Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"
Оценка 4.6

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
11.12.2018
Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"
Тема урока: Значение имен существительных. Лексико-грамматические группы имен существительных. Род, число, падеж существительных Цели урока: • Образовательные: Систематизировать и обобщить знания обучающихся об имени существительном: закрепить навыки определения лексико-грамматической группы, рода, числа, падежа имен существительных; развивать орфографическую зоркость. • Развивающие: Содействовать совершенствованию речевой компетентности обучающихся; развитие памяти, мышления, воображения; развить навыки оказания первой помощи. • Воспитательные: Содействовать формированию профессиональных качеств; развитию стремлений к обучению; воспитанию уважительных отношений друг к другу. Обучающийся должен знать: Значение имен существительных. Лексико-грамматические группы имен существительных. Род, число, падеж существительных. Обучающийся должен уметь: Строить словосочетания, простые и сложные предложения с существительными.
Разработка урока по Русскому языку.docx
По предмету: Русский язык Тема   урока:  Значение   имен   существительных.   Лексико­грамматические   группы   имен существительных. Род, число, падеж существительных Цели урока:  Образовательные: Систематизировать и обобщить знания обучающихся об имени существительном: закрепить навыки определения лексико­грамматической группы, рода, числа, падежа имен существительных; развивать орфографическую зоркость.  Развивающие:   Содействовать   совершенствованию   речевой   компетентности обучающихся; развитие памяти, мышления, воображения; развить навыки оказания первой помощи.  Воспитательные:   Содействовать   формированию   профессиональных   качеств; развитию   стремлений   к   обучению;   воспитанию   уважительных   отношений   друг   к другу. Обучающийся должен знать: Значение имен существительных. Лексико­грамматические группы имен существительных. Род, число, падеж существительных. Обучающийся должен уметь: Строить словосочетания, простые и сложные предложения с существительными. Оснащение урока: учебник, таблицы, схемы, карточки,  текст  Межпредметные связи: литература,  медицина. Литература для обучающихся:  Русский   язык:   Справ.   материалы:   Учеб.   пособие   для   учащихся   /   Баранов   М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.­М.:Просвещение, 1989.  Практический   курс   русского   языка:   Учеб.пособие   для   студентов­казахов филол.фак­тов / Д.Т.Турсунов. – А­А, «Мектеп», 1979.  Пособие   для   занятий   по   русскому   языку:   В   старших   кл.   ср.   шк.   /   В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М., «Просвещение», 1984. Домашнее задание. Учить «Значение имен существительных. Лексико­грамматические  группы имен существительных. Род, число, падеж существительных». Составить  предложения с существительными разных лексико­грамматических групп. Содержание и ход урока: I Организационный момент. Приветствие,  проверка   посещаемости   обучающихся,   проверка   готовности аудитории.             Вводное слово преподавателя. Определение целей, задач урока, знакомство с темой, связь с предыдущими темами. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания.  Как классифицируются части речи по значению?  Какие части речи называются самостоятельными? Почему?  Что такое служебные части речи?  Какие признаки называют морфологическими?   Определите,   к   каким   частям   речи   относятся   слова   в   данном   предложении: Бронхиальная астма может наблюдаться у детей самого раннего возраста, но особенно возрастает заболеваемость у детей дошкольного возраста. I. Объяснение нового учебного материала. Значение имен существительных. Лексико­грамматические группы имен существительных. Род, число, падеж существительных. Презентация проекта.  Обучающиеся оформляют проект по предложенной теме в виде кластера, схемы, таблицы и др., затем представляют свой проект всей группе. 1 группа – Лексико­грамматические группы имен существительных; 2 группа – Род имен существительных; 3 группа – Число имен существительных; 4 группа – Падеж имен существительных. Теоретический материал к занятию Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (человек, патриот, Казахстан, флаг, герб, лазурь, независимость). Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа. Общее   грамматическое   значение   существительного  –   это   значение   предмета.   По значению существительные делятся на группы. Лексико­грамматические группы имен существительных Собственные  имена   существительные   –   это   названия   отдельных   лиц,   единичных предметов. К собственным именам существительным относятся:   фамилии   (псевдонимы,   прозвища),   имена,   отчества   людей:  Ахметов,  Дуйсенби, Калматаев, Аида, а также клички животных: Барсик, Пушок;  географические названия: Арал, Семей, Алатау;  астрономические названия: Луна, Венера, Солнце;  названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей, машин, телепередач: «Спектр», «Абай», «Кочевники», «Тойота». Нарицательные  имена   существительные   –   это   общее   название   для   всех   однородных предметов и явлений: фельдшер, город, страна, газета, дождь, люди, медицина. Одушевленные имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? : доктор, Ахметов, пациент, офтальмолог, птица, лось, кошка, муха. Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? :  консилиум, ангина, палата, алоэ,   мать­и­мачеха,   халат,   шприц,   колледж,   Иртыш.   