Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Оценка 5

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
22.04.2017
Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя. 2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”. 3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению. 4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам. 5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим. 6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.разработка урока по литературному чтению 3 класс
Литературное чтение.docx
Предмет: литературное чтение Тема: Л.Н. Толстой  "Лев и собачка".  Тип урока: комбинированный урок. Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение,  обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение. Цель урока:  Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка». Задачи: 1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя. 2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”. 3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и  чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению. 4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и  поступкам. 5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим. 6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на  примере отношений льва и собачки. Ход урока. 1 Организационный момент. Ребята, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и  чётко отвечать на вопросы. 2 Знакомство с биографией писателя.  Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом? Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой? Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!  Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем   сообщение о жизни Толстого  Ученик 1: Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь.   Любил   деревню,   леса,   поля,   луга.   Поэтому   в   Ясной   Поляне   писатель   провёл большую   часть   своей   жизни.   По   своему   происхождению   Толстой   принадлежал   к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. Отца звали – Николай Ильич, маму ­ Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова. Ученик 2.  Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше  и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков.  Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым  человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе  одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был  артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке,  занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно  читал.  Ученик 3.  Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах,   а   в   деревнях   почти   все   крестьяне   были   безграмотны.   Толстой   сам   написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.  Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим   тружеником.   Им   было     написано   много   маленьких   рассказов   ­   для   самых маленьких,  рассказы  ­ для детей постарше,  рассказы,  повести, романы  и для  взрослых читателей.  Он писал  о животных, о людях,  о явлениях природы, об истории.  Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. 20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев  Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне. 3 Актуализация знаний учащихся.  – Что означает слово быль?  ­ Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное  значение этого слова. Быль –  1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. ­ Посмотрите,  кто это? (Лев) ­Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)  ­ А это кто? (Собака )  ­Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное  близкое родное  живое существо,  друг) ­ Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти  общий язык? (ответы детей: да – нет)  Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. ­ Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой) IV.    Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». А) Первичное  восприятие  текста.   Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком  городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту  истории писателю рассказал кто­нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.  И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ –  «Лев и собачка».  Сядьте по ­ удобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль? Чтение учителем. ­Понравился рассказ? Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?  (О любви и привязанности животных друг к другу) ­  Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) ­ Назовите главных героев были.  (Лев и собачка).  ­ Где происходит действие? (в зверинце) ­ Какой эпизод показался вам самым напряженным? ­ Было ли вам кого – нибудь жалко?  Б) Словарная работа. Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение  этих слов. ­ Смысл каких слов вам был не понятен? Обрати внимание,  эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в  следующем порядке. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется  зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. Б) Перечитывание  текста. Чтение детьми были « цепочкой»  (по абзацу). ­ Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями. В). Беседа  по содержанию в  целом.  Анализ произведения. ­ Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой  вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или  собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег , но ему  захотелось поглядеть  на зверей в зверинце).            Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к  животным. ­  В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) ­ Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.      Подберите синоним к слову «ухватил». ­  Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.) В   своем   произведении   Л.Н.   Толстой   не   описал   внешность   собачки   и   льва,   не рассказал   об   их   переживаниях   подробно.   Но   он   много   написал   о   поведении   этих животных. ­Прочитайте, как лев повел себя ?  (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством,  тронул ее лапой…) ­Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?  Найди и прочитай это место.  (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и  ласковая, стала приветливо махать хвостиком.) ­Найди и прочитай в тексте как автор  называет собачку?  (собачка, собачонка, лапки,  хвостик и другие добрые слова) . ­ Почему? (он любит ее, потому что маленькая,  добрая и беззащитная) ­   Вспомним,   какое   животное   лев?   (Хищник,   царь   зверей,   крупное     животное,   могучее рычание) ­По какому действию из текста  мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.  ( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней) ­Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково,  подружился с ней, полюбил ее.) ­ Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней). ­    Вечером  собачка  положила  свою  голову   льву   на  лапу.  О  чём  это  говорит?   (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст). ­Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу. Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.  ­ Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо  богата событиями.) ­Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела  и умерла) ­ Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев  перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). ­Какие   чувства   испытывает   лев   от   потери   собачки?     (безысходность,   он   не   знает,   как вернуть своего друга) ­С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай.  (он вдруг вспрыгнул,  ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть  засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). ­ Почему лев  стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что  не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может  этого сделать). ­ Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку) ­ Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)  ­Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан) ­ С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?  (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) ­Прочитайте про себя последние два предложения.  Скажите,   чем   заканчивается   эта   история?   (Лев   был   преданным   другом,   поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). ­Какой конец в этой истории? (печальный) Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое  мнение). ­  Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему? ­ Скажите,   пожалуйста, так могут     совершенно разные животные,   по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и   сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей) Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают,   чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас. ­ А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных? ­Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. V.   Итог урока: рефлексия. ­ Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? ­ Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас? ­ Так о чем же этот рассказ?     (О преданности и любви животных друг к другу) ­ С каким чувством вы уходите с урока? Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Ваши творческие работы будут соответственно оценены. Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока: Все   произведения     Л.Н.   Толстого   ненавязчиво   нас   поучают,   дают   новые   знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. На   примере   рассказа   Лев   и   собачка,   хочется   сделать   вывод   о   том,   что   люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.          Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Разработка урока по литературному чтению :Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017