Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка +1
Все классы
14.02.2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» (начальный уровень) имеет художественную направленность, адресована обучающимся 7-10 лет. Срок реализации 2 года обучения (1-2 модуль). Цель программы: создание условий для формирования, развития и реализации творческих способностей обучающихся средствами эстрадного вокала. Программа включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи и учебно – тематический план по модулям обучения, методическое обеспечение программы, мониторинг результатов освоения программы и список литературы. Данная программа реализуется в Образцовом вокальном коллективе «Мэри Поппинс». Рекомендована педагогам дополнительного образования. При использовании делать ссылку на автора.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал».doc
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы: Наименование учреждения: Адрес:   Отдел: Автор­составитель программы: Целевая группа: Цель, задачи программы: Форма  реализации  программы: Продолжительность реализации программы: Тип программы: Уровень освоения: Направленность  программы: Краткое содержание программы Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественной  направленности  «Эстрадный вокал»  Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования  г.  Нижневартовска  «Центр детского творчества» 628609  ул.  Ленина 9А, г. Нижневартовск,   Тюменская область,  ХМАО­Югра Музыкальный Лазуткина Ирина Александровна, педагог  дополнительного образования МАУДО г.  Нижневартовска «ЦДТ» 7­10 лет  Цель: создание условий для формирования, развития и реализации творческих способностей обучающихся средствами эстрадного вокала. Задачи:   1.   Формировать   интерес     к   эстрадном     вокалу, умения   и   навыки   эстрадного   пения,   сценического выступления, внутреннюю мотивацию к творческому самовыражению. 2.   Развивать   музыкально­слуховые   способности, вокальную   индивидуальность,   образное   мышление, культуру сценического вокального исполнения. 3. культуре. Групповая  2 года Модульная программа Начальный уровень  Художественная  Программа   включает   в   себя:   пояснительную записку, цели, задачи и учебно – тематический план   по   модулям   обучения,   методическое обеспечение мониторинг результатов   освоения   программы   и   список литературы.   Приобщать   к   музыкально­художественной   программы,   2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                         4 3. УЧЕБНЫЙ  ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                      7 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                                              11 5. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ                                      13 6 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                           8. ПРИЛОЖЕНИЕ.КИМы 15 16 17 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Давайте   вложим   в   руки   детям, восприимчивым   к   музыке,   тот ключик,   при   помощи   которого   они могут   вступить   в   волшебный   сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Золтан Кодай             Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Эстрадный вокал»(начальный уровень) разработана  с  учетом  Новых Правил    ПФДО, утвержденных приказом   Департамента   образования   и   молодежной   политики     ХМАО­Югры   от 20.08.2018г. № 1142,  (п.75); Статьи 12 Федерального закона №273­ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.   №1008   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным   программам»; Методических   рекомендаций   по   проектированию   дополнительных   общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки  РФ от 18.11.2015г.   №09­3242,   «Санитарно­эпидемиологических   требований   к   устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41; Концепции развития дополнительного образования детей   на 2014­ 2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726­р.            Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа на   развитие   личностных   качеств     ребенка,   удовлетворение   его   индивидуальных потребностей   в   художественно­эстетическом,   нравственном   развитии,   формировании творческих способностей, выявлении и развитии талантливых детей. В программе нашли отражение   основные   тенденции   современной   музыкальной   педагогики,   что   обогащает учебный процесс, делает его более интересным и доступным, помогает сохранить здоровье детей, создать для них «ситуацию успеха», прививает чувство коллективизма (ансамблевое пение), повышает результативность обучения.                  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» (начальный уровень)  имеет художественную направленность, так как приобщает к системе специальных знаний, умений и навыков, которые позволяют  активно обогащать и расширять   опыт   музыкально­творческой   деятельности   обучающихся   и   способствует активизации   развития   творческих   способностей   детей,   воспитанию   самостоятельной творческой личности.          