ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА,
ДЕКОРАТИВНАЯ ЗАКЛАДКА
Цели и задачи: ознакомить с цветовым кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах; ознакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством; ознакомить с тиражной графикой, декоративной переработкой форм; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, интересы и творческое способности.
У р о к 9
ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА,
ДЕКОРАТИВНАЯ ЗАКЛАДКА
Цели и задачи: ознакомить с цветовым кругом, контрастными цветами,
выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента,
его видах; ознакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово,
Городец, ковроткачеством; ознакомить с тиражной графикой, декоративной
переработкой форм; воспитывать интерес к произведениям изобразительного
искусства,
самовыражению средствами
изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в
учебной работе; развивать познавательные потребности, интересы и творческое
способности.
к собственному творчеству,
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – образцы народных художественных
промыслов и графики, графические материалы; для учащихся – бумага
маленького формата (1/2 листа), тушь, перо, палочка, гуашь, оргстекло, мелкие
кисти для монотипии, воск, желток, черная гуашь, булавки для граттажа,
трафарет, шаблоны для набойки, ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов,
литографий; образцы детских работ в разных техниках (рисунок, граттаж,
гравюра наклейками, монотипия и т. п.).
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
В процессе беседы повторяются понятия, изученные на уроках 3–4:
контраст, раппорт, декоративная переработка форм, орнамент.
С п р а в к а . Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют
рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры на бумаге. Язык графики и главные его
выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги.
Добиваться выразительности можно даже при использовании только черного цвета. Именно
поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Цвет тоже может
использоваться, но не так смело, как в живописи, где он главный. К графике относятся
рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная (открытки, визитки),
плакат. Как правило, произведения графики используют на бумаге, изредка применяются и
другие материалы (например, шелк или пергамент).Графика обладает, по сравнению с живописью и скульптурой, большей оперативностью.
Она способна быстро отзываться на новые явления и запросы общественной жизни (вспомним
плакаты Великой Отечественной войны), активно участвуя в ней. Произведения графики
обращаются к самой широкой аудитории, так как предназначаются не только для показа на
выставках и в музеях, но и, прежде всего, для массового воспроизведения на страницах газет,
журналов и книг, в специальных альбомах, в многочисленных видах плакатной продукции, на
денежных знаках, мазках, этикетках и т. п. Гравюра на дереве – ксилография, гравюра на
камне – литография, гравюра на линолеуме – линогравюра, на металле – офорт, сухая
игла, акватинта и др.
Объясняя материал, учитель подчеркивает, что ученики должны составить
эскиз узора к практически нужной вещи – закладке для книг.
Последовательность декоративной переработки реальных форм (по
растительным мотивам) в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно
методических таблиц.
Для закрепления нового материала целесообразно задать учащимся
в о п р о с ы:
– Что представляет собой декоративный узор?
– Какие средства выразительности можно использовать при цветном
изображении? чернобелом изображении?
– Как осуществляется декоративная переработка форм?
– С чего начнете работу по составлению узора к закладке?
III. Самостоятельная работа учащихся.
Работа может вестись по следующим в а р и а н т а м:
1) рисованная закладка, цветная;
2) граттаж;
3) графичная (тушь, перо) чернобелая;
4) монотипия;
5) печать, набойка по шаблонам, трафаретам.
Но во всех случаях п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь такова:
1) Выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего
основные декоративные элементы, задающего ритм, цветовое решение.
2) Исполнение в материале.
Рисование узора начинается с проведения вертикальной полосы, которая
делится на 4–6 квадратов. Внутри каждого квадрата – раппорт. (См.
Приложения, рис. 13, 14, 27.)
Можно сделать 3 декоративных полосы – закладки из трех пар контрастных
цветов.Целесообразно объяснить т р е б о в а н и я к р а б о т а м:
1) вертикальное положение листа и полос в нем;
2) в полосе может быть несколько повторяющихся участков с сюжетом узора
из какихлибо элементов (раппорт). Может быть не один, а два разных «куска»,
но они все равно в определенном порядке должны чередоваться;
3) выполнение в цвете – тоже повторяем один или два раза, сохраняя
последовательность ритмического чередования;
4) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность
рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность;
5) общая аккуратность;
6) промежутки между полосами оставляют белыми.
IV. Итоги урока.
В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических
рисунков. Во время анализа декоративных рисунков преподаватель еще раз
подчеркивает, что, выполняя данное задание, дети самостоятельно составляли
декоративный узор к украшению практической вещи – закладки для книг.
Домашнее задание:
найти произведения искусства, выполненные в
графической технике (марки, плакаты, афиши, буклеты, иллюстрации, гравюры и
т. п.).
К уроку 9
Рис. 27. Образцы узоров в полосе (7,4 9,5 см)