Разработка урока по музыке и МХК . Увертюра к опере " Ромео и Джульетта"
Оценка 4.8
Видеоуроки +1
docx
музыка +1
7 кл
12.02.2017
Опера " Ромео и Джульетта" В Шекспира - учит добру , учащиеся сопереживают с героями , слушая оперу , определяют и разбирают характеристики героев , Опера - вокальный жанр и все герои оперы имеют свои характеристики музыкальные . Учащиеся определяют по музыке героев.Увертюра к опере " Ромео и Джульета"Шекспир
Увертюра Ромео и Джульета 5кл.docx
Урок музыки в 6 классе
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Имена Ромео и Джульетты давно стали символами
верности и любви. Бродячие театральные группы
разносили их печальную историю по всей Европе
задолго до того, как ее поставил в Лондоне Вильям
Шекспир.
Скорее всего, в Вероне, на Севере Италии
произошли события, которые легли в основу
будущей трагедии, так как в этом городе до сих пор
есть Балкон Джульетты. К нему приезжают люди из
самых разных стран. А рядом – маленький
магазинчик, где туристы покупают книги, картины,
сувениры на память.
Там же можно купить диски с музыкой Петра Ильич
Чайковского, его Увертюру – фантазию «Ромео и
Джульетта».
Оперу с тем же названием уже написал
французский композитор Шарль Гуно.
Балет сочинит в XX веке Сергей Прокофьев.
Появится даже мюзикл.
Писать именно программную симфоническую
Увертюру настойчиво советовал Чайковскому Милий
Алексеевич Балакирев, который в том время был
лидером русской музыкальной жизни.
В отличии от оперы и балета увертюра не следует
за сюжетом, в ней нет музыкальных характеристик
отдельных персонажей. Чайковский
сконцентрировал их вокруг двух основных тем:
Добра и Зла. Вражда семей Монтекки и Капулетти
уровняла их, сделала похожими в их непримиримой
злобе. Музыка Вражды по количеству времени
звучания кажется, должна пересилить и убить все
вокруг себя.
Но хрупкая и совершенно возвышенная, неземная
музыка Любви, она живет Увертюре по своим
собственным законам. Эту музыкальную тему
считали одной из самых красивых мелодий XIX века.
В ней нет отдельных музыкальных портретов
пылкого Ромео, который пишет стихи и вступает в
смертельный поединок за своего друга Меркуццио.
Шекспир – портрет.
Театр
« Глобус»
Балкон Джульетты
Обложка нот Увертюры
«Ромео и Джульетта»
Сцена из оперы «Ромео
и Джульетта»Гуно
Балет «Ромео и
Джульетта»
Прокофьева.
Сцена мюзикла «
Короли ночной Вероны»
Портрет Балакирева
Монтекки и Капулетти.
Сцена фильма после
поединка
http://yandex.ru/images/search
?p=4&text=монтекки%20и
%20капулетти&img_url=http
%3A%2F%2Fst.kinopoisk.ru
%2Fimages%2Fkadr
%2Fsm_745592.jpg&pos=132
&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-
1349-wh-641-pd-1-wp-
16x9_1366x768&rpt=simage&
_=1404036401164
Ромео и Джульетта из
фильма Дзефеллини Нет смешливой, озорной и решительной Джульетты,
готовой на все ради своей любви. У Чайковского
есть Любовь, и не просто, а с большой буквы. Такая,
которая пережила смерть и время.
Но есть и третья сила. Это церковь. И не только
пастор Лоренцо, который стал в этой трагедии
двигателем событий. Он согласился обвенчать юных
героев без согласия родителей, он дал Джульетте
снотворное. Он привел семьи Монтекки и Капулетти
в склеп с надеждой примирить семейства и помочь
влюбленным.
Истинное значение темы Церкви понимаешь, слушая
Вступление к Увертюре. Его иногда называют
«Верона просыпается». Медленный и тягучий хорал
слышится в звуках оркестра. Переборы арфы
подчеркивают впечатление спящего города.