Данная программа реализуется в Образцовом вокальном коллективе «Мэри Поппинс». Согласно   Положению   «О   народном   самодеятельном   коллективе»,   «Образцовом художественном коллективе», «Народной самодеятельной студии» в Ханты ­ Мансийском автономном округе­Югре (приказ Департамента культуры ХМАО­Югры от 11.06.2014г. 4 №200/01­09) реализация данной Программы осуществляется педагогом дополнительного образования, руководителем коллектива «Мэри Поппинс».                      Руководитель   коллектива   ведет   в   полном   объеме   учебную,   педагогическую, репетиционную,   постановочную   работу   с   коллективом;   руководит   концертными выступлениями,       конкурсными   поездками   коллектива   и   оставляет   за   собой   право   в случаях   совместных   репетиций,     связанных   с   постановкой   и   подготовкой   концертных номеров, заниматься  как со всеми обучающимися,  так и варьировать график занятий.                                Общеобразовательная общеразвивающая  программа «Эстрадный вокал» соответствует начальному уровню обучения  и  включает  два модуля.          В результате обучения  по программе начального уровня выпускник научится:    понимать  элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание, характер звуковедения);  правильно   дышать:   делать   небольшой   спокойный   вдох,   не   поднимая   плеч; распределять  дыхание в речевом потоке;  понимать место дикции в исполнительской деятельности;  делать артикуляционный массаж, резонаторный массаж, самомассаж лица;    выполнять   комплекс   упражнений:   голосовые   сигналы   доречевой   коммуникации, интонационно­фонетические  и вокальные;  формировать  основные  навыки  эстрадного вокала: звукообразования,  звукоизвлечения и звуковедения;    исполнять     выразительно,   осмысленно     репертуар       с   учетом   возрастных особенностей под минусовую фонограмму и фонограмму минус 1;  владеть   микрофоном   на   простейшем   уровне   и   сопровождать   вокальный   номер элементарными сценическими движениями.         Выпускник получит возможность:   самостоятельно  пользоваться CD и USB носителями;   выполнять   упражнения;   дыхательные   упражнения;       дикционные   и   артикуляционные   интонировать мелодическую линию в диапазоне 1 октавы;  работать     над     этапами   разучивания   репертуара   (заучивание   текста,   работа   над дикцией, закрепление пройденного на уроке материала, отработка   танцевальных элементов);  на   простейшем   уровне   контактировать   с   участниками   коллектива   во   время исполнения номера;  выступать  на сценических площадках;  проводить, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.   Программа начального уровня  рассчитана на 2 года обучения (1­2 модуль). Год обучения   –   10   месяцев.  Учебный   процесс   организован   в   форме   групповых   (10­11чел.) учебных занятий. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 академических часа (160 часов в год).  Программа адресована обучающимся 7­10 лет.  В детское объединение принимаются дети,  наделенные     музыкальными   способностями,     которые   любят   музыку   и   желают 5 научиться красиво петь.   Они проходят прослушивание, направленное на выявление их индивидуальных способностей и склонности к выбранной деятельности. На прослушивании оценивается:  ­ чистота интонирования;  ­ музыкальный  слух, ритм, память; ­  дикция; ­  эмоциональность исполнения;  ­ индивидуальность тембра, сила голоса.   По   результатам   прослушивания   зачисление   происходит  в   соответствии   с заявлением   родителей (законных представителей), на основании договора и согласия на персональную обработку данных. При наличии ярко выраженных музыкальных данных или определенной школы занятий вокалом ранее, ребенок, после прослушивания, может быть зачислен сразу на один из модулей обучения. В случае не полного освоения программы, обучающийся   имеет     право   на   повторный   год   обучения   на     данном   модуле.   В   период мутации голоса,  после  консультации      врача   или  по   причине временного   запрета на занятия   вокалом,  дается   отсрочка   в   посещении   занятий   ­   академический   отпуск.   По истечении академического отпуска обучающийся может восстановиться на тот модуль, с которого   он   взял   перерыв   с   учетом   возрастных   критериев.   В   период   обучения   может проводиться добор в группы, но при этом обязательно учитывается возраст ребёнка и его музыкальная подготовка.  Цель   программы:   создание   условий   для   формирования,   развития   и   реализации творческих способностей обучающихся  средствами эстрадного вокала.  Задачи программы: 1.  Сформировать   интерес     к   эстрадному     вокалу,   умения   и  навыки   эстрадного   пения, сценического   выступления,   внутреннюю   мотивацию   к   творческому   самовыражению   и плодотворному сотрудничеству  со сверстниками. 2.   Развивать   музыкально­слуховые   способности,   вокальную   индивидуальность,   образное мышление, культуру сценического вокального исполнения. 3.   Приобщать   к   музыкально­художественной   культуре   в   условиях   огромного информационного пространства.          