Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
09.08.2019
Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"
Разработка урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: "Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имён существительных". При составлении урока использовались инновационные технологии, такие как: проблемное обучение, метод исследования, работа в малых группах, работа в паре, интерактивный метод "Пресс". Урок сопровождается презентацией.
4 класс Конспект открытого урока Три склонения имен существительных.docx
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 4 КЛАССЕ                                                          ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ).                      ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Учитель  МБОУ «СОШ № 2»  городского округа Судак                                                                     Ибрагимова Зарима Ибрагимовна Педагогические задачи: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен  существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного;  способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1­го склонения;  содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке. Планируемые предметные результаты: Познакомятся с тремя типами склонения имен  существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по  падежам имена существительные 1­го склонения; выполнять звуко­буквенный разбор имени  существительного. Метапредметные УУД: Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные  объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом  виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по  заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении  задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать  самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить  соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению;  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися  другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений.  Личностные  результаты: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского  языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально­культурных ценностей  российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования,  осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за  свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о  нравственных нормах и социальной справедливости. Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, карточки для работы в  группах, перфокарты для работы по вариантам, карточки для самостоятельной работы.                            О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а I. Организационный момент 1) Прозвенел звонок весёлый.     Мы начать урок готовы?     Будем слушать, рассуждать,     И друг другу помогать. ­ Давайте поздороваемся с нашими гостями. ­ Ребята, а каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (интересным, весёлым,  познавательным, запоминающимся…) ­ А что вы для этого должны делать? ( Мы должны дружно работать, помогать друг другу,  внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы)       Проверь, дружок!       Готов ли ты начать урок?       Всё ль на месте,       Всё ль в порядке?       Ручки. Книги и тетрадки?                                                                                                                         (Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют готовность к уроку,  организуют рабочее место) ­ Открыли тетради, записали число и классная работа. II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник упр.152 с. 88). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. ­ Как определить падеж у несклоняемых имён существительных? – Прочитайте задание в упражнении 152. Прочитайте словосочетания. Укажите падеж  неизменяемых слов. ( проверка выполняется на слайде в презентации) III. Мотивация учебной деятельности Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. ­ Как определить падеж имени существительного? (Чтобы определить падеж имени  существительного, надо, найти слово, от которого зависит имя существительное и задать  вопрос)  Орфографическая задача.( на доске запись): ­ Прочитайте предложение. Машина проехала по улиц… Гагарина и по площад… Молодёжной. ­ Какой частью речи выражены выделенные слова7 (Это имена существительные) _ Определите род, число и падеж выделенных слов. (Женский род, единственное число,  дательный падеж) ­ Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения) ­ Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные?  (ответы детей) (Учитель дописывает окончания) ­ Что вы заметили? ( Окончания разные) ­ Почему у существительных одного рода и одного числа, в одном падеже разные окончания?  (Ответы детей) ­ К решению этой задачи мы вернёмся в конце урока после рассмотрения нового материала. IV.