Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—11 кл +1
11.11.2018
Долгова Марина Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
им. Г.И.Марчука»
Грачёвского района
Оренбургской области
Название предмета Класс УМК Уровень обучения
Русский язык 6 Русский язык 6 класс
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый
Тема урока: «Суффиксы деепричастий»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок по деепричастию.
Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте и выделять суффиксы деепричастий.
Задачи урока:
Обучающие: 1) формирование умения работать со словообразовательной схемой;
Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные пары, выделять суффиксы деепричастий.
Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.
Личностные:
Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.
Оборудование: учебник, карточки, тесты
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Рабочая тетрадь
Тестовые материалы Приложение № 2
Ссылки на Интернет-ресурсы
Материалы для подготовки к олимпиаде
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой обучающихся на урок
Познавая мир, становимся умнее!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это нужно.
III. Проверка домашнего задания
Составление схемы двумя учениками.
Деепричастие
↓ ↓
Что делая? Что сделав?
Несовершенный вид Совершенный вид
От основы глагола настоящего времени От основы инфинитива
Настоящее время Прошедшее время
↓
СУФФИКСЫ
- а - в
- я - вши
- ши
↓ ↓
Крича Прокричав
Думая задумавшись
шедши
IV. Актуализация знаний учащихся
1.Чем отличаются деепричастия от причастий (Отвечают на вопросы Что делая? Что сделав? Как?, а причастия на вопрос Какой?; деепричастие - неизменяемая часть речи, а причастие – изменяемая).
2.Назовите часть речи, на которую похоже деепричастие.
3.Определите синтаксические функции деепричастия и причастия с примерами.
4. Ученики в парах друг другу дают определение деепричастного оборота.
Когда идет беседа с классом и работа в парах, на доске работа по карточкам (2 ученика)
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
V. Закрепление полученных знаний
Работа в группах с учебником. § 46, упр. 526.
1 группа работает с первой частью текста
2 группа работает со второй частью текста
3 группа производит морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из этого текста.
VI. Физминутка. Постройтесь цепочкой и пройдитесь по классу, изменяя движение, приседая, вставая волной.
VII. Применение полученных знаний
1.ЗСП – 12. Читаем слова по порядку. Большинство слов заканчивается на –я, это деепричастия? (Ответы учащихся)
2.Напишите сказку «Приключения суффиксов деепричастий»
3.Самостоятельная работа. Упр. 527. Докажите, что деепричастия скр…пя (зубами) и скр…пя (сердце) отличаются по значению, составу и написанию. Составьте и запишите с каждым словосочетанием предложения. Скажите, как еще называются такие обороты.(Фразеологические обороты). Запомните, они не выделяются на письме запятыми!
4.Работа с тестом.
Тест
Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)попытавшаяся
2)закругляясь
3)перевернувшаяся
4)завершившаяся
Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)не уставая работает
2)познавая живет
3)угадывая желания
4) закрывая уходит
VIII. Рефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
-Что удалось сделать легче всего?
-Какое из заданий понравилось больше всего?
-Какие трудности возникли?
-Чего добились?
IX. Домашнее задание: § 46, упр.528. Дополнительное задание:
подготовьте сообщение о фразеологическом обороте не покладая рук.
Приложение № 1
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Приложение № 2
Тест
Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)попытавшаяся
2)закругляясь
3)перевернувшаяся
4)завершившаяся
Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)не уставая работает
2)познавая живет
3)угадывая желания
4) закрывая уходитТема урока: «Суффиксы деепричастий»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок по деепричастию.
Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте и выделять суффиксы деепричастий.
4.docx
Долгова Марина Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
им. Г.И.Марчука»
Грачёвского района
Оренбургской области
Название предмета
Клас
УМК
Уровень обучения
Русский язык
с
6
Русский язык 6 класс
М.М. Разумовская, С.И. Львова,
В.И., Капинос, 2016
Базовый
Тема урока: «Суффиксы деепричастий»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок
по деепричастию.
Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте
и выделять суффиксы деепричастий.
Задачи урока:
Обучающие:
1) формирование умения работать со словообразовательной схемой;
Развивающие:
развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся,
связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения;
формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения
сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры,
стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные пары, выделять суффиксы
деепричастий.
Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного
словаря.
Личностные:
Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: формирование умения использовать логические операции сравнения,
анализа, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих
действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и
корректированию ошибок.
Оборудование: учебник, карточки, тесты
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Рабочая тетрадь
Тестовые материалы
Ссылки на Интернетресурсы
Материалы для подготовки к
олимпиаде
Приложение № 2
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I
Организационный момент
Психологический настрой обучающихся на урок
Познавая мир, становимся умнее!
II
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это нужно.
III
Проверка домашнего задания
Составление схемы двумя учениками.
Деепричастие
↓
↓
Что делая? Что сделав?
Несовершенный вид Совершенный вид
От основы глагола настоящего времени От основы инфинитива
Настоящее время Прошедшее время
↓
СУФФИКСЫ
а в
я вши
ши
↓
↓
Крича Прокричав
Думая задумавшись IV
Актуализация знаний учащихся
шедши
1.Чем отличаются деепричастия от причастий (Отвечают на вопросы Что делая? Что
сделав? Как?, а причастия на вопрос Какой?; деепричастие неизменяемая часть речи, а
причастие – изменяемая).
2.Назовите часть речи, на которую похоже деепричастие.
3.Определите синтаксические функции деепричастия и причастия с примерами.
4. Ученики в парах друг другу дают определение деепричастного оборота.
Когда идет беседа с классом и работа в парах, на доске работа по карточкам (2
ученика)
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на
вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите
получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на
вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите
получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
V
Закрепление полученных знаний
Работа в группах с учебником. § 46, упр. 526.
1 группа работает с первой частью текста
2 группа работает со второй частью текста
3 группа производит морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из
этого текста.
VI Физминутка. Постройтесь цепочкой и пройдитесь по классу, изменяя
движение, приседая, вставая волной.
VII Применение полученных знаний
1.ЗСП – 12. Читаем слова по порядку. Большинство слов заканчивается на –я, это
деепричастия? (Ответы учащихся)
2.Напишите сказку «Приключения суффиксов деепричастий»
3.Самостоятельная работа. Упр. 527. Докажите, что деепричастия скр…пя (зубами) и
скр…пя (сердце) отличаются по значению, составу и написанию. Составьте и запишите с
каждым словосочетанием предложения. Скажите, как еще называются такие обороты.
(Фразеологические обороты). Запомните, они не выделяются на письме запятыми!
4.Работа с тестом.
Тест
Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)попытавшаяся
2)закругляясь
3)перевернувшаяся
4)завершившаяся
Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою
точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)не уставая работает 2)познавая живет
3)угадывая желания
4) закрывая уходит
VIII
Рефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Что удалось сделать легче всего?
Какое из заданий понравилось больше всего?
Какие трудности возникли?
Чего добились?
Домашнее задание: § 46, упр.528. Дополнительное задание:
IX
подготовьте сообщение о фразеологическом обороте не покладая рук.
Приложение № 1
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на
вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите
получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на
вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите
получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения.
Приложение № 2
Тест
Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)попытавшаяся
2)закругляясь
3)перевернувшаяся
4)завершившаяся
Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою
точку зрения, используя тип речи рассуждение.
1)не уставая работает
2)познавая живет
3)угадывая желания
4) закрывая уходит
Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.