Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
21.06.2017
Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)
Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок - исследование Цель урока: Актуализировать знание о временных формах глагола. Задачи: - повторить временные формы глагола; - способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; - воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
изменение глаголов по временам.docx
Тема урока «Изменение глаголов по временам» Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок ­ исследование Цель урока: Актуализировать знание о временных формах глагола. Задачи: ­ повторить временные формы глагола; ­ способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; ­ воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах. Ход урока: I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. ­ Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения. 1. Словарная работа.  На доске записаны слова. СЛАЙД  Г.р.зонт, лаг.рь, ар.мат, г.л.рея, остр.в, л.пата. Прочитайте. – Что объединяет эти слова? (словарные слова) – Какое задание вы можете предложить? (вставить пропущенные буквы) ­   Откройте,   пожалуйста,   тетради,   запишите   число,   классная   работа.   Не   забудьте   о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.  ­ Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Работа в тетради.  Самопроверка. СЛАЙД.  ­ Для чего мы учим словарные слова? (чтобы писать без ошибок и быть грамотными.) 2. Постановка учебной задачи. 1 Мы с вами изучаем большой раздел. Вспомнить его получится, если по первым буквам словарных слов прочитаете слово. (Глагол) СЛАЙД  ­ Известный русский учёный Александр Матвеевич Пешковский так сказал об этой части речи:  «Это слова, оживляющие всё, к чему они приложены» ­   Объясните   смысл   этой   фразы     (Глагол   обозначает   действие,   движение,   без   него невозможно передать  событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое)   ­ Ребята  приготовили новую интересную информацию о главном герое нашего урока, послушаем их. 1. Происхождение слова "глагол".  Термин "глагол" ­ это перевод с латинского "verbum", что значит "слово", "речь". В словаре Даля это слово означает:  слово, речь;   часть речи, разряд слов, выражающее действие, состояние; слово ­ исключительная способность человека выражать  мысли и чувства свои, дар говорить. 2.  На   удивительную   силу   русского   глагола   обращали   внимание   многие   писатели   и языковеды. Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова”.  3.   В текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально­ деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. ­   2   ученика   работают   индивидуально.     Задание:   найти   определение  времени из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова. ­ Я предлагаю вам  интересную  загадку. СЛАЙД  Оно и бежит, оно и летит, Оно и быстротечно, оно и бесконечно. 2 ­ А кто догадался,  о чем идет речь в этой загадке? (о времени) ­ А что такое время (….) ­ А где мы сможем уточнить значение этого слова? ­ Прочитайте, пожалуйста, определение  времени из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова.  ( Время ­ это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками) ­ Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час.  Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время не ждёт.   Если   всюду   торопиться,   то   ни   на   что   времени   не   хватит.   Деньги   пропали   – наживёшь, время пропало – не вернёшь. Время руками не удержишь.) ­ Время надо беречь и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу.   ­ Как связаны эти два понятия: глагол и время?  ­ Определите тему урока? (Изменение глаголов по временам) (тему открыть на доске) ­ Определим цель урока, продолжите предложение: СЛАЙД ЦЕЛЬ: ­ научиться …….(изменять глаголы по временам) Задачи:  повторить… ­ выяснить…. (все ли глаголы изменяются по временам?) ­ Для достижения цели ставим перед собой задачи: 1. Повторить….. (времена глаголов) 2. Выяснить ….  V. Постановка проблемы.  Работаем в группах. КАРТОЧКА №1 ­   Прочитайте   предложения.  В   скобках,   после   каждого   предложения,  поставьте   знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ. + ­ уже знаю – ­ думаю иначе (есть ошибка) ? ­ есть вопрос (не знаю) 3 1. 2. Глагол – это часть речи. ( ) Глагол обозначает признак предмета. ( ) 3. сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( ) Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что 4. предложения. ( ) В   предложении   глагол   чаще   всего   бывает   второстепенным   членом Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает 5. действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. ( ) 6. Глаголы   изменяются   по   временам   и   выделяют   три   времени,   которые отличаются вопросами. ( ) 7. Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( ) ­ Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу.  (У детей сигнальные карточки.) ­ Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ. ) ­ В каком предложении появился вопрос? Что нам необходимо выяснить? Актуализация опорных знаний. Работа в паре. 1) Работа с карточками. На карточке №2 записаны 3 четверостишия. – Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите и подчеркните глаголы, определите время.  1 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в        настоящем         времени.  Глаголы подчерните.  2 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в     прошедшем          времени.  Глаголы подчерните. 4 3 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в    будущем                времени.  Глаголы подчерните. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. Пройдёт зима холодная, Наступят дни весенние, Солнце ласково смеётся,  Светит ярче, горячей, на озёрах треснул лёд,  будто раскололи. Теплом солнышко,   растопит А с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. (С.Маршак) как воск, снега пушистые. (Я.Колас) (С.Дрожжин) Самопроверка. – Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. СЛАЙД  – Что значит «солнце ласково смеётся»? – Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. СЛАЙД  – Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени. СЛАЙД  – Найдите в этом отрывке сравнение. –   Что   с   чем   сравнивается?   Почему?   (   Теплом   растопит   солнышко,   как   воск,   снега ­     (Воск   это   мягкое пушистые).  белого цвета, вырабатываемое пчелами и служащее им для постройки сотов.) ­ ВЫВОД: ­ Какие времена глаголов существуют? ­ Как определить время глаголов?   плавкое вещество желтого   или ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?) ­ На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делала?) ­ На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?) Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи  время глагола”. СЛАЙД  5 ­Выполняя   это   задание,   какую   задачу   мы   выполнили? (№1   ­   повторили   времена глаголов)  7. Физминутка  Игра “Не ошибись!” Учитель называет действия, ученики их выполняют. – Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. ­ Слова какой части речи были использованы в игре? ­ В каком времени употребляются? VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения. Светить,  таять, придёт, прилететь.   СЛАЙД  ­  Что объединяет данные слова?  ­ Какое слово лишнее? Почему?  ­ На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?  ­  Вы умеете определять неопределенную форму глагола и время. Попробуйте соединить оба умения. ­  Работа в паре  по учебнику. ­  Прочитать таблицу.  Страница 76,  упражнение 157. ­ Итак,   в начале урока у нас возник вопрос:   все ли   глаголы могут иметь форму настоящего времени. Как мы на него сейчас ответим?   СЛАЙД  ­ Б) Работа в тетради. Слайд  Писать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. 6 Написать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. Звонить  (_______?) ­ наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. Позвонить – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. (Писать – (что делать?) – пишу – писал – буду писать  Написать – (что сделать?) – х – написал – напишет)  Звонить  ­ (что делать?) ­  звоню – звонил – буду звонить Позвонить – (что сделать?)  ­ х – позвонил – позвоню.  Самопроверка. СЛАЙД ­ Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно изменять глаголы   по временам). ­  Можем   мы   теперь   ответить   на   наш   вопрос: все   ли   глаголы   изменяются   по временам? (ВСЕ!   Но   глаголы,   которые   отвечают   на   вопрос что   сделать, форму настоящего времени не имеют) СЛАЙД 5) Творческая работа: «Продолжи и оживи текст»  СЛАЙД ­ Записать предложение под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу,   указать части речи.  Наступила  долгожданная  весна. ­Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения? ­Вам   нужно   продолжить   и   дополнить   текст   подходящими   по   смыслу   глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».  Не забываем слова     языковеда   Пешковского   глаголы   ­  «это   слова,   оживляющие   всё,   к   чему   они приложены» (Самостоятельная работа) Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы. 7 (Наступила   долгожданная   весна.   Звенит   весёлая   капель.   Бегут   говорливые   ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы). ­Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2­3 ученика) X . Домашнее задание.  Страница 77,  упражнение 159 IX. Итог урока. Рефлексия. ­ Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? ­ Как, по­вашему мнению, достигли вы её? ­ Внимание на экран. Продолжите предложения. СЛАЙД  8

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.