Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)
Оценка 4.7

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
28.04.2017
Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной  литературе" (7 кл)
На уроке работаем по презентации,используем видео. Во время урока необходимо проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения. Я предлагаю работать в группах, чтобы постичь "язык цветов". Каждая группа будет работать самостоятельно. В конце урока будет проведено тестирование.
Предмет.docx
Предмет: Литература Класс: 7 класс Тема учебного занятия: Образы цветов в художественной  литературе. Продолжительность учебного занятия: 45 мин. Тип учебного занятия: Изучение нового материала. Цель:   ознакомить  учащихся с описанием цветов в русской поэзии,  раскрыть      особенности      художественных  образов и художественного пространства. Задачи:  раскрыть приёмы создания художественных образов цветов (на примере  конкретных стихотворений);  развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства,  выразительно читать и анализировать стихотворения; способствовать формированию познавательной  активности учащихся и     проявлению интереса к предмету;  формировать творческое восприятие и воображение; воспитывать бережное отношение к природе через выразительное чтение и  содержание текста. Оборудование: интерактивная доска, презентация,  учебник, хрестоматия. Ход урока 1. Организационный момент.         Здравствуйте, ребята 2. Мотивационно­ориентировочный этап. (Подготовка к усвоению новой темы) Слово учителя. Сегодня я хочу начать урок с прекрасных слов С.Я.Маршака.  "Человек ­ хоть будь он трижды гением­ Остается мыслящим растением, С ним в родстве деревья и трава. Вам даны от вашего рождения Сила, стойкость и конечно красота... Наша задача : выяснить во что воплощена эта красота. Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые мы не всегда  замечаем. Но  вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нем заблестела  капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен. Кажется, мы привыкли ко всему,  что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц.  Послушай стихотворение поэта.  Не привыкайте к чудесам.  Дивитесь им, дивитесь!  Не привыкайте к небесам  Глазами к ним тянитесь  Приглядывайтесь к облакам  Прислушивайтесь к птицам  Все будет так и все не так  Через одно мгновенье.  И сегодня на уроке, мы будем приглядываться, прислушиваться, удивляться всему  тому,   что нас окружает, потому что на уроке  мы будем говорить....(о цветах). Тема урока: Образы цветов в художественной  литературе. ­  Как вы думаете, какова цель нашего урока?       (Ответы уч­ся)........... ­  Значит мы будем изучать образы флоры. ­  Какой смысл имеют слово  флора в современной речи? ­  Я давала задание  найти объяснение этому слову. (Ответ уч­ся)                       Учащийся:  Понятие «флора» возникло в Древнем Риме. В римском пантеоне была богиня  цветов и   весеннего цветения – Флора.  Римляне считали, что именно она отвечает за благополучие всех растений.  Флора ­ римская богиня цветов и юности. В честь Флоры с 28 апреля по 3 мая  устраивали праздник, во время которого люди украшали себя и животных обычно розами,  женщины носили яркие платья. В античном искусстве Флора изображалась молодой  женщиной с цветами в руках. В современном языке флора—это растительный мир. Сегодня же имя этой богини стало биологическим термином.  ­ Слово учителя: Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце,  небо и цветок.         ­  Как вы понимаете эти слова? ( Ответы уч­ся) С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и  писателей всего мира.  В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей  из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им  морской царевне, из слёз которой появились ландыши.  А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его  именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох так или иначе  затрагивали эту тему  в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты.          3. Постановка проблемы.  Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь  символический подтекст  произведения? Решению этого вопроса  мы и посвятим наш урок. ­ Я предлагаю работать в группах, чтобы  постичь "язык цветов". В каждой группе будет есть ученик, у которого было опережающее задание: выучить стихотворение наизусть. 4.   Самостоятельная работа в группах.                   Задания  1группе. 1. Чтение  учебника параграф 5,   с.182 2. Стихотворение  И.П.Мятлева  «Как хороши, как свежи были розы». 3. Дать характеристику стихотворению. 4. Составить синквейн  "Роза"              Задания  2группе. 1. Чтение  учебника параграф 6,   с.183  2. Стихотворение  А.С. Кушнер "Сирень". 3. Дать характеристику стихотворению. 4. Составить синквейн  "Сирень" Задания  3группе. 1. Чтение  учебника параграф 7,   с.187 2. Стихотворение  И.А. Бунина «Полевые цветы» 3. Дать характеристику стихотворению. 4. Составить синквейн  "Цветы"         5.Слово учителя.  Проверка заданий по группам. Будьте внимательны.   Слушайте ответы учащихся  групп,  они вам помогут при выполнении теста в конце урока. 1 группа.    Розы.      (Песня «Классические розы» 2 группа.   Сирень.        3 группа.   Полевые цветы.        6. Обобщение учителя Скоро весна, затем наступит лето с ярким солнцем и веселыми дождями, с ароматом  цветов. Но теперь, когда они попадутся вам на глаза, не спешите рвать их. Вспомните строки Д. Родовича: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. 7.  Видеоклип Ю. Антонов "Не рвите цветы, не рвите...." 8.  Контроль знаний в форме теста. 1. Какому средству художественной выразительности  (тропу) соответствует  приведенное определение? Художественно­образное определение какого­либо предмета или  явления, часто имеющее оценочный характер.        а) Сравнение      б) Метафора   в) Эпитет       г) Гипербола. 2. Что символизируют розы в стихотворении И.Северянина "Классические розы". а) Награду за добродетель и небесную радость     б) Любовь в) Жизненную мощь и силу       г)  Образ покинутой и потерянной России 3. С образом каких цветов в художественной литературе связана  мысль о прошедшем, о  чем­то очень задушевном и заветном.        а) роза.       б) полевые цветы     в) сирень       г) кактус 4. Какое средство художественной выразительности (троп) использовал поэт в  приведенном ниже отрывке из стихотворения. "Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной,  голубой,  бестолковой Перед взором предстанет сирень".       а) Метафора     б) Эпитеты      в) Сравнение         г) Гипербола. 5. Что символизирует в художественной литературе белый цвет розы. а) Любовь, страсть, восторг   б) Чистоту, духовность, невинность. в) Тоску, печаль         г) Разлуку, измену. 6. С происхождением какого цветка связана легенда о Весне:       а) роза       б) сирень          в) полевой цветок                 г) кактус 7. С каким цветком связан  образ бога лесов и полей Пана?       а) роза            б) кактус             в) полевой цветок               г) сирень 8. Какой цветок является характерной чертой экзотического ландшафта:       а) роза            б)сирень               в) полевой цветок              г) кактус 9. Какие цветы в стихотворении Бунина напоминают поэту Родину:        а) роза               б) сирень          в)  полевой цветок              г) сирень 10. Какой цветок поражает поэтов огромной жизненной мощью и силой:        а) кактус           б) сирень            в) полевой цветок             г) роза 9. Рефлексия.   10. Итог урока. 11. Домашнее задание.  1. Стр.136­141       2. Выучить понравившееся стихотворение.

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной  литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной  литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной  литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной литературе" (7 кл)

Разработка урока по литературе на тему: "Образы цветов в художественной  литературе" (7 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017