Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
01.01.2019
Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. I. Планируемые результаты изучения учебного предмета К концу 1 класса учащийся должен научиться: - различать гласные и согласные звуки и буквы; - правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова; - обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком; - различать звонкие и глухие согласные звуки; - определять место ударения в слове, вычленять ударный слог; - производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове; - вычленять слова из предложения; - правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять букв
portfolio_zakirovoy_o.a.docx
Муниципальное   общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43» ПОРТФОЛИО учителя начальных классов Закировой Ольги Викторовны      Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и  совершенствоваться – вот единственный курс  учительской жизни… К.Д.Ушиский 2016 г. Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Повышение квалификации и награды Раздел 3. Сведения об аттестации Раздел 4. Результаты педагогической деятельности Раздел 5. Научно-методическая деятельность Раздел 6. Обобщение опыта Раздел 7. Результаты внеурочной деятельности Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе.  Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться! Раздел 1. Общие сведения Полное наименование  образовательного учреждения Муниципальное  образовательное  учреждение  «Средняя  общеобразовательная школа №43» телефон: 8­904­811­56­16 № телефона, электронный адрес,  адрес сайта E­mail:  o  .  zakirova  2012@   yandex    .  ru   Сайт: http  viktorovna    ://   nsportal    "     /   .  ru   /  zakirova  ­  olga    ­   Фамилия,  Имя, Отчество Закирова Ольга Викторовна Дата рождения  Образование Специальность по диплому 11.08.1980 года. Высшее. Магнитогорский  государственный университет Диплом №133 от 2 июля 2002г. «Педагогика и методика начального  образования» Образовательная область: (согласно  базисному плану) Начальные классы Должность  Учитель начальных классов Преподаваемый предмет (по  тарификации или учебному плану) Начальная школа Педагогический стаж 14 лет Стаж работы в данном учреждении 9 лет Наличие классного руководства   1 класс Нагрузка 16 часов Моё учительское кредо Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю?   Я верю ­   каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог   всегда   ставлю   перед   собой   цель:   увидеть,   разглядеть,   не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к  самосовершенствованию через развитие творчества. У   каждого   из   нас   своё   кредо,   своя   философия.   Кто­то   об   этом заявляет громко с трибун, кто­то доверяет свои мысли дневнику, кто­ то, которых большинство, держит свои мысли при себе, но все мы: и первые, и вторые, и третьи, знают, главное, любить и понимать своих учеников. Ребенок, словно чистый лист бумаги Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу. Поэтому надо уметь видеть, слышать другого человека, делать красивые поступки. Мы,  учителя, должны подавать пример доброты, скромности, отзывчивости. На вопрос, что Вам приносит радость? – я даю ответ: мне радость приносит, прежде всего, моя семья, мои дочери, и, конечно же, моя работа. Мне радостно от  того, что дети общаются со мной, что я им нужна и как педагог, и как человек. Истоки моей сегодняшней радости в том, что я могу внести свой вклад в культурное воспитание человека. Все мы родом из детства. Сколько бы ни прошло лет, чего бы ни было в нашей жизни. Мы снова возвращаемся в него, а значит в школу.  Я никогда не мечтала об учительской профессии, а твёрдо знала, что стану педагогом. Учитель   –   это   даже   не   профессия.   Это   образ   жизни.   Это   осознание   огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.  Уверена, что сделала правильный выбор. Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу. И в этом помогает воображаемая лесенка: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Мои ученики – это мои дети. Период детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам, что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в итоге   у   ребёнка   теряется   вера   в   себя,  а  богатство   скрытое   внутри,  тускнеет,  чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться удивительным разнообразием мира, становятся как все. Каждый ребенок для меня ­ лучик, а  я постараюсь быть для них ярким солнышком. И   моя   задача   достучаться   до   самых   сокровенных   уголков   детской   души.   Помочь поверить в себя. Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут   относиться   к   школе,   станут   ли   они   верными   соратниками,   единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», ­ утверждал И.Кант. Так   буду   же   ею   наслаждаться,   обладая   великой   силой   каждого   учителя   –   «владеть сердцами своих учеников». Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется   раскрыться,   поэтому   ее   надо   приободрить,   похвалить!   Учитель   эти   звезды зажигает! Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. Мое   призвание   –   учитель.   Когда   спрашивают:   «Кем   Вы   работаете?»,   мне   трудно отвечать   пустой   фразой:   «Учителем».   Не   потому,   что    это   сейчас   совершенно   не престижная   профессия.  Просто   для   меня  «учитель» –  не   профессия,   не   общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что­то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело!   Скажешь   что­нибудь   ребенку   –   и   сразу   же   видишь   живую,   непосредственную реакцию.  Мне   доставляет   радость   чужая   радость,  чужой   успех!   Радость   человеческого общения, радость встречи».  «Всего сильней – огонь души. Зажечь в себе его спеши!» (М. Скребицкая). Учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА!  Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто.        Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения. Мой девиз:             ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ, НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ  «Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, искать, учиться каждый час и у каждого,   творить   и   изобретать,   идти   вперед,   там   успех.   Организация   проектной деятельности,   использование   компьютера   на   уроке,   подготовка   презентаций,   открытые уроки   и   мероприятия   –   эффективный   способ   заинтересовать   ученика.   Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.  Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненной позиции. И то, какими будут наши дети, зависит, главным образом, от нас. Девиз   учителя   начальных   классов:   «Стать   первым   учителем   не   по   счету,   а   по уважению!» Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Такое мое педагогическое кредо. Может оно очень простое? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство   учителя   не   случайная   удача,   не   счастливая   находка,   а   систематический, кропотливый   поиск   и   труд,   часто   черновой,   будничный,   наполненный   тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость». Нормативные документы, используемые в работе:  Закон «Об образовании РФ»  Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего  образования  Программы:  Программа по предмету «Литературное чтение»  Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. Программы по учебным предметам. Примерный план: 1­4 кл.: в 2­х частях./Сост. Р. Г. Чуракова.­ М.: Академкнига/Учебник, 2012г­ч.1  Программа   по   математике.   А.   Л.   Чекин,   Р.   Г.   Чуракова.   Программы   по   учебным предметам.   Примерный   план:   1­4   кл.:   в   2­х   частях./Сост.   Р.   Г.   Чуракова.­   М.: Академкнига/Учебник, 2012г­ч.1  Программа   по   предмету   «Русский   язык».   Н.Г.   Агаркова,   М.Л.   Каленчук,     Н.   А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1­4 кл.: в 2ч. /Сост. Н. А. Чуракова.­ М.: Академкнига/Учебник, 2012г.­Ч.1.  Программа по русскому языку. Обучение грамоте./ Н.Г.Агаркова, Н.М.Лаврова. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1­4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г.  Программа по технологии./Т.М.Рагозина, И.Б.Мылова. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1­4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011  Программа по окружающему миру. А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1­4 классы» М.: Просвещение, 2012г. Федеральный перечень учебников на 2016­2017 учебный год Рабочие учебные программы Календарно­тематическое планирование по предметам Раздел 2. Повышение квалификации и награды Дата Название структур, в которых прослушаны курсы Тема курсов Кол­во часов № удостове­ рения 2011г 2012г ГОУ ВПО  «Магнитогорский  государственный  университет». «Инновационная  деятельность учителя  начальных классов в  условиях апробации и  внедрения Федерального  государственного  стандарта» ФГБОУ ВПО  «Челябинский  государственный  педагогический  университет». «Реализация требований к  планируемым результатам  образования ФГОС  начального общего  образования». 72 8308 72 5402 1467 ­ и 72 72 2008г 2016г Южно­Уральский  Региональный центр  Интернет образования  при МаГУ. СДО «Педкампус»  Московская   академия профессиональных компетенций. «Информационно­ коммуникационные  технологии в  педагогической  деятельности. Повышенный  уровень» «Развитие  профессиональных  компетенций и мастерства  педагога (учителя,  воспитателя) в условиях  реализации ФГОС (по  уровням образования и  предметным областям)» по  предметной области  «Предметы начальных  классов» Грамоты, поощрения  Грамота   городского   этапа   областного   конкурса   «Разговор   о   правильном питании»   за   3   место   в   конкурсе   детского   творчества   «Плакаты   о   правильном питании», 2014 г.       Грамота   за   подготовку   дипломанта   финального   этапа  VIII  Международной Олимпиады по основам наук,  2012 г.   Сертификат за подготовку участников Всероссийского интеллектуального конкурса «Классики», 2013 г.   Благодарность   за   организацию   и   активное   участие   в   проведении   Всероссийского конкурса "Математика вокруг нас", 2016 год.   Грамота   за   активное   участие   в   школьной   практической   конференции   «Шаг   в будущее», 2013 год   Грамота Магнитогорского горкома профсоюза работников народного образования за активную   работу   в   общественной   жизни   коллектива   и   в   связи   с   80­летием учреждения, 2016 год   Благодарность за активное участие в социальной сети работников образования, 2016 год Раздел 3. Сведения об аттестации 1. Дата предыдущей аттестации: 27 ноября 2009г. 2. Квалификационная категория: Первая. 3. № приказа о присвоении квалификационной категории: № 194­к от 27.11.2009 Раздел 4. Результаты педагогической деятельности 1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся Учебный год Класс Число обучающихся 2012­2013 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016 ­ 2017 1 2 3 4 1 15 17 17 17 19 % обученности Безотметочное обучение 100 100 100 Безотметочное обучение Позитивная динамика качества знаний       Русский язык клас Число % качества % Число Число с 1 обучающихс обучен неуспев отличнико я 15 . . в Безотметочное обучение Уч. Год 2012­ 2013 2 3 4 1 2013­ 2014 2014­ 2015 2015­ 2016 2016 ­ 2017 17 17 17 19 65   65          100 100   100 ­ ­   ­ 1 1  1  Безотметочное обучение Литературное чтение Уч. Год клас с Число обучающихс % качества % обучен Число неуспев Число отличнико я 15 17 17 17 19 . . Безотметочное обучение 65  82           100 100   100 ­ ­   ­  Безотметочное обучение в 1 1   1 1 2 3 4 1 2012­ 2013 2013­ 2014 2014­ 2015 2015­ 2016 2016 ­ 2017 Уч. Год клас с Число обучающихс Математика % качества % обучен Число неуспев Число отличнико я 15 17 . . Безотметочное обучение 58 100 ­ в 1 2012­ 2013 2013­ 2014 1 2 3 4 1 17 17 19  53          100   100 ­   ­ 1   1  Безотметочное обучение Окружающий мир клас Число % качества % обучающихс я обучен . Число неуспев . Число отличнико в 15 17 17 17 19 Безотметочное обучение 76 77            100 100   100 ­ ­   ­  Безотметочное обучение 1 1   1 2014­ 2015 2015­ 2016 2016 ­ 2017 Уч. Год 2012­ 2013 2013­ 2014 2014­ 2015 2015­ 2016 2016 ­ 2017 Уч. Год 2012­ 2013 2013­ 2014 2014­ 2015 2015­ 2016 2016 ­ 2017 с 1 2 3 4 1 с 1 2 3 4 1 клас Число % качества % Технология обучающихс я обучен . Число неуспев . Число отличнико в 15 17 17 17 19 Безотметочное обучение 100 100 100           100 100   100 ­ ­   ­  Безотметочное обучение 17 17 2. Результаты итоговой аттестации обучающихся в 4 классе 2015­2016 учебный год 1. Всероссийские проверочные работы Предмет % качества % обучен. Математика Русский язык Окружающий мир 82 88 65 100 95 100 Число  неуспев. Число отличников ­ 1 ­ 10 7 1 2. Областная комплексная работа  %  %  выполнения верных ответов %  частично верных ответов 89,3 84,8 %  неверных ответов 6,37 8,82 Раздел 5. Научно - педагогическая деятельность 1. Используемые учебно­методические комплексы Комплект «Перспективная начальная школа» по каждому учебному предмету состоит из двух взаимосвязанных частей: УМК для ученика и для учителя. № п/п 1 Предмет Учебный комплект Математика Чекин А.Л. Математика. В 2 частях. – М.:  Академкнига/Учебник., 2012­2013 год.  Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и  заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2  и №3 2. Русский язык Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.  Русский язык 1­4 класс. М.: Академкнига/Учебник.,  2012­2013 год. