Образовательная программа дополнительного образования "Ансамбль традиционных русских народных шумовых инструментов "Весёлый наигрыш""
Оценка 4.9

Образовательная программа дополнительного образования "Ансамбль традиционных русских народных шумовых инструментов "Весёлый наигрыш""

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка +1
Все классы
27.04.2017
Образовательная программа дополнительного образования "Ансамбль традиционных русских народных шумовых инструментов "Весёлый наигрыш""
Презентация программы "Ансамбль традиционных русских народных инструментов "Весёлый наигрыш"
Программа дополнительного образования Хлызова.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 »

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

«Ансамбль традиционных русских народных  шумовых инструментов

«Веселый наигрыш»

 

 

 

        Учитель музыки

Хлызова Лариса Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миасский городской округ, 2015г.

Оглавление

 

Информационная карта ………………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………..4

           Актуальность и педагогическая целесообразность программы…......5

           Новизна и отличие данной программы………………………………...5

           Организационные основы реализации программы……...…………....7

           Принципы педагогического процесса……………………….………….7

           Цели и задачи программы……………………………………………….9

1. Содержание программы……………………………………………………..10

           1.1. Учебно - тематический план первого года обучения………………10

           1.2. Ожидаемые результаты первого года обучения……………………11

           1.3. Содержание программы первого  года обучения…………………12

             1.4. Учебно - тематический план второго года обучения………………16

           1.5. Ожидаемые результаты второго года обучения……………………17

           1.6. Содержание программы второго  года обучения…………………17

             1.7. Учебно - тематический план третьего года обучения……………...20

           1.8. Ожидаемые результаты третьего года обучения…………………...21

           1.9. Содержание программы третьего  года обучения…………………21

2. Методическое обеспечение  реализации программы…………………….24

           2.1. Образовательные технологии………………………………………..24

      2.2. Методические материалы для ведения учебных занятий…………27

      2.3. Материально-техническое обеспечение……………………………28

 Список используемой литературы…………………….……………………29

           Список литературы для педагога………………………………………29

           Список литературы для детей………….……………………………….29

Приложения к образовательной программе

Приложение 1.  Методика обучения игре на шумовых инструментах………31

Приложение 2.  Подбор репертуара – как фактор развития и творческого роста  коллектива. Примерный репертуарный план по годам обучения……………33

Приложение  3.Слушание музыкальных произведений………………………39

Приложение 4.Диагностика…………………………………………………….40

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта программы

 

Тип программы  -  адаптированная

Образовательная область  -  искусство

Направленность деятельности  -   художественно-эстетическая

Способ освоения содержания образования  -   репродуктивная, творческая

 

Уровень освоения содержания образования  -  углублённый       

Уровень реализации программы  -   начальное и среднее образование

Форма реализации программы  -   групповая  

Продолжительность реализации программы  -  трёхгодичная

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Национальная культура – это национальная память народа,

то, что выделяет данный народ в ряду других,

 хранит человека от обезличивания,

позволяет ему ощутить связь времен и поколений,

получить духовную поддержку.

 

Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества. Но, во все времена, человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям.

В наше время, задача передачи духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение, так как технический прогресс - бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. Общедоступные, благодаря техническим средствам, культура и искусство, под влиянием рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Оно программирует на  упрощенное,  стандартизированное  миросозерцание,  легко   управляемое средствами массовой информации.   Происходит  обеднение  и  несформированность эмоционального и художественного восприятия, что сказывается на духовном  развитии личности и народа в целом.

Передачу накопленного духовного опыта, ценностей воспитания и обучения мыслящей личности, уважающей взгляды и позицию другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию народной культуры, как части общечеловеческой культуры.

Обращаясь к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, мы найдём ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня, так как народная культура, это не « застывшая  форма », отображающая когда-то происходящее, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.

Музыка  для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра. Ещё в глубокой древности, музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании  детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки – трещётки, погремушки, жужжалки и т. д. Они развивали у детей рефлекторную реакцию,

координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к творчеству. Красота, самобытность и доступность этих игрушек помогали войти ребёнку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии. Ребёнок играет, поёт, танцует, шалит. Это своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребёнка. Чем раньше ребёнок начинает « творить », тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению и к самостоятельным действиям.

Русские народные шумовые инструменты привлекательны, обучение игре на них легко и доступно для детей младшего школьного возраста.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают   детей к пониманию традиций и культуры не только своего народа, но и других народов мира. «Незнакомую»  музыку дети начинают воспринимать не как что-то чуждое, а как явление культуры. Постепенно ребёнок готов осмысленно воспринимать явления культуры самых разных направлений, стилей и  оценивать их художественную ценность.

Обращение к фольклору плодотворно влияет на развитие интеллекта. Полученные знания помогут ребёнку в изучении родного языка, литературы, истории. Обращение к традициям народной культуры обогатят его нравственно, сформируют национальное самосознание. Поэтому построение образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатого культурного наследия, является в настоящее время, время дефицита духовности, очень актуально и педагогически целесообразно. Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.   

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что дети не только учатся   играть на русских народных шумовых инструментах, но и средствами музыкального инструментального творчества приобщаются к сокровищам культуры и народных традиций, вобравших в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы. В программу включены разделы: «Традиции народной культуры» (народный календарь и декоративно-прикладное творчество) и раздел «Этнография».

Программа также позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование:

-       расширять возможности образовательной области «Музыка», «Литература», «История»;

-       развивать творческие  и музыкальные способности школьников разных возрастных групп;

-       применение ритмослоговых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (на основе детского фольклора)  формируют хорошую дикцию, артикуляцию, культуру речи;

-       использование на занятиях народных игр  и игровых методик  повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность, снимает внутреннюю напряженность, объединяет детей, создаёт условия для самореализации;

-       репертуар для разучивания с ансамблем подбирается с учетом традиционных праздников, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы. Это позволяет участникам ансамбля реализовывать свои способности как творческому коллективу

 

 

Организационные основы реализации программы

Программа «Ансамбль русских народных инструментов «Весёлый  наигрыш», разработана на три года занятий с детьми от 7 до 11 лет. Занятия проводятся с группами по 12-15 человек, по одному часу два раза в неделю. Общее количество часов в год составляет 72 часа. Никакой специальной подготовки детей не требуется.

Педагог должен иметь специальное образование руководителя оркестра народных инструментов и владеть игрой на нескольких музыкальных народных иснтрументах. Также обязательно совместно с педагогом работает концертмейстер-баянист, т.к. исполнение на шумовых народных  инструментах предполагает наличие мелодической основы.

 

Принципы педагогического процесса

 

Программа обучения для детей младшего школьного возраста должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у детей.

Образовательный процесс по программе «Ансамбля традиционных русских народных инструментов» строится в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями детей данного возраста.

