МУЗЕИ АРХИТЕКТУРЫ
Цели и задачи: систематизировать знания об архитектуре, музеях и рассказать о музеях архитектуры под открытым небом – заповедных зонах культуры; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.
Оборудование урока: для учащихся – тонированная бумага, мелки (акварельные, пастель, восковые), цветные карандаши, фломастеры, для учителя – аппаратура для показа слайдов и видеозаписей.
Зрительный ряд: видеозаписи с изображениями сооружений архитектуры; иллюстрации картин: В. Фокеев «Зарайский кремль», «Кирилло-Белозёрский монастырь», Н. Малозёмов «Вид кремля города Ростова Великого»; фотографии и слайды памятников архитектуры; наброски композиционных схем монастыря-крепости, города-крепости, работы студентов архитектурно-строительных учебных заведений, художественных школ и др.
У р о к 3 1
МУЗЕИ АРХИТЕКТУРЫ
Цели и задачи: систематизировать знания об архитектуре, музеях и
рассказать о музеях архитектуры под открытым небом – заповедных зонах
культуры; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры;
формировать
представлению, анализировать и
преображать форму; развивать зрительную память и художественное
воображение.
рисовать
умения
по
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учащихся – тонированная бумага, мелки
(акварельные, пастель, восковые), цветные карандаши, фломастеры, для учителя
– аппаратура для показа слайдов и видеозаписей.
З р и т е л ь н ы й р я д:
видеозаписи с изображениями сооружений
архитектуры; иллюстрации картин: В. Фокеев «Зарайский кремль», «Кирилло
Белозёрский монастырь», Н. Малозёмов «Вид кремля города Ростова Великого»;
фотографии и слайды памятников архитектуры; наброски композиционных схем
монастырякрепости, городакрепости, работы студентов архитектурно
строительных учебных заведений, художественных школ и др.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Введение в тему урока.
У ч и т е л ь р а с с к а з ы в а е т детям о том, что изображение архитектурных
сооружений широко распространено в художественном творчестве. Многие
исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто
архитектурные постройки встречаются в картинках – пейзажах.
Издавна русский человек селился на богатых лесом берегах озер и рек.
Лесные чащи давали ему приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева
рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы
(маленький городок), кремли (крепости). Летописи рассказывают, что уже в IX
веке, на заре русской государственности, были построены городакрепости:
Новгород, Ростов Великий, Киев и др. (Найти на карте и показать.
Демонстрация иллюстраций.)
Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и
стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры.Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают нам
былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах. (См.
Приложения, рис. 90–91.)
Слово «кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в XIV веке,
когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные
стрельницы,
Красив
Московский Кремль, его главная Спасская башня – проездная стрельница над
главными въездными воротами. (См. Приложения, рис. 32.)
предшественницы нынешних кремлевских башен.
Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Суздаля, Твери, Ростова, Пскова,
Владимира – строили главную башню Кремля и весь Кремль с постройками
внутри его. Столетиями складывался ее нынешний облик. В нем нашел
отражение высочайший уровень русского зодчества, воплотились подлинно
народные представления о красоте.
Можно подробно рассказать о какомлибо другом старинном архитектурном
сооружении России. (См. Приложения, рис. 93.)
– Рассмотрите изображение крепостимонастыря. Рядом с ним рисунки
отдельных архитектурных объектов этого ансамбля. Под каждым рисунком
цифровое обозначение. (См. Приложения, рис. 90–91.)
– Прочитайте композиционные схемы изображения старинного города
крепости. Выберите одну из них для своей композиции или сочините
собственную. (См. приложения, рис. 92.)
Сохранившиеся до сих пор крепостисооружения – это не только свидетели
истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших
предков. Древние крепости и монастыри – это выдающиеся произведения
русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры,
которую поколения передают друг другу.
Просмотр видео и кинозаписи.
III. Работа над заданием.
З а д а н и е: 1) импровизация на тему древней архитектуры (крепость, башня,
2) коллективное панно – по схеме крепости
ворота);
крепостные
(индивидуальное).
Выполнение этого задания способствует развитию у учащихся воображения и зрительной
памяти, формированию у них умения рисовать по представлению.В а р и а н т 1: нарисовать или крепость, или отдельную ее часть: крепостную
стену, центральный въезд, угловую башню, одно или пятикупольный храм. (См.
Приложения, рис. 32, 90–93.)
В а р и а н т 2: можно из индивидуальных рисунков составить коллективную
композицию – старинный монастырькрепость или городкрепость. (См.
Приложения, рис. 90–93.)
Рисунок выполняют дети в любой технике по выбору (графическая или
живописная).
IV. Итоги урока.
Просмотр и оценка работ. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: побродить с родителями по старым улицам своего
города, при желании порисовать, пофотографировать.
К уроку 31
Рис. 90. Старинный монастырькрепость. ПланРис. 91. Отдельные архитектурные объекты монастырякрепости:
1) крепостная стена; 2) центральный въезд; 3) однокупольный храм с приделами;
4) угловая башня храма; 5) пятикупольный храм
Рис. 92. Композиционные схемы (а, б) и план городакрепости (в)Рис. 93. В. Ф о к е е в. Зарайский кремль