Разработка урока по материаловедению на тему "Строение древесины ".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Части растущего дерева. Растущее дерево состоит из кроны, ствола и корней. При жизни дерева каждая из этих частей выполняет свои определенные функции и имеет различное промышленное применение.Ствол — это часть дерева от корней до вершины, несущая на себе ветви. Ствол растущего дерева! проводит воду с растворенными минеральными веществами вверх от корней к листьям.
Иконка файла материала План урока строение дерева 2018.docx
План­ конспект урока   Тема: «Строение древесины и дерева».  I. Дидактическое обоснование урока Цели урока:   1.Образовательные: 1.1.   Способствовать   формированию   представления   о  строения   дерева   и   древесины, специфику применения при производстве столярных и мебельных изделий; основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения;   2. Развивающие: 2.1. Способствовать формированию и  развитию познавательного интереса учащихся к  предмету. 2.2. Способствовать развитию речи учащихся (самостоятельная подготовка доклада). 2.3.Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.   3. Воспитательные:   3.1. Способствовать формированию и  развитию эстетических,  экологических,  экономических качеств личности.       Методическое оснащение урока:   1. Материально­техническая база: — кабинет  спецтехнологии; 2. Дидактическое обеспечение: — раздаточный материал; — рабочая тетрадь; — презентация; — видеофильм; — материалы для контроля знаний учащихся:  тест.   Методы обучения: объяснительно­иллюстративные методы. Тип урока: КомбинированныйII. Ход урока Ход урока Организационный момент — приветствие; — проверка явки учащихся; — заполнение учителем классного журнала; — проверка готовности учащихся к уроку; — настрой учащихся на работу; — доведение до учащихся цели урока.   Изложение нового материала   № 1.   2.   Части   растущего   дерева.   Растущее   дерево   состоит   из   кроны, ствола   и   корней.   При   жизни   дерева   каждая   из   этих   частей выполняет   свои   определенные   функции   и   имеет   различное промышленное применение. Крона   состоит   из   ветвей   и   листьев   (или   хвои).   Через   листья часть   поступающей   от   корней   воды   испаряется.   Оставшаяся влага   с   растворенными   в   ней   минеральными   веществами   под влиянием   солнечного   света   и   тепла   вступает   в   соединение   с углеродом   и   образует   органические   питательные   вещества. Углерод   листая   получают   из   окружающего   воздуха   в   виде углекислого газа, который в листьях разлагается на углерод и кислород.   Кислород   из   листьев   выделяется   в   воздух. Образовавшиеся   в   листьях   питательные   вещества   по внутреннему   слою   коры   —   лубу   —   спускаются   вниз   и распространяются по всему дереву. Это называется нисходящим сокодвижением. Ствол — это часть дерева от корней до вершины, несущая на себе   ветви.   Ствол   растущего   дерева!   проводит   воду   с растворенными   минеральными   веществами   вверх   от   корней   к листьям.   Это   движение   влаги   называется   восходящим сокодвижением; хранит запасные питательные вещества; служит для размещения и поддержания кроны. Он дает основную массу древесины (от 50 до 90 % объема всего дерева)   и   имеет   главное   промышленное   значение.   Верхняя тонкая часть ствола называется вершиной, нижняя толстая часть — комлем. Корни   проводят   воду   с   растворенными   в   ней   минеральными веществами   вверх   по   стволу,   хранят   запасы   питательных веществ и удерживают дерево в вертикальном положении. Корни используются как второсортное топливо. Пни и крупные корни сосны   через   некоторое   время   после   валки   деревьев   служат сырьем для получения канифоли и скипидара. Приложение 2 мин   50 мин «Презентация» Прилож.№1 «Фильм     «Строение дерева»Главные разрезы и части ствола. Поперечным называется разрез, проходящий   перпендикулярно   оси   ствола   и   направлению волокон,   который   образует   торцовую   плоскость.   Радиальный разрез — это продольный разрез, проходящий через сердцевину ствола по радиусу торца. Тангенциальный разрез — это продольный разрез, проходящий на   некотором   расстоянии   от   сердцевины,   плоскость   которого направлена   по   касательной   к   годичному   слою.   Древесина   на указанных   разрезах   имеет   различный   вид   и   неодинаковые свойства. На   поперечном   разрезе   ствола   (   3   на   вклейке)   можно   видеть сердцевину,   древесину   с   ее   годичными   слоями   и   кору. Сердцевина   1—   узкая   центральная   часть   ствола, представляющая рыхлую ткань. На торцовом разрезе имеет вид темного   пятнышка   диаметром   2...5   мм,   а   на   радиальном   — прямой или извилистой темной узкой полоски. Древесина в растущем дереве занимает большую часть ствола и имеет   основное   промышленное   значение.   Древесина   —   это совокупность проводящих механических и запасающих тканей, расположенных в стволах, ветвях и корнях древесных растений между корой и сердцевиной. Кора   покрывает   дерево   сплошным   кольцом   и   состоит   из внешнего слоя — корки — и внутреннего слоя — луба 5. Кора предохраняет   дерево   от   механических   повреждений,   резких перепадов температуры, насекомых. Вид   и   цвет   коры   зависят   от   возраста   и   породы   дерева.   У молодых деревьев кора гладкая, с возрастом в ней появляются трещины. Кора может быть гладкой (пихта), чешуйчатой (сосна), волокнистой   (можжевельник),   бородавчатой   (бересклет).   Цвет коры   имеет   множество   оттенков,   например   белая   у   березы, темно­серая у дуба, темно­бурая у ели. В   зависимости   от   породы,   возраста,   дерева   и   условий произрастания у наших лесных пород кора составляет от 6 до 25 % объема ствола. Кора многих древесных пород имеет большое практическое применение. Она используется для изготовления поплавков,   пробок,   теплоизоляционных   и   строительных   плит. Дубильные   вещества   коры   применяют   для   дубления   кож.   Из луба   коры   делают   мочало,   рогожи,   веревки   и   др.   Из   коры добывают химические вещества, применяемые в медицине. Кора березы служит сырьем для получения дегтя. Между корой и древесиной располагается очень тонкий, сочный, не видимый невооруженным глазом слой — камбий 7, состоящий из   живых   клеток.   Из   камбиальных   клеток   образуются   клетки древесины   и   коры,   причем   в   сторону   древесины   клетки откладываются в 5...6 раз чаще, чем в сторону коры.                                                                                             3. Закрепление знаний учащихся 10 мин4.     5.   6.   1.Назовите основные разрезы ствола (дайте определения). 2.Назовите свойства древесины. 3. Определите строение древесины . Проверка знаний учащихся Тестовое задание в двух вариантах   Подведение итогов урока учителем 15 мин 2 мин — сообщение учителя о достижении целей урока; — объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на      уроке; выставление отметок в  классный журнал. — сообщение о теме следующего урока;   Задание на дом  конспект 1 мин