В возрастной период с 7 до 11 лет продолжают развиваться индивидуально-психологические и формируются основные социально-нравственные качества личности. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Это возраст интенсивного интеллектуального развития (расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи, умственной активности); физического (укрупление здоровья); эстетического (формирование эстетической культуры); нравственного  (морально-нравственная ориентация и поведение). Характерные психологические особенности детей этого возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Психофизиологические особенности – несформированность произвольности поведения, неспособность к физической саморегуляции. Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной, но требующей умственного напряжения. Все эти особенности являются основанием для включения в занятия элементов игры, сюжетно-ролевых игр, которые подчинены определённым правилам, и достаточно частой смены деятельности, т.е. умственная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью. Для более успешного усвоения детьми материала, используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, тренинговый, частично-поисковый (эвристический).

Занятия проходят на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровнях. Музыкальные произведения для разучивания с ансамблем подбираются так, чтобы каждое новое произведение было ступенью для продвижения учащихся вперёд. Приобретение исполнительских навыков невозможно на однородном материале. В программу включаются произведения различные по техническим трудностям, характеру, жанру (плясовые, наигрыши, песни и т.д.).  

Интерес к исполнительству на народных инструментах поддерживается благодаря развивающей среде, в которой соединяются потенциальные возможности ребёнка, художественно-выразительные возможности народных инструментов и целенаправленная деятельность педагога как учителя и профессионального музыканта исполнителя.

Развитие познавательного интереса  к народному творчеству поддерживается:

-                   эмоциональным воздействием (получение эмоционального удовольствия от занятий);

-                   созданием ситуации успеха для каждого ребёнка;

-                   игровыми методиками, дающими эмоциональную разрядку.

В процессе исполнительства в коллективе детей создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных способностей и осознанию сябя часть коллектива, формируется механизм обратной связи между детьми и педагогом. Всё это создаёт предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки.

Цель: Приобщение детей к духовному наследию русской народной культуры. Воспитание творческой  личности.  Создание   творческого  коллектива исполнителей на традиционных русских народных инструментах.

Задачи:

1.Познавательнаяразвитие познавательного интереса к народной культуре  средствами  музыкального  инструментального  творчества.

2.Обучающая: формирование  исполнительских  навыков  игры на   народных  инструментах,  получение знаний о традициях  народной культуры и быта.

3.Развивающая: развитие  эстетического  вкуса,  творческих способностей, активности.

4.Воспитательная: воспитание эмоциональной культуры, формирование доброжелательного отношения друг к другу и ко всем окружающим.                   

              

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание программы

3.1. Учебно - тематический план

( первый год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Начальные понятия о фольклоре, введение в образовательную программу

 

2

1

1

3.

Детский фольклор

 

12

6

6

4.

Знакомство с русскими народными музыкальными и шумовыми инструментами

7

7

-

5.

Исполнительские навыки игры на шумовых инструментах

 

15

-

15

6.

Теория музыки

5

2

3

7.

Традиции народной культуры

Народный календарь

4

2

2

8.

Традиции народной культуры

Декоративно-прикладное творчество

4

2

2

9

Разучивание музыкальных произведений с ансамблем шумовых инструментов

 

15

2

13

10

Навыки сценического поведения. Концертная деятельность

 

4

1

3

11

Итоговое занятие

 

2

-

2

 

Всего:

72

24

48

 

 

3.2. Ожидаемые результаты первого года обучения

 

К концу первого года обучения в ансамбле народных инструментов дети

должны знать:

1.   Элементарные музыкальные понятия:

-         свойства звука,

-         динамические оттенки,

-         темп, ритм.

2.   Отличие между музыкальными и шумовыми инструментами и  историю их  создания

3.   Календарные праздники и обряды

4.   Виды декоративно-прикладного творчества

5.   Основы сценического поведения

уметь:

1.       Владеть исполнительскими навыками на шумовых инструментах

2.       Исполнять в ансамбле несложные народные мелодии.

3.       Проявлять интерес к детскому фольклору и вести свою фольклорную тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.   Содержание программы первого  года обучения

 

1. Вводное занятие

Теория

Инструктажи по технике безопасности

Практика

Проверка музыкальных данных.

На примерах простых упражнений (прохлопать, протопать, пропеть), детям в игровой форме (игра «Эхо», «Обезьянки») даётся задание повторить за педагогом показанное. Определяется уровень развития музыкальных способностей каждого ребёнка индивидуально и группы в целом, что даёт возможность педагогу определить уровень сложности заданий для дальнейших занятий с данной группой и поможет продиагностировать ожидаемые результаты в конце учебного года.

 

2. Начальные понятия о фольклоре

Теория

2.1  Понятие – фольклор, фольклористы, устное народное творчество.

2.2 Знакомство с видами народного творчества – устным, музыкальным, 

      декоративно-прикладным, художественным.

Практика

2.3. Знакомство с традиционными шумовыми и музыкальными русскими народными нтрументами и элементарными навыками игры на них.

 

3. Детский фольклор

Теория

3.1 Знакомство и разучивание потешек, прибауток, пестушек

      считалок, дразнилок и мирилок, скороговорок (чистоговорок)

Практика

3.2 Разучивание игр к темам детского фольклора

 

 

 

 

 

Тема детского фольклора

Название игры

1

Пестушки

«Комарики»

«Шла купаться черепаха»

2

Потешки, прибаутки

«Хохотальная разминка»

Игра – хоровод «А я по лугу»

«Где, что?»

«Сиди, сиди Яша»

«Кто взял ключи от буфета»

3

Считалки

«Считалочка – хваталочка»

«Ролевая игра – считалка»

4

Дразнилки и мирилки

«Обезьянки»

«Растяпа»

«У медведя во бору»

5

Скороговорки

« У Тамары – тороторки»

4. Знакомство с русскими народными музыкальными и шумовыми инструментами

Теория

Шумовые инструменты – ложки, трещётки, трещётка-вертушка,

рубель, коробочка.

Ударные инструменты – треугольник, бубен, колокольчик

Музыкальные инструменты – домра, балалайка, баян.

План знакомства с инструментами (педагог  рассказывает и показывает)

-     История создания

-     Рассказать, как устроен инструмент, дать представление о звукообразовании

-     Голос инструмента. Показать приёмы игры и пофантазировать, что можно 

-     изобразить с помощью инструмента.

-     Дети должны убедиться, что инструменты могут быть весёлыми,  ласковыми, сердитыми, могут петь и могут говорить.

-     Название инструмента соответствует тембру:

-       трещётка – трещит

-       хлопушка – хлопает

 

5. Исполнительские навыки игры на шумовых инструментах

  Практика

   5.1 Посадка (положение рук, ног, инструмента)

   5.2 Приёмы игры:

         - ложки – удар двумя ложками о ладонь левой руки

         - удар по ноге

         - удар двумя ложками о руку и ногу (вверх – вниз)

         - удар двумя ложками о руку и ногу с движениями

         - треугольник – удар, тремоло

         - бубен – удар по мембране, встряхивание

         - трещётки – покачивание вправо и влево

         - трещётка-вертушка – поворот ручки трещётки

         - коробочка – удар правой и левой руками

         - рубель – отдельные удары о ребристую и гладкую поверхности,

           глиссандо, колокольчики – встряхивание

 

6. Теория музыки

Теория

Знакомство с понятиями элементарной теории музыки:

     - звуки шумовые и музыкальные

     - звуки высокие и низкие

     - динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо)

     - звуки долгие и короткие

     - ритм – яркое выразительное средство в музыке

Практика

На примерах ритмо-слоговых и музыкальных игр познакомить детей на практике с понятиями элементарной теории музыки

 

 

 

 

7.Традиции народной культуры.  Народный календарь

Теория

7.1. Календарные праздники и обряды, связь их с природой.

