Данный урок разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цели: познакомить с новой частью речи – местоимением, значением местоимения; развивать умение заменять существительные местоимениями; развивать речь учащихся.
Урок начинается со сказки "Злая колдунья".
Изучение нового материала.
Б е с е д а о местоимении.
ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ
Цели: познакомить с новой частью речи – местоимением, значением
местоимения; развивать умение заменять существительные местоимениями;
развивать речь учащихся.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
– Наш урок сегодня я, ребята, начну со сказки.
ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ
В далёкие времена в одном царствегосударстве жили добрые и весёлые люди.
Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и
достатком.
А неподалёку от этого царства, среди мрачных скал, в сырой пещере жила
злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность
людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым
соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и,
наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох,
ударила им три раза о землю и прокричала:
– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена
своих родителей, а родители – имена детей, пусть они забудут названия всего,
что их окружает.
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
– Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет
конец их счастью и радости!
Давайте теперь и мы переместимся в сказочное царство.
В нем, к сожалению, уже царил беспорядок. Люди стали мрачными,
раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить
случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока
жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена,
имена своих детей и близких, названия всего того, что их окружает.
Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали.
И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной
седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о
своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и
веселья.– Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал
мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала
злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы.
Используя их, вы сможете разговаривать, понимать друг друга. Например,
каждый из вас о себе будет говорить я, если вас будет много, скажете – мы.
Обращаясь к комулибо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы.
Рассказывая о комто или о чемто, говорите он, она, оно, если их много – они.
А пока прощайте. Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до её
жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья
согласилась, но с условием, что он отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же,
была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их.
– Но давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом.
1) Хоть он на миг не покидал
Тебя со дня рождения,
Его лица ты не видал,
А только отражение.
(Ты сам.)
2) Не найдете у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравьи.)
3) Ты давно к нему привык,
Он старинный твой двойник.
Ты причесан – он причесан,
Ты лохмат и он лохмат.
Поразмысли над вопросом:
Кто он, этот странный брат?
(Отражение в зеркале.)
– Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго государства.
Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил
мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы
тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий
предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но
затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимения.
Н а д о с к е: местоимения.
Подготовленный ученик рассказывает стихотворение.ОН, ОНА, ОНО
Моё стихотворение –
Про местоимения…
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет Оно
Розовой жарптицей.
А стемнеет – Он придет:
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет Она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же Он, Оно, Она?
Месяц, солнце и луна.
Е. Кай
II. Изучение нового материала.
Б е с е д а о местоимении.
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.
Чаще других мы употребляем личные местоимения (я, ты, он, она, оно, они,
мы, вы).
– Для чего существуют местоимения в речи?
Они помогают людям, создают для них речевое удобство, так как экономят
время.
Они как запасные игроки на футболе, как дублеры в театре.
У п р а ж н е н и е в нахождении местоимений.
Выпишите из текста стихотворения местоимения.
ЗАРЯДКА
Я утром встаю
И приемник включаю.
– Доброе утро! –
Меня он встречает.
– Доброе утро! –
Я отвечаю
И у приемникаЗвук выключаю.
После в кровати
Зеваю я сладко,
Пока про себя
Он проводит зарядку.
С. Коган
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
– А вот мы сейчас сделаем с вами настоящую зарядку и в тексте
стихотворения поищем местоимения. Услышите – хлопните в ладоши.
Мы шагаем в зоосад,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Все мы весело играем
И движенья выполняем.
Это лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех.
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Вот змея, она пугает
И к себе не подпускает.
По земле ползет она
Извивается слегка.
Вот и вечер наступает,
Зоосад наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.Н а б л ю д е н и е над местоимениями.
1. С ц е н к а «Разговор по телефону».
– Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
– Да, хорошо.
– Мне нужна Маша. Скажи, она дома?
– Нет, её нет.
– А Саша? Где он?
2. Б е с е д а.
– Кто может сказать о себе «я»?
– А кого мы можем назвать словом «ты»?
– О ком можно сказать «она», «он»?
– Кто был первым лицом в диалоге?
– Как он себя назвал?
– Кто второе лицо – участник диалога? Какое местоимение указывает на
него?
– О каких «третьих лицах» разговаривали участники? Какие слова на них
указывают?
В ы в о д: местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные
местоимения (на доске таблица).
1е лицо
2е лицо
3е лицо
Ед. ч.
я
ты
он, она, оно
Мн. ч.
мы
вы
они
3. «Н а й д и т е л и ш н е е с л о в о».
Запишите слова без лишних. Укажите лицо и число.
1) Я, он, оба, ты.
2) Мы, он, вы, но.
3) Оно, нос, она, они.
4) Ока, окно, оно, око.
4. «В с т а в ь т е м е с т о и м е н и я».
… рисую елочку, а … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на речку. Кого
… ждешь? Почему … улетают? Завтра … пойду в лес.
III. Итог урока.
– С какой частью речи познакомились?– Почему эта части речи получила такое название?
– Что нового для себя узнали?
– О себе местоимение говорит так:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
– Вы согласны?
Домашнее задание: выучить определения на с. 56, 57, выполнить упр. 1, с.
63.