Класс: 6
Тема урока: Человек как часть природы (презентация – слайд 1)
Цель урока: формирование у учащихся представлений о наследственных признаках
человека.
Задачи:
1. определить отличительные признаки человека от животного, наследуемые и
приобретаемые признаки человека;
2. продолжить формировать умение делать выводы, отстаивать собственную
точку зрения;
3. воспитывать умение распознавать свою наследственность, разграничивать
понятия наследуемого и приобретаемого жизненного опыта.
Основные понятия: человек, наследственность, инстинкт.
Учебник: Обществознание: человек, природа, общение: учеб. для 6 класса
общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградова. –
4е изд. – М., 2007. – 158 с.
План урока:
1. Животное и человек: общее и различия.
2. Наследственность – биологическая сущность человека.
3. Инстинкты и человек.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Устная работа – стр. 7 – определение вопросов и знаний, которые получат
учащиеся при изучении Главы I. Человек и природа (устно проговариваем с
учащимися).
II. Животное и человек: общее и различия.
Вопрос для обсуждения: Можете ли вы назвать примеры, отражающие
ситуации, когда человек воспитывался животными? (Ответ: Маугли, мальчик,
украденный павианами у родителей в Африке, мальчик, которого обнаружил пастух среди стаи
волков в Италии, девочка, которую воспитала стая диких собак в 2002 году в Чили и т.д.).
Вопросы для обсуждения:
1. Может ли человек жить без природы?
2. Человек – властелин мира или всего лишь один из его жителей?
3. Чем все люди похожи?
4. Чем все люди различаются?
Устная работабеседа с заполнением схемы учащимися в тетради, учителем
на доске:
1.
2.
Человек и животное
Общее:
Различия: 1.
2.
1.
2.
Ответ:
Человек и животное
Общее: (презентация – слайд 2)
1. Дыхание
2. Питание (еда, вода)
3. Движение
4. Необходимость безопасности
5. Размножение
Различия: (презентация – слайд 3)
1. Разум 1. Мозг
2. Деятельность 2. Инстинкты – основа жизни
3. Целенаправленность
4. Общение
5. Речь
Вывод (презентация слайд 4): человек – существо социальное (общественное) с
присущими ему биологическими характеристиками.
социальными и биологическими характеристиками человека:
Презентация – презентация слайд 5 – устная работа с основными
1. биологические характеристики (наследственность, инстинкты, анатомия и
физиология);
2. социальные характеристики (речь, создание орудий труда, целеполагание,
способность к творчеству, мышление, общение, деятельность).
Учитель объясняет: Человек становится человеком только в обществе, только
среди людей. Семья, детский сад, школа, друзья, игра, труд, учёба, все окружает
человека, влияет на него, способствует его воспитанию, складыванию определенных
качеств личности.
Зап. в тетрадь: Человек – существо биосоциальное.
III. Наследственность – биологическая сущность человека.
Учитель объясняет учащимся: Человек – это существо социальное
(общественное), которому присущи биологические характеристики. Человек
становится человеком только в обществе, только среди людей. Семья, детский сад,
школа, друзья, игра, труд, учёба, все окружает человека, влияет на него,
способствует его воспитанию, складыванию определенных качеств личности.
Зап. в тетрадь: Человек – существо биосоциальное.
Беседа: (презентация – слайд 6): Согласны ли вы с утверждением: «Человек
рождается как «чистый лист», на который потом записывается информация»?
Учитель объясняет (презентация слайд 7): Жизнь любого человека зависит от
двух факторов: наследственности и окружающей среды.
Задание: стр. 8 п. «Что такое наследственность» дать определение
понятию «наследственность». Зап. в тетрадь: наследственность – это свойство живых и растительных
организмов передавать потомству некоторые свои свойства и качества. (презентация
– слайд 8)
Презентация – слайд 9 – учитель обращает внимание, что есть специальная
наука, изучающая наследственность, которая называется генетикой, основатель –
Георг Мендель.
Самостоятельная работа: раздается раздаточный материал: задание: запиши в
два столбика из приведенного ниже списка признаки, характерные для человека
Наследуемые признаки
Признаки, приобретаемые
человеком на протяжении жизни
Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе;
способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного;
способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться;
способность мыслить, способность утолять голод.
Время выполнения: 5 мин.
Взаимная проверка:
Ответ:
Наследуемые признаки
Признаки, приобретаемые человеком на
протяжении жизни
1. способность относиться к другим, как к
себе
2. способность отличать хорошее от дурного
3. способность строить жильё
1.способность защищаться
2. способность делать запасы впрок
3. определенный овал лица
4. способность передвигаться
5. способность мыслить
6. способность утолять голод
IV. Инстинкты и человек.
Объяснение учителя: (презентация – слайд 10) Наследственность представляет
собой биологическую составляющую человека. От своих предков и родственников
человек наследует определённые биологические признаки (свойства).
Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых
действиях, поведении. Обучаться инстинктам не надо, т.к. они существуют с
рождения.
Вопрос: А есть ли у человека инстинкты?
Задание: используя текст параграфа на стр. 10 назовите приведенные авторами
примеры инстинктов, которые могут проявиться в любом человеке?
Вывод: человек – биосоциальное существо.
Д/З: читать параграф 1 (стр. 811), задание №2 (стр. 17) – письменно, №3
(стр.17) – по желанию на дополнительную оценку V.
Заключение:
1. презентация – слайд 12: объясните высказывание «Человек, родившись
среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»;
2. стр. 17 – вопрос №5 (Устно).
Разработка урока по обществознанию на тему "Человек как часть природы" (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему "Человек как часть природы" (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему "Человек как часть природы" (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему "Человек как часть природы" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.