Общие сведения о праздниках, их значение в жизни народа.

Традициии празднования Масленицы на Руси и Урале (сырная неделя, название дней масленичной недели и их назначение, обрядовая еда – блины – символ солнца, ритуал сожжения чучела).

Практика

7.2. Разучивание фольклорных закличек, приговорок, игр к празднику       «Широкая масленица».

7.3. Подготовка и участие в фольклорном празднике «Широкая  масленица».

8. Традиции народной культуры. Декоративно-прикладное творчество

Теория

8.1. Народные умельцы – детям.

       Знакомство с игрушками:

- из дерева (матрешка, богородская игрушка),

- из глины (игровые фигурки, свистульки),

- из ткани (куклы-свертки)

8.2. Посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

Практика

8.3. Изготовление куклы - свёртки

8.4. Подготовка и участие в творческой встрече «Детям на потеху»

9. Разучивание музыкальных произведений с ансамблем шумовых инструментов

Теория

Информация об истории создания и содержания музыкального произведения. Для повышения уровня визуального восприятия детей в музыкальных произведениях придумываются образы.

 

 

Практика

Для разучивания с ансамблем подбираются музыкальные произведения небольшие по объему, с несложным ритмическим рисунком. В оркестровке используются инструменты и приемы игры на них, изученные на первом году обучения.

10. Навыки сценического поведения, концертная деятельность

Теория

10.1.  Дети знакомятся с  правилами поведения во время выступления (опрятный внешний вид, выход и уход со сцены)

Практика

10.2. Репетиции к концертам. Концерты для мам ко Дню 8 Марта. Выступление на открытых занятиях для родителей, итоговых классных   часах.

11. Итоговое занятие

Теория и практика

Выполнение творческих заданий, конкурс «Самая интересная фольклорная тетрадь»,  диагностика по критериям усвоения образовательной программы

3.4. Учебно - тематический план

( второй год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Совершенствование исполнительских навыков игры на шумовых инструментах

 

12

 

4

 

8

3.

Теория музыки

4

2

2

4.

Фольклор

10

5

5

5.

Традиции народной культуры

Народный календарь

12

6

6

6.

Традиции народной культуры Декоративно-прикладное и художественное творчество

 

6

 

4

 

2

7.

Разучивание музыкальных произведений

18

2

16

8.

Концертная деятельность

7

-

7

9.

Итоговое занятие

2

-

2

 

                                           Всего:

72

24

48

3.5. Ожидаемые результаты второго года обучения

К концу второго года обучения в ансамбле шумовых инструментов дети должны знать:

1. Понятия элементарной теории музыки:

-     ритм

-     размер

-     темп

-     паузы

2. Основные праздники зимнего и весеннего календаря.

3. Виды росписи

уметь:

1.Совершенствовать исполнительские навыки игры на шумовых инструментах и игры в ансамбле.

2. Свободно чувствовать себя на сцене в качестве музыканта исполнителя.

3. Ощущать себя частью коллектива.      

3.6.   Содержание программы второго  года обучения

 

1. Вводное занятие

Теория

Инструктажи по технике безопасности.

План работы на учебный год.

2. Совершенствование исполнительских навыков

Теория

Объяснение исполнение новых приёмов игры, способов звукоизвлечения на шумовых и музыкальных инструментах

Практика

-    Закрепление навыков игры на шумовых инструментах полученных на первом году обучения.

-    Овладение новыми приемами игры на шумовых инструментах.

 

Ложки:

-       игра на трех ложках в положении выпуклыми сторонами друг к другу, в положении «веером», удары: «прямой», «двойной», «скользящий».

Трещетка-вертушка:

-       вращательные движения над головой.

Коробочка:

-       удары правой и левой руками.

Рубель:

-       сочетание ударов о ребристую и гладкую поверхности.

Бубен:

-       тремоло левой рукой, сочетание тремоло и ударов правой рукой.

Колокольчик:

-       знакомство с диатоническими колокольчиками, игра несложных мелодий на слух.

3. Теория музыки

Теория

Знакомство с понятиями элементарной теории музыки:

-       ритм,

-       размер,

-       темп,

-       паузы.

Теория

Применение знаний по теории музыки на практике (игра упражнений, игра в ансамбле)

4. Фольклор

Теория

4.1. Знакомство и разучивание фольклорных загадок, сказок, пословиц и поговорок. Знакомство с историей и значением русских имён

Практика

4.2. Разучивание игр к темам детского фольклора.

Тема детского фольклора

Название игры

1.

Загадки

«Цветные загадки», «Эхо», «Арина», «В круги»

2.

Сказки

«Репка-репынька»,

«Кто взял ключи от буфета», «Зайка-шебыряйка»

3.

Пословицы и поговорки

«Веселый бубен»,

 «У Тамары тараторки»

4.

Русские имена

«Как у тетушки Ирины»,

«Как у дяди Трифона»

5. Народный календарь

Теория

5.1.  Посиделки – форма отдыха молодежи и детей в старину.

5.2. Знакомство с праздником  «Рождество Христово» (колядки, ряженые, вертеп).

5.3. Подготовка и участие в празднике  «Зимние посиделки».

Практика

5.4. Разучивание посиделочных игр: игра – знакомство «Тетёра»,

     «Селезень утку догонял», «Круговая кадриль».

5.5.Участие в игровой программе «Зимние посиделки».

6.Традиции народной культуры. Декоративно-прикладное и художественное творчество

Теория

6.1. Знакомство с видами росписи: хохлома, жестово, гжель, дымковская игрушка.

Практика

6.2. Участие в празднике «Веселая ярмарка» на основе тематики ярмарочных гуляний с зазывалами и Петрушкой.

6.3. Посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

7. Разучивание музыкальных произведений с ансамблем

Теория

Информация об истории создания и содержания музыкального произведения. Выбор инструментов для инструментовки данного произведения.

Практика

Музыкальные произведения подбираются с учетом изученных  на втором году обучения приемов игры. Они более сложные технически и в ансамблевом исполнении. В состав ансамбля вводятся народные музыкальные инструменты: домра и балалайка (исполнитель педагог).

8. Концертная деятельность

Практика

8.1. Концерты для родителей по плану школы.

8.2. Выступления на творческих встречах.

8.3. Выездные концерты в детские сады, школы, предприятия города.

9. Итоговое занятие

Теория и практика

Выполнение творческих заданий, диагностика по критериям усвоения образовательной программы.

