ТЕАТР КУКОЛ (ГОЛОВА И КОСТЮМ КУКЛЫ)
Цели и задачи: систематизировать знания о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель); практиковать в работе с различным материалом, формами; развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).
У р о к и 1 8 – 1 9
ТЕАТР КУКОЛ (ГОЛОВА И КОСТЮМ КУКЛЫ)
Цели и задачи: систематизировать знания о работе художника в театре,
разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель);
практиковать в работе с различным материалом, формами; развивать
воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие,
усидчивость,
чувство взаимопомощи и товарищества;
осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).
аккуратность,
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – изготовленные ранее куклы,
методические таблицы; для учащихся – пластилин или глина, бумага, ножницы,
вата, клейстер, ткань, мелкие украшения (пуговицы, мишура, бисер), тесьма,
бусины, нитки, иголка, булавки, растительное масло, гуашь с ПВА, пакля,
войлок и пр.
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды, фотографии с изображением театральных
кукол, афиши спектаклей, репродукции из книг о кукольном театре,
видеозаписи, диафильмы.
Х о д у р о к а 18
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
У ч и т е л ь . Начинается работа художника с образного представления,
собственного видения будущего полотна, то есть с замысла. Так же и вы
выбираете интересный и простой сюжет – лучше всего забавную сказку, где не
слишком много действующих лиц. Желательно нарисовать их так, как всегда
делают художники в театре. Можно нарисовать только головы, а еще лучше и
костюмы, в которые будут одеты ваши куклы. Рисуя, утрируйте, то есть
преувеличивайте их характер, настроение. Надо, чтобы они производили
впечатление на зрителя. Чем смешнее, тем лучше, пусть они веселят зрителя. Но
ведь мы это делали на предыдущих уроках? (См. Приложения, рис. 59–60, 69–
73, 76–77.)
Значит, теперь мы приступим к изготовлению кукол.
III. Работа учащихся над заданием.З а д а н и я (варианты):
1) изготовление головы куклы (лепка);
2) изготовление головы из бумаги (конструирование);
3) голова куклы из папьемаше;
4) изготовление костюма из ткани, бумаги.
Дети под руководством учителя выполняют голову куклы из папьемаше.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь работы:
Дополнительно смотри последовательность действий изготовления вазы из папьемаше
(Приложения, рис. 74).
1) Размочите глину, разомните пластилин руками так, чтобы они были
однородными и послушными, не липли к пальцам. Положите на доску и лепите
голову вместе с шеей.
Глаза выполнять сейчас не обязательно, их потом можно будет вставить в
виде яркой пуговицы или стеклянного шарика. Волосы также выполняются
после. Обходимся без очень мелких деталей.
Когда голова куклы будет готова, дайте ей подсохнуть, для этого достаточно
1–2 суток.
2) Вылепленную маскумодель смазывают вазелином, растительным маслом
(или составом из расплавленного стеарина с керосином или парафина со
скипидаром, соотношение частей 5:1
, или любой другой жировой смазкой, как
делает художник в театре при изготовлении бутафорских элементов, кукол).
Обмазка нужна, чтобы к модели не лип первый слой бумаги. Обычно это самая
хлопотливая часть операции, потому что бумага, смоченная только водой,
отстает. Ничего, преодолейте это неудобство. Для второго слоя берем бумагу
(газетную, так как она тонкая, или папиросную) другого цвета, оттенка.
Чередовать цвета бумаги нужно, чтобы слой папьемаше был одинаков по
толщине в разных местах. Для следующих слоев бумагу смазываем клеем,
прикрепляем к голове куклы, стараясь, чтобы она легла возможно глаже, чтобы
не было морщин. Следите, чтобы клей не попал на намазанную жиром форму, так
как потом в этом месте трудно будет ее снимать.
3) Выкладывая следующий слой, берите опять газету и так же склеивайте.
Чтобы голова была прочной, надо сделать 4–5 слоев, иногда 7–8. Слои бумаги
выкладывают на модель смазанной клеем стороной наружу, с таким расчетом,
чтобы края ее находили один на другой приблизительно на сантиметр. Такой
способ укладки устраняет возможность прилипания бумаги к модели во время
просушки оттиска. Куски бумаги должны быть тем мельче, чем сложнее рельефмодели. Бумагу последующих 5–7 слоев смазывают клейстером с обеих сторон
для лучшего ее увлажнения и размягчения. Рваные края бумаги являются одним
из условий прочности сцепления всех бумажных слоев.
Для папьемаше, как уже говорилось, хорошо иметь бумагу двух цветов. Это
позволяет правильно вести счет уложенным слоям бумаги, а также видеть
возможные пропуски в каждом слое.
4) Последний слой лучше выкладывать белой бумагой, не слишком толстой и
грубой, ведь это будет кожа на лице вашего человечка.