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетрадь для   самостоятельной   работы   №1   и   №2.   —   М.: Академкнига/Учебник. 3. Литературное чтение Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник. 4. Окружающий мир Малаховская   О.В.   Литературное   чтение:   Тетрадь   для самостоятельной   работы   №1   и   №2.   —   М.: Академкнига/Учебник. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1  класс, М.: Просвещение, 2016. Плешаков   А.А,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2016. 2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно­коммуникативных,  в процессе обучения и в воспитательной работе. Наименование  технологии Уровень использования апробация в экспериментальном режиме системное  использование  + + В рамках урока и внеурочной деятельности + на уровне  отдельных  элементов  Разноуровневое  и  дифференцированн ое обучение Игровые Здоровье­ сберегающие  технологии Проектные методы обучения + Групповые методы  обучения Обучение  в  сотрудничестве   Мультимедийные  технологии + + + Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе  Цель: обеспечение здоровья обучающихся. Методы:   Учёт особенностей каждого обучающихся. • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни. • Использование   приёмов,   способствующих   появлению   и   сохранению   интереса   к учебному материалу.  Создание условий для самовыражения обучающихся. • Инициация разнообразных видов деятельности. • Предупреждение гиподинамии. Ожидаемые результаты:  • Предотвращение усталости и утомляемости. • Повышение мотивации к учебной деятельности. • Прирост учебных достижений. Разноуровневое обучение Цель  разноуровневого   обучения:   организация   учебного   процесса   на   основе   учёта индивидуальных особенностей личности. Осуществляя  разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:  Создание атмосферы, благоприятной для обучающихся.  Активное общение с обучающихся. Для реализации разноуровневого обучения использую: • Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи. • Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения. Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности. • Разноуровневая   дифференциация   обучения   широко   применяю   на  разных   этапах учебного процесса:  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ изучение нового материала; учет знаний на уроке; проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; закрепление пройденного материала; домашняя работа.  Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно­коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе Название № используемой технологии 1. Применение ИКТ. 2.  Технология  индивидуального  обучения   – частично. Обоснование применения.  повышение  мотивации  обучающихся  новый уровень  восприятия учебного  материала  достижение  дифференциации  обучения  обучающихся  развитие  информационной  компетенции  применение заданий  разного уровня Имеющийся или прогнозируемый результат.  развитие  самостоятельных  умений и навыков  обучающихся  повышение интереса к  изучаемому предмету  развитие компетенций   повышается уровень  компьютерных знаний  развитие умения  самостоятельного  выполнения работы  умение обучающихся  оценивать собственные  возможности и  результаты 3. Методика работы в  группах с интеграцией индивидуализированно го обучения.  4 Интеграция уроков  (частичная) 5 Игровые технологии   6 Здоровьесберегающие 7 Технология уровневой дифференциации    Развитие  сотрудничества в  ученическом   коллективе  развитие  коммуникативных  навыков  обучающихся  ●   всевозможная  интеграция уроков  русского языка и  литературного  чтения,     повышение  ● мотивации  обучающихся   повышение  эффективности  уровня   применение заданий  разного уровня  повышается интерес к  предмету   развитие навыков  коллективной  деятельности  повышается  успеваемость и  качество знаний по  предмету      уметь  извлекать знания в  межпредметной   деятельности  повышение  интереса к изучаемому  предмету улучшение  качества знаний развитие  умения  самостоятельной  работы умение  учащегося оценивать  собственные  возможности и  результаты Становление информационно­компьютерной компетентности. Учебный год  Наличие ИКТ­компетентности 2012­2017 2012­2017 Изучение материалов через сеть Интернет 1.   Создание   своего   персонального   сайта  в     социальной   сети работников образования    http   ://   nsportal    .  ru   /   Использование   материала   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. 2.Регистрация в Сообществе учителей  http://www.proshkolu.ru Обмен опытом. 3.Использование   презентаций   уроков   «Начальная   школа». Уроки   Кирилла   и   Мефодия   на   сайте:  http://nachalka.school­ club.ru/about/193/.  2012­2017 Выступление   на   педагогических   советах,     ШМО   учителей начальных   классов,   «круглых   столах»   с   демонстрацией мультимедийных презентаций.  В   своей   работе   активно   использую   электронные   средства   обучения,   компьютерные программы.   ИКТ   использую   для   проведения   диагностики,   составления   разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.  Лично разработанные ЦОР к урокам № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема  Класс « Числа 6,7. Письмо цифры 6»  «Род имен существительных» «Три кита экономики». «Деление с остатком» «Приёмы вычислений для случаев  вида 36­2, 36­20» «Приёмы вычислений для случаев  вида 36+2, 36+20, 60+18» «Общее понятие о тексте» В. Ф. Одоевский  «Городок в  Табакерке». «Искусство иллюстрации. Что видит художник» «Образ кошки в народных сказках». «Что растет на клумбе?»  «Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки». 1 3 3 3 2 2 2 4 1 1 1 1 Год 2008 2008 2008 2008 2009 2009 2009 2011 2012 2013 2016 2016 Год вступления 2016г. Городская творческая группа Название группы Результат «Средства   повышения Создание   интерактивной познавательной обучающихся»   активности раскраски   по   окружающему миру 1 класс Раздел 6. Обобщение опыта Тема выступления Где Дата  Темы выступлений на педагогических советах заслушивалось   результаты «Планируемые начального общего образования» МОУ «СОШ №43» МОУ «СОШ №43» «ФГОС   –   основа   системно­ деятельностного подхода» Январь 2013г. 31.03.2016 г. Тема выступления на городском совещании Творческий отчет по   теме:   «Опыт   работы   по реализации   программы   «Разговор о  правильном   питании».  Конкурс семейной фотографии. «Кулинарное путешествие».   Член жюри городского тура  областного конкурса «Разговор о  правильном питании» «Реализация системно ­  деятельностного подхода  на уроках обучения грамоте» МОУ «СОШ №14» Февраль 2013г. ЦПКИМОР  Март 2012г. ШМУ Декабрь 2016г. Открытые уроки  В. Ф. Одоевский  «Городок в  МОУ «СОШ  2011г. Табакерке.  (УМК «Школа  России») 4 класс № 43» Искусство   иллюстрации. видит «Перспективная школа») 1 класс художник.      Что (УМК начальная   МОУ «СОШ   2013 г. № 43» Учебный год 2015­2016 2016­2017 Обобщение и распространение педагогического опыта по средствам сети Интернет Федеральный, региональный уровень Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 1. Сертификат   подтверждающий   создание   в   социальной   сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт.  Благодарность   за   активное   участие   в   социальной   сети работников образования.  Публикация   в   социальной   сети   работников   образования nsportal.ru методических разработок:  «Искусство иллюстрации. Что видит художник» «Что растет на клумбе?»       «Работа над алгоритмом списывания предложения и  самопроверки»  Публикация в социальной сети работников образования  nsportal.ru памяток по предметам: Памятки по окружающему миру. Памятка краткая запись к задачам УМК "Школа России". ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ. Памятки по русскому языку.  Публикация   в   социальной   сети   работников   образования nsportal.ru сценариев праздников:   "День защитника Отечества"   «Прощание с Азбукой»   «ПРОЩАНИЕ С ПЕРВЫМ КЛАССОМ»  Публикация в социальной сети работников образования  nsportal.ru публикаций моих учеников: Проект "Кулинарное путешествие"  Публикация в социальной сети работников образования  nsportal.ru материалов по воспитательной работе: Календарное планирование воспитательной работы с 4б  классом «Крестики нолики» Методика определения уровней воспитанности Программа классных часов 2 «Б» класс  Публикация   в   социальной   сети   работников образования  nsportal.ru  материалов   по   курсу   внеурочной деятельности:      «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Азбука животных» «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Этика» 2014­2016  Сообщество учителей proshkolu  .  ru    Публикации в Сообществе учителей http   .  ru:  ://   www   .  proshkolu   В. Ф. Одоевский  «Городок в Табакерке». «Программа работы со слабоуспевающими детьми» «Планируемые результаты начального общего образования»  Экологический проект «Покормите птиц зимой!» Самообразование Дата 2015г. Тема   «Формирование читательской самостоятельности   младших   школьников   через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС» План самообразования  на 2015 – 2019 уч.год Тема   самообразования:  «Формирование   читательской   самостоятельности   младших   школьников   через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС» Цель:  Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников  в условиях обучении и воспитании  на этапе реализации ФГОС НОО Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников. Предмет   исследования:   педагогические   условия   формирования   основ   читательской   компетентности младших школьников. Перечень вопросов по самообразованию:   Специфика чтения­общения как вида речевой деятельности.  Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.  Начальный этап в формировании читательской самостоятельности  Основной и заключительный этапы формирования читательской самостоятельности Актуальность темы: В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   начального   общего   образования,   в «Концепции   духовно­нравственного   воспитания   российских   школьников»   чтение   рассматривается   как средство,   способствующее   личностному   развитию   ученика,   его   умению   адаптироваться   в   обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах   признается   необходимость   формирования   у   учащихся   образовательных   компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения. На   современном   этапе   развития   педагогической   науки   рассматриваются   проблемы   приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным   или   умеренно   пассивным.   В   дошкольном   образовании   образец   общения   с   книгой   задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения   ­   формирование   читателя,   умеющего   полноценно   воспринимать   литературное   произведение   и работать   с   ним   до   чтения,   во   время   чтения   и   после   прочтения.   Специфика   литературного   чтения заключается   в   интеграции   с   другими   предметами,   что   делает   его   ведущим   в   системе   формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.). К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают   механизмы   развития   личности   путем   детского   чтения;   В.Г.   Казанская   считает,   что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя   как   объект   методической   науки.   Её   теория   формирования   типа   правильной   читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой,   Т.С.   Пиче­оол,   О.В.   Кубасовой,   и   др.   заложены   во   многих   современных   образовательных программах   чтения   младших   школьников.   Модель   самостоятельной   читательской   деятельности   Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл. Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность   прочитанного,   что   требует   совершенствования   и   изменения   подходов   к   организации читательской   деятельности   младших   школьников,   осмысления   процесса   формирования   основ читательской компетентности.  В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова,  А.М. Новиков, В.А. Сластенин  и др.) отмечается, что знания, умения и  навыки  становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению  к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе ­ развитие и воспитание ученика как субъекта   учебной   деятельности.     Новое   целеполагание   определяет   повышенные   требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека:   высокий уровень его интеллектуальных способностей,  самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман). Обозначенная   проблема   рассматривалась   в   «Стратегии   модернизации   содержания   общего   и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская,   А.А.   Пинский   и   др.),   в   работах,   посвященных   реализации   компетентностного   подхода   в образовании   (А.Г.   Асмолов,   Р.Н.   Бунеев,   Т.Г.   Галактионова   и   др.),   в   работах   ученых­педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно­читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе­Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.). Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских  универсальных умений младших школьников,  что подтверждает актуальность  предпринятого нами исследования как  важной проблемы обучения   и   целесообразность   формирования   основ   читательской   компетентности   в   начальном   звене общеобразовательной школы. Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать: степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения   педагогические   условия   формирования   данного   феномена,   необходимо   определение критериального   аппарата   для   оценки   уровней   сформированности   основ   читательской   компетентности младших   школьников,   не   разработана   технология   продуктивного   чтения   и   структура   уроков самостоятельной читательской деятельности. Формы самообразования:     1.   индивидуальная   2.  групповая Виды работы по самообразованию: • Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег • Организация кружковой и внеклассной деятельности  • Изучение информационно­компьютерных технологий\ Специфика чтения­общения как вида речевой деятельности. Чтение   как   один   из   видов   речевой   деятельности   человека   является   общением   книги   с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники.  Специфика чтения­общения в  способности читателя  увидеть в  книге  своего  будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он» [14; 7]. Значит, обучая детей чтению   как   озвучиванию   чужой   речи,   учителю   необходимо   научить   и   чтению­общению   с   книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности. В   начале   70   гг.   20   в.   исследовательская   работа,   проведения   коллективом   ученых   под руководством   Н.Н.   Светловской,   обогатила   методическую   науку   теорией   читательской   деятельности. Было   доказано,   что   общение   с   книгой   имеет   свои   закономерности   и   работе   с   книгой   нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность. Читательская   самостоятельность   осуществляется   без   непосредственной   помощи   любого другого читателя. Самостоятельный читатель а) знает, какие книги­собеседники существуют на свете и в его   близком   окружении   (семье,   библиотеке),   как   узнать   нужную   ему   книгу   среди   других;   б)   умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам. Несамостоятельным   читателем   является   тот,   кому   необходима   помощь   при   выборе   книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Они (задачи) состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам и 2) формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность. Читательская   самостоятельность   предполагает   овладение   обучающимся   правильным   типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать   ее;   осознавать,   запоминать   текст,   понимать   и   представлять   прочитанное;   воссоздавать   и переживать;   оценивать   как   текст,   так   и   себя   в   роли   читателя.   По   мнению   Н.Н.   Светловской,   тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения­общения служит метод чтения­рассматривания книги, книг. «Его основой является   изначальная   аксиома   деятельности   любого   квалифицированного   читателя:   книгу   читают   и смотрят,   непременно   смотрят   до   того,   как   приступят   к   чтению,   чтобы   не   ошибиться   в   выборе   и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг». Табл.3 Этапы читательской деятельности Этапы до чтения в   процессе после чтения чтения Цель прогнозирование     характера, и тематики, количества специфики произведений   в   книге, книгах Способы читательской деятельности прогнозирование по  внешним показателям  содержания (средства  текстовой и  внетекстовой  информации: название,  подзаголовок,  предисловие,  послесловие,  оглавление,  иллюстрации, сноски…) достижение   понимания смысла, извлечение всей полезной информации на основе оценки книги, возникших   образов   и представлений   ставить конкретную цель  чтения и активной   включаться   в освоение   литературного произведения ­ запоминание ­обобщение ­ воссоздание картин ­оценка ­ анализ­перечитывание ­выразительное чтение ­творческие задания ­ обращение к новым  книгам ­ проектная деятельность ­ творческая  интерпретация ­   восприятие  художественного слова  (речи) ­   смысловое чтение  (ознакомительноевыбороч ное, изучающее) В   программах   по   новому   ФГОС   НОО   выделены   следующие   разделы,   нацеленные   на формирование читательской самостоятельности младшего школьника: ­ библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации   в   книге,   библиографические   умения:   ориентирование   в   книге   (учебной,   художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу; ­ круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая,   научно­популярная,   справочно­энциклопедическая),   детские   периодические   издания; основные темы детского чтения;  ­   работа   с   разными   видами   текста,   поиск   информации   в   разных   текстах   (художественном, учебном, научно­познавательном). Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности. Процесс   эффективного   педагогического   руководства   по   становлению   читателя   младшего школьного   возраста   строится   по   этапам.   Этапы   связаны   не   только   с   возрастом   учащихся:   они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети. № п/п 1. 2. 3. 4. Табл.4 Этапы обучения читательской самостоятельности Этапы обучения Годы обучения Виды уроков чтения Подготовительный обучения самостоятельности     этап читательской 1 класс обучение   грамоте   и   занятия внеклассным чтением Начальный   этап   обучения читательской самостоятельности 2 класс Основной   этап   обучения читательской самостоятельности 3 класс уроки   классного   и   уроки внеклассного чтения уроки   классного   и   уроки внеклассного чтения Заключительный обучения самостоятельности     этап читательской 4 класс уроки   классного   и   уроки внеклассного чтения Каждый   из   названных   этапов   отличается   целями   обучения,   требованиями   к   учебному материалу,   методикой   работы   и   организацией   учебной   деятельности   учащихся,   структурой   занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению. Задачи подготовительного этапа: 1.   Изучить   уровень   владения   детьми   чтением   и   общением   с   книгой   до   школы. 2. Обеспечить каждому ребенку личностно­ориентированное и главное – видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения. 3. Сформировать интерес к детской книге, представив книги из доступного круга чтения. Основной учебный материал для данного этапа – это детские книги объемом 8­30 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1­2 стр. Это могут быть книжки­картинки, книжки­рассказки,   в   которых   одно   произведение   и   сборники. На   одно   занятие   берется   одна   новая   книга.   Чтобы   дети   действовали   с   книгой   практически,   можно использовать «коллективки» (раздавать детям одинаковые книги). Все книжки должны быть в типовом оформлении, т.