 

3.7. Учебно - тематический план

( третий год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Совершенствование исполнительских навыков

12

4

8

3.

Теория музыки

4

2

2

4.

Фольклор и этнография

10

5

5

5.

Традиции народной культуры

Народный календарь

12

6

6

6.

Традиции народной культуры

Декоративно-прикладное и художественное творчество

6

4

2

7.

Разучивание музыкальных произведений с ансамблем

13

2

11

8.

Концертная деятельность

12

-

12

9.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Всего:

72

24

48

 

 

3.8. Ожидаемые результаты третьего  года обучения

К концу третьего года обучения в ансамбле народных  шумовых инструментов дети должны знать:

1. Понятия элементарной теории музыки:

-    что такое тембр

-    формы музыкальных произведений

-    жанры народных песен

2. Традиции народной культуры:

-    значение народных кукол-оберегов

-    элементы народного костюма

уметь:

1. Свободно владеть приемами игры на шумовых инструментах.

2. Применять знания элементарной теории музыки в исполнительской практике.

3. Проявлять свои индивидуальные творческие способности (самореализация на сцене в качестве музыканта-исполнителя, помощника ведущего).

4. Взаимовыручка, умение работать в коллективе.

5. Прявлять мотивацию к самостоятельному знакомству с традициями народной культуры.

6. Профориентация (дальнейшее изучение видов народного творчества в школах искусств, училище культуры)

3.9.   Содержание программы третьего  года обучения

1. Вводное занятие

Теория

Инструктажи по технике безопасности.

План работы на учебный год.

2. Совершенствование исполнительских навыков

Теория

Объяснение исполнение новых приёмов игры, способов звукоизвлечения на шумовых и музыкальных инструментах

 Практика

-       Закрепление исполнительских навыков полученных на втором году обучения.

-       Овладение новыми приемами игры на шумовых инструментах.

Ложки:

-       игра на четырех ложках (парные ложки – удары двойные и глиссандо),

игра на четырех, пяти ложках в положении «веером».

Бубен:

-       тремоло правой рукой.

Кокошник:

-         встряхивание, удары вниз – вверх

Дрова или ксилофон:

-       игра несложных оркестровых партий.

-       приемы игры – тремоло, глиссандо, удары одной и двумя палочками.

3.Теория музыки

 Теория

Знакомство с понятиями элементарной теории музыки:

-       тембр

-       форма музыкальных произведений

Приемы игры и штрихи на примерах шумовых и музыкальных русских народных инструментов (в исполнении педагога и концертмейстера)

4. Фольклор и этнография

Теория

Знакомство с особенностями русской речи, Уральского говора, легендами, былинами, семенно-бытовыми праздникоми и обрядами «Празднование именин» и «Впрыгивание в понёву»

 

 

 

Практика

Разучивание песен (хороводных, шуточных, частушек). Сбор информации о семейно-бытовых праздниках. Участие в театрализованном занятии «Именины на Руси».

5. Традиции народной культуры. Народный календарь

Теория

5.1. Знакомство с осенними праздниками народного календаря (сентябрь – осенины, октябрь – свадебник, ноябрь – полузимник)

5.2.Традиции празднования Нового года на Руси.

5.3. Праздник «Христово Воскресение» (на основе христианского праздника Пасхи). Знакомство с историей возникновения праздника, обрядовой едой, обычаями и традициями этого праздника на Руси.

Практика

-       Осенины –  познавательная игровая  программа, проводиться на улице, на открытой площадке. Дети знакомятся с народными приметами осени, проводится конкурс загадок и пословиц об урожае. Разучивание игр «Горелки», «Репынька».

-       Познавательная игровая программа в форме игры «Поле чудес» по теме «Празднование Нового года на Руси»

-     Разучивание детских пасхальных игр: «Катание яиц», «Кривой петух», «Под кучки». Праздник можно проводить совместно с родителями с конкурсным домашним заданием на лучший кулич, писанку.

6. Традиции народной культуры. Декоративно-прикладное творчество

Теория

6.1. Куклы-обереги. Знакомство с куклами-оберегами:

-  «Пеленашка» (для младенцев),

-  «Берегиня» (для девушек),

-  «Неразлучники» (для молодоженов),

-  «Зернушка» (для дома).

6.2. Народный костюм. Традиции женских и мужских народных костюмов.

Практика

Изготовление атрибутов к костюмам. Участие в театрализованном занятии «Бабушкин сундук»

7. Разучивание музыкальных произведений с ансамблем

Практика

В процесс разучивания музыкальных произведений включается создание аранжировок  музыкальных произведений детьми совместно с педагогом. Уделяется внимание анализу звуковой палитры шумовых инструментов. Музыкальные произведения более сложные в ансамблевом исполнении.

8. Концертная деятельность

Практика

На третьем году обучения большое внимание уделяется  концертной деятельности.  Ансамбль должен сформироваться как творческий коллектив исполнителей со своими лидерами, со свой манерой исполнения.

 

-     Участие в концертных программах школьных меропрятий

-     Участие в муниципальных и областных  конкурсах и фестивалях.

-     Концерты для родителей.

9. Итоговое занятие

Теория и практика

Выполнение творческих заданий, диагностика по критериям усвоения образовательной программы

4.     Методическое обеспечение реализации программы

4.1. Образовательные технологии

В программе выделены следующие направления:

-     отработка мсполнительских навыков на шумовых инструментах;

-     работа над  репертуаром;

-     ансамблевая игра;

-     музыкально-теоретическая подготовка;

-     инструментовка музыкальных произведений;

-     слушание  музыки;

-     знакомстов с традициями народной культуры;

-     концертно-исполнительская деятельность.

На занятиях анамбля народных инструментов используются следующие методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми материала:

-  обьяснительно-иллюстративный – словесный;

-  репродуктивный – сообщение знаний и обьяснение их.

На начальном этапе обучения образовательный процесс программы строится на  игровых методах, которые являются  эффективными в работе с детьми младшего школьного возраста. Использование игровых методов позволяет за короткий промежуток времени усваивать детьми большой объём материала. Отработка приёмов игры проходит с использованием игровых, ритмо-слоговых упражнений на примерах детских фольклорных считалок, потешек, пестушек, прибауток, дразнилок, скороговорок. Ритм, заключённый в слова, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.

 При изучении тем по теории музыкитакже ипользуются обучающие игры (музыкальные, ритмослоговые, подвижные).

Подвижные народные  игры, в которых очень гармонично сочетаются движение, музыка и поэзия, разыгрывание ролевых сценок используется и при знакомстве с традициями народной культуры. Игровая деятельность во всех её вариантах является незаменимым средством для формирования детского коллектива. Она обьединяет детей, усиливает их мотивацию к совместной деятельности, снимает внутреннюю напряженность, создаёт условия для самореализации. Именно в игре успешнее решаются познавательные и творческие задачи.

На втором и третьем годах обучения на занятиях используются:

-       тренинговый метод – отработка приёмов игры, работа над ансамблем в музыкальных произведениях, концертные выступления;

-       частично-поисковый (эвристический)

В процессе музыкальной деятельности эвристической направленности, детьми создаются аранжировки для народных инструментов, что стимулирует желание к самовыражению. При создании музыкальных образов развивается воображение, фантазия.    