I модуль   (начальный, 1 год обучения) Цель и задачи Цель: ознакомление с основами  вокально­исполнительской деятельности, формирование  начальных навыков вокального исполнительства. Задачи:  раскрыть   природные     данные   обучающихся   (музыкального   слуха,   памяти, внимания);   сформировать  начальные  вокальные навыки (певческое дыхание, певческая установка, интонация, дикция, артикуляция, тембр, диапазон, мелодический слух, чувство ритма и др.);  развить интерес  к  вокальному искусству; музыкальный  кругозор;  ознакомить   с  понятием   гигиены  и   охраны   голоса;  основными   вокальными терминами   и   понятиями;   с   навыками   пения   в   вокальном   ансамбле;   с 6 первичными   навыками   сценического   движения;   с   правилами   безопасности при работе с микрофоном  и основные правила работы с ним;  привить  трудолюбие, музыкальную и сценическую культуру, эмоциональную отзывчивость на музыку. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы       первого модуля (начальный уровень): Предметные:        знает  основные вокальные термины и понятия; знает  строения голосового аппарата и правила охраны голоса; знает     певческие   навыки:  правильное   положение   корпуса, положение гортани, дыхание, артикуляция, атака звука,  пение на опоре, кантилена, звукообразование;  понимает место дикции в исполнительской деятельности;   основные   знает что такое фонограмма; знает что такое микрофон; понимает   элементарные   дирижерские   жесты   и   правильно   следует   им   (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); Метапредметные:        умеет петь вокальные упражнения; умеет распределять дыхание в речевом потоке, петь и слушать унисон; умеет петь под минусовую фонограмму; умеет правильно держать микрофон; умеет сопровождать вокальный номер элементарными сценическими движениями; умеет пользоваться CD и USB носителями; умеет оценивать результаты собственной деятельности. Личностные:         проявляет  интерес к певческой деятельности и первоначальному опыту достижения творческого результата; проявляет ответственное отношения к учению; проявляет осознанное и  уважительное отношение к участникам  коллектива. Учебно ­ тематический план   1 модуль  обучения № I 1 2 3 II Название раздела, темы Пение как вид музыкальной деятельности. Вокальное искусство. Система голосообразования Певческий голос. Лор ­ гигиена  Формирование детского голоса. Теория  6 2 2 2 14 Количество часов Практика Всего ­ ­ ­ ­ 38 6 2 2 2 52 7 1 2 III 1 2 3 IV 1 2 Пение учебно­тренировочного материала. Вокальные импровизации. Работа над певческим репертуаром  Вокально­интонационная  работа. Сценический образ, сценические движения. Работа с микрофоном. Формирование музыкальной культуры Расширение музыкального кругозора Репетиционно – постановочная деятельность. Итого: 12 2 16 12 2 2 6 6 ­ 42 34 4 64 40 12 12 16 4 12 118 46 6 80 52      14 14 22 10 12 160  Дыхательная   гимнастика.Чистоговорки­скороговорки. Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности (6ч.) Тема 1.  Вокальное  искусство. Теория: Понятие «ансамбль». Тема 2. Система голосообразования. Теория: Основные компоненты системы голосообразования. Тема 3. Певческий голос. Лор – гигиена. Теория:  Певческий голос, его  охрана и здоровье. Раздел     II   . Формирование детского голоса (52 ч.)  Тема 1. Пение учебно­тренировочного материала. Теория:  Певческое дыхание. Виды атак. Основные певческие навыки.  Роль правильной артикуляции. Кантиленное  пение.  Режимы работы гортани: грудной, микст, головной.  Практика:   Упражнения: укрепление   примарной   зоны   диапазона;   атака   звука;   звуковедение   1еgаtо,   staccato; выравнивание   звуков   в   сторону   их   «округления»;     пение   в   нюансе  mf. ФМРГ   1   цикл: артикуляционная   гимнастика.   ФМРГ   2   цикл:   интонационно­фонетические   упражнения. ФМРГ   3   цикл:   голосовые   сигналы   доречевой   коммуникации   (ГСДК).   ФМРГ   4   цикл (нефальцетный режим). Тема 2.  Вокальные импровизации. Теория: понятие вокальной импровизации. Понятие пластической импровизации.  Практика:  упражнения   на завершение мелодии. Упражнения   на сочинение мелодии на заданный текст. Пластическая импровизация.  Раздел    Тема 1. Вокальная ­ интонационная  работа. Теория:  Певческая установка. Дирижёрский жест. Техника дыхания. Звукообразование. Дикция. Строй, ансамбль.  Практика:  Овладение техникой дыхания; Звукообразование: единая вокальная позиция; интонирование   слова;   формирование   правильной   артикуляции;   ровность   звуковедения. Штрихи­   legato,   staccato.   Дикционный   тренинг.   Строй.   Разновидности   ансамбля: Мелодический;   дикционный;   динамический;   темпо   –  ритмический;   тембровый.   Пение   с сопровождением; а капелла, под  фонограмму. Соединение элементов номера.  Тема 2. Сценический образ, сценические движения. Теория: Искусство быть исполнителем. Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства.   III   .  Работа над певческим репертуаром( 80 ч.) 8 Практика:  упражнения   на   передачу   эмоционального   состояния.  Поиск   сценического образа.  