Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс
Оценка 4.6

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
31.01.2018
Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс
Я предлагаю модель урока по УМК под редакцией С.И.Львовой. Моя модель- это первый урок. Урок строился на основе технологии проблемно-диалогического обучения, что даёт возможность каждому школьнику открывать новые знания, способствует его творческому усвоению. Эта технология предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны постановка учебной проблемы- это этап формирования нового знания, в процессе которого школьники выдвигают гипотезы, обеспечивая «открытие» знаний путём проб и ошибок. Именно на проблемно-диалогических уроках у школьников формируется интерес к новому материалу, достигается понимание материала учениками, поскольку они сами «открывают» знания. При этом учащиеся не боятся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочное, проявляют активность. Учитель выступает в роли наставника, который помогает получать новые знания.
Разработка урока.doc
Конспект учебного занятия предмет: русский язык класс: 7 Тема учебного занятия: Наречие как часть речи. Константиновский район Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ. Учитель: Л.А.Золотарёва Конспект учебного занятия с использованием технологии проблемно­ диалогического обучения. Константиновский район Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ. Учитель: Золотарёва Л.А. Предмет: русский язык. Класс: 7 Тема учебного занятия: Наречие как часть речи. Продолжительность учебного занятия: 45 мин. Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.    Тема для модели урока выбрана на основе стандарта основного общего  образования по русскому языку, примерной программы и авторской  С.И.Львовой. Программа С.И.Львовой на изучение темы «Наречие» в 7 классе отводит 15 часов.     Я предлагаю модель урока по УМК под редакцией С.И.Львовой. Моя модель­ это первый урок. Урок строился на основе технологии проблемно­диалогического обучения,  что даёт возможность каждому школьнику открывать новые знания,  способствует его творческому усвоению. Эта технология предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны постановка  учебной проблемы­ это этап формирования нового знания, в процессе  которого  школьники выдвигают гипотезы, обеспечивая «открытие» знаний  путём проб и ошибок. Именно на проблемно­диалогических уроках у  школьников формируется интерес к новому материалу, достигается  понимание материала учениками, поскольку они сами  «открывают» знания.  При этом учащиеся не боятся высказывать своё мнение, даже если оно  ошибочное, проявляют активность. Учитель выступает в роли наставника,  который помогает получать новые знания.                      Тема: Наречие как часть речи. Цели урока: для учителя: 1.Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в  сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить их  морфологические признаки и синтаксическую роль. 2.Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления  наречий в текстах, развивать устную речь учащихся, их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы. 3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к родному  языку; формировать интерес к изучению предмета на примере текстов  известных писателей. для учащихся: знать:                                                                                                уметь:             общее грамматическое значение                  отличать наречие от других частей  наречия; морфологические признаки           речи; находить наречия в тексте; и синтаксическую роль.                                 употреблять их в конкретной                                                                            речевой ситуации.                            Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска,  мультимедийный  проектор, раздаточный материал с текстами, карточки,  портрет А.М.Горького, высказывание о наречии, таблицы.  Планируемые результаты: Личностные: 1.уважительное отношение к родному языку; 2.стремление к  речевому самосовершенствованию; 3.пополнение словарного запаса; 4.способность к самооценке.  Метапредметные: 1.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 2.взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного  выполнения задачи, участия в обсуждении. Предметные: 1.Развитие творческой самостоятельности; Содержание урока 1.Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний. 1) Игра «Солнце». Учитель: Ребята, перед вами на столе лежат карточки. Посмотрите на них  внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше  эмоциональное настроение именно сейчас. (Ученики сигнализируют о своём эмоционально­психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками). Для того  чтобы настроить учащихся на понимание значимости данной  темы, обеспечить позитивное отношение к данному материалу, а также  с целью выявления эмоционально­психологического состояния учащихся на  уроке, была проведена игра «Солнце». Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя М.Горького:  «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь  точной, образной, выразительной». Учитель: Ребята, а для того, чтобы наша речь была точной, образной,  выразительной, как мы должны относиться к русскому языку? Учащиеся: Бережно, аккуратно, серьёзно, внимательно, уважительно. Учитель: Какой вопрос можно поставить к этим словам? Учащиеся: Как? Каким образом? Учитель: Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Учащиеся: Наречие. Учитель: Обратимся ещё раз к словам М.Горького. Что говорит автор о  русском языке? Учащиеся: Русский язык необыкновенно богат наречиями. Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  Сформулируйте тему урока.  (запись на доске и в тетрадях темы урока «Наречие как часть речи»)  Для того чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала,  убедить в необходимости изучения данной темы, заинтересовать  учащихся, была проведена работа с эпиграфом, поставлен проблемный  вопрос и сформулированы цели урока. Учитель: На каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим  оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете  аргументировано оспаривать её. (Учащимся дается лист самооценки) № Этапы урока, виды работы Оценка примечание 1 2 3 4 5 6 Повторение Изучение нового учебного материала Закрепление учебного материала Работа с текстом Лингвистический эксперимент Работа по картине                       Чтобы оценить свою работу на каждом этапе урока,  учащиеся получили  листы самооценки. 2.Повторение изученного материала. Учитель: Когда мы повторяли самостоятельные части речи,  Вова и Лена  отсутствовали. Кто готов ребятам помочь вспомнить грамматические  признаки глагола, имени прилагательного, причастия и деепричастия? (учащиеся по очереди называют признаки глагола, имени существительного,  прилагательного, причастия и деепричастия, а учитель прикрепляет на доске  карточки с признаками этих частей речи). Учитель: Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи? Учащиеся: Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, сочетается с  этими частями речи. Речевая ситуация была использована на уроке с целью повторения  морфологических признаков самостоятельных частей речи. 1) Историческая справка о наречии.  (Сообщение учащихся «Из истории наречия») С целью расширения знаний о наречии, как части речи, учащимися была  подготовлена историческая справка. 2)Слово учителя. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других  частей речи, в чём­то с наречием сходных. Многое в правописании наречий  рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие  как часть речи. Это цель сегодняшнего урока. 3)Работа с текстом. (На экран проецируется текст)      Сентябрь­ ч…родей цвета. Чистое голубое небо тонкое с…ребро  паутины в воздух… б…гряные лист…я осины созд…ют его неповт…римую  п…литру.      Под     осе(н,нн)ими лучами солнца тихо дремл...т лес. Солнеч(?)ные  лучи ныряют в ч…щу ро…ко зажигая кое­где р…синки.       Каких только оттенков (не)увид…шь! По­новому кр…сивые ст…ят в  тонкой поз…лоте берё…ки ярко г…рят красные пл…ды рябины.     Красоч(?)на п…литра сентября. Я как­то особенно люблю этого  поистине ч…родея цвета. ­Прочитайте выразительно. Докажите, что это текст. ­Как можно озаглавить его? ­Какова основная мысль текста? ­Объясните орфограммы в тексте. ­Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку. ­Выпишите из текста наречия с теми словами, к которым они относятся. (Дремлет тихо, ярко горят, робко зажигая, как­то особенно, по­новому  красивые)  Учитель: От каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным  словом в этих словосочетаниях?  Сделайте вывод.  Вывод 1: наречия сочетаются  с глаголами (чаще всего), с глагольными  формами (причастием и деепричастием, а также с прилагательными и  другими наречиями. ­Наречия могут сочетаться и с именем существительным (на экране запись с  примерами: поворот налево, яйца всмятку, взгляд исподлобья). ­Что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол,  глагольные формы? ­А наречие? Каково его грамматическое значение?  Вывод 2: о грамматическом значении наречия. Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит  действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия. (дремлет  тихо, робко зажигая, ярко горят); признак признака (как­то особенно, по­ новому красивые); признак предмета (поворот налево, яйца вкрутую).  ­Какова же синтаксическая роль наречий? Синтаксический разбор предложения.  По­новому красивые стоят в тонкой позолоте берёзки, ярко горят красные  плоды рябины.  Вывод 3: в предложении наречия чаще всего являются  обстоятельствами. ­Можно ли изменить наречие? Запись предложения.  Солнце медленно передвигает свой закатный блеск на север. ­Назовите наречие. От слова какой части речи задаём вопрос? Попробуйте  изменить наречие Передвигает медленно, передвигали медленно, передвигаешь медленно… Вывод: окончание в глаголе изменяется, а наречие изменить нельзя, значит и  окончаний оно не имеет.  Вывод 4: наречие­ неизменяемая часть речи. Большие учебно­воспитательные задачи поставлены и реализованы на 3  этапе. Исследовательская работа с текстом была проведена с целью  формирования умения учащихся отличать наречие от других частей речи;  находить его в тексте, тренировать учащихся в определении грамматических признаков наречий,  роли наречия в словосочетании и   предложении; совершенствовать умение учащихся проводить  синтаксический разбор словосочетаний и предложений  с наречиями.  Одновременно была проведена работа над орфограммами и  пунктограммами. Работа с текстом позволила учащимся вспомнить  основные признаки текста. Ребята доказывали, что данный отрывок  является текстом, определяли основную мысль текста, озаглавливали.  4)Работа с учебником. (учащимся предложено сверить свои выводы о наречии как части речи с  материалом учебника на стр.3 п.14. Учитель: Есть ли в учебнике какие­то дополнительные сведения о наречии? ­Устно изложите содержание текста по следующему плану: 1.общее грамматическое значение наречия. 2.морфологические признаки. 3.синтаксическая роль. Самостоятельная работа с учебником способствовала развитию умения  сопоставлять, анализировать и обобщать полученные знания о наречии и  делать выводы. Физкультминутка. Уч­ль. Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите наречие – наклон направо,  прилагательное – налево, глагол– вперед, если затрудняетесь определить – круговые  движения головой.  Тихо, тихий, падает, падающий, быстро, быстрый, летит, летящий, красиво, красивый, порхает, желтеющий, медленно, медленный, играет, игравший, ложится.  4.Закрепление учебного материала  1). Работа с поэтическими текстами (в группах) (тексты проецируются на экран) Ребята, сейчас мы понаблюдаем за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам  дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются? Задание: Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите наречия, выпишите их. 1.