Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
07.01.2018
Учитель предлагает учащимся вместе с ним отправиться в путешествие в княжество Существительное.Но чтобы сесть в поезд. надо купить билет, т.е. выполнить ряд заданий.Ребята с удовольствием выполняют нетрудное задание, и отправляются в дорогу. По пути они выполняют различные творческие задания на определение рода, числа, падежа имен существительных, синтаксической роли. В форме увлекательного путешествия проходит весь урок.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме.doc
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме:
«Имя существительное»
Планируемые
образовательные
результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее
грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль существительных; уметь находить существительные в тексте, определять их
синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура (сценарий) урока:
1. Мотивация
к учебной деятельности
Слово учителя:
– Гдето во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным,
храбрым королем, Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и
принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит,
в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное,
Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из
слуг живет в отдельном княжестве. Мы
с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его –
волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире.
Поезд уже ждет нас, но, чтобы сесть в него, нужно купить билет,
а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием.
2. Актуализация
и пробное учебное действие
– Закончите предложения, определите, каким членом предложения являются встретившиеся вам
существительные:
1) Весна, лето, осень, зима – ...
2) Тополь, береза, ель – ...
3) Брусника, черника, земляника – ...
– Какими еще членами предложения могут быть существительные? Приведите примеры.
– С заданием команды справились. Билеты куплены. Каждая команда занимает вагон и тут же дает ему
название.
– Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте
готовы 3. Выявление места
и причины затруднения
– Первая остановка – станция «Число».
Задание.
– Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход.
1) Молоко, сахар, чай (употребляются только в ед. ч.).
2) Консервы, макароны (употребляются только во мн. ч.).
– Пополните каждый из списков
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Задание.
– Умеете ли вы играть в шахматы? Какие еще настольные игры можно было бы с собой взять? В каком числе
употребляются их названия?
– Вот и станция «Число». Поезд стоит 5 минут. Контролер проверяет, в порядке ли ваши «документы».
Задание.
У доски по одному человеку из команды, остальные члены команды выполняют задания на месте.
– Поставьте существительные единственного числа во множественное число, обозначьте окончания.
звено
книга
жеребенок
профессор
край
Задание.
крыло
окно
поле
инженер
лисенок
друг
конь
стол
медвежонок
мастер
– Поставьте существительные в единственное число, подберите
к ним прилагательные.
Образец: ежи колючий еж.
мячи
котята
песни
окна
ключи
земли
облака
цыплята
овраги
рощи
деревья
мышата
– Какие окончания могут иметь существительные во множественном числе?
– С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные множественного числа? – Какой признак бывает трудно, а иногда и невозможно определить у существительных во множественном
числе?
– С заданиями справились, контролер никого не высадил. Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами
вагонов весна.
И впереди весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки.
Если не остановимся
в этом лесу и не полюбуемся этими подснежниками, то мы
не увидим весну и наш сказочный поезд не сможет довезти нас до сказочного государства. Поезд
останавливается на 5 минут.
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».)
Задание.
– Посмотрите на эти проталинки, распустившиеся первоцветы, послушайте жаворонков. Составьте
небольшой рассказ из 4–5 предложений, используя существительные: весна, солнце, лес, подснежник.
Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется, и впереди следующая станция. Стоянка –
6 минут. Контролер проверяет «билеты». Вторая остановка – станция «Род».
Задание.
У доски по одному представителю от каждой команды.
– Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из
существительных составьте предложение.
друг –
ночь –
радость –
холод –
утро –
свет –
юг –
вход –
дружба –
начало –
– Как называются противоположные по значению слова?
Задание.
добро –
правда –
шум –
небо –
жизнь –
– Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.(Представители команды получают по
карточке.)
1я карточка. Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
2я карточка. Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
3я карточка. Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Задание.
Устно отвечают капитаны команд; побеждает капитан, давший самый полный ответ.
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
С. Маршак
1) Какого рода существительное капель? Докажите.
