Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
15.01.2017
Данная разработка урока по русскому языку формирует представление о словах с прямым и переносным значением, вырабатывает умение определять значение слова в контексте, развивает умение различать слова с прямым и переносным значением, самостоятельно употреблять слова с переносным значением, воспитывает наблюдательность в учащихся.
урок рус. яз..docx
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Прямое и переносное значение слов
Цель. Формировать представление о словах с прямым и переносным
значением. Вырабатывать умение определять значение слова в контексте.
Развивать умение различать слова с прямым и переносным значением,
самостоятельно употреблять слова с переносным значением. Воспитывать
наблюдательность в учащихся.
1.Актуализация знаний о предложении.
Ход урока
Вставить пропущенные слова, в конце предложений поставить нужный
знак.
Осенью
Наступила … осень Чем она интересна О, это прекрасная пора Посмотрите,
яркая листва на …, румяные …, поздние … … почти облетели, а на небе
плывут серые … Ребята вы любите осень
Задание для класса:
Выписать восклицательное, вопросительные предложения,
предложение с обращением.
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Прочитать сложное предложение.
Какие предложения бывают в зависимости от цели высказывания?
Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Когда ставится вопросительный знак, восклицательный?
Из каких членов может состоять предложение?
Какие члены предложения называются главными? Почему?
Как связаны между собой слова в предложении?
Как устанавливается связь между словами? Назовите в первом предложении второстепенный член. Какой член он
поясняет?
2.Мотивация познавательной деятельности
Щепки горят – щёки горят.
Золотые серьги – золотые волосы.
Какие слова в этих словосочетаниях одинаково звучат?
Щепки горят. Что это значит? Щёки горят, как понять это словосочетание?
В каком сочетании слов действие совершается прямо? А в каком происходит
похожее значение?
Щепки горят – прямое значение слова, а щёки горят – переносное.
3. Сообщение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
4.1. Выполнение упражнения. Коллективная работа.
Записать пары предложений и словосочетаний. Какие из выделенных слов
употреблены в прямом значении, а какие в переносном?
1. Девочка гуляет в саду. Ветер по морю гуляет.2. Хрустальная ваза.
Хрустальная вода. Холодный ветер. Холодная встреча.
4.2.Стихотворение читает учитель.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.
Какие одинаковые слова здесь есть? (железную подкову, железную волю)
Какое словосочетание употреблено в прямом значении, в переносном?
4.3. Игра.
На слово с переносным значением – хлопок в ладошки. Железный гвоздь – железная воля.
Зелёный лес – лес рук.
Стальной трос – стальные нервы.
Лёгкая жизнь – лёгкая сумка.
Сладкая конфета – сладкая мечта.
Глубокое озеро – глубокие мысли.
5. Закрепление изученного материала
5.1.Работа над загадками.
Слова с переносным значением часто встречаются в загадках. Попробуем
их найти.
Чёрное сукно лезет в окно. (Ночь)
Накормишь – живёт, напоишь – умрёт. (Огонь)
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)
Идут, идут, а всё тут да тут,
Стучат, стучат, не велят скучать. (Часы)
5.2. Самостоятельная работа.
Дополни предложения, отвечая на вопросы. Найди слова с прямым и
переносным значением. Запишите предложения с этими словами.
Мама (как?) ... улыбается (кому?) ... .
(Какое?) ... солнце улыбается ( изза чего?) ... .
(У кого?) … тяжёлая болезнь, ему надо лежать. 5.3.Найдите ошибку художника. 6. Рефлексия.
Найдите словосочетание в переносном значении. Измените и поставьте
его в прямом значении.
Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. (Девочка плакала)
Выстирала мать рубашку и говорит: «Неси, сынок, повесь на солнце».
(Повесить на верёвку)
Мальчика спрашивают: «Чего это твоя сестричка с петухами ложится?»
(Ложиться в кровать)
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Разработка урока по русскому языку " Прямое и переносное значение слов " 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.