Разработка урока по предмету "Слушание музыки" (1 год обучения) по теме "Выразительные свойства мелодического рисунка. Фразировка. Кульминация."
Оценка 5

Разработка урока по предмету "Слушание музыки" (1 год обучения) по теме "Выразительные свойства мелодического рисунка. Фразировка. Кульминация."

Оценка 5
Аудио +2
doc
музыка +1
Все классы
03.04.2018
Разработка урока по предмету "Слушание музыки" (1 год обучения) по теме "Выразительные свойства мелодического рисунка. Фразировка. Кульминация."
ноты "Аве Мария"
Конспект урока №10.doc

Конспект урока №10.

Выразительные свойства мелодического рисунка. Фразировка. Кульминация.

 

Мелодия( греч. – «мелос, напев, песня») – это музыкальная мысль, звучащая в одном голосе, одноголосный напев, вырастающий из связного последования интонаций – мелодических оборотов, имеющих мелодическое значение.

Мелодия – главное средство музыкальной выразительности. Наиболее самостоятельным, специфическим свойством мелодии является звуковысотная линия, мелодический рисунок. Выразительные закономерности мелодической линии основываются на том, что переход к более высоким тонам голоса требует некоторого усилия, повышения энергии, поэтому движение мелодической линии вверх часто связывается с эмоциональным подъемом и усилением громкости, а движение вниз – со спадом эмоциональной насыщенности и динамики звука. Прямолинейное движение мелодического рисунка вверх или вниз – явление редкое. Большинство мелодий имеет волнообразный рисунок. Вершина мелодического развития называется кульминацией. Большое значение имеют метроритмические и ладово-гармонические факторы. Кульминация обычно приходится на сильную (или относительно сильную) долю такта и выделяется своей продолжительностью. Как правило, кульминационным бывает неустойчивый звук лада, а иногда 3-я или 5-я ступени.

Когда анализируют мелодию, прежде всего, устанавливают ее общий характер, а затем рассматривают, какими средствами достигнута художественная цель. При этом обращают внимание на особенности построения мелодической линии, ее диапазон, метро-ритмическое и ладовое строение, определяют форму, характер звуковедения, динамику, местонахождение кульминации и т.д.

Музыкальный синтаксис

Понятие синтаксиса(от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи: словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи.

 

Мотив → фраза → предложение → период

 

Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный (синтаксический) уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения: простейшие композиционные структуры. Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими.

Элементы музыкального синтаксиса

а) мотив (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание)

Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи.

б)фраза

Это объединение двух или нескольких мотивов в одно построение. В случае секвенции или чередования похожих мотивов, разделенных цезурой, фраза не образуется. Возможна единая по строению фраза, она похожа на большой мотив, но в отличие от него, в ней есть несколько акцентов, включая главный – фразовый.

с) предложение

Более крупное построение, заканчивающееся каденцией. Это весомая часть музыкальной мысли, относительно развернутое “высказывание”. Оно аналогично той части сложного предложения в речи, после которой ставится точка с запятой. Иногда говорят, что данная структура, в отличие от мотива или фразы, содержит обобщающее событие (Е. Ручьевская). В произведении предложение выступает в качестве раздела периода, иногда - и более самостоятельного построения, формы изложения темы. Оно может быть тонально разомкнутым (иметь серединную каденцию) и замкнутым (иметь заключительную каденцию), состоять из более мелких синтаксических элементов (мотивов и фраз) или быть единого строения (неделимым).

         Поэтическая речь характеризуется эмоционально повышенным строем переживаний. Ритм, звуковые повторы, рифмы, строфы придают поэтической речи своеобразную окраску и строй. Вокальные и хоровые произведения построены на самых различных соотношениях слова и ритма. В некоторых сочинениях ударения в словах не всегда совпадают с метрическими акцентами музыки. Поэтому руководитель хора обязан очень хорошо проанализировать не только музыкальную, но и поэтическую сторону произведения, определить их единство и взаимосвязь, наметить план ритмического исполнения.

Метроритмическая сторона исполнения во многом зависит от четкости показа дирижера. При этом должна быть полная ритмическая согласованность между жестом и пением. Всегда нужно помнить о том, что выразительность фразы зависит не от чередования сильных и слабых долей в такте, а от логики построения фразы, от смысловых ударений в тексте.

Фразировка.

Музыкальную фразировку можно сравнить с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Это умение говорящего отделить одну мысль от другой, акцентировать главное. Владеть фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое. Музыкальное исполнение – это живое движение музыкального повествования, в основе которого лежит сочетание и движение музыкальных фраз.

Анализ звуковысотной мелодической линии произведений.

1.     К. Сен-Санс «Лебедь»

Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.

 

2.     Ф.Шуберт «Ave Maria»

Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале - мягко звучащих мерно чередующихся в трехдольной пульсации восходящих (к небесам?) и нисходящих (на грешную землю?) аккордах, сопровождаемых мерной пульсацией глубоких басовых звуков. Музыка этих вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни. Это обрамление, ассоциируется у меня - здесь я говорю о своих сугубо личных представлениях, и ни в коем случае не навязываю их своим читателям - с открывающимся занавесом, таким, который изобразил Рафаэль на своей знаменитой "Сикстинской Мадонне". На фоне этих аккордов звучит поистине неземной красоты мелодия.

 

3.     М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.

 

4.     Ф.Шуберт «Шарманщик»

«Шарманщик», — одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом.

5.     Римский- Корсаков «Полет Шмеля»

Как рисует образ шмеля Римский-Корсаков? Сначала мы слышим громкое и назойливое «жужжание». И кажется, что шмель гудит прямо около уха, даже отмахнуться хочется или убежать, так правдоподобно звучит подражание голосу шмеля. Это звукоизобразительный прием.

 Мелодия простая и незатейливая из третьей октавы движется по полутонам вниз (часто повторяются мотивы). Мелодия развивается по спирали, мы слышим как- бы вращательное движение.


Конспект урока №10. Выразительные свойства мелодического рисунка

Конспект урока №10. Выразительные свойства мелодического рисунка

Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими

Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими

Музыкальное исполнение – это живое движение музыкального повествования, в основе которого лежит сочетание и движение музыкальных фраз

Музыкальное исполнение – это живое движение музыкального повествования, в основе которого лежит сочетание и движение музыкальных фраз

Римский- Корсаков «Полет Шмеля»

Римский- Корсаков «Полет Шмеля»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018