2) Что мы знаем о роде существительных? – Справившись со всеми заданиями, все команды в полном составе следуют дальше. А чтобы не скучать –
играют в слова.
Задание.
– Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.
фамилия
город
река
газета
мультфильм
деревня
озеро
журнал
собака
поэт
сказочник
книга
имя
– Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?
Задание.
– Какие существительные отвечают на вопрос «кто?»?
– Как они называются?
– Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и
нарицательными; придумайте
с ними предложения.
Образец: Сережка носит в ухе сережку.
– Все занимают свои места в вагоне. Мы подъезжаем к третьей станции. Стоянка – 6 минут. Вот и контролер.
Третья остановка – станция «Склонение».
Задание.
– Выпишите из стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта...» по 5 существительных.
1я карточка: существительные 1го склонения.
2я карточка: существительные 2го склонения.
3я карточка: существительные 3го склонения.
– Почему контролер предложил именно это стихотворение?
– А что такое склонение?
– Как правильно определить склонение?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3му склонению?
– Поезд отправляется. Следующая станция – «Падеж», там живут братьяпадежи. Вы не забыли, как их
зовут?
Г. Граубин. «Ленительный падеж»: чтение стихотворения
по ролям. – А вот и станция. Здесь контролер строгий! На этой станции поезд простоит 10 минут.
Задание.
– Выпишите существительные, определите их род, число, склонение и падеж.
1я карточка.
Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка.
Может показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого. Даже деревья одинаковые. Только
одни с листьями, а другие с иглами.
2я карточка.
Вот и возвратилась к нам весна. Заметно потеплело. Весеннее солнце согревает прозябшую за зиму землю,
сгоняет последний снег.
С пригорков сбегают звенящие ручьи.
3я карточка.
Здравствуй, весна! Наступают чудесные дни. В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По лесным опушкам, по
склонам оврагов появились подснежники.
– Как правильно определить падеж существительных?
Задание.
– Поставьте существительные в родительном, дательном и предложном падежах: лекция, санаторий, здание.
Задание.
Выполняют капитаны команд.
– Просклоняйте по падежам существительные лес, солнце, весна.
Задание.
Выполняют все остальные.
– Вставьте пропущенные буквы и определите падеж, выделите окончания существительных.
1я карточка: Плыли на лодочк_ , капало с крыш_ , струился по долин_ , сидит у речк_ , появились на
полянк_ .
Когда у существительного 1го склонения в единственном числе пишется окончание и, а когда – е?
2я карточка: О весеннем денечк_ , в зеленом наряд_ , сидит на листик_ , живет в скворечник_ , говорил о
дождик_ .
– Когда у существительных 2го склонения в единственном числе пишется окончание е, а когда – и?
3я карточка: Просил о помощ_ , искал до ноч_ , лежать на скатерт_ , полосы от гряз_ , беспокоиться о
дочер_ . – Расскажите о правописании падежных окончаний существительных 3го склонения.
Задание.
– Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце мягкий знак, а когда он не пишется?
Приведите примеры.
Задание.
– Поставьте существительные в творительном падеже единственного числа.
1я карточка: Врач, товарищ, шалаш.
2я карточка: Плащ, сердце, задача.
3я карточка: Полотенце, палач, малыш.
– Когда в окончаниях существительных после шипящих и цпишется
о, а когда – е?
5. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи
Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Но нужно преодолеть еще одно
испытание, чтобы попасть во дворец, где живет Существительное. Пятая остановка – станция
«Морфологический разбор существительного».
Задание.
Произведите морфологический разбор существительного.
1я карточка. В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.
2я карточка. Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнездами.
3я карточка. От каждого дерева тянется на снегу голубая лента
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону
В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для
самостоятельного выполнения учащимися
7. Включение
в систему знаний
и повторение
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли.
Сказочный поезд добрался до места назначения.
– Что нового узнали на уроке?
8. Рефлексия учебной деятельности Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся
лицом, нет – карточку
с грустным лицом
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.