Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы деепричастий» (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Долгова Марина Константиновна, учитель русского языка МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ им. Г.И.Марчука» Грачёвского района Оренбургской области Название предмета Класс УМК Уровень обучения Русский язык 6 Русский язык 6 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый Тема урока: «Суффиксы деепричастий» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок по деепричастию. Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте и выделять суффиксы деепричастий. Задачи урока: Обучающие: 1) формирование умения работать со словообразовательной схемой; Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни. Планируемые результаты: Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД) Формирование умения составлять словообразовательные пары, выделять суффиксы деепричастий. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря. Личностные: Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок. Оборудование: учебник, карточки, тесты Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Рабочая тетрадь Тестовые материалы Приложение № 2 Ссылки на Интернет-ресурсы Материалы для подготовки к олимпиаде СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Организационный момент Психологический настрой обучающихся на урок Познавая мир, становимся умнее! II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это нужно. III. Проверка домашнего задания Составление схемы двумя учениками. Деепричастие ↓ ↓ Что делая? Что сделав? Несовершенный вид Совершенный вид От основы глагола настоящего времени От основы инфинитива Настоящее время Прошедшее время ↓ СУФФИКСЫ - а - в - я - вши - ши ↓ ↓ Крича Прокричав Думая задумавшись шедши IV. Актуализация знаний учащихся 1.Чем отличаются деепричастия от причастий (Отвечают на вопросы Что делая? Что сделав? Как?, а причастия на вопрос Какой?; деепричастие - неизменяемая часть речи, а причастие – изменяемая). 2.Назовите часть речи, на которую похоже деепричастие. 3.Определите синтаксические функции деепричастия и причастия с примерами. 4. Ученики в парах друг другу дают определение деепричастного оборота. Когда идет беседа с классом и работа в парах, на доске работа по карточкам (2 ученика) Карточка № 1 Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Карточка № 2 Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. V. Закрепление полученных знаний Работа в группах с учебником. § 46, упр. 526. 1 группа работает с первой частью текста 2 группа работает со второй частью текста 3 группа производит морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из этого текста. VI. Физминутка. Постройтесь цепочкой и пройдитесь по классу, изменяя движение, приседая, вставая волной. VII. Применение полученных знаний 1.ЗСП – 12. Читаем слова по порядку. Большинство слов заканчивается на –я, это деепричастия? (Ответы учащихся) 2.Напишите сказку «Приключения суффиксов деепричастий» 3.Самостоятельная работа. Упр. 527. Докажите, что деепричастия скр…пя (зубами) и скр…пя (сердце) отличаются по значению, составу и написанию. Составьте и запишите с каждым словосочетанием предложения. Скажите, как еще называются такие обороты.(Фразеологические обороты). Запомните, они не выделяются на письме запятыми! 4.Работа с тестом. Тест Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)попытавшаяся 2)закругляясь 3)перевернувшаяся 4)завершившаяся Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)не уставая работает 2)познавая живет 3)угадывая желания 4) закрывая уходит VIII. Рефлексия Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. -Что удалось сделать легче всего? -Какое из заданий понравилось больше всего? -Какие трудности возникли? -Чего добились? IX. Домашнее задание: § 46, упр.528. Дополнительное задание: подготовьте сообщение о фразеологическом обороте не покладая рук. Приложение № 1 Карточка № 1 Составьте словообразовательные пары со словами победить, побеждать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Карточка № 2 Составьте словообразовательную пару со словами доказать, доказывать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Приложение № 2 Тест Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)попытавшаяся 2)закругляясь 3)перевернувшаяся 4)завершившаяся Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)не уставая работает 2)познавая живет 3)угадывая желания 4) закрывая уходитТема урока: «Суффиксы деепричастий» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок по деепричастию. Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте и выделять суффиксы деепричастий.
