Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
07.01.2018
Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Учитель предлагает учащимся вместе с ним отправиться в путешествие в княжество Существительное.Но чтобы сесть в поезд. надо купить билет, т.е. выполнить ряд заданий.Ребята с удовольствием выполняют нетрудное задание, и отправляются в дорогу. По пути они выполняют различные творческие задания на определение рода, числа, падежа имен существительных, синтаксической роли. В форме увлекательного путешествия проходит весь урок.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме.doc
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное» Планируемые  образовательные  результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее  грамматическое значение, морфологические признаки  и синтаксическую роль существительных; уметь находить существительные в тексте, определять их  синтаксическую роль в предложении. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,  компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,  гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Организационная структура (сценарий) урока: 1. Мотивация  к учебной деятельности Слово учителя: – Где­то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным,  храбрым королем, Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и  принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное,  Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из  слуг живет в отдельном княжестве. Мы  с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его –  волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Поезд уже ждет нас, но, чтобы сесть в него, нужно купить билет,  а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием. 2. Актуализация  и пробное учебное действие – Закончите предложения, определите, каким членом предложения являются встретившиеся вам  существительные: 1) Весна, лето, осень, зима – ... 2) Тополь, береза, ель – ... 3) Брусника, черника, земляника – ... – Какими еще членами предложения могут быть существительные? Приведите примеры. – С заданием команды справились. Билеты куплены. Каждая команда занимает вагон и тут же дает ему  название. – Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте  готовы 3. Выявление места  и причины затруднения – Первая остановка – станция «Число». Задание. – Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход. 1) Молоко, сахар, чай (употребляются только в ед. ч.). 2) Консервы, макароны (употребляются только во мн. ч.). – Пополните каждый из списков 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Задание. – Умеете ли вы играть в шахматы? Какие еще настольные игры можно было бы с собой взять? В каком числе  употребляются их названия? – Вот и станция «Число». Поезд стоит 5 минут. Контролер проверяет, в порядке ли ваши «документы». Задание. У доски по одному человеку из команды, остальные члены команды выполняют задания на месте. – Поставьте существительные единственного числа во множественное число, обозначьте окончания. звено книга жеребенок профессор край Задание. крыло окно поле инженер лисенок друг конь стол медвежонок мастер – Поставьте существительные в единственное число, подберите к ним прилагательные. Образец: ежи  колючий еж. мячи котята песни окна ключи земли облака цыплята овраги рощи деревья мышата – Какие окончания могут иметь существительные во множественном числе? – С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные множественного числа? – Какой признак бывает трудно, а иногда и невозможно определить у существительных во множественном  числе? – С заданиями справились, контролер никого не высадил. Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами  вагонов весна.  И впереди весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки.  Если не остановимся  в этом лесу и не полюбуемся этими подснежниками, то мы  не увидим весну и наш сказочный поезд не сможет довезти нас до сказочного государства. Поезд  останавливается на 5 минут.  (Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».) Задание. – Посмотрите на эти проталинки, распустившиеся первоцветы, послушайте жаворонков. Составьте  небольшой рассказ из 4–5 предложений, используя существительные: весна, солнце, лес, подснежник. Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется, и впереди следующая станция. Стоянка – 6 минут. Контролер проверяет «билеты». Вторая остановка – станция «Род». Задание. У доски по одному представителю от каждой команды. – Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из  существительных составьте предложение. друг –  ночь –  радость –  холод –  утро – свет – юг –  вход –  дружба – начало – – Как называются противоположные по значению слова? Задание. добро – правда – шум – небо – жизнь – – Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.(Представители команды получают по  карточке.) 1­я карточка. Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль. 2­я карточка. Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль. 3­я карточка. Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_. Задание. Устно отвечают капитаны команд; побеждает капитан, давший самый полный ответ. Апрель, апрель. На дворе звенит капель. С. Маршак 1) Какого рода существительное капель? Докажите. 2) Что мы знаем о роде существительных? – Справившись со всеми заданиями, все команды в полном составе следуют дальше. А чтобы не скучать –  играют в слова. Задание. – Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные. фамилия город река газета мультфильм деревня озеро журнал собака поэт сказочник книга имя – Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся? Задание. – Какие существительные отвечают на вопрос «кто?»? – Как они называются? – Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и  нарицательными; придумайте  с ними предложения. Образец: Сережка носит в ухе сережку. – Все занимают свои места в вагоне. Мы подъезжаем к третьей станции. Стоянка – 6 минут. Вот и контролер.  Третья остановка – станция «Склонение». Задание. – Выпишите из стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта...» по 5 существительных. 1­я карточка: существительные 1­го склонения. 2­я карточка: существительные 2­го склонения. 3­я карточка: существительные 3­го склонения. – Почему контролер предложил именно это стихотворение? – А что такое склонение? – Как правильно определить склонение? – Какие существительные относятся к 1, 2, 3­му склонению? – Поезд отправляется. Следующая станция – «Падеж», там живут братья­падежи. Вы не забыли, как их  зовут? Г. Граубин. «Ленительный падеж»: чтение стихотворения  по ролям. – А вот и станция. Здесь контролер строгий! На этой станции поезд простоит 10 минут. Задание. – Выпишите существительные, определите их род, число, склонение и падеж. 1­я карточка. Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка.  Может показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого. Даже деревья одинаковые. Только  одни с листьями, а другие с иглами. 2­я карточка. Вот и возвратилась к нам весна. Заметно потеплело. Весеннее солнце согревает прозябшую за зиму землю,  сгоняет последний снег. С пригорков сбегают звенящие ручьи. 3­я карточка. Здравствуй, весна! Наступают чудесные дни. В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По лесным опушкам, по  склонам оврагов появились подснежники. – Как правильно определить падеж существительных? Задание. – Поставьте существительные в родительном, дательном и предложном падежах: лекция, санаторий, здание. Задание. Выполняют капитаны команд. – Просклоняйте по падежам существительные лес, солнце, весна. Задание. Выполняют все остальные. – Вставьте пропущенные буквы и определите падеж, выделите окончания существительных. 1­я карточка: Плыли на лодочк_ , капало с крыш_ , струился по долин_ , сидит у речк_ , появились на  полянк_ . Когда у существительного 1­го склонения в единственном числе пишется окончание ­и, а когда – ­е? 2­я карточка: О весеннем денечк_ , в зеленом наряд_ , сидит на листик_ , живет в скворечник_ , говорил о  дождик_ . – Когда у существительных 2­го склонения в единственном числе пишется окончание ­е, а когда – ­и? 3­я карточка: Просил о помощ_ , искал до ноч_ , лежать на скатерт_ , полосы от гряз_ , беспокоиться о  дочер_ . – Расскажите о правописании падежных окончаний существительных 3­го склонения. Задание. – Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце мягкий знак, а когда он не пишется?  Приведите примеры. Задание. – Поставьте существительные в творительном падеже единственного числа. 1­я карточка: Врач, товарищ, шалаш. 2­я карточка: Плащ, сердце, задача. 3­я карточка: Полотенце, палач, малыш. – Когда в окончаниях существительных после шипящих и цпишется ­о, а когда – ­е? 5. Первичное закрепление  с комментированием  во внешней речи Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Но нужно преодолеть еще одно  испытание, чтобы попасть во дворец, где живет Существительное. Пятая остановка – станция  «Морфологический разбор существительного». Задание. Произведите морфологический разбор существительного. 1­я карточка. В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени. 2­я карточка. Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнездами. 3­я карточка. От каждого дерева тянется на снегу голубая лента 6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для  самостоятельного выполнения учащимися 7. Включение  в систему знаний  и повторение Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли.  Сказочный поезд добрался до места назначения. – Что нового узнали на уроке? 8. Рефлексия учебной деятельности Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку  с грустным лицом

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку( 5 класс) "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2018