е. основные надписи на обложке расположены на привычных местах, выполнены четким шрифтом,   иллюстрации   на   обложке   и   в   тексте   раскрывают   смысл   заглавия,   помогают   предугадать   книжки­игрушки;   книги, содержание.   Книги   изданы   с   соблюдением   гигиенических   норм:   шрифт   3,5­4,5   мм.   и   более;   бумага плотная, белая; текст занимает 50­60% площади страницы; длина строки 80­120 мм. На   подготовительном   этапе   дети   овладевают  правилами  самостоятельной   читательской деятельности: ­ восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя; ­ ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух; ­ освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор; ­ узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей. Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что   в   качестве   инструмента   для   чтения   книга   предоставляет   читателю   два   информационных   ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это   метод   их   чтения   –   рассматривания,   который   является   основой   структуры   урока. Структура занятия помогает решать главную задачу – заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой. Структура занятия включает пять компонентов: 1. Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них   реальные   представления,   составляющие   основу   ведущих   художественных   образов   произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия  эмоциональный настрой (2­3 мин.) 2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3­7 мин.). 3. Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4­6 мин.). 4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3­4 мин.) 5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время. Обратим внимание на особенности структуры занятия на подготовительном этапе. Поскольку не все дети умеют читать, учитель, подготовив учащихся к восприятию произведения, читает им вслух сам, затем проверяет, как дети поняли и запомнили прослушанное, после этого показывает им книгу. Именно с этого момента начинается приучение учеников к самостоятельной читательской деятельности, которая выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания, осваивая связь   между   содержанием   и   внешними   приметами   (иллюстрациями,   заглавием   и   фамилией   автора). Вначале   учитель   помогает   справиться   с   сопоставлением   усвоенного   детьми   содержания   с   внешними приметами, далее дети выполняют эту деятельность самостоятельно. Книга «начинает  разговаривать», отвечать   на   вопросы,   т.е.   постепенно   становится   собеседником.   Рассматривание   иллюстраций   дает возможность   размышлять   о   прочитанном,   опираясь   на   зрительные   образы,   перепроверять   свои представления. Итак, путь от усвоения содержания книги к рассматриванию ее – и есть главная особенность структуры занятия, которая должна оставаться неизменной, стабильной, т.к. она работает на закрепление читательских умений, приобретение навыков читательской самостоятельности. Главным методом на уроке является чтение – рассматривание книги как собеседника, в связи с чем учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данного этапа при работе с детской книгой: 1. Рассматривание книги с первой страницы обложки: выделение и разграничение иллюстрации и надписи. Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надписи? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? Почему именно эта картинка и эта надпись на обложке? Как они связаны? На какие мысли наводят? 2.   Рассматривание   четвертой   страницы   обложки:   сопоставление   того,   что   нарисовано   и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны. 3. Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге. 4.   Перелистывание   книги   с   целью   уточнения   предположения   о   ее   содержании.   Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения. 5. Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страшно, грустно); вывод о том, нравится ли книга­собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время. Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять   следующие   методические   условия:   а)   отбирать   книги   в   соответствии   с   требованиями;   б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересованность в общении с книгами, анализировать результат обучения. Начальный этап в формировании читательской самостоятельности Задача   нового   этапа   –  «пробудить   и   формировать   у  детей   интерес   не   просто  к   книге   как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной   инициативе,   на   поиск   среди   книг   тех   собеседников,   которые   интересны,   необходимы   и доступны каждому из них». Полагаясь   на   уровень   освоения   второклассниками   техники   чтения,   учитель   организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать   и   содержание   книги,   и   тему   урока.   Учитель   наблюдает   (в   отличие   от   его   роли   в подготовительный   период),   за   деятельностью   детей   с   книгой   до   чтения,   во   время   чтения   и   после прочтения. Однако учитель по­прежнему осуществляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей,   продолжая   активно   участвовать   в   продвижении   детей   к   самостоятельной   читательской деятельности, чтения. На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения – детская художественная и научно­ художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям – совершенствовании     техники сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140­400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.   Основное   место   на   занятии   внеклассным   чтением   на   начальном   этапе   занимает самостоятельная индивидуальная работа обучающихся с детскими книгами. Чтобы она была эффективной, методика рекомендует:                                 а)   Выставлять   книги   у   доски   и   приучать   детей   рассматривать   их   до   урока.                    б) На уроке для индивидуального самостоятельного чтения – рассматривания предлагать детям одну   и   ту   же   книгу   и   одно   и   то   же   художественное   произведение.   Для   этого   учитель   использует «коллективки», т.е. книги одинакового названия, содержания и оформления из расчета одна книга на одного ученика.                  в) Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот   прием   позволяет   ребенку   подтвердить   доказательность   своих   соображений.                                  г) Перечитывание всего текста вслух следует осуществлять по желанию детей после его обсуждения.   д)   На   каждом   занятии   учитель   приучает   детей   воспринимать   и   воспроизводить   в   записи названия книг, сначала сам на доске, а затем дети – самостоятельно. Образец записи: Осеева. Три сына. Подчеркнем: роль учителя на данном этапе – внимательно наблюдать за работой класса и отдельных детей, свои замечания сообщать только после завершения самостоятельной деятельности их с книгой и текстом. Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части. Первая часть: 1.   Решение   задач На этом этапе используются следующие упражнения:   по   ориентировке   в   книгах   (до   5   мин.). ­   определение   темы   урока   по   ряду   книг,   которые   надо   последовательно   рассмотреть   и сопоставить ­ ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам ­ ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой­то новой книгой, предложенной учителем. 2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.). 3. Беседа – рассуждение о прочитанном. Вторая часть: 4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.). 5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10­12 мин.). 6.   Выявление   и   оценка   качества   самостоятельного   чтения   –   рассматривания   книги   и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7­10 мин.). 7. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1­2 мин.) Части урока можно менять местами. Основной читательской самостоятельности и     заключительный   этапы   формирования На   подготовительном   и   начальном   этапах   у   детей   были   заложены   основы   читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно. Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. В этой цели методисты наметили для отработки два аспекта: первый для учащихся 3 класса – формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса – формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения. Соответственно   целям   изменяется   руководство   самостоятельным   чтением   учащихся   в   свободное   от уроков   время   и   на   уроках.   По   мнению   Н.Н.   Светловской,   «сущность   педагогического   руководства самостоятельным   детским   чтением   состоит   в   том,   чтобы   указывать   детям   цель   чтения,   ближнюю   и дальнюю, намечать путь, который они должны пройти за определенный отрезок учебного времени (за неделю,   четверть,   полугодие,   год),   и,   контролируя   способы   читательской   деятельности   учащихся, совершенствовать их…»  Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах,   выбирать   их,   соотнося   со   своими   возможностями   и   потребностями,   и   читать,   пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же сосредотачивает внимание детей на умении   вчитываться   в   текст   произведения,   запоминать   его,   заучивать   наизусть   отрывки   и   формирует привычку читать способом изучающего чтения. Примерами такого подхода к обучению могут служить разработки   цикла   уроков   по   теме.   «Б.   Заходер   и   его   книги»,   «Сказки   датского   сказочника   Г.­Х. Андерсена»;   «Книги   Чарушина»   и   др.   На   заключительном   этапе   (4   класс)   у   учащихся   формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной   теме   или   по   собственной   потребности   по   различным   областям   знаний.   Чтение   из   цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя. Весь   учебный   материал   для   основного   этапа   обучения   чтению   структурируется   по   двум принципам: Принципы отбора книг: 3 класс – монографический (по авторам)  4 класс – тематический круг чтения пополняется                ­ русская и зарубежная детская книга                 ­ художественная и научно­популярная объемом от 16­18 до 150 стр., всех типов и структур; книги­сборники от 150 стр.                 ­крупнообъемные произведения для освоения в классе. Круг чтения упорядочивается при освоении линий связей:   ­   автор­книги,   автор­темы,   автор­жанра.   Пример:   «Рассказы   Н.   Носова»,   «Стихи   С. Маршака» и т.п.   ­ научно­познавательной  ­ справочной литературой  ­ периодической печатью  ­ литературой на документальной основе с автобиографическими повестями  ­ книгами о писателях  ­крупнообъемными произведениями на длительный срок   В. Упорядочивание круга чтения завершается освоением связей: темы­авторы, тема­книги, жанр­ книги, вопрос­тип книги (кто пишет о природе и отношении к ней человека? – Е. Чарушин, В. Чаплина, Н. Сладков,   Бианки   и   т.п.)   Пример:   «Книги   о   путешествиях   и   путешественниках». На основе расширения полноценного читательского кругозора у детей формируются личные читательские предпочтения   и   интересы,   развивается   внимание   к   специфике   литературных   произведений,   их многообразию; дети осваивают богатство содержания, у них появляется желание задавать вопросы себе, одноклассникам, взрослым, рассуждать, постигать социально­нравственный и эстетический опыт. На   основном   и   заключительном   этапах   большая   часть   самостоятельной   читательской деятельности осуществляется детьми не в классе, а во внеурочное время. Поэтому уроки внеклассного чтения подводят итоги работы с книгами за период между ними (одна­две недели). Характеру учебной работы соответствует и структура типовых уроков: 1.   Работа   с   выставкой   прочитанных   книг.   Учащиеся   приносят   в   класс   прочитанные   книги, выставляют у доски, рассматривают (3­5 мин.). Выделяют книги, которые представляют интерес со всех точек зрения. 2. Всесторонний анализ выделенных книг. Специфической задачей методики работы с детской книгой на данном этапе является задача организации общей беседы по теме урока с опорой на разные прочитанные детьми произведения (20­25 мин.). 3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями (15­20 мин.). 4. Домашнее задание. Учитель должен ясно сформулировать тему предстоящего урока, четко выделить цели отбора книг, ориентировать учащихся на рекомендательный список книг, который выверен учителем со всех точек зрения (в том числе, есть ли эти книги в библиотеке). Вопросы и задания к теме 1. В чем заключается специфика чтения­общения как вида речевой деятельности? 2. Какие качества отличают самостоятельного и несамостоятельного читателей? 3. В чем сущность типа правильной читательской деятельности? 4. Каковы цели, средства и приемы формирования квалифицированного читателя путем метода чтения­рассматривания? 5.Назовите   основные   этапы   формирования   читательской   самостоятельности   младших школьников. 6.Любые ли детские книги можно читать и рассматривать с первоклассниками? 7.  Составьте   список   основных   понятий  методики  внеклассного  чтения   (методики   работы  с книгой). Самостоятельно дайте им определения, сопоставьте с теми, что даны в учебнике. 8. Подготовьте сообщение на тему: «Детская книга: ее общие и специфические свойства». 9. Как известно, в организационной системе внеклассного чтения выделяются следующие этапы обучения: подготовительный, начальный, основной, заключительный.  