Речевая и эмоциональная выразительность. Разучивание танцевальных   элементов номера. Соединение   пения с  элементами сценического движения.  Тема 3.  Работа с микрофоном. Теория: Фонограмма. Микрофон  Практика:  Работа с микрофоном. Акустика. Прослушивание фонограммы. Работа под фонограмму  минус. Контроль своего голоса. Раздел    Тема1. Расширение музыкального кругозора. Теория:  Музыкальная,   сценическая   культура   исполнителя.   Выразительные   средства музыкального языка. Законы сцены.  Практика: Слушание, просмотр, обсуждение видеоматериалов. Посещение концертов. Тема 2. Репетиционно – постановочная  деятельность. Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка номера. Показ номера.   . Формирование музыкальной культуры(22 ч.)  IV           II модуль          (начальный, 2 год обучения) Цель:  формирование устойчивого интереса к предмету, творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно­нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства при помощи современных образовательных технологий.  Задачи:  формировать  знания о музыкальной грамоте и искусстве вокала, выразительных средствах, особенностях музыкального языка, гигиены и охраны голоса;  развивать   музыкально­слуховые   способности   и   навыки   (интонация,   тембр, диапазон, мелодический и гармонический слух, чувство ритма и др.);   формировать  основные  знания, умения и навыки в области эстрадного вокала: чистоты  интонации и выразительности звука, плавного и гибкого звуковедения;  развивать   звучность гласных и правильного четкого произношения согласных;   воспитать  музыкальную и сценическую  культуру, эмоциональной отзывчивости на музыку;   создать     комфортный   психологический   климат,   благоприятной     ситуации успеха;  формировать умение исполнять свою партию   с элементами двухголосия  (для ансамбля) и  работать в команде;  формировать   знания о правилах сценического оформления номера и   умения применять     элементов     сценодвижения       в   соответствии     с   характером исполняемого  репертуара; взаимодействуйте с участниками коллектива;  формировать умения ориентироваться  в работе с микрофоном, фонограммой в условиях сцены и студии;  приобщать к концертной деятельности. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы второго модуля (начальный уровень): Предметные: 9      знает   вокальные   терминов   и   понятий   в   соответствие   с   содержанием   программы модуля; знает  строения голосового аппарата и правила охраны голоса; знает этапы работы над  разучиваемым произведением; владеет   специальными   певческими   навыками   ­   правильное   интонирование мелодической линии, вертикальное интонирование (ансамбль), чувством ритма, музыкальной  памятью, музыкальным мышление и импровизацией; знает законы сцены. Метапредметные:          умеет  петь вокальные упражнения; умеет использовать знания правильного звукообразования: пение на опоре, ровно, в высокой позиции, интонационно чисто и выразительно, петь естественно, ровным по тембру голосом;     умеет пользоваться   певческим     дыханием,   выравнивания     звучность   гласных   и четкое произношение согласных;   умеет в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки, осваивая прием плавного и гибкого звуковедения; умеет   исполнять   техническими навыками; умеет применять  элементарные  навыками самоконтроля; умение работать с  фонограммой минус и минус 1; умение охарактеризовать  вокальное произведение; умеет работать на сценической площадке и соблюдать правила сцены.   вокальные   произведения   с   полученными   ранее   вокально­ Личностные:    проявляет ответственное отношение  к учению; проявляет   устойчивый     интерес   к   певческой   деятельности   и   первоначальному опыту  достижения творческого результата; проявляет осознанное  уважительное  отношение  к другим участникам творческого процесса. Учебно – тематический план 2 модуль обучения  № Название раздела, темы I 1 2 3 II 1 2 III Пение как вид музыкальной деятельности. Эстрадное вокальное искусство. Система голосообразования Певческий голос. Охрана и здоровье голоса. Формирование   навыков   ансамблевого пения. Пение учебно­тренировочного материала. Вокальные импровизации. Работа над певческим репертуаром. Теория  6 2 2 2 14 12 2 16 Количество часов Практика Всего ­ ­ ­ ­ 38 34 4 64 6 2 2 2 52 46 6 80 10 1 2 3 IV 1 2 Вокально­интонационная  работа. Сценический образ, сценические движения. Работа с микрофоном. Формирование музыкальной культуры Расширение музыкального кругозора Репетиционно – постановочная деятельность. Итого: 12 2 2 6 6 ­ 42 40 12 12 16 4 12 118 52      14 14 22 10 12 160  II   . Формирование детского голоса (52 ч.) Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности (6 ч.) Тема 1.  Эстрадное вокальное  искусство. Теория: Разновидности ансамбля. Тема 2. Система голосообразования. Теория: Регистровое строение голоса. Тема 3. Певческий голос. Охрана и здоровье голоса. Теория: Певческий голос. Лор – гигиена.  Раздел    Тема 1. Пение учебно­тренировочного материала. Теория:  Главные  качества звучания  голоса  ­ сила,  высота,  тембр.  Основные  певческие   звукоизвлечения. Особенности навыки.   