украине»; В. Суриков «Взятие снежного городка»; И. Грабарь «Февральская
лазурь»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море»; Ф. Алексеев «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от
Тверской улицы»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бутон», «Весенний
день», «Розовый вечер», «Зимняя луна»; А. Пластов «Первый снег», Г. Нисский
«Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «В голубом просторе»; М. Сарьян «Горы»;
Кукрыниксы «Бегство немцев из Новгорода».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения, загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: можно использовать сочинения П. Чайковского
«Времена года», А. Вивальди «Времена года», В. Моцарта, К. Дебюсси
«Прелюдии», Ф. Листа «Мефистовальс».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
Учитель демонстрирует картины художниковпейзажистов. Звучит музыка.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения о временах года. Можно
предложить детям загадки.
С т и х о т в о р е н и я:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Всё в природе замирает –
И поля, и тёмный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
С. Дрожжин
З а г а д к и:
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна.)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень.)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью.)
Пушистая вата плывет кудато,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)
Алый платок упал на лесок,
Лёг на луг – потемнело вокруг. (Закат.)
Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить? (Дождь.)
Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)
С т и х о т в о р е н и я:
ГРОЗА ДНЁМ
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
И миг спустя мы слышим, Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
ОСЕНЬ
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрачную хранят…
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться гденибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
С. Маршак
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири…
М. Лермонтов
З. Александрова
ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…
* * *
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвoном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака…
Как боярыня седая,
К людям шествует Зима,
Лютой стужей расцвечая
Опушённые дома…
К. Бальмонт
С. Есенин
* * *
Пришла весна на место встречи,
Накинув бережно на плечи
Платок в сиреневых цветах.
Дорога детства так знакома:
Сиренью улицы цветут,
И тороплюсь к родному дому,
Где так тепло, когда там ждут.
Н. Веденеева
* * *
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса, Белокурые берёзки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг,
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем.
* * *
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
Вот осень. Туманные дали,
Бушует кругом листопад.
И с запахом светлой печали
Опавшие листья шуршат.
О. Рязанова
* * *
Пусть у зимы нет буйства красок,
Всего один лишь белый цвет,
Но для фантазий зимних сказок,
Как для мечты, предела нет…
* * *
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает.
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин
У ч и т е л ь.
Рассмотрим произведения художников.
(Демонстрация
иллюстраций.) Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной
природы. Ею можно любоваться в разное время года, так как художники смогли
«остановить мгновенье» в своих картинах. Необъятные просторы России прославляются художниками, живущими в разных ее уголках. Потому так
многолик российский пейзаж.
Просмотр репродукций художников.
Анализ цветовых сочетаний,
характерных для зимы, весны, осени, лета (обилие синеголубого, нежно
зеленого, голубого, светлокоричневого, красного, багряного, желтозеленого,
синего и насыщенного зеленого).
Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что
стволы деревьев никак нельзя изображать грубыми, «жесткими» цветами
(черным или темнокоричневым цветом). Поможет всем цветам стать нежными и
певучими белая гуашь или краска, в которую больше добавили воды.
– Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях
художников?
– Какие изменения вы увидели в цветовой гамме пейзажей: усиление или
ослабление яркости цвета у горизонта?
– Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь, к горизонту?
– Каковы оттенки снега на освещенных солнцем местах и в тени? Назовите их.
– Какие произведения вам особенно понравились и почему?
– Назовите картины со спокойным, мягким колоритом и картины со
«звучными» красками расцветающей природы.
– Присутствие человека в пейзаже помогает ли вам ощутить связь с природой
и почувствовать настроение, которое художник хотел передать, рисуя природу в
различных состояниях?
– Насколько разнообразны цветовые переливы водных просторов? Назовите
эти цвета и их оттенки?
– Рассмотрите графические работы, в которых торжество и красота земли
переданы лишь с помощью черного и белого цветов.
– Почему зимний графический пейзаж кажется причудливым, таинственным?
Какую роль играют линии? Перечислите элементы, которыми художник
пользуется, создавая образ зимы, зимних деревьев. (Линии, точки, штрихи,
спирали, завитки и пр.)
