разработка урока по русскому языку на тему "Неизменяемые имена существительные" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Учащиеся знают, что такое неизменяемые имена существительные; умеют исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемых существительных; размышляют над употреблением их в речи. задачи: Создать благоприятную психологическую атмосферу; Максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся результат обучения: Могут определять несклоняемые существительные; умеют правильно употреблять их в речи.
Иконка файла материала план урока.docx
Краткосрочный план урока по русскому языку в 4 классе Дерий Александра Леонидовна Название занятия: Неизменяемые имена существительные Цель:  Задачи:  Результаты  обучения: Ключевые идеи: 1.Вызов. Организация  деятельности  учащихся.  Психологический  настрой  (10 мин)  Учащиеся знают, что такое неизменяемые имена существительные;  умеют исследовать и анализировать морфологические признаки  несклоняемых существительных; размышляют над употреблением  их в речи.  Создать благоприятную психологическую атмосферу;  Максимально активизировать мыслительную деятельность  учащихся Могут определять несклоняемые существительные; умеют  правильно употреблять их в речи. Имена существительные, которые не изменяются по падежам, но  имеют род, называются несклоняемыми или неизменяемыми  существительными. Ход урока ­ Доброе утро!  ­Здравствуйте! У нас урок русского языка. Давайте настроимся на  работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения  друг с другом. ­ Садимся правильно за парты. Откройте тетради. Запишите «дату»  и на следующей строчке «классная работа» Деление на группы по карточкам: ­Записать слова, вставить пропущенную букву. Определить  орфограмму. 1) кас..а, кол..екция, ал..ея, шос..е. 2) уж..н, р..сунок, ш..мпанзе, ж..раф. 3)  п..льто, к..рман, завтр..к, н..род «Мозговой штурм» ­К какой части речи относятся записанные вами слова?  (существительные) ­ Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть  речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или  что?) Какие грамматические признаки имени существительного знаете?  (Собственное или нарицательное, одушевлённое или  неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж.)  Сообщение темы урока. ­ Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. ­Вернемся к словарной работе. Игра «Четвертое лишнее».  Обсудите в группе, какое слово лишнее и почему. (в 1 строке ­ шоссе, т.к. ср.р. 2 скл, а все остальные слова – 1 скл; Во 2 строке – шимпанзе, т.к. ср.р., а остальные м.р. В 3 строке – пальто, т.к. ср.р., а остальные м.р.) 12. Осмысление. Работа по теме  урока. (30 мин) Физминутка  «Макарена» Что такое склонение имён существительных? (Изменение формы  слова, изменение по падежам, изменение окончаний.)  Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова,  которая служит для связи слов в предложении.) Оцените себя в листе оценивания по критериям (задание 1): 5 баллов – все задания без ошибок 4 балла – 1ошибка                   3 балла ­2 ошибки 2 балла – 3 ошибки                  1 балл – 4 ошибки Постановка проблемы (работа в группах). ­ Измените по падежам слова: 1 группа­ касса, шоссе, 2 группа –  жираф, шимпанзе, 3 группа ­ народ и пальто. Выделите  окончание. ­ Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют.) (Ответы детей сопровождаются демонстрацией  презентации Power Point. Слайд №2.) ­ Какие окончания в каждом падеже при изменении слова народ?  (Дети называют.)  А в слове пальто? Решение проблемы. ­ Слово пальто склоняется? (Нет.) Почему? (Не изменяется форма.) Какие еще слова не склоняются? ­ Как могут называться такие существительные? (Предположения  детей.) ­ Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.) ­ Что такое несклоняемые существительные? (Предположения  детей.)  Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для  всех падежей одну и ту же форму. Новое пальто, пойду в пальто, пуговицы на пальто. ­ Прочитайте правило. (Слайд №3.) ­ Прочитайте слова. (На экране слайд №3.) Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено. ­ На какие группы их можно разделить? (Склоняемые и  несклоняемые. Слайд №3.) ­ Разделите их на 2 группы. (Дети работают в группах.) ­ Назовите окончания в словах 1 столбика. Докажите. ­ Во 2 столбике? Докажите. (Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power  Point. Слайд №3.) Проблемный вопрос. ­ Что можете сказать про окончания несклоняемых имён  существительных? (Его нет.) Почему? (Нет изменяемой части  слова.) Оцените задание 2 в группе Игра­соревнование. ­ Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена  существительные. (Работа в группах.) Задание 3. Из предложенных слов выбрать несклоняемые  существительные. Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе,  лото. 2Проверка: метро, пальто, кафе, какао, шоссе, филе, лото. ­Как вы думаете, это русские слова? (нет, это иноязычные,  пришедшие из других языков) ­ Какая буква на конце этих несклоняемых имён существительных?  Какого они рода? Можно ли утверждать, что они 2 склонения?  (Нет.) ­ Почему? (Нет окончания.) Молодцы! Оценивание по критериям (задание 3) ­ Прочитайте стихотворение. Морж спросил у Кенгуру: Как выносишь ты жару? Я от холода дрожу!­  Кенгуру сказал Моржу. ­ Какое существительное повторяется дважды? (Кенгуру.) ­ Форма одинаковая? (Да.) А падеж? (Разный.) Как определить  падеж? (По вопросам: (у кого?) у кенгуру – Р.п., (кто?) кенгуру –  И.п.) ­ Можно ли определить падеж у несклоняемых имён  существительных? (Можно. Но только в тексте по вопросам.) Прочитаем песенку А.Хайта на стр. 63 упр. 187 ­ Что вас рассмешило?(Автор неправильно употребляет некоторые  слова). Что мы должны уметь делать на уроке? (правильно  употреблять в речи несклоняемые существительные) Работа с одаренными и талантливыми. Лидеры  групп выполнят задание по карточкам. Вам будет  предложен текст. Вы должны найти и выписать из текста в тетрадь  несклоняемые имена существительные. Карточка. Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду  качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У  кенгуру в сумке сидел маленький кенгурёнок. А доброго пони  разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!   В это время остальные работают по учебнику. ИР  по учебнику  (стр. 63 упр. 186 ) Взаимопроверка. Оценивание по критериям задание 4. Проверка работы лидеров. ­ Прочитайте по цепочке, какие слова выписали. (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.) ­ В какую группу можно объединить все эти слова?(Животные.) ­ Кто из названных животных живёт в наших лесах?(Никто.) ­ Поэтому они Коле и понравились. Оцените себя по критериям. ­ А вам понравился наш сегодняшний урок? ­ С какой темой познакомились? (Несклоняемые имена  существительные). Что такое несклоняемые существительные? (Существительные,  которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.) Что можете сказать про окончание несклоняемых имён  3 Рефлексия  (5 мин)существительных? (Они не имеют окончания (всё слово­основа.) Можно ли у них определить падеж?(Падеж можно определить  только в тексте.) ­ Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была  грамотная речь.)  Оцените свою работу на уроке на смайлике. Дом\з. стр.64 упр. 189 Карточки­задания, презентация, листы оценивания, смайлики Ресурсы  Критерии оценивания: 5 баллов – все задания без ошибок 4 балла – 1ошибка 3 балла ­2 ошибки 2 балла – 3 ошибки 1 балл – 4 ошибки Лист оценивания ______________________________________________ Балл ы Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Оцен ка Итог о балл ов Критерии оценивания: «5»- 20- 19 баллов «4» -18 - 17 баллов «3»- 16-15 баллов «2»- 14-13 баллов 4