Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Оценка 4.8

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл—4 кл
19.01.2017
Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ Цели и задачи: ознакомить с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; рассказать о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традициях реализма, реалистической школы; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка) и связи с внеклассной и внешкольной работой; прививать аккуратность.
КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ..doc
У р о к   2 8 КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ Цели   и   задачи:  ознакомить   с   жанром   живописи   –   пейзажем,   его разновидностями,   законами   композиции;   обобщить   впечатления   учащихся   от экскурсий   по   родному   городу,   селу;   рассказать   о   творчестве   выдающихся российских художников второй половины XIX века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан   и   др.),   традициях   реализма,   реалистической   школы;   учить   строить пейзажное   пространство   с   учетом   знаний   элементов   перспективы   и   законов композиции,   изображать   природу   в   различных   состояниях;   освоить художественные   материалы;   совершенствовать   изобразительные   навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное   восприятие   мира;   содействовать   эстетическому   отношению   к действительности   и   искусству;   формировать   чувство   неразрывной   связи человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка) и связи с внеклассной и внешкольной работой; прививать аккуратность. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   белая   бумага,   гуашь,   акварель,   кисти,   мелки (пастель, акварельные, восковые), цветные карандаши, банка с водой, тряпочка, газета­подстилка. З р и т е л ь н ы й   р я д: репродукции разнохарактерных по настроению, цвету пейзажей;   И.   Левитан   «Золотая   осень»,   «Березовая   роща»,   «Март»,   «После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге. Плес», «Владимирка»,   «У   омута»;   В.   Серов   «Домотканово»,   «Цветущие   яблони», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лесные дали», «Осень», «Лес зимой», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На Севере диком», «Перед грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; В. Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцево»;   В.   Саврасов   «Грачи   прилетели»,   «Вид   на   Московский   Кремль. Весна»,   «Проселок»;   К.   Юон   «Весенний   солнечный   день.   Сергиев   Посад», «Троицкая лавра зимой»; Б. Кустодиев «Ярмарка», «Волга», «Радуга»; С. Ткачев «В   зимний   праздник.   Деревня»;   Ф.   Васильев   «После   дождя»,   «Оттепель», «Мокрый луч», «В Крымских горах»; А. Куинджи «Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная  ночь  на  Днепре», «Солнечные  пятна  на инее», «Вечер   на Украине»;   В.   Суриков  «Взятие   снежного   городка»;   И.  Грабарь  «Февральская лазурь»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море»; Ф. Алексеев «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бутон», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна»; А. Пластов «Первый снег», Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «В голубом просторе»; М. Сарьян «Горы»; Кукрыниксы «Бегство немцев из Новгорода».  Л и т е р а т у р н ы й   р я д: стихотворения, загадки. М у з ы к а л ь н ы й   р я д:   можно   использовать   сочинения   П.   Чайковского «Времена   года»,   А.   Вивальди   «Времена   года»,   В. Моцарта,   К.   Дебюсси «Прелюдии», Ф. Листа «Мефисто­вальс».  Ход урока I. Организация класса. Проверка готовности к уроку. II. Вводная беседа. Учитель   демонстрирует   картины   художников­пейзажистов.   Звучит   музыка. Заранее подготовленные ученики читают стихотворения о временах года. Можно предложить детям загадки. С т и х о т в о р е н и я: Осень на опушке краски разводила,  По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны. В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: – Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета! Э. Федоровская Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля… Всё в природе замирает – И поля, и тёмный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. С. Дрожжин З а г а д к и:  Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом,  Шьет пуховые перины,  Разукрасил все витрины? (Зима.) Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна.)  Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю,  Белю поля, дома,  Зовут меня… (зима). Я соткано из зноя,  Несу тепло с собою,  Я реки согреваю,  «Купайтесь!» – приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я… (лето). Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём,  Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень.) Падают с ветки золотые монетки.  (Листья осенью.) Пушистая вата плывет куда­то,  Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.) Алый платок упал на лесок,  Лёг на луг – потемнело вокруг. (Закат.) Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить? (Дождь.) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) С т и х о т в о р е н и я: ГРОЗА ДНЁМ По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. И миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Стеклянный дождь стучит. ОСЕНЬ Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору, поникши, ели Зелень мрачную хранят… Зверь, отважный, поневоле Скрыться где­нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит. С. Маршак СНЕЖОК Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири… М. Лермонтов      З. Александрова ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ… * * * Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвoном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака… Как боярыня седая,  К людям шествует Зима,  Лютой стужей расцвечая Опушённые дома…        К. Бальмонт  С. Есенин               * * * Пришла весна на место встречи,  Накинув бережно на плечи Платок в сиреневых цветах. Дорога детства так знакома:  Сиренью улицы цветут,  И тороплюсь к родному дому,  Где так тепло, когда там ждут. Н. Веденеева * * * Если видишь на картине,  Нарисована река,  Живописные долины И дремучие леса, Белокурые берёзки Или старый крепкий дуб,  Или вьюга, или ливень,  Или солнечный денёк. Нарисованным быть может Или север, или юг, И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем.  * * * У каждого времени года  Особенный запах и цвет. Но так совершенна природа,  Что в целом её краше нет. Вот осень. Туманные дали,  Бушует кругом листопад. И с запахом светлой печали Опавшие листья шуршат. О. Рязанова * * * Пусть у зимы нет буйства красок,  Всего один лишь белый цвет,  Но для фантазий зимних сказок,  Как для мечты, предела нет… * * * Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает. Крик петухов звучит порой,  А ветер, мягкий и сырой,  Глаза тихонько закрывает. И. Бунин У ч и т е л ь.   Рассмотрим   произведения   художников.   (Демонстрация иллюстраций.)   Им   удалось   запечатлеть   в   своих   работах   красоту   родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, так как художники смогли «остановить   мгновенье»   в   своих   картинах.   Необъятные   просторы   России прославляются   художниками,   живущими   в   разных   ее   уголках.   Потому   так многолик российский пейзаж. Просмотр   репродукций   художников.   Анализ   цветовых   сочетаний, характерных   для   зимы,   весны,   осени,   лета   (обилие   сине­голубого,   нежно­ зеленого,   голубого,   светло­коричневого,   красного,   багряного,   желто­зеленого, синего и насыщенного зеленого).  Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы   деревьев   никак   нельзя   изображать   грубыми,   «жесткими»   цветами (черным или темно­коричневым цветом). Поможет всем цветам стать нежными и певучими белая гуашь или краска, в которую больше добавили воды.  – Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников?  –  Какие   изменения   вы   увидели   в  цветовой   гамме   пейзажей:   усиление   или ослабление яркости цвета у горизонта?  – Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь, к горизонту?  – Каковы оттенки снега на освещенных солнцем местах и в тени? Назовите их. – Какие произведения вам особенно понравились и почему?  –  Назовите   картины   со   спокойным,   мягким   колоритом   и   картины   со «звучными» красками расцветающей природы. – Присутствие человека в пейзаже помогает ли вам ощутить связь с природой и почувствовать настроение, которое художник хотел передать, рисуя природу в различных состояниях? –  Насколько разнообразны цветовые переливы водных просторов? Назовите эти цвета и их оттенки?  –  Рассмотрите графические работы, в которых торжество и красота земли переданы лишь с помощью черного и белого цветов. – Почему зимний графический пейзаж кажется причудливым, таинственным? Какую   роль   играют   линии?   Перечислите   элементы,   которыми   художник пользуется,   создавая   образ   зимы,   зимних   деревьев.   (Линии,   точки,   штрихи, спирали, завитки и пр.)  В и д ы  пейзажного жанра:  в сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой;   городской   пейзаж  отличается   рационально   организованной   руками человека   пространственной   средой,   включающей   в   себя   здания,   улицы, проспекты, площади, набережные (см. Приложения, рис. 41, 43);  в парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха горожан (Кусково, Шереметево – в Москве, Версаль – во Франции);   морской   пейзаж  (марина)   рассказывает   о   своеобразной   красоте   то спокойного, то бурного моря, реки (см. Приложения, рис. 83);   архитектурный   пейзаж  близко   соприкасается   с   городским   пейзажем. Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой (см. Приложения, рис. 42);   в  индустриальном   пейзаже  художник   стремится   показать   роль   и значение   человека­созидателя,   строителя   заводов   и   фабрик,   плотин   и электростанций,   ажурных   конструкций,   вокзалов   и   мостов,   паутины железнодорожных линий (см. Приложения, рис. 48);   героический пейзаж  представляется величественным и недоступным для человека.   В   нем   изображаются   обычно   высокие,   скалистые   горы,   могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги;  декоративный пейзаж – пейзаж­картина, предназначенный для украшения интерьера,   с   условным   цветовым   строем   и   композицией,   отвечающей   целям украшения;   пейзаж настроения – стремление найти в различных состояниях природы соответствие   человеческим   переживаниям   и   настроениям,   придать   пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости;   в  историческом   пейзаже  находят   свое   косвенное   воплощение исторические события, о них напоминают нам изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку (см. Приложения, рис. 44);  эпический пейзаж – величественные картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия;    в  романтическом   пейзаже  –   бунтарское   начало   грозовой   тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра:  в ХХ веке появился космический пейзаж – художники заинтересовались неземными горизонтами и природой в других условиях. –  Давайте   определим   принадлежность   пейзажей   (репродукций)   к   этим разновидностям. Целесообразно напомнить учащимся, что такое линейная и воздушная перспектива, какова роль линии горизонта. Желательно беседу провести так, чтобы дети почувствовали разницу между живой природой, фотографией и картиной (как и в портрете), изображающей природу, чтобы увидели, что задачей искусства является не слепое копирование природы, объекта, а выражение   отношения   художника   к   жизни,   объекту   изображения:   изображение   самого главного через отбор и отбрасывание случайного. Можно попросить  детей   вспомнить, какое  настроение  можно  выразить  «холодными»   и «теплыми» цветами, «глухими» и «звонкими». III. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е: изобразить пейзаж по представлению. Для выполнения практической работы ребят можно разделить на 3 группы (по рядам), дать каждой группе свое задание: 1­я г р у п п а – радостный и праздничный пейзаж; 2­я г р у п п а  – мрачный и тоскливый пейзаж; 3­я г р у п п а  – нежный и певучий пейзаж. (См. Приложения, рис. 83.) Законы перспективы (линейная и воздушная): 1.   Все   ближние   предметы   воспринимаются   подробно,   а   удаленные   – обобщенно.   Значит,   для   передачи   пространства   ближние   предметы   надо изображать детально, а дальние – обобщенно.  2.   Все   ближние   предметы   воспринимаются   четко,   а   удаленные   – неопределенно. Значит, для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее   ближних.   Значит,   для   передачи   пространства   удаленные   светлые предметы надо слегка притемнить, а темные – высветлить.  4.   Все   ближние   предметы   обладают   контрастной,   сильной   светотенью   и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.   Значит,   для   передачи   пространства   ближние   предметы   надо изображать объемно, а дальние – плоско.  5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем   больше.   Значит,   ближние   предметы   изображаем   цветами   реальными,   а дальние – цветом с добавлением голубых оттенков. Можно свой рисунок­пейзаж сразу «оформить» в рамку, отступив в начале работы со всех сторон листа по 2–3 см, а рамку можно оформить каким­либо узором, стилизирующим резную деревянную рамку картины. Т р е б о в а н и я  к работам:  – компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме урока; – колорит, живописность в образном решении работы; – проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы; – можно дать название работе (на обороте рисунка – карандашом). Анализ общих ошибок. IV. Итоги урока. Экспресс­выставка, оценка. Уборка рабочих мест. Домашнее   задание:  посмотреть   в   книгах,   альбомах,   в   музеях   или   на выставке   пейзажи   разных   авторов,   определить,   к   какому   виду   принадлежит пейзаж, что хотел сказать художник зрителю.  Я РИСУЮ МОРЕ Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая,  Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя,  Окунаю кисточку В море голубое. В. Орлов К уроку 28 Рис. 83. Пейзаж. Схемы

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"

Разработка урока по ИЗО "КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017