Певческое   дыхание   ­   основа   правильного   произношения   гласных   и   согласных   звуков   в   пении. Звуковедение   и   звукообразование: понятие «кантилена». Практика: Дыхательная гимнастика.  ГСДК. Формирование основных певческих навыков: Мягкая   атака   звука;     Звуковедение   1еgаtо,   staccato,  non  1еgаtо;   Кантиленное     пение. Вокализация звуков; пение в нюансе mf. ФМРГ цикл 1. ФМРГ цикл 2. ФМРГ цикл 3. ФМРГ цикл   4.   Упражнения   на   развитие:   звуковысотного   слуха,   музыкальной   памяти,   слухо   ­ голосовой     координации.   Укрепление   примарной   зоны   диапазона.   Регистровый   порог. Упражнения на певческую артикуляцию. Тема 2.  Вокальные импровизации. Теория: Виды вокальной импровизации.  Практика: попевки, упражнения  на завершение мелодии. Раздел    Тема 1. Вокальная ­ интонационная  работа. Теория:  Композиторы­песенники.   Музыкальное   построение.   Драматургия.   Особенности многоголосья.  Чувства «лада». Музыкально­художественная трактовка. Практика: Слушание песенного репертуара. Музыкальное построение. Форма. Работа над текстом:   идея   произведения.   Нюансы. Кульминация.   Формирование   ладового   слуха.   Расстановка   дыхание.     Единая   манера  Навыки звукообразования. ансамблирования. Выработка унисона. Строй. Мелодический ансамбль. Дикционный ансамбль.   Ритмический   ансамбль.   Тембровый   ансамбль.   Динамический   ансамбль.  Исполнительские   штрихи.   Музыкальное Темповый   ансамбль. сопровождение.   Драматургия.   Освоение   средств   исполнительской   выразительности. Соединение элементов номера. Тема 2. Сценический образ, сценические движения. Теория: Искусство быть исполнителем.  .  Работа над певческим репертуаром (80ч.)  Характер   произведения.  Фразировка.    III    Дикционный   тренинг.     Правильная   артикуляция.  Баланс   голосов. 11 Практика:  Поиск   сценического   образа.   Речевая   выразительность.   Эмоциональная выразительность.   Разучивание танцевальных     элементов.     Соединение   движения   в единую   композицию.   Соединение       пения   с     элементами   сценического   движения. Воплощение замысла сценического образа в песне. Тема 3.  Работа с микрофоном. Теория: Принцип управления микрофоном.  Практика: Прослушивание фонограммы. Работа под фонограмму  минус. Динамический баланс голосов. Контроль голоса.  Раздел    Тема1. Расширение музыкального кругозора. Теория:  Музыкальный   вкус.   Музыкальная   грамота.   Понятие   оптимальное   концертное состояние (ОКС). Законы сцены. Музыка в нашей жизни. Тема 2. Репетиционно – постановочная  деятельность. Практика:  Постановка   номера.   Отработка   номера   в   статике.   Отработка   номера   в динамике. Показ номера.   . Формирование музыкальной культуры (22 ч.)  IV  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В   основе   общеобразовательной   общеразвивающей   программы   «Эстрадный   вокал» лежат следующие методические принципы:     единство технического и художественно – эстетического развития обучающихся;     последовательность овладения навыками эстрадного вокального искусства;    принцип эмоционального положительного фона обучения;     индивидуальный подход к обучающимся.  Необходимо знать закономерности вокального развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно­воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. В процессе работы большое внимание уделяется развитию вокальных навыков,   чувству   ритма,   стиля,   художественного   образа,   а   также   осмысленности   и искренности исполнения.  Методическое сопровождение:  учебной работы педагога:  методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;  методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;  авторские методики проведения занятий Емельянова В.В. «Фонопедический метод развития голоса», Сетт Ригса «Речевая манера пения», Дмитриева Л.Б. «Основы вокальной методики»;  воспитательной работы педагога:   методика формирования коллектива;   методика организации воспитательной работы.  работа педагога по организации учебной деятельности:  методика анализа результатов деятельности;   массовой работы:  методика   организации   и   проведения   массового   мероприятия   (праздники, мероприятия,  конкурсы, викторина,  музыкальные игры и др.). Для   обеспечения   наглядности   и   доступности   изучаемого   материала   педагог использует   наглядные   пособия   следующих   видов:   картинный   и   картинно­динамический 12 (иллюстрации, слайды, фотоматериал); звуковой (аудиозаписи); смешанный (видеозаписи, телепередачи, учебные фильмы); дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, упражнения,   практические   задания);   обучающие   прикладные   программы   в   электронном виде (CD,  DVD, флешкарты); учебные пособия, журналы, книги; тематические подборки текстов песен, сценариев. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом,   возрастными   и   психологическими   особенностями   обучающихся,   уровнем   их развития и способностями.        