В и д ы пейзажного жанра:
в сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его
естественная связь с окружающей природой; городской пейзаж отличается рационально организованной руками
человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы,
проспекты, площади, набережные (см. Приложения, рис. 41, 43);
в парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха
горожан (Кусково, Шереметево – в Москве, Версаль – во Франции);
морской пейзаж (марина) рассказывает о своеобразной красоте то
спокойного, то бурного моря, реки (см. Приложения, рис. 83);
архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским пейзажем.
Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник
главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в
синтезе с окружающей средой (см. Приложения, рис. 42);
в индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и
значение человекасозидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и
электростанций, ажурных конструкций, вокзалов и мостов, паутины
железнодорожных линий (см. Приложения, рис. 48);
героический пейзаж представляется величественным и недоступным для
человека. В нем изображаются обычно высокие, скалистые горы, могучие
деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги;
декоративный пейзаж – пейзажкартина, предназначенный для украшения
интерьера, с условным цветовым строем и композицией, отвечающей целям
украшения;
пейзаж настроения – стремление найти в различных состояниях природы
соответствие человеческим переживаниям и настроениям, придать пейзажу
лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости;
в историческом пейзаже находят свое косвенное воплощение
исторические события, о них напоминают нам изображенные архитектурные и
скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж оживляет
в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку (см.
Приложения, рис. 44);
эпический пейзаж – величественные картины природы, полные внутренней
силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия;
в романтическом пейзаже – бунтарское начало грозовой тучи,
клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра:
в ХХ веке появился космический пейзаж – художники заинтересовались
неземными горизонтами и природой в других условиях. – Давайте определим принадлежность пейзажей (репродукций) к этим
разновидностям.
Целесообразно напомнить учащимся, что такое линейная и воздушная перспектива, какова
роль линии горизонта. Желательно беседу провести так, чтобы дети почувствовали разницу
между живой природой, фотографией и картиной (как и в портрете), изображающей природу,
чтобы увидели, что задачей искусства является не слепое копирование природы, объекта, а
выражение отношения художника к жизни, объекту изображения: изображение самого
главного через отбор и отбрасывание случайного.
Можно попросить детей вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными» и
«теплыми» цветами, «глухими» и «звонкими».
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е: изобразить пейзаж по представлению.
Для выполнения практической работы ребят можно разделить на 3 группы (по
рядам), дать каждой группе свое задание:
1я г р у п п а – радостный и праздничный пейзаж;
2я г р у п п а – мрачный и тоскливый пейзаж;
3я г р у п п а – нежный и певучий пейзаж.
(См. Приложения, рис. 83.)
Законы перспективы (линейная и воздушная):
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные –
обобщенно. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо
изображать детально, а дальние – обобщенно.
2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные –
неопределенно. Значит, для передачи пространства контуры ближних предметов
надо делать резче, а удаленных – мягче.
3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные –
светлее ближних. Значит, для передачи пространства удаленные светлые
предметы надо слегка притемнить, а темные – высветлить.
4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и
видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся
плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо
изображать объемно, а дальние – плоско.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше,
тем больше. Значит, ближние предметы изображаем цветами реальными, а
дальние – цветом с добавлением голубых оттенков. Можно свой рисунокпейзаж сразу «оформить» в рамку, отступив в начале
работы со всех сторон листа по 2–3 см, а рамку можно оформить какимлибо
узором, стилизирующим резную деревянную рамку картины.
Т р е б о в а н и я к работам:
– компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме урока;
– колорит, живописность в образном решении работы;
– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
– можно дать название работе (на обороте рисунка – карандашом).
Анализ общих ошибок.
IV. Итоги урока.
Экспрессвыставка, оценка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть в книгах, альбомах, в музеях или на
выставке пейзажи разных авторов, определить, к какому виду принадлежит
пейзаж, что хотел сказать художник зрителю.
Я РИСУЮ МОРЕ
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя,
Окунаю кисточку
В море голубое.
В. Орлов
К уроку 28 Рис. 83. Пейзаж. Схемы
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.