Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
28.02.2017
Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)
Цели и задачи : 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные :Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного.Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу.Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.
Антонимы 5 класс (1).doc
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгекум, учительница русского языка и литературы средней школы № 251  имени М.Ауэзова  Калжанова Сабира Сарсенбаевна Категория: русский язык и литература Тема :        Антонимы                                       Цели и задачи :  1.  Образовательные :  повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова­ синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие  « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие :  развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое  значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные :Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку  русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.Воспитывать  эстетический вкус,чувство прекрасного.Воспитывать внимание,доброе отношение  друг к другу.Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары. Тип урока : комбинированный Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия. Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word  Power  Point ,  плакаты   « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.                                                                                            Ход урока I . Организационный момент - Приветствие - Мотивация.  К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые  передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый)  А  этого человечка?  (печальный, грустный, несчастный) ­Подберите синонимы­ имена существительные –ко второму рисунку, которые бы  рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье) II. Опрос домашнего задания 1) Упражнения 108,109 2. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и  написанию.        ( синонимы ) Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении  слова и о синонимах. Давайте обобщим эти понятия. Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не  зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику.  Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это  то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в  толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) . Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один  и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ).  одно и то же действие ( убирать и снимать урожай ) Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются  все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то  грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют  противоположное значение, как они называются,  мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем. Кроссворд « Спрятанное слово л А д с к о Н ч а Т и з п л О т е Н и л д л И н е М н т к и а т ш ь н ы ы в ы н о т й ь е й й й а Горький – сладкий                     Трудолюбивый ­ ленивый Начинать – кончать                    Короткий ­ длинный      Буря – затишье                            Свет – темнота Рыхлый – плотный Теперь записываем тему урока : « Антонимы ». Значит антонимы  ( от греческого слова анти – против.  оним – имя) слова одной и той же части  речи с противоположным значением. А все ли слова имеют противоположное значение? Сейчас проверим. Игра « Смотри , не ошибись ». Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд,  весёлый  ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар ,  яблоко ,   Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан ,  синий , чёрный  ( белый ). Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы. Нет антонимов у имён собственных , местоимений,  числительных,   прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный),прилагательных,  образованных от названия металлов . А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды «  Ранняя и поздняя осень ». Выписываем слова , противоположные по значению: Высокие – низкие Огромный – маленький Толстый – тонкий  Словарная работа  Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух  мальчиков ) 1) Толстый                                          худой 2) Высокий                                         низкий 3) Весёлый                                         грустный 4) Темноволосый                             светловолосый 5) Добрый                                          злой 6) Аккуратный                                   грязный 7) Умный                                             глупый    8) Румяный                                         бледный. Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то  можно найти очень много антонимов. Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся  подобрать антонимические пары : Зима – лето                                  Жарко – холодно                        пасмурно – солнечно Влажно – сухо А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам  Да­ …                      Хороший ­ …        утро ­ … Дерево  ­ …           мир ­ …                  Алия Весело ­ …            дом ­ …                   пятый Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки. Я антоним к слову – «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама. Потому что я ( зима ). Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха , для сна Называюсь ( тишина ). Следующая игра : « Эстафета » ( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого  надо найти антоним ). Смысл игры заключается в быстроте и правильности  ответов. богатый первый плохой умный хорошо чёрный дёшево больше здоровый мало вперёд весёлый война радость Да Горький Правда Белый Лучше Вверх тишина Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 ) 1. Чтение диалога по ролям Диалог                                         Монолог ( беседа двух                           ( речь одного лица ) или нескольких лиц ) При диалогах и монологах можно использовать антонимы. Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы : ­ « Война и мир » Л.Н.Толстого ­ « Толстый и тонкий » А.П.Чехова ­ « Живые и мёртвые » К.М.Симонова С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах. Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах,  поговорках, крылатых выражениях. Например :  Правой рукой строит, а левой разрушает Ученье – свет ,  неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. А теперь внимание на доску  Творческий диктант  Легко сказать, да Впереди беги, а ( трудно доказать) ( назад оглядывайся) Мягко стелет .  да Смотрит вдоль , а ( жестко спать ) ( видит поперёк ) Музыкальные отрывки ( тихая – громкая, быстрая – медленная , грустная – весёлая , успокаивающая –  возбуждающая ). « Игра в мяч » И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово « высоко » А ты ответишь  (низко ) Скажу я слово « далеко », А ты ответишь  (близко ) Скажу я слово « потолок », А ты ответишь  ( пол ) Скажу я слово « потерял » И скажешь ты   ( нашёл ) Скажу тебе я слово « трус » Ответишь ты  ( храбрец ) Теперь начало я скажу Ну отвечай  ( конец ). IY. Обобщение и закрепление материала Последнее обобщающее задание нашего урока: Найти пары слов – антонимов в предложении : Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые  и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые,  прямые и скрытные, откровенные и хитрые. А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми,  здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.    Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени. YI .  Выставление и комментирование оценок.

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему: "Антонимы" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017