В основу разработки программы «Эстрадный вокал» положены методы и технологии, ориентированные   на   формирование   общекультурных   компетенций   обучающихся: соединение традиционных и современных образовательных технологий форм работы: Методами,  в основе которых лежит деятельность обучающихся являются:  объяснительно­иллюстративный  которых (методы   обучения,   при   использовании      обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);  репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные       способы деятельности);  частично­поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение по      ставленной задачи совместно с педагогом);  исследовательский (овладение обучающихся самостоятельной творческой рабо­            ты);  творческий (определяет качественный результативный показатель практического      воплощения художественного образа в вокальном исполнительстве);  импровизации и сценического движения (позволяет поднять у обучающихся ис      полнительское мастерство на новый уровень, передавать  исполняемый репертуар       различными средствами исполнительской выразительности);  фонетический (способствуют осознанию обучающимся механизма звукообразова      ния, выработке координации слуха и голоса,  позволяет обучающимся  добиваться       легкости,  звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных):  импровизация и сценического движения – (способствует умению обучающихся       держаться и двигаться на сцене, раскрепощаться перед зрителями и слушателями.       Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство       на новый профессиональный уровень).  игровые   технологии   ­  (повышают   творческую   активность   ребенка,   расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности,  способствуют раскрепощению обучающихся, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений).   информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)­  (повышает интерес детей   к   обучению   и   делает   процесс   обучения   увлекательным,   интересным   и запоминающимся). здоровьесберегающие   технологии   –  (разогревание   и   настройка   голосового аппарата певцов к работе через фонопедический метод развития голоса (ФМРГ); развитие   вокальных   навыков,   достижения   качественного   и   красивого   звучания произведениях; подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата   в   работу   с   постепенной   нагрузкой   (звуковой   динамический   диапазон, тембр   и   фонация   на   одном   звуке);   снятие   внутреннего   напряжения,   ощущения психологической и физической раскованности через дыхательные упражнения, физ. 13 минутки, аутотренинги, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения для   развития   показателей   певческого   голосообразования,  голосовые   сигналы доречевой коммуникации, массаж ­ лицевой, резонаторный). По типу занятия  в Программе:  вводное   занятие  проводится   в   начале   образовательного   процесса   с   целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;  индивидуальные   практико­теоретические   занятия,   на   которых   излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы вокально­сценического мастерства;  коллективные практико­теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную   грамоту,   разучивают   песенный   репертуар,   овладевают   искусством музыкальной пластики;  комбинированные,  на   которых   теоретические   объяснения   иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога;  занятия­постановки   (репетиции),  на   которых   отрабатываются   концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене;  открытые  занятия, которые проводятся для родителей, педагогов, гостей. Формы проведения занятий: ­ практических занятий; ­ мастер­классы; ­ уроки­концерты; ­ творческие отчеты. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса обучающихся по   программе   «Эстрадный   вокал»   проводится   с   целью   управления   его   качеством, повышения   эффективности   создания   условий   для   развития   и   реализации   творческих способностей обучающихся посредством развития вокальных навыков и исполнительского мастерства.  Для   определения   уровня   освоения   программного   материала   используются следующие способы отслеживания результатов:  педагогические наблюдения;  контрольно – измерительные материалы;  тестирование;  собеседование.   Мониторинг по программе «Эстрадный вокал» начального уровня проводится 3 раза в год: первичная   диагностика   (даёт   педагогу   представление   о   музыкальных   данных будущего ученика); на  начало учебного года   для вновь принятых на обучение на модуль (стартовая диагностика); в середине учебного года (промежуточная диагностика); на  окончание обучения   2 модуля (итоговая диагностика).   Исходя из результатов диагностики развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы с обучающимися. Учитывая то, что обучающиеся отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом   и   музыкально­ритмическом   исполнительстве   проводятся   мелкогрупповые занятия по  голосам. 