Виды  учебных занятий: 

-           Типовое – закрепление и совершенствование исполнительских навыков на шумовых инструментах, отработка ансамблевой игры.

-           Комбинированное – закрепление пройденного и изучение нового материала.

-           Итоговое – обобщение и закрепление теоретических и практических знаний по какой-либо теме.

-           Интегрированное – изучение нового материала, обобщение и закрепление пройденного с использованием музыкального материала, устного и декоративно-прикладного творчества.

Знакомство с традициями русского народного творчества - традиционными народными праздниками, обрядами, декоративно-прикладным творчеством, проходит в форме:

-       бесед с демонстрацией видеофильмов, репродукций, демонстрационного материала (например - игрушек, кукол-оберегов, старинных предметов быта и т.д.);

-       праздников;

-       творческих встреч;

-       театрализованных уроков;

-       уроков-концертов; 

-       экскурсий в музеи;  поход на спектакль, выставку.  

Занятия проходят на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровнях. Музыкальные произведения для разучивания с ансамблем подбираются так, чтобы каждое новое произведение было ступенью для продвижения учащихся вперёд. Приобретение исполнительских навыков невозможно на однородном материале. В программу включаются произведения различные по техническим трудностям, характеру, жанру (плясовые, наигрыши, песни и т.д.). В программу включён раздел по изучению элементарной теории музыки, что облегчает и ускоряет освоение навыков игры на инструментах, развивает способности слышать, анализировать, понимать исполняемую музыку. 

Механизм оценки результативности программы состоит из «Дневника наблюдений за обучающимися» и «Критериев результативности освоения программы», разработанных по каждому году обучения.

Формой подведения итогов образовательной программы являются итоговые занятия, где дети выпоняют творческие задания и участие в концертах, творческих встречах,  муниципальных и областных конкурсах и фестивалях.

4.2. Методические материалы для ведения учебных занятий

1.       Наглядные пособия к темам: «Детский фольклор», «Теория музыки», «Декоративно-прикладное творчество».

2.       Нотная литература.

3.       Методическая литература по обучеию игре на русских народных шумовых инструментах.

4.       Аудио записи,  СD записи, DVD записи, презентации с использованием средств ИКТ.

Разработки педагога  для проведения учебных занятий

1.     Методические разработки учебных занятий к разделу образовательной программы «Теория музыки».

2.     Учебно-методическое пособие к разделу образовательной программы «Традиции народной культуры».

3.     Информационно - методическое пособие «Развивающие и обучающие игры на занятиях ансамбля русских народных инструментов».

4.     Сценарии народных праздников, творческих встреч, познавательно-игровых программ.

5.      Интегрированное занятие с элементами проблемного обучения по теме:       «Традиции народной культуры в жизни современных людей» (с использованием ИКТ презентации в программе Power Point).

6.      Арт-проект с элементами проблемного обучения «Где музыка берёт начало?» (с использованием ИКТ презентации в программе Windows Movie Maker)

7.      Арт-проект    «Сказки в музыке живут» (с использованием ИКТ презентации в программе Power Point).

4.3. Материально-техническое обеспечение

1.     Учебное помещение со звукоизоляцией.

2.     Стулья или скамейки со спинками.

3.     Музыкальные инструменты: баян, домра, балалайка.

4.       Шумовые и ударные инструменты: деревянные ложки, трещётки, коробочка, рубель, трещётка-вертушка, бубен, бич, треугольник, кокошник, колокольчики, дрова, ксилофон.

5.     Подставки для нот, инструментов.

6.     Магнитофон, видеотехника.

7.     Видеотека, фонотека.

8.     Русские народные костюмы.

9.     Атрибуты к народным играм.

10.  Демонстрационный передвижной стенд для наглядных пособий.

11.  Шкаф для хранения инструментов и нотной литературы.

 

 

 

 

 

                     Список используемой литературы

Список литературы для педагога

1.          Багина Н.Н., Кузьмина Н.А. Народная словесность. Челябинск: Учебно-методический центр. Контакт. 1993г.

2.          Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское  народное музыкальное творчество. Учебное пособие для музыкальных училищ. М.: Музыка. 1974г. – 302с.

3.          Буданков О.А. Практический курс на русских народных духовых и ударных инструментах М.: Музыка -  1984г.

4.          Кравцов И., Лазутин С. Русское устное народное творчество. 

М.: Высшая школа. 1983г.

5.          Купинский К. Школа игры на ударных инструментах М.: Музыка.  1987г.

6.          Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор. 1986 г.

7.          Петров В. Хрестоматия оркестра русских народных инструментов. Часть I М.: Музыка. 1985г.

8.          Пикулева Н. Слово на ладошке.Челябинск: ЧИПКРО. 1993г.

9.          Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001г.

10.     Библиотека русского фольклора «Народный театр». М.: Советская Россия. 1991г.

11.     Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда. 1989г.

12.     Журналы «Начальная школа»

13.     Журналы «Воспитание школьника»

 

 

 

 

 

Список литературы для детей

1.      Мартынова, А.Н. Потешки. Считалки. Небылицы. М.: Современник. 1989.- 349 с.

2.      Михеева, Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.  М.: Советский композитор. 1986. – 299 с.

3.      Науменко, Г.М. Жаворонушки. М.: Советский композитор. 1984.

4.      Степанов В.  Словарь-игра «Русские пословицы и поговорки»

М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.

5.      Тарабарина Т. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: Академия развития. 1996г.

6.      Сборники русских народных сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методика обучения игре на шумовых инструментах

 

Шумовые народные инструменты привлекательны для детей любого восраста. Обучение игре не требует специальной подготовки, но выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без труда осваявать более сложные ударные и музыкальные инструменты.

В процессе знакомства с шумовыми инструментами дети:

-     узнают об истории его создания;

-     конструктивные особенности и исполнительские возможности;

-     выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного нструмента;

-     познают, как образуется звук:

ü  от  ударов пальцев рук,  ладоней, палочек или частей инструментов  друг о друга;

ü  трения (сколжения);

ü  вращения;

ü  в результате встряхивания;

ü  от ударов  о части тела (рук, ног - приёмы игры на деревянных ложках);

-     познают свойства звука (высота, тембр, динамические возможности);

-     приобретают знания об особенностях применения шумовых инструментов в сопровождении мелодий, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций.

Обучение на инсрументах обязательно должно включать игровые приёмы, т.к. ориентировано на детей младшего школьного возраста. Например, при игре на трёх ложках  – «лягушка ловит комара», «лошадка», «тикают часики», «капает дождь о крышу» и т. д.; при отработке приёма игры на трещётках упражнение «волна» (руки плавно поочерёдно опускаются и поднимаются); «лучики разбежались, а затем собрались в одно место»; рубель – приём игры глиссандо – «лягушка квакает»; удар о к коробочку – «кто-то стучит тихонечко в дверь» или «громко скачет целая конница» (отработка приёма игры двумя палочками). Игровые ситуации дети с большим удовольствием придумывают совместо с педагогом, что развивает их звуковое воображение и фантазию.

