Урок по предмету «Слушание музыки»
На примере данного урока можно показать методику организации учебной деятельности при комбинированном типе урока, а так же один из вариантов подхода к работе по формированию ключевых компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения.
1. Группа, класс, отделение. 1 класс, ДПОП «Фортепиано»
2.Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок применения знаний и умений на практике.
3.Тема урока. «Изобразительная сила музыки»
4. Цели урока:
обучающие: а) учить детей осознанно слушать музыкальные произведения;
б) развитие навыков сопоставления характера музыки и образов;
развивающие: а) стимулировать познавательную активность учащихся;
б) стимулировать практическую деятельность учащихся;
в) развитие воображения и умение высказывать свои мысли;
воспитывающие: а) содействовать привитию положительного отношения к классической музыке;
б) развивать эстетический вкус у учащихся;
5.Задачи урока.
а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
б) активизация образовательного процесса с помощью комбинирования различных видов деятельности;
в) формирование новых умений и навыков;
г) формирование аналитической деятельности и навыков сравнения и сопоставления;
д) формирование позитивных отношений в коллективе, организация коллективной деятельности;
е) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков;
ж) формирование познавательного интереса и активности учащихся.
6.Ход урока.
1. Вводная беседа.
2. Сказочные образы в музыке (повторение пройденного материала).
3. Закрепление пройденного материала на новом музыкальном материале (сравнение образа Бабы –Яги в пр-ях Мусоргского, Чайковского, Лядова).
4.Обсуждение домашних работ.
5.Беседа «Какого цвета музыка». Слушание произведений и сопоставление цветовой гаммы настроению музыки.
6. Закрепление пройденного материала на новом музыкальном материале (сравнение образа природы, предметов в пр-ях Чайковского, Свиридова, Лядова).
7. Обобщающая беседа «Можно ли нарисовать музыку?».
8. Активизация самостоятельной деятельности учащихся на основе пройденного материала. (Изобразительная деятельность под музыку, рассказы учащихся о своих образах и рисунках).
9. Коллективное формулирование выводов по теме урока.
Конспект урока.
Педагог: Ребята, в течение нескольких уроках, мы слушали с вами различные музыкальные произведения. Иногда мы сразу знали название этих произведений, иногда сами старались представить, о чем нам хотел сказать композитор. Героями наших произведений были дюймовочка, солдатик, бабочка, кузнечик, лесные птицы, бармалей, гномы и другие герои. Давайте вспомним, какими выразительными средствами пользовались авторы этих произведений. (можно включить запись некоторых из этих произведений)
Ученики: на основе пройденного материала, рассказывают о динамике, штрихах, регистре, темпе, мелодической линии, характере, ладе в данных произведениях.
Педагог: Скажите, пожалуйста, рисуя одних и тех же героев, ваши рисунки были все одинаковыми или отличались? Если да, то почему?
Ученики: дают свои ответы.
Педагог: А как вы думаете, сочиняя произведения об одних и тех же героях, композиторы одинаково изображают их? Могут ли они использовать одинаковые штрихи, регистр, темп, динамику и т.д.? Ученики: дают свои ответы.
Педагог: Сегодня я хочу предложить вам новый образ - это образ Бабы-Яги. Давайте охарактеризуем его, попробуем представить, какие средства музыкальной выразительности мы использовали и какой бы была музыка?
Ученики: дают свои ответы.
Педагог: Хорошо. Сейчас мы послушаем несколько произведений, написанных композиторами Мусоргским, Чайковским и Лядовым. (после прослушивания каждого произведения обсуждаем образ). А теперь давайте вспомним, как мы обрисовали Бабу-Ягу и какую музыку представили и сравним наши представления и прослушанные произведения.
Ученики: дают свои ответы.
Педагог: Мы с вами на прошлых уроках рисовали тех героев, о которых слушали произведения. Легко ли справиться вам было с этим заданием и почему?
Ученики: дают свои ответы, аргументируя их.
Педагог: На прошлом уроке, я дала вам задание нарисовать музыку, которую мы не слушали. Вы должны были представить каждый свою музыку, охарактеризовать её и изобразить в рисунке. Давайте посмотрим, что у вас получилось, и расскажите, легко ли было справиться с этим заданием.
Ученики: представляют свои домашние работы.
Педагог: Задание было не простым. А как вы думаете, имеет ли цвет музыка? От чего зависит цвет музыки? Давайте рассмотрим «Цветовой круг» и послушаем произведения П.И. Чайковского и сравним его музыку с цветами этого круга. (Слушание произведений (фрагментов) «Осенняя песнь», «Подснежник», «Сладкая греза», «Тройка»).
. Закрепление пройденного материала на новом музыкальном материале. Предложить детям послушать произведение и представить о чем могла бы быть написана эта музыка. Всегда ли одинаково мы слышим и видим одни и те же явления природы, предметы. (сравнение образа природы, предметов в пр-ях Чайковского, Свиридова, Лядова).
6. Обобщающая беседа «Можно ли нарисовать музыку?».
7. Активизация самостоятельной деятельности учащихся на основе пройденного материала. (Изобразительная деятельность под музыку, рассказы учащихся о своих образах и рисунках).
8. Коллективное формулирование выводов по теме урока. Можно ли нарисовать музыку? Имеет ли она цвет? Можно ли её назвать «живописью»? и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.