14 Первичная диагностика. Первичная диагностика  проходит в виде прослушивания  для выявления начального уровня     музыкальных   способностей   ребёнка   и   состояние   его   эмоциональной   сферы. Проверяет   внимание,   кратковременную   музыкальную   память,   музыкальный   слух (мелодический,   гармонический,   ритмический),   качество   звукообразования   (мягкая, твердая   или   придыхательная   атака),   качество   звучания   (звонкость,   наличие   вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха   и   выдоха,   продолжительность   выдоха),   диапазон,   тип   голоса,   эмоциональную отзывчивость   на   музыку.   А   также   контролирует   и   анализирует     состояние   здоровья поступающего,   возрастные   изменения   голосового   аппарата.   При   необходимости рекомендует консультацию врача­отоларинголога. Стартовая диагностика. Проводится диагностика  для дальнейшего выявления исходного уровня обученности с   конечным   результатом,   что     позволяет   измерить   «прирост»   знаний,   анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка. Промежуточная диагностика. Осуществляется   промежуточная   диагностика   посредством   наблюдения   за деятельностью обучающихся в процессе занятий,  для отслеживания  динамики  развития творческих способностей детей, коррекции образовательного процесса. Итоговая   диагностика проводится   по   окончанию   2   модуля   обучения     целью подведение итогов освоения образовательной программы. Обязательным   компонентом   педагогического   процесса   является   контроль   за результатами обучения обучающегося.   Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения.  Используются следующие виды контроля:  диагностического исследования;  тестирование и анкетирование;  индивидуальный образовательный  маршрут;  отчётные концерты; Формы выявления, фиксации и предъявления результатов: Спектр способов и форм выявления результатов · прослушивание; · беседа; · опрос; · наблюдение; · концерты; · фестивали ­ конкурсы;  · праздничные мероприятия Спектр способов и форм фиксации результатов · грамоты; · дипломы; · благодарственные  письма; · журнал; · анкеты; · протоколы диагностики; · СМИ Спектр способов и форм предъявления результатов · КИМ; · критерии результативности (Приложение 1); · устная оценка (похвала,  педагогическая поддержка); · фестивали ­ конкурсы; · концерты; · портфолио; 15 Формы   общеразвивающей программы:   подведения   итогов   реализации   дополнительной   общеобразовательной самоанализ: коллективный анализ выступлений; открытые занятия для родителей; самостоятельная работа; концерты;       фестивали­конкурсы. Мониторинг   качества   обучения   позволяет   педагогу   грамотно   вносить   необходимые соответствующие   изменения   в   содержание   общеобразовательной   общеразвивающей программы и в условия ее реализации; в планирование творческого процесса и организацию педагогической поддержки обучающимся. ОРГАНИЗАЦИОННО ­ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ       К важнейшим условиям реализации данной образовательной программы можно отнести формирование   такой   образовательной   среды,   где   царит   атмосфера   взаимопонимания, сотрудничества,   искренности.   Атмосфера   должна   располагать   к   высказыванию   своего мнения и идей, к проявлению своих способностей, без осуждения и подавления. Таким образом,   создается   комфортная   психологическая   обстановка,   позволяющая   каждому ребенку и педагогу реализовать свой творческий потенциал.           Материально­техническое оснащение, необходимое для реализации программы: просторный кабинет с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, хорошо  освещенный, соответствующий требованиям СанПИна;      Средства технического обеспечения ­ акустическая система(колонки, микшерный  пульт), ноутбук, МД, микрофоны, стойки, телевизор; шкафы для учебных пособий, стулья,  учительский стол, сцена, зеркала; Музыкальный инструмент (рекомендуется синтезатор);    Для реализации поставленных в программе задач необходимо наличие современной,  качественно оборудованной звукоизолированной, освещённой звуковой студии – запись      бэк ­  вокала,  «плюсовых» фонограмм;      Наличие коллекции  костюмов и костюмерной для их хранения. Дидактическое обеспечение программы: методическая литература, дидактический и  раздаточный материал. Наличие качественной фонотеки и видеотеки с записями  выступлений мастеров  российской, зарубежной эстрады, а также записи выступления  обучающихся студии.       Образовательный процесс организуется на основе системного планирования и анализа результатов   учебной   деятельности   каждого   учащегося.   Подбираются   педагогические методики для диагностирования ЗУН и музыкальных способностей учащегося. Системно ведётся работа по заполнению индивидуальных учебных планов и классного журнала, а также журнала по ТБ. Ежегодно ведётся корректировка образовательной программы через корректировку индивидуальных планов, планирование воспитательной работы, работы с родителями.  16 Кадровое   обеспечение   программы.   Для   эффективности   и   высокого   качества образовательного   процесса   в   рамках   данной   образовательной   программы   необходимо наличие   у   педагога   опыта   работы   в   данной   сфере,   умений   работы   с   компьютером, музыкальной   аппаратурой,   что,   несомненно,   будет   способствовать   более   качественной профессионально ориентированной подаче материала. Реализация программы предполагает квалификацию педагога, соответствующую занимаемой должности.