Сообщение темы урока. Определение целей урока ­ Откройте учебник на с. 89 и прочитайте название темы. ­ Объясните значение слова склонение. ­ Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склонённый) ­ Что значит просклонять имя существительное?(Это значит изменить существительное  по  падежам) ­ Почему же склонений три? ( Ответы детей) ­  Сформулируйте цели урока.( Что такое склонение имён существительных, какие бывают  группы склонения, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных,  выяснить, почему у существительных разных склонений разные окончания в форме одного и  того же падежа.) V. Работа по теме урока. Наблюдение над языковым материалом 1.  Работа в группах. ­ Чтобы выяснить , по какому принципу делятся существительные на 3 склонения, проведём  исследование. Просклоняем  слова. Для этого распределимся на группы. ( Дети делятся на группы) ­ Давайте вспомним правило работы в группе.  ( Слайд №   ) 2.  Задание для групп: (Слайд №   ) 1) Определить род имён существительных. 2) Просклонять каждую группу имён существительных. 3) Сделать вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при  склонении. 4) Можно ли эти существительные, по падежным окончаниям в одних и тех же падежах, объединить в одну группу, или нет.  3. ­ Выводы группы постройте по Методу «Пресс» (Слайд №  ) ­ Мы считаем, что существительные… ­ Потому что… ­ Таким образом…  ­ Значит… Работа по учебнику упр.153 с. 89 1 группа склоняют слова сестра, папа. И.п.   сестра          папа Р.п.   сестры         папы Д.п.   сестре          папе В.п.   сестру          папу Т.п.   сестрой        папой П.п.   о сестре       о папе Образец ответа по Методу «Пресс» ­ Мы считаем, что существительное сестра – ж.р. и существительное папа м.р. можно отнести к  одной группе. ­ Потому что во всех падежах эти существительные имеют одинаковые окончания. Например в Р. п. – сестры, папы, окончание одинаковые; в Д.п.­ сестре, папе, тоже одинаковые окончания. ­ Значит, эти существительные, имеющие в И.п., в ед. ч. окончания –а; ­я, можно отнести в одну  группу.                                                                                                                                                     2  группа склоняют слова лиса, глушь. И.п.   лиса     глушь Р.п.   лисы      глуши Д.п.   лисе      глуши В.п.   лису      глушь Т.п.   лисой    глушью П.п.   о лисе   о глуши Образец ответа по Методу « Пресс» ­Мы считаем, что существительные лиса – ж.р. и глушь – ж.р. нельзя отнести к одной группе. ­ Потому что эти имена существительные не имеют одинаковые окончания при изменении их по  падежам. Например в Р.п.­ лисы, окончание –ы, глуши в Р.п. – окончание –и; в Д.п. ­ лисе,  окончание –е, глуши, окончание –и. ­ Таким образом, существительные ж.р. лиса и глушь в И.п. в ед. ч. нельзя отнести в одну группу. 3 группа склоняют слова стол, окно. И.п.    стол     окно Р.п.    стола    окна Д.п.    столу    окну В.п.    стол      окно Т.п     столом    окном П.п    о столе    об окне Образец ответа по Методу «Пресс» ­ Мы считаем, что существительное стол – м.р. и существительное окно ­  ср.р. можно отнести к  одной группе. ­ Потому что во всех падежах эти существительные имеют одинаковые окончания. Например в Р. п. – стола, окна, окончание одинаковые; в Д.п.­ столу, окну, тоже одинаковые окончания. ­ Таким образом, эти существительные, имеющие в И.п., в ед. ч. нулевое окончание в м. р. и   окончание –о, ­е в ср. р.  можно отнести в одну группу. 4 группа склоняют слова конь, лошадь. И.п.    конь     лошадь Р.п.    коня     лошади Д.п.    коню    лошади В.п.   коня      лошадь Т.п.   конём    лошадью П.п.  о коне     о лошади Образец ответа по Методу « Пресс» ­Мы считаем, что существительные конь  – м.р. и лошадь – ж.р. нельзя отнести к одной группе. ­ Потому что, эти имена существительные не имеют одинаковые окончания при изменении их по  падежам. Например в Р.п.­ коня, окончание –я, лошади  в Р.п. – окончание –и; в Д.п. ­ коню,  окончание –ю, лошади, окончание –и. ­ Таким образом, существительные м.р. конь и  ж. р. лошадь  в И.п. в ед. ч.имеющие нулевое  окончание, нельзя отнести в одну группу. 5 группа склоняют слова степь, рожь. И.п.    степь     рожь Р.п.     степи    ржи Д.п.     степи    ржи В.п.     степь    рожь Т.п.     степью  рожью П.п.    о степи   о ржи Образец ответа по Методу «Пресс» ­ Мы считаем, что существительное степь  – ж.р. и существительное рожь ­ ж.р. можно отнести к  одной группе. ­ Потому что во всех падежах эти существительные имеют одинаковые окончания. Например в Р. п. –степи, ржи, окончание одинаковые; в Д.п.­ степи, ржи, тоже одинаковые окончания. ­ Значит, эти существительные, имеющие в И.п., в ед. ч. оканчивающие на ь знак, можно отнести в  одну группу. 4. ­ Сделаем вывод.  Сколько групп существительных получилось с одинаковыми падежными  окончаниями в одних и тех же падежах? (Три) ­ Прочтите  правило « Обратите внимание» на с. 89 учебника. – Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный  падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения. К 1­му склонению относятся имена существительные женского, мужского с окончаниями ­а, ­я:  зима, линия, тетя, дядя. дедушка, папа, малина, умница, соня.  