Ощущение мрака и беспросветности. Именно
законы католической церкви в то время душили
стремление человека к свободе в жизни, науке,
любви. Итолькопосле гибели Ромео и Джульетты
Верона , наконец , проснется…
Вступления в сонатной форме всегда звучат
медленно, и для того чтобы основной раздел
Экспозиции прозвучал в традиционном темпе,
Чайковский делает постепенное ускорение. Оно
звучит настолько тревожно, что плохие
предчувствия овладеют даже слушателем,
незнакомым с сюжетом.
От того на какой высоте, в какой тональности
звучит одна и таже мелодия зависит многое в
ее психологическом осмыслении. Тема вражды
у Чайковского написана в тональности си
минор, которая еще со времен Иоганна
Себастиана Баха воспринималась как
тональности смерти.
В оркестре звучат литавры и тарелки, которые
напоминают о сабельных поединках, бесконечных
стычках между людьми Монтекки и Капулетти.
Для темы Любви композитор выбирает очень
далекую тональность ре – бемоль мажор. Она
относится к числу самых светлых и поэтических.
Нежнейшую мелодию у струнных инструментов
Чайковский как бы приподымает над всей земной
злобой и суетой.
Средний раздел Увертюры – Разработка, начинается
с очень взволнованного перехода. А затем в
стремительном вихре закручиваются интонации
темы Вражды. Они словно подстегивают сами себя,
и готовы выплеснуться в Репризу, затопить ее своей
агрессивностью
В Репризе тема Любви звучит угнетенно, скомкано.
Ход трагических событий (Смерть двоюродного
брата Джульетты от руки Ромео, приказ Герцога о
запрещении дуэлей, вынужденное бегство в
Мантую),так или иначе, влияют на характер музыки.
Фото из фильма -
пастор Лоренцо
Католический собор в
Италии
Оркестр
Портрет Баха
Поединок Тибальда и
Меркуццио. Фото из
фильма - балета
Фото дуэта Галины
Улановой И
Лавровского в балете
«Ромео и Джульетта»
Оркестр, дирижер
Фото из фильма
Дзефеллини
Бегство Ромео в
Мантую на коне В Увертюре Чайковского очень важна кода,
послесловие. Сначала в музыке звучит траурный
марш. Тяжелые удары, удары судьбы.
Но потом вдруг. Как хрупкий цветок из под
тяжелого камня, начинает прорастать тема Любви.
И звучит все смелее, все упоительней.
Таким образом, у Чайковского Любовь даже после
смерти оказывается сильнее поединков и распрей,
она не сражается, а просто живет через века.
Поэт Андрей Вознесенский о другой ,но очень
похожей истории написал в соей «Юноне» и «
Авось»:
…И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз залетевших отсюда
Я тебя никогда не увижу
Я тебя никогда не забуду…
Сочиняя музыку, Чайковский пропускал её через
свою нервную, впечатлительную и ранимую, как у
подростка, душу, создавая возвышенные и
грандиозные шедевры... «Чайковскому было
суждено укрепить и возвысить позиции
отечественной композиторской школы. Любовь как
нравственная опора и символ силы, способной
победить труднейшие препятствия, даже смерть,
любовь - есть жизнь»,писал Л. Н. Толстой.
Вопрос: Какие выводы можносделать после
знакомства с Увертюрой?
Ответ:
У Чайковского главной идеей становиться
утверждение, что любовь побеждает смерть.
Ромео и Джульетта в
склепе
Цветок среди камей
или асфальта
Ромео и Джульетта в
современной
театральной
постановке
Сцена из «Юноны» и «
Авось» с Н.
Караченцевым
Портрет Л. Толстого
ПАУЗА
Портрет Чайкоского
Разработка урока по музыке и МХК . Увертюра к опере " Ромео и Джульетта"
Разработка урока по музыке и МХК . Увертюра к опере " Ромео и Джульетта"
Разработка урока по музыке и МХК . Увертюра к опере " Ромео и Джульетта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.