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией Петровского А.В., М., Просвещение 1973. С ­188. 2. Детский голос / Под редакцией Шацкой В.Н. – М.: Педагогика, 1970. С – 122. 3. Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989. 4. Методика   обучения   эстрадному   вокалу   «Чистый   голос»   /   Сост. 5. Т.В.Охомуш     Морозов   В.   П.   Искусство   резонансного   пения.   Основы   резонансной теории и техники. – М., 2002. 6. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С­П ­2005г 7. Кацер О.В, статья. «Значение голосовых упражнений в развитии      ребенка» «Музыкальная палитра» №1­2003 г., с.31 8. Коротаева С., статья «Голосовые игры», //«Музыкальная палитра» №2­      2003 г., с.32 9. Белозерова   И.   В.   Методическая   рекомендация   «Артикуляция   как важнейшая часть  вокально­хоровой работы». СП­б., 2006 г. 10. Хворостухина  С.А. Дыхание по Стрельниковой. М.: АСТ, 2006.  11. В.В.   Емельянов.     Развитие   голоса.   Координация   и   тренаж.   «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 12. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. ­ СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007 13. Риггс С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007. 14. О.Ю.   Ермолаева   ­   Томина   «Постановка   голоса   и   дыхания»   «Центр, «Полиграф» 2008г. 15.  Т.И. Бакланова  Г.П. Новикова «Музыкальный мир» 2008г. 16. Е.А. Левина «Вокальные упражнения» Ростов­на­Дону «Феникс» 2008г                            Приложение 1 к программе «Эстрадный вокал», начальный уровень Контрольно­измерительная карта 1 года обучения 17 Уровень оценки Низкий(н) Средний(с) Высокий(в) Дыхание Звуковеден ие Неровное  позиционно ;  Недостаточ но на  опоре;  «Пестрота» гласных. Неровное  позиционно е пение  на  опоре  коротких  фраз;  плавное  пропевание  гласных. Ровное  пение на  опоре  коротких  фраз,  плавно  соединяя  звуки. Грудное  дыхание,  глубокий  вдох,  короткий  выдох. Брюшное  дыхание:  короткий  вдох,  продолжит ельны  выдох. Брюшное  дыхание:  короткий  вдох,  продолжит ельный  выдох на  опоре. Чистота интонировани я Грязное  интонировани е. Позиционная  «грязь».  Потеря  мелодическо й линии Чистая  интонация;  Позиционная  «грязь». Чистая  интонация;  Высокая  певческая  позиция. Артикуляция Манера исполнения Вялый  артикуляционный  аппарат; Зажата  нижняя челюсть.  Отсутствует  «улыбка», «зевок». Свободный  артикуляционный  аппарат­вялые губы,  не проговаривание  некоторых  согласных. Умение использовать   «зевок» и « улыбку»  под контролем  педагога. Активный  артикуляционный  аппарат.  Красивая  мимика, ясная дикция, вокализация гласных. Сценический образ Форма контроля Работа с микрофоном Не эмоциональное  исполнение, не  чувствуя  характер музыки. Нет  постоянной  фиксации  микрофона. Исполнение песни  в характере,  пытаясь создать  образ. Контроль  работы с  микрофоном. Умение  использовать  «улыбку» и   «зевок»,  передавать образ  исполняемой  песни. Прослушивание.  Наблюдение.  Выступление Прослушивание. Наблюдение. Выступление. Прослушивание. Наблюдение. Выступление. Контрольно­измерительная карта 2 года обучения 18 Уровень оценки Низкий(н) Периодический  переход на  грудное дыхание, Использование  твердой таки и  потеря  опоры в  звуке. Неровное  позиционно;  ведение;  толчки в  звуковедении;  Недопевание  гласных,  выталкивание  окончаний.  Неточное   интонирование,  низкая певческая позиция; вялое,  неровное и   безопорное  пение. Средний (с) Умение петь на  опоре,  пользоваться  мягкой атакой  звук. Ровное, полётное  звуковедение, без  толчков на одном  дыхание. Чистая  интонация;  низкие  окончания. Высокий(в) Пение в опоре  длинных фраз  опоре. Чистая  интонация. Петь ровно  позиционно,  интонационно  более длинных  фраз на Legato Дыхание Звуковедение Чистота Артикуляция Сценический образ Форма контроля интонирования Манера исполнения Зажатая нижняя  челюсть, вялые  губы. Невнятный  текст,  «съедание»  окончаний, не  пропевание  гласных.  Использование  «зевка» под  контролем  педагога. Нечеткое  проговаривание  некоторых букв,  текст внятный,  имеет интонация.  Потеря «оскала»,  стремление  контролировать  себя. Четкое,  выразительное  пропевание текста,  умение  пользоваться  «зевком» и  «оскалом» в  исполняемом  репертуаре. Работа с микрофоном Концентрация  внимания на  вокально –  технических  навыках, неумение  создать  и передать характер  произведения,  Потеря образа. Нет работы с  динамическим  балансом  микрофон( pp­mf) Пение в образе   куплетов и  припевов и его  потеря  в  проигрыше. Умение сохранить  создаваемый  сценический образ  на  протяжении  всей песни.  Грамотная работа с микрофоном(дина мический баланс) Прослушивание.  Наблюдение.  Запись(Контроль  голоса). Выступление Прослушивание.  Наблюдение. Запись  (Контроль голоса). Выступление. Прослушивание.  Наблюдение. Запись  (Контроль голоса). Выступление. 19

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019