МУЗЕЙ ИСКУССТВ (ИНТЕРЬЕР МУЗЕЯ)
Цели и задачи: познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по памяти; развивать художественно-эстетический вкус учащихся на основе духовных ценностей русского народа; воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.
Оборудование урока: для учителя – аппаратура для показа слайдов, видеозаписей; для учащихся – цветная, тонированная или белая бумага, гуашь, акварель, кисти.
Зрительный ряд: слайды, открытки из наборов «Третьяковская галерея», «Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Эрмитаж», «Русский музей» и т. д.; видеозаписи, репродукции по теме.
Музыкальный ряд: И.-С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).
У р о к 2 6
МУЗЕЙ ИСКУССТВ (ИНТЕРЬЕР МУЗЕЯ)
Цели и задачи: познакомить с некоторыми музеями искусств, их
архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев;
продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по
памяти; развивать художественноэстетический вкус учащихся на основе
духовных ценностей русского народа; воспитывать чувство гордости за
национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – аппаратура для показа слайдов,
видеозаписей; для учащихся – цветная, тонированная или белая бумага, гуашь,
акварель, кисти.
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды, открытки из наборов «Третьяковская галерея»,
«Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Эрмитаж», «Русский
музей» и т. д.; видеозаписи, репродукции по теме.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: И.С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
Желательно учеников познакомить с ведущими российскими и зарубежными
художественными музеями. С этой целью целесообразно продемонстрировать
детям слайды, видеозаписи.
У ч и т е л ь. Каждый город может гордиться своими музеями.
Музей (от греч. museion – храм муз, от лат. museum) – хранилище
памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеи Москвы, Санкт
Петербурга, других городов России – хранители самых важных произведений
мирового и российского искусства. Это такие музеи, как Третьяковская галерея,
Эрмитаж, Русский музей, множество малых музеев и выставочных залов.
К этим шедеврам каждый из вас непременно должен прикоснуться и
научиться гордиться тем, что ваш город, страна хранят такие великие
произведения.
Для музеев часто строят специальные помещения или используют старые
дворцы, сами являющиеся достоянием культуры. Но сохраняются и заповедныезоны культуры – музеи архитектуры под открытым небом. Старинный город под
колпак не запрячешь, но его можно охранять от разрушения, реставрировать и не
загромождать огромными современными зданиями. Во многих старинных
городах есть кварталы, где сохраняется историческая застройка. Самый
известный в России музей архитектуры под открытым небом – заповедник Кижи.
В Москве – это Коломенское, Кремль, Царицыно, Останкино, Кусково (бывшее
село), в СанктПетербурге – Петрокрепость, Царское Село, Петродворец.
Старые улицы и переулки еще хранят облик старого города.
В каждом городе (если он не слишком молодой) можно найти уголки,
напоминающие о прошлом. В музеях народного декоративноприкладного
искусства хранятся народные костюмы, украшения, игрушки, предметы быта.
Такие музеи есть во многих городах: Москве, СанктПетербурге, Суздале,
Рязани, Владимире и т. д., есть соответствующие экспонаты в краеведческих
музеях.
Заметим, что музеи бывают самые разные, но художественными называются
лишь те, в которых хранятся и выставляются главным образом произведения
изобразительного искусства.
Далее учеников ознакомить с одним из залов музея (интерьером). Посмотреть
(видеозаписи, слайды) с детьми, как располагаются экспонаты, какие они, что может быть в
музее, а что дети там не встретят.
Экспонат (от лат. exponatus) – предмет, выставляемый для обозрения в
музее, на выставке и т. д.
Экспозиция – системное размещение экспонатов в музеях и на выставках.
Произведения искусства рождаются в мастерских художников, а живут
всюду! Остаются там же, уходят в дома, в квартиры тех, кто приобрел или
создал их, поселяются в учреждениях, где люди работают, учатся, отдыхают, они
обосновываются в художественных музеях, картинных галереях, выставочных
залах. Одним словом, создаются коллекции. Коллекция (от лат. collektio) –
собирание предметов.
Между прочим, у произведений (как у людей) складывается своя судьба,
нередко весьма сложная, особенно у прославленных шедевров (шедевр – «верх
искусства», наилучшее, совершеннейшее произведение). Немало создано
фильмов о судьбе некоторых из них. Их покупают, продают за огромные деньги,
их похищают, и произведение становится настоящим героем детективных,
приключенческих историй, в которых люди разделяются на два лагеря: одни
видят в произведении красоту и мудрость, это ценители прекрасного, а другиеподсчитывают, сколько можно получить денег за картину, если удачно ее
продать и только. Это дельцы и корыстные потребители.
Но разумное общество всегда стремится пополнить коллекции, и не только
для того, чтобы умножить богатство. Общество «скапливает» в художественных
музеях мудрость и красоту всего человечества. Экспонаты музеев являются
связующим звеном между живыми и давно ушедшими людьми, оставившими в
произведениях свои размышления о жизни, свое понимание красоты, важных
вещей в жизни. Общество, отдельные люди собирают предметы искусства, чтобы
передать их в художественный музей на вечную жизнь для нынешнего и
будущего поколений.
III. Работа над заданием.
З а д а н и е: изобразить интерьер музея с фигурами людей.
В практической работе дети по представлению и по памяти зарисовывают
интерьер музея (одну стену с экспонатами, часть пола и другой стены без
построения перспективы) и посетителей.
Если уровень подготовки детей достаточно высокий, можно показать
построение перспективы комнаты с одной точкой схода и на ее основе
выполнить задание.
Изобразить экспонаты (пейзажи, портреты, натюрморты, скульптуру) можно
путем наклеивания подготовленного материала (из журналов, газет, подходящих
изображений).
IV. Итоги урока.
Просмотр и оценка работ. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.