5) Когда голова оклеена, дайте ей хорошо просохнуть. Быстрота высыхания
зависит от температуры. Иногда на это требуется несколько дней – ведь надо,
чтобы бумага высохла до первых слоев. Зимой можно положить голову куклы на
батарею, летом – на солнышко.
IV. Итоги урока.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подготовить материалы для продолжения работы по
созданию куклы: веточки, ткань, пуговицы, мишура, бисер, фантики и прочее.
Х о д у р о к а 19
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Работа над заданием (продолжение).
Учащиеся продолжают работать над головой и костюмом куклы.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь:
6) После того как высохла голова куклы, разрезаем ее на две половинки –
лицевую и затылочную – острым перочинным ножом, резаком от начала шеи,
около ушей, вокруг всей головы.
7) Осторожно снимаем каждую половинку, проклеиваем тонкой бумагой
внутренние стороны. Складываем их, склеиваем, накладывая бумагу по шву, так
же в несколько слоев (изнутри) для большей прочности.
8) Если на выполненных из папьемаше предметах оказываются царапины,
вмятины, их прошпаклевывают (70 % мел просеянный, 20 % столярный клей, 10
% олифа). По высыхании шпаклевки на папьемаше кистью наносят левкас (50 %
мелко просеянного мела, 15 % столярного клея разогретого, 50 % олифы, 30 %
горячей воды). Высохший левкас зачищают наждачными шкурами (мелкими) до
получения гладкой поверхности.9) Вот форма готова. Остается раскрасить ее, лучше всего плотными,
непрозрачными красками: гуашью, темперой, масляными, нитролаками.
Разбавителями масляной краски могут быть олифа и масляные лаки (для
получения блестящей поверхности), сиккатив и скипидар (для матовой). Для
получения особенно сильного блеска на просохший левкас наносим жидкую
столярную проклейку до окраски изделия.
10) Мелкий выпуклый рисунок наносим на папьемаше рельефной пастой (50
% мелко просеянный мел, 15 % средней густоты столярный клей, 30 % горячая
вода, 5 % олифа, можно воспользоваться промышленной пастой) с помощью
фунтика, свернутого из целлофана или кальки (мелкая воронка).
Фунтик – бумажный кулек в форме воронки.
11) После этого – окончательное оформление куклы – наклейка волос, усов,
бороды, бровей, ресниц (из меха, ниток, пакли, войлока, мочалки и т. п.). Все
зависит от того, какую куклу вы делаете, от ее характера. Глаза (пуговицы,
например) аккуратно приклеиваем, используя клей БФ, «Момент». Глаза очень
много значат в облике куклы, поэтому они должны быть блестящие,
выразительные.
12) Остается одеть куклу. Свертываем из картона, сшиваем или склеиваем 3
трубочки диаметром немного больше указательного пальца так, чтобы трубочки
легко надевались на него. Длина их примерно 7 см. Верхнюю часть одной из них
вставляем внутрь шеи и приклеиваем, нижнюю пришиваем к горлышку платья.
Из розовой ткани сшиваем две ладошки, набиваем их ватой и укрепляем в них
один конец трубочки, другой вставляем в рукав платья.
В эти трубочки мы поместим пальцы для того, чтобы управлять куклами. Вот
и все! (См. Приложения, рис. 77.)
На втором уроке дети под руководством учителя расписывают голову
кукольного персонажа и делают костюм из бумаги, лоскутков ткани, ниток (все
детали приклеиваются клеем ПВА, склеиваются и боковые части костюма).
Костюм можно украсить тесьмой, пуговицами, бусинами, цепочками и др. Чем
выразительнее получился персонаж, тем интереснее с ним играть. При создании
куклы надо помнить, что она смотрится с расстояния, поэтому надо резче
подчеркивать брови, губы, глаза, а в костюме можно увеличивать или уменьшать
детали (маленькая шапочка на большой голове, большая шляпа у Незнайки).
III. Итоги урока.Экспрессвыставка кукол. Сбор работ на сушку. Оценка. Уборка рабочих
мест.
Домашнее задание: научиться управлять, играть куклой, знать ее роль
(текст) или придумать сценку с ее участием.
К урокам 18–19
Рис. 70. К у к р ы н и к с ы. Рис. 71. К у к р ы н и к с ы.
Эскиз грима Присыпкина. Эскиз грима Эльзевиры.
Комедия В. В. Маяковского «Клоп». Комедия В. В. Маяковского «Клоп».
Театр Мейерхольда. 1929 Театр Мейерхольда. 1929
Рис. 72. Эскиз грима козла.
Авторский рисунок Авторский рисунок
Рис. 73. Эскиз грима кота.Рис. 74. Последовательность действий при изготовлении вазы из папьемаше