Ко 2­му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий), все существительные с окончаниями ­о, ­е. (Подмастерье, волчище – мужской род; поле, зерно, окно – средний род.) 5. Читают и объясняют правило в стихах. Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1­е склонение – с окончаньем ­а и ­я – Рода женского и мужского, друзья. 2­е склонение – род мужской без окончанья, А средний род – ­о, ­е – плавное звучанье. 3­е склонение – род женский с ь на конце всех слов. Запомни – это правило для всех учеников! VI. Первичное закрепление знаний.  Работа по учебнику (упражнение 154 с.89). – Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. – В чем сходство и различие данных имен существительных?  – Укажите род имен существительных, выделите их окончания. – Скажите, в каком склонении  употреблены  имена существительные? Докажите. ( Данные существительные в начальной форме имеют окончания ­а, ­я. Относятся к  мужскому или женскому роду.) VII. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа  по учебнику (упражнение 157 с. 90).  1. Работа в парах. – Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки. – Найдите в загадках имена существительные.  Обсудите, как узнать, какие из них относятся к 1­му склонению. (Необходимо поставить имя существительное в начальную форму, определить род  и выделить окончание) Я как песчинка (1­е скл.) мал, а землю (1­е скл.) покрываю, я из воды (1­е скл.), а с воздуха  летаю. (Снег.) С неба – звездой (1­е скл.), в ладошку (1­е скл.) – водой (1­е скл.). (Снежинка.) 2. Игра «Найди «лишнее» слово». – Определите, по какому принципу собраны слова в группу, и найдите «лишнее» слово. 1­я группа 2­я группа 3­я группа 4­я группа Улыбка Юноша Болезнь Природа Радость Болото Упрямство Окно Парта Площадь Пыль Тетрадь В лесу На столе В доме Картина 1­я г р у п п а   с л о в :  «Лишнее» слово – «болезнь», так как это имя существительное 3­го  склонения, остальные – существительные 1­го склонения. 2­я г р у п п а   слов: «Лишнее» слово – «радость», так как это имя существительное 3­го склонения, остальные – 2­го склонения. 3­я г р у п п а   с л о в :  «Лишнее» слово – «парта», так как это имя существительное 1­го склонения, остальные – 3­го склонения. 4­я г р у п п а  слов: «Лишнее» слово – «картина», так как это имя существительное стоит в  именительном падеже, а остальные в косвенных падежах. – Почему в четвёртой группе существительных сложнее определить склонение? (Они стоят в  косвенных падежах.) – Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно  поставить существительное в именительный падеж: в лесу – лес – 2­е скл.; на столе – стол –  2­е скл.; в доме – дом – 2­е скл.) 3. Самостоятельная работа. Прочитайте слова каждой группы. Чем они похожи? (В каждой группе записаны однокоренные  слова.(Слайд №   ) – Разделите данные однокоренные слова на группы по склонениям. 1) Помощница, помощник, помощь. 2) Злоба, зло, злость. 3) Медведь, медведица, медвежонок. 4) Лень, лентяй, ленивица. 5) Дождь, дождинка, дождевик. 6) Лошадь, лошадка, лошадник. (Выполняют самостоятельную работу. Делят имена существительные на группы по типу  склонения.) 1­е склонение 2­е склонение 3­е склонение Помощница,  злоба,  медведица,  ленивица,  дождинка,  лошадка Помощник, зло,  медведь,  медвежонок,  лентяй, дождь,  дождевик,  лошадник Помощь, злость,  лень  лошадь 4. Игра «Крестики­нолики» – Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.  Крестиком отметьте, к какому типу склонения относится каждое имя существительное.  (Заполняют перфокарты по вариантам.)  В а р и а н т  I. капуста ночь зверь мышь дерево В а р и а н т  II. брат печь река море яблоня 1­е скл. 2­е скл. 3­е скл. х Х Х х х 1­е скл. 2­е скл. 3­е скл. х х Х х х VII. Итог урока. Рефлексия – Что нового узнали на уроке? – Сколько склонений существительных в русском языке? – Какие существительные относятся к 1­му склонению? – Какие существительные относятся ко 2­му склонению? – Какие существительные относятся к 3­му склонению? ­ Вернёмся к решению орфографической задачи, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?  (Потому что имена существительные были разного склонения: улица – 1 скл., площадь – 3  скл..) ­ С какой целью необходимо научиться определять склонение имён существительных? ( Чтобы  правильно писать окончания имён существительных в разных падежах) – Понравилась ли вам работа на уроке? Скажите, а какой праздник приближается?  (Новый год) ­ Давайте подготовимся к празднику и нарядим ёлку. Оцените себя. Дерево самооценки. На доске новогодняя елка. Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все  хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – синий. VIII. Домашнее задание Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: " Три склонения имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2019