При игре на шумовых инструментах главная роль принадлеит кисти рук, плечу и предплечью. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а  также быстрой утомляемости.

Инструмент следут держать в руках крепко, но без напряжения. Основыным способом звукоизвлечения являетя удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука, соприкосновение с иточником звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль.

Развиие мышц кистей рук, координации движений длстигается в процессе систематических занятий. Умения и навыки вырабатываются с  помощь специальных упражнений. Обучение игре следует начинать с разминки рук без инструмента. Это позволяет подготовить к игре испонительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам; перед игрой на трещётках «покачаться на волных» и т.д.

Чтобы занятия были неутомительными и интересными, на групповых занятиях при отработке приёмов игры на инструментах используются игры «Эхо», «Игра по цепочке», «Замкнутый круг», что даёт возможность педагогу отследить результат у каждого ребёнка.  При отработке ансамблевой игры целесообразно использовать ритмо-слоговые упражнения. Ритм, заключённый в слова, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.  

Шумовые инструменты сходны по ряду признаков, поэтому ребёнок, познакомившись с одним из них, с успехом осваивает и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Подбор репертуара – как фактор развития и творческого роста  коллектив.   

 Примерный репертуарный план по годам обучения

 

Невозможно молниеносно воспитать творческий коллектив лауреатов и увидеть результат своего труда. Коллектив должен развиваться. Наряду с владением педагогом методиками преподавания игры на инструментах, важным фактором является подбор репертуара – от обучающего до концертного и конкурсного. Именно от того как грамотно будет подобран исполняемый материал и будет развиваться творческий коллектив. Конечно, всё это приходит с опытом работы.

Первый принцип. Подбор репертуара требует от руководителя чёткого перспективного видения педагогического процесса. Образовательный процесс в любом творческом объединении строится в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями детей и конечно подбор репертуара напрямую должен опираться на это.  В соответствии с возрастом исполняемый материал должен быть подобран по содержанию, техническим трудностям и в фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры.

 

Характерные возрастные особенности детей

 Дошкольный возраст – 5-6 лет. Одна из характерных черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответ. Формируется познавательный интерес, желание постоянно узнавать что-то новое. Это благоприятный возраст для воспитания и обучения. Детям интересно всё! Не зря в старину говорили, что ребёнка нужно воспитывать, когда его можно положить поперёк лавки, а не вдоль, т.е. когда он ёщё маленький и любознательный. Поэтому самый идеальный вариант, когда творческий коллектив начинается с детей дошкольного возраста. В этом возрасте начинается осознание и освоение правил. Познавать правила и нормы дети начинают через общение со сверстниками.  Основная форма общения в дошкольном возрасте – игра. У детей дошкольного возраста очень хорошее развито воображение, додумывание, важен «товарищ» в игре.  В этом возрасте у детей проявляется интерес к деятельности взрослых, поэтому в играх они очень любят изображать взрослых. (игры в «маму и папу», «больницу», «магазин» и т.д.) Ребёнку очень важно, чтобы он положительно был оценен взрослым, вот почему маленьких детей необходимо часто хвалить. 

Музыка  для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра. Ещё в глубокой древности песни и музыкальные инструменты, играли немаловажную роль в воспитании  детей. В основе любого современного творчества лежит народная культура. Первая песни услышанные ребёнком, когда он родился – родинная песня, далее колыбельная матери, пестушки, потешки, прибаутки. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки – трещётки, погремушки, жужжалки и т. д. Они развивали у детей рефлекторную реакцию, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к творчеству. Красота, самобытность и доступность  игрушек, песен и помогали войти ребёнку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии. Ребёнок играет, поёт, танцует, шалит. Это своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребёнка. Чем раньше ребёнок начинает « творить », тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению и к самостоятельным действиям. Традиционные русские народные и современные шумовые инструменты привлекательны, обучение игре на них легко и доступно для детей начиная с дошкольного возраста. В репертуар группы детей дошкольного возраста необходимо включать: ролевые и сюжетные песни, волшебные сказки с одушевлением персонажей, сказки, где герои   животные, использовать различные шумовые инструменты, игрушки (например, исполнять колыбельную песню для своей куклы или другой любимой игрушки).

Младший школьный возраст (7-10 лет)- это возраст интенсивного интеллектуального развития (расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи, умственной активности); физического (укрепление здоровья); эстетического (формирование эстетической культуры); нравственного  (морально-нравственная ориентация и поведение). Характерные психологические особенности детей этого возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Психофизиологические особенности – несформированность произвольности поведения, неспособность к физической саморегуляции. Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной, но требующей умственного напряжения. На занятиях необходима частая смена деятельности, т.е. умственная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью. Образовательный процесс  лучше  строить на  игровых методах, которые являются  эффективными в работе с детьми данного возраста. Использование игровых методов позволяет за короткий промежуток времени усваивать детьми большой объём материала.     Подвижные народные  игры, в которых очень гармонично сочетаются движение, музыка, поэзия и  театр (разыгрывание ролевых сценок). Игровая деятельность во всех её вариантах является незаменимым средством для формирования детского коллектива. Она объединяет детей, усиливает их мотивацию к совместной деятельности, снимает внутреннюю напряженность, создаёт условия для самореализации. Именно в игре успешнее решаются познавательные и творческие задачи. Использование игровых песен, народных игр, которые, как правило, сопровождаются пением, развивает у детей чувство ритма, ансамбля, способность слышать, ускоряет освоение навыков игры на инструментах.   Целесообразно музыкальные произведения  подбирать так, чтобы каждое новое произведение было ступенью для продвижения творческого коллектива вперёд. Приобретение исполнительских навыков невозможно на однородном материале. В репертуар творческого коллектива желательно включать произведения различные по техническим трудностям, характеру, жанрам.   На однородном материале творческого роста коллектива не произойдёт.

Средний школьный возраст – (10-12 лет) переходящий в подростковый (13-16 лет). Современные психологи практически уже не разграничивают эти возрастные периоды. Характерные черты – селективность, т.е. избирательность – интересные дела, интересные занятия – всё остальное не важно. В этом возрасте появляются кумиры. Стремление выделиться среди себе подобных, найти себя, стремление к самоутверждению. Желание общаться по интересам. Переходный возраст – негативизм, упрямство, очень чувствительны эмоционально, обидчивы, уязвимы, подвержены влиянию, поведение вызывающее (эпатажное), привлекающее к себе внимание. Не зря этот возраст называют «трудным». При подборе репертуара большое внимание уделять содержанию, учитывая что детей этого возраста волнуют темы: первой любви, добра и ненависти, романтизм, яркие впечатления и эмоции. Формируются нравственные идеалы.

