Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК Школа 2100 ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Цели: познакомить с новой частью речи – местоимением, значением местоимения; развивать умение заменять существительные местоимениями; развивать речь учащихся. Урок начинается со сказки "Злая колдунья". Изучение нового материала. Б е с е д а о местоимении.
Иконка файла материала УРОК 77.doc
ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ Цели:  познакомить   с   новой   частью   речи   –   местоимением,   значением местоимения;   развивать   умение   заменять   существительные   местоимениями; развивать речь учащихся. Ход урока I. Сообщение темы и цели урока. – Наш урок сегодня я, ребята, начну со сказки. ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ В далёкие времена в одном царстве­государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства, среди мрачных скал, в сырой пещере жила злая  колдунья,  которую  раздражали   веселье,  трудолюбие  и  жизнерадостность людей.   Она   долго   ломала   голову   над   тем,   как   навредить   своим   счастливым соседям,   чтобы   они   перестали   работать,   веселиться   и   радоваться   жизни,   и, наконец,   придумала   страшную   месть.   Схватила   она   свой   волшебный   посох, ударила им три раза о землю и прокричала: –  Пусть   эти   счастливчики   забудут   свои   имена;   пусть   дети   забудут   имена своих родителей, а родители – имена детей, пусть они забудут названия всего, что их окружает. Злая  колдунья  отбросила  посох  и,  со  злорадством  потирая  руки, сказала: –  Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости! Давайте теперь и мы переместимся в сказочное царство. В   нем,   к   сожалению,   уже   царил   беспорядок.   Люди   стали   мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители   волшебного   государства   не   догадались,   что   они   забыли   свои   имена, имена своих детей и близких, названия всего того, что их окружает. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу  и, поведав о своем   горе,   попросили   помочь   вернуть   им   былую   жизнь,   полную   радости   и веселья.–  Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая   колдунья.   Эти   слова   будут   только   указывать   на   лица   или   предметы. Используя   их,   вы   сможете   разговаривать,   понимать   друг   друга.   Например, каждый из вас о себе будет говорить  я,  если вас будет много, скажете –  мы. Обращаясь   к   кому­либо,   говорите   –  ты,   а   к   нескольким   людям   –  вы. Рассказывая о ком­то или о чем­то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока прощайте. Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец   долго   искал   пещеру   лютой   ведьмы   и,   наконец,   добрался   до   её жилища.   Он   попросил   ведьму   вернуть   жителям   царства   их   имена.   Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. – Но давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом. 1) Хоть он на миг не покидал     Тебя со дня рождения,     Его лица ты не видал,     А только отражение.  (Ты сам.) 2) Не найдете у нас пилы,     Не рубили мы стволы,     Не стучали топором,     А под елью вырос дом.  (Муравьи.) 3) Ты давно к нему привык,     Он старинный твой двойник.     Ты причесан – он причесан,     Ты лохмат и он лохмат.     Поразмысли над вопросом:     Кто он, этот странный брат?  (Отражение в зеркале.) – Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго государства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимения. Н а   д о с к е: местоимения. Подготовленный ученик рассказывает стихотворение.ОН, ОНА, ОНО Моё стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет Оно Розовой жар­птицей. А стемнеет – Он придет: Тоненький, Смущенный, – Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел – плывет Она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же Он, Оно, Она? Месяц, солнце и луна. Е. Кай II. Изучение нового материала. Б е с е д а  о местоимении. –  Мир   местоимений   широк   и  многообразен.  Без   местоимений   нет   языков. Чаще других мы употребляем личные местоимения  (я, ты, он, она, оно, они, мы, вы). – Для чего существуют местоимения в речи? Они помогают людям, создают для них речевое удобство, так как экономят время. Они как запасные игроки на футболе, как дублеры в театре. У п р а ж н е н и е  в нахождении местоимений. Выпишите из текста стихотворения местоимения. ЗАРЯДКА Я утром встаю И приемник включаю. – Доброе утро! – Меня он встречает. – Доброе утро! – Я отвечаю И у приемникаЗвук выключаю. После в кровати Зеваю я сладко, Пока про себя Он проводит зарядку. С. Коган  Ф и з к у л ь т м и н у т к а –  А   вот   мы   сейчас   сделаем   с   вами   настоящую   зарядку   и   в   тексте стихотворения поищем местоимения. Услышите – хлопните в ладоши. Мы шагаем в зоосад, Побывать там каждый рад! Там медведи и пингвины, Попугаи и павлины. Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы. Все мы весело играем И движенья выполняем. Это лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней. Он шагает очень важно, Он красивый и отважный. А смешные обезьяны Раскачали так лианы, Что пружинят вниз и вверх И взлетают выше всех. А вот добрый, умный слон Посылает всем поклон, Он кивает головой И знакомится с тобой. Вот змея, она пугает И к себе не подпускает. По земле ползет она Извивается слегка. Вот и вечер наступает, Зоосад наш засыпает, Засыпает до утра, Нам уже домой пора.Н а б л ю д е н и е  над местоимениями. 1. С ц е н к а  «Разговор по телефону». – Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь? – Да, хорошо. – Мне нужна Маша. Скажи, она дома? – Нет, её нет. – А Саша? Где он? 2. Б е с е д а. – Кто может сказать о себе «я»? – А кого мы можем назвать словом «ты»? – О ком можно сказать «она», «он»? – Кто был первым лицом в диалоге? – Как он себя назвал? –  Кто   второе   лицо  –  участник   диалога?   Какое   местоимение   указывает   на него? –  О каких «третьих лицах» разговаривали участники? Какие слова на них указывают? В   ы   в   о   д:   местоимения  я,   ты,   он,   она,   оно,   мы,   вы,   они  –  это   личные местоимения (на доске таблица). 1­е лицо 2­е лицо 3­е лицо Ед. ч. я ты он, она, оно Мн. ч. мы вы они 3. «Н а й д и т е   л и ш н е е   с л о в о». Запишите слова без лишних. Укажите лицо и число. 1) Я, он, оба, ты. 2) Мы, он, вы, но. 3) Оно, нос, она, они. 4) Ока, окно, оно, око. 4. «В с т а в ь т е   м е с т о и м е н и я». … рисую елочку, а … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на речку. Кого … ждешь? Почему … улетают? Завтра … пойду в лес. III. Итог урока. – С какой частью речи познакомились?– Почему эта части речи получила такое название? – Что нового для себя узнали? – О себе местоимение говорит так: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! – Вы согласны? Домашнее задание:  выучить  определения  на  с. 56, 57,  выполнить упр. 1, с. 63.