Разработка урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок - исследование Цель урока: Актуализировать знание о временных формах глагола. Задачи: - повторить временные формы глагола; - способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; - воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Иконка файла материала изменение глаголов по временам.docx
Тема урока «Изменение глаголов по временам» Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок ­ исследование Цель урока: Актуализировать знание о временных формах глагола. Задачи: ­ повторить временные формы глагола; ­ способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; ­ воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах. Ход урока: I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. ­ Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения. 1. Словарная работа.  На доске записаны слова. СЛАЙД  Г.р.зонт, лаг.рь, ар.мат, г.л.рея, остр.в, л.пата. Прочитайте. – Что объединяет эти слова? (словарные слова) – Какое задание вы можете предложить? (вставить пропущенные буквы) ­   Откройте,   пожалуйста,   тетради,   запишите   число,   классная   работа.   Не   забудьте   о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.  ­ Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Работа в тетради.  Самопроверка. СЛАЙД.  ­ Для чего мы учим словарные слова? (чтобы писать без ошибок и быть грамотными.) 2. Постановка учебной задачи. 1Мы с вами изучаем большой раздел. Вспомнить его получится, если по первым буквам словарных слов прочитаете слово. (Глагол) СЛАЙД  ­ Известный русский учёный Александр Матвеевич Пешковский так сказал об этой части речи:  «Это слова, оживляющие всё, к чему они приложены» ­   Объясните   смысл   этой   фразы     (Глагол   обозначает   действие,   движение,   без   него невозможно передать  событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое)   ­ Ребята  приготовили новую интересную информацию о главном герое нашего урока, послушаем их. 1. Происхождение слова "глагол".  Термин "глагол" ­ это перевод с латинского "verbum", что значит "слово", "речь". В словаре Даля это слово означает:  слово, речь;   часть речи, разряд слов, выражающее действие, состояние; слово ­ исключительная способность человека выражать  мысли и чувства свои, дар говорить. 2.  На   удивительную   силу   русского   глагола   обращали   внимание   многие   писатели   и языковеды. Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова”.  3.   В текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально­ деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. ­   2   ученика   работают   индивидуально.     Задание:   найти   определение  времени из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова. ­ Я предлагаю вам  интересную  загадку. СЛАЙД  Оно и бежит, оно и летит, Оно и быстротечно, оно и бесконечно. 2­ А кто догадался,  о чем идет речь в этой загадке? (о времени) ­ А что такое время (….) ­ А где мы сможем уточнить значение этого слова? ­ Прочитайте, пожалуйста, определение  времени из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова.  ( Время ­ это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками) ­ Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час.  Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время не ждёт.   Если   всюду   торопиться,   то   ни   на   что   времени   не   хватит.   Деньги   пропали   – наживёшь, время пропало – не вернёшь. Время руками не удержишь.) ­ Время надо беречь и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу.   ­ Как связаны эти два понятия: глагол и время?  ­ Определите тему урока? (Изменение глаголов по временам) (тему открыть на доске) ­ Определим цель урока, продолжите предложение: СЛАЙД ЦЕЛЬ: ­ научиться …….(изменять глаголы по временам) Задачи:  повторить… ­ выяснить…. (все ли глаголы изменяются по временам?) ­ Для достижения цели ставим перед собой задачи: 1. Повторить….. (времена глаголов) 2. Выяснить ….  V. Постановка проблемы.  Работаем в группах. КАРТОЧКА №1 ­   Прочитайте   предложения.  В   скобках,   после   каждого   предложения,  поставьте   знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ. + ­ уже знаю – ­ думаю иначе (есть ошибка) ? ­ есть вопрос (не знаю) 31. 2. Глагол – это часть речи. ( ) Глагол обозначает признак предмета. ( ) 3. сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( ) Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что 4. предложения. ( ) В   предложении   глагол   чаще   всего   бывает   второстепенным   членом Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает 5. действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. ( ) 6. Глаголы   изменяются   по   временам   и   выделяют   три   времени,   которые отличаются вопросами. ( ) 7. Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( ) ­ Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу.  (У детей сигнальные карточки.) ­ Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ. ) ­ В каком предложении появился вопрос? Что нам необходимо выяснить? Актуализация опорных знаний. Работа в паре. 1) Работа с карточками. На карточке №2 записаны 3 четверостишия. – Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите и подчеркните глаголы, определите время.  1 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в        настоящем         времени.  Глаголы подчерните.  2 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в     прошедшем          времени.  Глаголы подчерните. 43 ряд – находит то четверостишие, в котором употреблены глаголы в    будущем                времени.  Глаголы подчерните. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. Пройдёт зима холодная, Наступят дни весенние, Солнце ласково смеётся,  Светит ярче, горячей, на озёрах треснул лёд,  будто раскололи. Теплом солнышко,   растопит А с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. (С.Маршак) как воск, снега пушистые. (Я.Колас) (С.Дрожжин) Самопроверка. – Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. СЛАЙД  – Что значит «солнце ласково смеётся»? – Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. СЛАЙД  – Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени. СЛАЙД  – Найдите в этом отрывке сравнение. –   Что   с   чем   сравнивается?   Почему?   (   Теплом   растопит   солнышко,   как   воск,   снега ­     (Воск   это   мягкое пушистые).  белого цвета, вырабатываемое пчелами и служащее им для постройки сотов.) ­ ВЫВОД: ­ Какие времена глаголов существуют? ­ Как определить время глаголов?   плавкое вещество желтого   или ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?) ­ На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делала?) ­ На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?) Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи  время глагола”. СЛАЙД  5­Выполняя   это   задание,   какую   задачу   мы   выполнили? (№1   ­   повторили   времена глаголов)  7. Физминутка  Игра “Не ошибись!” Учитель называет действия, ученики их выполняют. – Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. ­ Слова какой части речи были использованы в игре? ­ В каком времени употребляются? VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения. Светить,  таять, придёт, прилететь.   СЛАЙД  ­  Что объединяет данные слова?  ­ Какое слово лишнее? Почему?  ­ На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?  ­  Вы умеете определять неопределенную форму глагола и время. Попробуйте соединить оба умения. ­  Работа в паре  по учебнику. ­  Прочитать таблицу.  Страница 76,  упражнение 157. ­ Итак,   в начале урока у нас возник вопрос:   все ли   глаголы могут иметь форму настоящего времени. Как мы на него сейчас ответим?   СЛАЙД  ­ Б) Работа в тетради. Слайд  Писать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. 6Написать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. Звонить  (_______?) ­ наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. Позвонить – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. (Писать – (что делать?) – пишу – писал – буду писать  Написать – (что сделать?) – х – написал – напишет)  Звонить  ­ (что делать?) ­  звоню – звонил – буду звонить Позвонить – (что сделать?)  ­ х – позвонил – позвоню.  Самопроверка. СЛАЙД ­ Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно изменять глаголы   по временам). ­  Можем   мы   теперь   ответить   на   наш   вопрос: все   ли   глаголы   изменяются   по временам? (ВСЕ!   Но   глаголы,   которые   отвечают   на   вопрос что   сделать, форму настоящего времени не имеют) СЛАЙД 5) Творческая работа: «Продолжи и оживи текст»  СЛАЙД ­ Записать предложение под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу,   указать части речи.  Наступила  долгожданная  весна. ­Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения? ­Вам   нужно   продолжить   и   дополнить   текст   подходящими   по   смыслу   глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».  Не забываем слова     языковеда   Пешковского   глаголы   ­  «это   слова,   оживляющие   всё,   к   чему   они приложены» (Самостоятельная работа) Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы. 7(Наступила   долгожданная   весна.   Звенит   весёлая   капель.   Бегут   говорливые   ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы). ­Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2­3 ученика) X . Домашнее задание.  Страница 77,  упражнение 159 IX. Итог урока. Рефлексия. ­ Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? ­ Как, по­вашему мнению, достигли вы её? ­ Внимание на экран. Продолжите предложения. СЛАЙД  8