Второй принцип.  Исполняемый репертуар, независимо от  возраста детей, должен быть подобран таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у детей. Проблема интереса и  увлечённости – одна из главных проблем во всей педагогике. В искусстве без увлечённости, эмоций невозможно достичь результата. На занятиях в творческом объединении дети должны получать эмоциональное воздействие: эмоциональное удовольствие (исполнений муз.произведений, участие в театрализации и т.д.), эмоциональную разрядку (игровые методики),   чувствовать себя успешным (выступление на концертах, конкурсах). Интерес к   творчеству поддерживается благодаря развивающей среде, в которой соединяются: потенциальные возможности ребёнка, художественно-выразительные возможности исполняемого репертуара и  целенаправленная деятельность педагога как учителя и профессионального музыканта исполнителя. Всё это вызывает у детей эмоциональный отклик.

Подбирая исполняемый репертуар необходимо также учитывать:

-       уровень подготовки конкретной творческой группы, начиная от развития музыкального слуха, чувства ритма, вокальных данных, технических возможностей, культуры звука, ансамбля – всё должно учитываться при подборе репертуара.

-  численный состав коллектива (мальчики, девочки)

-  степень популярности произведения (не нужно бояться вносить в исполнение что-то новое, своё)

-  подбирая исполняемый репертуар, определить – какой репертуар вы подбираете для концертных исполнений, а какой для конкурсов и фестивалей. Обязательно заранее ознакомьтесь с положением и направлением конкурса или фестиваля, в котором планируете участвовать (исполнителей на народных инструментах, фольклорный фестиваль, фестиваль детского творчества и т.д.). Это поможет  правильно подобрать репертуар.

                                                                                                  

Примерный репертуарный план по годам обучения

 

1-ый год обучения

1. Детская народная песня «Купим мы бабушке»

2. Хороводная песня  «Как у наших у ворот»

3. Музыкальная картинка «Зимушка - зима»

4. Р.н.п. «Уж как помосту, мосточку»

5. Р.н.п. «Под горою калина»

6. Р.н.п. «Пойду ль,  выйду ль я»

7. Русская плясовая «Ах вы сени, мои сени»

8. Плясовой наигрыш

2-ой год обучения

1. Русская плясовая «Барыня»

2. Музыкальная картинка «Скоморошина»

3. Русская плясовая «Камаринская»

4. «Ливенские страдания»

5. Р.н.п. «Ой, все кумушки домой»

6. Р.н.п. «Где ты был, мой чёрный баран?»

7. Р.н.п. «Комар шуточку шутил»

8. Театрализованный урок «Детям на потеху»

3-ий год обучения

 

1. «Плясовой наигрыш»

2. Музыкальная картинка «Субботея»

3.  Р.н.п. «Посею лебеду на берегу»

4. Поппури на темы русских народных песен

5. Театрализованный урок «Весёлая ярмарка»

6. Театрализованный урок «Масленица. Четвёртый день - Разгуляй»

7. Обработка р.н.п. «Куманёчек, побывай у меня»

8. Музыкальная картинка «Смоленский гусачек»

9. Татарский народный танец «Апипа»

10. Р.н.п. «Во поле орешина»

11. Р.н.п. «Травка-муравка»

12. Обработка В.Попонова «Частушка»

13. Театрализованный урок «Зимние посиделки»

14.  Театрализованный урок «Хлеб – всему голова»

15. Театрализованный урок «Обряд празднования именин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Слушание музыкальных произведений

 

В процессе обучения и формирования у детей умения воспринимать и исполнять музыку большую роль играет прослушивание музыкальных произведений. Прослушивание и просмотр ярких образцов музыкальной народной культуры воспитывает:

-     эмоционально-эстетическую отзывчивость на музыку;

-     осознанное восприятие музыкального произведения;

-     национальное самосознание;

При знакомстве с музыкальным произведением  детям также сообщается история создания, литературный текст,  дети определяют  характер, жанр,  отмечают  особенности музыкально-выразительных и исполнительских средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Диагностика

Механизм оценки получаемых результатов состоит из «Критериев результативности образовательной программы по годам обучения» и «Дневника наблюдений»

Критерии результативности образовательной программы по годам обучения:

 

1-ый год обучения

1.Владение исполнительскими навыками игры на шумовых инструментах.

2.Ориентирование в элементарных  понятиях теории музыки.

3.Проявление интереса к народной музыке, детскому фольклору.

4.Ведение своей фольклорной тетради.

5.Желание к коллективному музицированию.

6.Знание и выполнение основ сценического поведения.

 

2-ой год обучения

1.Совершенствование исполнительских навыков игры на шумовых инструментах.

2.Знания по теории музыки.

3.Знания по фольклору (устное и музыкальное народное творчество).

4.Умение слушать народные мелодии, определять их характер, подбирать

аккомпанимент на шумовых инструментах.

5.Участие в концертной деятельности, театрализованных уроках.

6. Выполнение основ сценического поведения

 

3-ий год обучения

1.Свободное владение приёмами игры на шумовых инструментах.

2.Применение на практике знаний по элементарной теории музыки.

3.Самореализация в качестве музыканта исполнителя.

4.Умение работать в коллективе.

5.Мотивация к изучению народного творчества.

6. Участие в концертной деятельности, театрализованных уроках,  конкурсах и  

  фестивалях.

 

                                                                        

 

 

 

                   Приложение 5

Дневник наблюдений

Диагностика обучающихся по уровням освоения образовательной программы «Ансамбль традиционных русских народных шумовых инструментов»

 

 1-ый год обучения

                                                  

Ф.И. ребёнка

Критерии результативности

Итоговый уровень

1

2

3

4

5

6

Нач.

года

Конец года

1

Алексеев Алексей

Н

В

Н

С

С

В

-

В

_

В

Н

С

Н

В

2

Баженова Александра

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

3

Бакирова Яна

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

4

Борованская Ксения

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

5

Верещагин Степан

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

6

Даниленко Таисия

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

7

Марченко Никита

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

8

Нелюбин Алексей

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

9

Отмахова Варвара

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

10

Родин Виктор

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

11

Ремизова Арина

Н

С

Н

В

С

В

-

В

-

В

н

С

Н

В

12

Сиднев Арсений

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

13

Прахова Карина

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

14

Шанина Арина

Н

В

Н

В

С

В

-

В

-

В

Н

В

Н

В

15

Шатиленков Александр

Н

С

Н

С

С

В

-

В

-

В

Н

С

Н

В

1 колонка – начало года

2 колонка – конец года

 

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

2-ой год обучения

 

Ф.И. ребёнка

Критерии результативности

Итоговый уровень

1

2

3

4

5

6

Нач. года

Конец года

1

Астахов Андрей

Н

С

Н

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

2

Арсланова Полнина

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

3

Бутовченко Ксения

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

4

Гайсина Софья

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

5

Золотухина Софья

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

6

Каравайкина Дарья

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

7

Каравайкина Мария

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

8

Кузьминых Яна

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

9

Лазовский Алексей

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

10

Мезенцев Иван

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

11

Осокин Игорь

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

12

Поташкин Данил

Н

С

Н

С

С

С

С

С

С

В

С

В

С

С

13

Степанова Дарья

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

14

Щапин

Иван

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

15

Якубенко Дмитрий

Н

С

Н

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

 