Расположите   задачи   работы   с   детскими   книгами   в   начальных   классах   поэтапно (последовательно): ­ вызвать интерес к книге как к объекту культуры; ­ научить выбирать книги по собственным силам и осваивать их содержание; ­ сформировать основы читательских интересов; ­ выработать умение рассматривать и читать книгу под руководством учителя. 10.Составьте вопросы для анкеты ученикам 4 класса, выясняющие их отношение к чтению книг 11.Чем отличается педагогическое руководство детским чтением в 3­4 кл. от 1­2 кл? 12.  Составьте  сравнительно­сопоставительную  таблицу, характеризующую   работу учителя  и учащихся   при   обучении   чтению   а)   на   подготовительном   и   начальном   этапах   обучения   чтению;   б)   на основном и заключительном этапах. Образец таблицы № п/п Компоненты   характеристики   этапов, имеющих принципиальное значение Этапы обучения чтению 1. 2. 3. 4. 5. Цель обучения чтению Главные учебные задачи Основные противоречия Учебные действия, которые подлежат формированию и контролю Роль   учителя   и   учащихся:   кто действует? кто наблюдает?                         Сделайте вывод: что и как меняется, а что остается стабильным и почему? 13. Сопоставьте два однотемных урока внеклассного чтения, проведенных на основном этапе обучения, с рекомендациями, данными в пособии для учителя. Определите, какие учебные задачи не были решены учителями на этих уроках. Тема «Рассказы Н.Н. Носова о детях». 1) В классе рассматривается выставка книг, учитель задает вопросы: ­ Как можно озаглавить выставку? ­ Как зовут писателя? ­ Есть ли на выставке разные книги с одинаковыми названиями? ­Что можно рассказать о книгах Носова только по заглавиям, иллюстрациям, оглавлениям? Проводится беседа: ­ Что вы узнали из прочитанных книг о самом авторе? Откуда узнали? ­ Встретились ли вам в разных рассказах одни и те же герои? Кто именно? Далее ученики выразительно читают отрывки из рассказов Носова, показывают подготовленные за неделю инсценировки, читают по ролям диалоги. Попутно учитель задает вопросы: ­ Откуда этот отрывок? Как зовут героев? Что вы о них знаете? В каких ситуациях и чем они недостает? по­вашему, Чего       вам Домашнее задание: подбирать и читать стихи В.В. Маяковского. нравятся? им,     2) Учитель сообщает: «Жизнь Николая Носова так же интересна, как и его книги. Родился он в Киеве, в семье актера, 23 ноября 1908 года. Вскоре семья, состоящая из матери, отца и двух сыновей, переехала в поселок Ирпень, расположенный в 25 км от Киева. В школьные годы Носов (демонстрируется портрет писателя) мечтал быть музыкантом, учился игре на скрипке. В старших классах готовился к поступлению   на   химический   факультет.   Но,   закончив   семилетнюю   школу,   он   начинает   трудиться   на кирпичном заводе, километрах в десяти от поселка Ирпень. Носов вывозил шлак (объясняется значение слова) из печи для обжига кирпича, то есть выполнял роль мусорщика. Кроме работы он самостоятельно учился по программе средней школы. Было у Носова еще одно сильное увлечение: фотография. Начав заниматься фотографией, он тратил на это все деньги. Дошло до того, что единственной одеждой его осталась  спецовка, полученная на заводе. Поступил  Носов в Киевский институт, а через  два  года он перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти не работал в кино, был режиссером мультфильмов, учебных картин. Во время Великой Отечественной войны он снимал фильмы   на   фронте.   В   1943   г.   за   боевые   заслуги   Носов   был   награжден   орденом   Красной   Звезды. Далее проводится беседа: ­  В  каком   произведении   Н.Н.  Носова  рассказывается   об  удивительных  жителях  сказочного Цветочного города? ­ Если вы внимательно читали эту книгу, то должны отгадать имена самых известных жителей этого города. Один из героев читал разные книги и поэтому очень много знал. Книги лежали у него на столе и под столом, на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг этот малыш сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, начинал читать, надев на нос очки, то становился совсем похожим на профессора. Кто это? ­ В одном доме со Знайкой жил известный доктор, который леч2,00смил коротышек от всех болезней. Он всегда носил белый колпак на голове и ходил в белом халате. Кто это? ­ А этот герой носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым   галстуком.   Нарядившись   таким   попугаем,   он   целыми   днями   слонялся   по   городу,   сочиняя небылицы, кроме того, он постоянно обижал малышек, которые, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались за домом. Кто это? ­   Как   звали   героев   многочисленных   рассказов   Носова,   с   которыми   вечно   приключались невероятные шляпа? Затем учащиеся по «коллективкам» читают по ролям отрывки из рассказов «Мишкина каша», «Телефон». Несколько человек читают понравившиеся им отрывки из произведений Носова вслух. «ползала» «убегала» каша,       истории:     ­ О ком пишет Носов в своих рассказах? ­ Какие герои встречаются чаще в его произведениях? ­ Чему учат книги Носова? ­ Какие книги Носова вы хотели бы прочитать? Домашнее задание: читайте книги Ю. Дмитриева и И. Акимушкина о животных. Подготовьте вопросы к  викторине по этим книгам. Раздел 7. Результаты внеурочной деятельности Результаты участия в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах Клас Ф.И.О. Баллы/ Рейтинг Учебны й год Название конкурса с 2012­ 2013 2015­ 2016  «Классики» 1 Баранов Дима Иванов Илья Фатыхов Валерий Сараев Александр Коваль Егор  Посаженников  Семен Данильченко Данил   Коблова Людмила Данильченко Данил Зарипова Сания Коблова Людмила Посаженников  Семен Рожкова Анастасия Саенко Мария Щербинина Мария Зарипова Сания 4 4 4 «Русский медвежонок» Всероссийская викторина "Математика вокруг нас" «Знатоки грамотного письма» в РФ ­ 36 в регионе­35 в ОУ ­ 8 в РФ ­ 37 в регионе­37 в ОУ ­ 9 в РФ ­ 31 в регионе­30 в ОУ ­ 8 в РФ ­ 26 в регионе­25 в ОУ ­ 3 в РФ – 24 в регионе­23 в ОУ – 2 48 61 57 70 80 55 80 70 70 80 ­ Призеры и  победител и ­ ­ ­ 3 место в школе 2 место в школе  ­ ­ ­ - - - - - - - - Список творческих работ и проектов, выполненных обучающимися по предмету Перечень работ Выход на аудиторию Участники Результат Учеб ный год 2012­ Проект   «Образ МОУ «СОШ  Учащиеся 1­ Грамота   2013 кошки народных сказках»   в №43» г.  Магнитогорска х классов 2015­ 2016 Проект «Покормите птиц МОУ «СОШ  №43» г.  Учащиеся   4 класса Грамота    зимой!» Магнитогорска 2011­ 2012 Конкурс семейной Областной конкурс Габдулина  Мутабара Грамота  фотографии «Кулинарное путешествие» Достижение учащихся во внеурочное деятельности Учащиеся моего класса активно участвуют во внеурочной деятельности, посещают кружки и секции, занимаются искусством.

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"

Разработка урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019