Дремлет взрытая д…рога, Ей сегодня прим…чталось, Что совсем­ совсем (не)много Ждать зимы с…дой осталось…                                   (С.Есенин) Задание :Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать  мироощущение писателя? 2.Как грустный взгляд люблю я осень. В туманный, тихий день хожу Я часто в лес и там сижу­ На небо белое гляжу Да на верхушки тёмных сосен.                                       (И.С.Тургенев) Задание: Найдите наречия. Сколько их? Сколько частей в этом предложении? Какое  оно простое или сложное? Подчеркните наречие как члены предложения. 3.Птицы, в стаи сбиваясь шумливо, Клином тянут неспешно на юг, И кленовый листок торопливо От земли отрывается вдруг.                                         (Е.В.Кучеров) ­Какова роль наречий в текстах? Какой делают нашу речь наречия? Вывод: наречия служат для выражения состояния души человека и состояния  природы. Делают нашу речь точной, образной, выразительной.  2). Лингвистический эксперимент. ­Попробуем убрать наречия из текста №3. Что изменилось? (Текст потерял свою образность, выразительность. Мы не знаем, как собираются  птицы, как они летят на юг, как отрывается от земли листок). ­Подумайте, что значит шумливо? (шумно, громко) ­А какими синонимами можно заменить наречия неспешно, торопливо? (медленно, быстро). Вывод: роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу  речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее. Формировать  представление об изобразительно­выразительных возможностях  наречий   помогла работа с поэтическими текстами. Чтобы показать  выразительность и образность наречий в тексте был проведён также  «Лингвистический эксперимент» и лексическая работа. Закрепить знания теоретического материала по теме, установить правильность и  осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня  осмысления учащимися изучаемого материала помогла работа в группах. Эта работа  способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы. 3).Распространите данные предложения наречиями. … и … сияло над свинцовыми тучами голубое небо. Облака бежали … . … они  затуманили солнце. Погасал его блеск. В саду становилось … и … . (ярко, низко, пустынно, скоро, скучно, холодно). ­Прочитайте предложения. Какие предложения звучат выразительнее, эмоциональнее,  красивее? Это слова какой части речи? 4).Работа по картине. ­Ребята, самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Русский художник И.И.Левитан, также как и Пушкин, Есенин,  Тургенев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года.  Левитан написал около ста осенних картин. Картина «Золотая осень»­ одна из  замечательных работ художника. (картина проецируется на экран) Используя картину, постарайтесь составить словосочетания, соответстующие схемам:  глаг.+ нареч.                   прил.+нареч.                     сущ.+нареч.                 нареч.+нареч. В целях эстетического развития учащихся и воспитания любви к природе была  проведена работа по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Учащимися были  составлены рабочие материала для написания домашнего сочинения­миниатюры на  тему « Золотая осень».   5. Итог урока. Мотивация на обучение. Возвращаемся к целям урока, поставленным в начале урока. Поэтапно, по  пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли. ­Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто­то не всё  понял, не стесняйтесь. Непонимание­ дверь к пониманию и ошибка­ тоже  результат деятельности. ­Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в  следующие уроки. Звучит музыка. При подготовке урока я опиралась на метод исследования, в основе  которого лежит педагогика сотрудничества и поиска. Целью обучения в  сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником личного  участия и ответственности за успех совместной работы. 6. Домашнее задание. Сегодня каждый для себя сам выберет посильное и интересное домашнее задание. 1.Придумать (вспомнить) и написать пословицы и поговорки с наречиями (1 балл). 2.Выполнить упр.481 (2 балла). 3.Подобрать поэтические тексты на тему «Осень», выписать наречия с тем словами, к  которым они относятся (3 балла). 4.Сочинение­миниатюра на тему «Осень на Дону» ( с использованием наречий) (4 балла). Минимальное количество баллов­3. Успехов вам, ребята, и спасибо за работу! Домашнее задание было дифференцированным и явилось логическим продолжением  работы на уроке. В течение урока учащиеся наблюдали за тем, как используются  выразительные возможности наречий, поэтому они должны были хорошо справиться  с домашней работой (составить текст, используя наречия). Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению  конечного результата: каждый из учебно­воспитательных моментов работал на  конечный результат. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с  последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением. Осуществлению развивающего аспекта триединой цели также способствовали все учебно­ воспитательные моменты: развитие орфографической зоркости и пунктуационной  грамотности; умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить развивалось  при решении проблемных ситуаций, подведении итогов урока. Задача воспитания  коллектива данного класса осуществлялась через создание дружеской, творческой  атмосферы урока. Урок полностью отвечал принципам индивидуально­личностного подхода. Ученики  чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения  делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. На уроке сочетались фронтальная  работа с классом с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощрялись  индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная  среда урока способствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению  учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта.

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс

Разработка урока по русскому языку на тему "Наречие как часть речи" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018