 

1 колонка – начало года

2 колонка – конец года

 

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровен

 

 

3-ий год обучения

 

Ф.И. ребёнка

Критерии результативности

Итоговый уровень

1

2

3

4

5

6

Нач. года

Конец года

1

Артёмов Никита

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

2

Ахмадьянов Артём

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

3

Белоусов Егор

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

4

Брюхов

Григорий

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

5

Важенина Евгения

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

6

Ганибесова

Ольга

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

7

Гудкова Юля

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

8

Елистратова Елизавета

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

С

В

С

В

9

Иващенко Ксения

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

10

Макаренко Елизавета

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

11

Рыкова

Вероника

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

В

В

С

В

12

Шихова Татьяна

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

В

С

С

С

С

 

 

1 колонка – начало года

2 колонка – конец года

 

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровен

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 »

Оглавление Информационная карта ………………………………………………………3

Оглавление Информационная карта ………………………………………………………3

Информационная карта программы

Информационная карта программы

Пояснительная записка Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь…

Пояснительная записка Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь…

Музыка для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра

Музыка для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что дети не только учатся играть на русских народных шумовых инструментах, но и средствами музыкального инструментального творчества…

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что дети не только учатся играть на русских народных шумовых инструментах, но и средствами музыкального инструментального творчества…

Организационные основы реализации программы

Организационные основы реализации программы

Психофизиологические особенности – несформированность произвольности поведения, неспособность к физической саморегуляции

Психофизиологические особенности – несформированность произвольности поведения, неспособность к физической саморегуляции

В процессе исполнительства в коллективе детей создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных способностей и осознанию сябя часть коллектива, формируется механизм обратной связи между детьми…

В процессе исполнительства в коллективе детей создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных способностей и осознанию сябя часть коллектива, формируется механизм обратной связи между детьми…

Содержание программы 3.1. Учебно - тематический план ( первый год обучения) №

Содержание программы 3.1. Учебно - тематический план ( первый год обучения) №

Ожидаемые результаты первого года обучения

Ожидаемые результаты первого года обучения

Содержание программы первого года обучения 1

Содержание программы первого года обучения 1

Тема детского фольклора

Тема детского фольклора

Исполнительские навыки игры на шумовых инструментах

Исполнительские навыки игры на шумовых инструментах

Традиции народной культуры.

Традиции народной культуры.

Практика Для разучивания с ансамблем подбираются музыкальные произведения небольшие по объему, с несложным ритмическим рисунком

Практика Для разучивания с ансамблем подбираются музыкальные произведения небольшие по объему, с несложным ритмическим рисунком

Ожидаемые результаты второго года обучения

Ожидаемые результаты второго года обучения

Ложки: - игра на трех ложках в положении выпуклыми сторонами друг к другу, в положении «веером», удары: «прямой», «двойной», «скользящий»

Ложки: - игра на трех ложках в положении выпуклыми сторонами друг к другу, в положении «веером», удары: «прямой», «двойной», «скользящий»

Тема детского фольклора Название игры 1

Тема детского фольклора Название игры 1

Практика Музыкальные произведения подбираются с учетом изученных на втором году обучения приемов игры

Практика Музыкальные произведения подбираются с учетом изученных на втором году обучения приемов игры

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Практика - Закрепление исполнительских навыков полученных на втором году обучения

Практика - Закрепление исполнительских навыков полученных на втором году обучения

Практика Разучивание песен (хороводных, шуточных, частушек)

Практика Разучивание песен (хороводных, шуточных, частушек)

Народный костюм. Традиции женских и мужских народных костюмов

Народный костюм. Традиции женских и мужских народных костюмов

На занятиях анамбля народных инструментов используются следующие методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми материала: - обьяснительно-иллюстративный – словесный; - репродуктивный – сообщение знаний и обьяснение их

На занятиях анамбля народных инструментов используются следующие методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми материала: - обьяснительно-иллюстративный – словесный; - репродуктивный – сообщение знаний и обьяснение их

В процессе музыкальной деятельности эвристической направленности, детьми создаются аранжировки для народных инструментов, что стимулирует желание к самовыражению

В процессе музыкальной деятельности эвристической направленности, детьми создаются аранжировки для народных инструментов, что стимулирует желание к самовыражению

Музыкальные произведения для разучивания с ансамблем подбираются так, чтобы каждое новое произведение было ступенью для продвижения учащихся вперёд

Музыкальные произведения для разучивания с ансамблем подбираются так, чтобы каждое новое произведение было ступенью для продвижения учащихся вперёд

Информационно - методическое пособие «Развивающие и обучающие игры на занятиях ансамбля русских народных инструментов»

Информационно - методическое пособие «Развивающие и обучающие игры на занятиях ансамбля русских народных инструментов»

Список используемой литературы

Список используемой литературы

Список литературы для детей 1

Список литературы для детей 1

Приложение 1 Методика обучения игре на шумовых инструментах

Приложение 1 Методика обучения игре на шумовых инструментах

Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости

Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости

Приложение 2 Подбор репертуара – как фактор развития и творческого роста коллектив

Приложение 2 Подбор репертуара – как фактор развития и творческого роста коллектив

У детей дошкольного возраста очень хорошее развито воображение, додумывание, важен «товарищ» в игре

У детей дошкольного возраста очень хорошее развито воображение, додумывание, важен «товарищ» в игре

Характерные психологические особенности детей этого возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям , склонность к подражанию

Характерные психологические особенности детей этого возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям , склонность к подражанию

Средний школьный возраст – ( 10-12 лет) переходящий в подростковый (13-16 лет)

Средний школьный возраст – ( 10-12 лет) переходящий в подростковый (13-16 лет)

Обязательно заранее ознакомьтесь с положением и направлением конкурса или фестиваля, в котором планируете участвовать (исполнителей на народных инструментах, фольклорный фестиваль, фестиваль детского творчества и т

Обязательно заранее ознакомьтесь с положением и направлением конкурса или фестиваля, в котором планируете участвовать (исполнителей на народных инструментах, фольклорный фестиваль, фестиваль детского творчества и т

Р.н.п. «Ой, все кумушки домой» 6

Р.н.п. «Ой, все кумушки домой» 6

Приложение 3 Слушание музыкальных произведений

Приложение 3 Слушание музыкальных произведений

Приложение 4 Диагностика Механизм оценки получаемых результатов состоит из «Критериев результативности образовательной программы по годам обучения» и «Дневника наблюдений»

Приложение 4 Диагностика Механизм оценки получаемых результатов состоит из «Критериев результативности образовательной программы по годам обучения» и «Дневника наблюдений»

Приложение 5 Дневник наблюдений

Приложение 5 Дневник наблюдений

В – высокий уровень С – средний уровень

В – высокий уровень С – средний уровень

Ф.И. ребёнка Критерии результативности

Ф.И. ребёнка Критерии результативности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.