Иконка файла материала 4.docx
Долгова  Марина Константиновна, учитель русского языка МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ им. Г.И.Марчука» Грачёвского района Оренбургской области Название предмета Клас УМК Уровень обучения Русский язык с 6 Русский язык 6 класс  М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый Тема урока: «Суффиксы деепричастий» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме (129), четвертый урок по деепричастию. Цель урока: создание условий для формирования умения находить деепричастия в тексте  и выделять суффиксы деепричастий. Задачи урока: Обучающие:     1) формирование умения  работать со словообразовательной схемой; Развивающие:     развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся,  связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения;  формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения  сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры,  стремления к здоровому образу жизни. Планируемые результаты:  Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД) Формирование умения составлять словообразовательные пары, выделять суффиксы  деепричастий.                                           Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного  словаря. Личностные:  Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать  собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её  осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя  ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные:  формирование умения использовать логические операции сравнения,  анализа, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих  действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и  корректированию ошибок. Оборудование: учебник, карточки, тесты Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:  Рабочая тетрадь Тестовые материалы Ссылки на Интернет­ресурсы Материалы   для   подготовки   к олимпиаде Приложение № 2  СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I Организационный момент Психологический настрой обучающихся на урок Познавая мир, становимся умнее! II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся.   Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это нужно. III Проверка домашнего задания Составление схемы двумя учениками. Деепричастие ↓ ↓                        Что делая?             Что сделав? Несовершенный вид           Совершенный вид       От основы глагола настоящего времени            От основы инфинитива Настоящее время        Прошедшее время ↓ СУФФИКСЫ                       ­ а                             ­ в          ­ я                             ­ вши                                         ­ ши ↓                        ↓ Крича                      Прокричав Думая                      задумавшисьIV Актуализация знаний учащихся                        шедши 1.Чем отличаются деепричастия от  причастий (Отвечают на вопросы Что делая? Что  сделав? Как?, а причастия на вопрос  Какой?; деепричастие ­ неизменяемая часть речи, а  причастие – изменяемая). 2.Назовите часть речи, на которую похоже деепричастие. 3.Определите синтаксические функции деепричастия и причастия с примерами. 4. Ученики в парах друг другу дают определение деепричастного оборота. Когда идет беседа с классом и работа в парах, на доске работа по карточкам (2  ученика)  Карточка № 1 Составьте словообразовательные пары  со  словами победить, побеждать. Ответьте на  вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите  получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Карточка № 2  Составьте словообразовательную пару  со словами доказать, доказывать. Ответьте на  вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите  получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. V Закрепление полученных знаний Работа в группах с учебником.    § 46, упр. 526.  1 группа работает с первой частью текста 2 группа работает со второй частью текста 3 группа производит морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из  этого текста. VI       Физминутка. Постройтесь цепочкой и пройдитесь по классу, изменяя  движение, приседая, вставая волной. VII Применение полученных знаний     1.ЗСП – 12. Читаем слова по порядку. Большинство слов заканчивается на –я, это  деепричастия? (Ответы учащихся) 2.Напишите сказку «Приключения суффиксов деепричастий»                                                    3.Самостоятельная работа. Упр.   527. Докажите, что деепричастия скр…пя (зубами) и  скр…пя (сердце) отличаются по значению, составу и написанию.    Составьте и запишите с  каждым словосочетанием предложения. Скажите, как еще называются  такие обороты. (Фразеологические обороты). Запомните, они не выделяются на письме запятыми!            4.Работа с тестом. Тест Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)попытавшаяся 2)закругляясь 3)перевернувшаяся 4)завершившаяся Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)не уставая работает2)познавая живет  3)угадывая желания 4) закрывая уходит VIII Рефлексия Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. ­Что удалось сделать легче всего? ­Какое из заданий понравилось больше всего? ­Какие трудности возникли? ­Чего добились? Домашнее задание: §  46, упр.528.  Дополнительное задание:                       IX подготовьте сообщение о фразеологическом обороте не покладая рук. Приложение № 1 Карточка № 1 Составьте словообразовательные пары  со  словами победить, побеждать. Ответьте на  вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите  получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Карточка № 2  Составьте словообразовательную пару  со словами доказать, доказывать. Ответьте на  вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы? Разберите  получившиеся слова по составу. Составьте с ними предложения. Приложение № 2 Тест Найдите деепричастие, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)попытавшаяся 2)закругляясь 3)перевернувшаяся 4)завершившаяся Найдите словосочетание, в котором главное слово является деепричастием, докажите свою точку зрения, используя тип речи рассуждение. 1)не уставая работает  2)познавая живет  3)угадывая желания 4) закрывая уходит

Посмотрите также