К   неодушевленным   также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодежь, детвора и др. Конкретные имена существительные называют конкретные предметы живой или неживой природы: книга, журнал, газета, птица, человек, слон. Вещественные  имена   существительные   называют   различные   вещества:  воздух,   масло, сахар, сталь, дрожжи, бензин. Отвлеченные  имена   существительные   называют   явления,   воспринимаемые   мысленно: чтение, радость, правда, болезнь, головокружение, скука. Собирательные имена существительные называют множество одинаковых предметов как одно   целое:  детвора,   молодежь,   листва,   ельник,   орешник,   клиентура,   профессура, ректора Род имен существительных Существительные относятся к одному из трех родов: Мужской род Женский род Средний род бюллетень лаборант фельдшер массаж Тараз  грипп рояль  мозоль  радость  боль  олимпиада  Караганда  болезнь  панель  заседание  искусство  строительство здравоохранение  образование  прикосновение  торжество собрание рельс туберкулез корь  скарлатина  Распределение одушевленных существительных по родам связано с естественным полом:  учитель – учительница, отец – мать. Принадлежность неодушевленных существительных к  тому или иному роду определяется прежде всего морфологическими средствами –  окончаниями. Мужской род Женский род Средний род Сущ.с основой на твердый  согласный (кроме ж и ш) и й, имеющие в именительном  падеже единственного числа  нулевое окончание Сущ.с окончанием –а/­я  Сущ.с окончанием –о/­е и  сущ.на ­мя Дом, институт, класс, край Книга, семья Звено, море, время, имя,  семя Сущ., основа которых оканчивается на мягкий согласный и  ж, ш, могут быть как мужского, так и женского рода: м.р. –  день, ключ, багаж, камыш; ж.р. – тень, ночь, рожь,  мышь. Некоторые   существительные   с   окончаниями   –а(­я)   относятся   к   мужскому   роду,   если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц женского пола. Это существительные  общего  рода:  работяга,   молодчина,   плакса,   непоседа,   выскочка, злюка, неряха. Некоторые   существительные   мужского   рода,   называющие   лиц   по   профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола:  врач Ахметов   –   врач   Дюсембекова,   директор   Назаров   –   директор   Мукушева.   Глагол­ сказуемое   в   прошедшем   времени   при   таком   существительном­подлежащем   ставится   в мужском роде, если речь идет о мужчине, и в женском роде, если речь идет о женщине. Определение­прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: На конференции  сделала  доклад  известный  профессор Бектурова. – На конференции сделал доклад известный профессор Каленов. Число имен существительных Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (санаторий, больница, стекло, занятие, человек) и во множественном числе,   когда   имеется   в   виду   несколько   предметов   (санатории,   больницы,   стекла, занятия, люди). Некоторые имена существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе: Существительные, только форму единственного числа   которые   имеют Существительные, только форму множественного числа   которые   имеют   Названия   множества   одинаковых   лиц, предметов (собирательные существительные):  молодежь,   детвора, листва,   студенчество,   сырье,   ельник, учительство, человечество. Названия   составных   и   парных   предметов: брюки, весы, ворота, грабли, вилы, качели, кусачки, клещи, ножницы, носилки, очки, перила,   счеты,   санки,   часы,   шорты, щипцы. Названия   предметов   с   вещественным значением:  асфальт,   керосин,   железо, земляника,   каучук,   мед,   свёкла,   силос, рожь,   сталь,   хлопок,   цемент,   фарфор, щавель. Названия качества или признака:  белизна, злоба,   ловкость,   молодость,   свежесть, синева, темнота, чернота. Названия действия или состояния:  косьба, рубка,   доставка,   молотьба,   беготня, выполнение,   изумление, внушение,   чтение, плавание.   удивление,   горение,   ходьба,     имена   качестве Собственные наименований   единичных   предметов: Казахстан,   Астана,   Семей,   Иртыш, Мукашев, в Названия   материалов   или   их   отходов, остатков:   духи,   опилки, консервы, отруби,   сливки, сухофрукты, тефтели, хлопья, чернила.  белила,   макароны,   обои,   сласти,   дрожжи,   очистки, Названия   промежутков   времени,   игр: каникулы,   шахматы, жмурки.   сутки,   будни, Названия   действий   и   состояний   природы: хлопоты,   выборы,   побои,   переговоры, нападки,   дебаты,   заморозки,   всходы, сумерки. Некоторые   географические   названия: Карпаты,   Фили, Холмогоры, Жигули, Горки, Сокольники.   Афины,   Альпы, Слова: бремя, вымя, пламя, темя. Падежи имен существительных В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Название падежа Именительный Родительный Дательный Винительный Вопросы падежей Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Творительный Предложный  Кем? Чем? О ком? О чем? Именительный падеж в предложении всегда употребляется без предлога: Пробуждает (что?) природа. Остальные падежи называются косвенными, они могут употребляться с предлогами или без предлогов (чем?) занятием, после (чего?) занятия), за исключением предложного падежа, который всегда употребляется с предлогами (на уроке, в аудитории). Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами, реже – определениями и сказуемыми. II. Самостоятельная   работа   обучающихся   по   формированию   практических навыков. Задание   №1.   Допишите   ряды   существительных,   которые   имеют   форму   только множественного числа. Названия веществ: чернила, дрожжи, … Названия игр: жмурки, горелки, … Названия орудий труда, инструментов: грабли, ножницы, … Для   справок: плоскогубцы, вилы.   прятки,   щипцы,   белила,   весы,   макароны,   тиски,   клещи,   опилки, Задание   №2.   Допишите   ряды   существительных,   которые   имеют   форму   только единственного числа. Названия групп людей: человечество, студенчество, … Названия качеств, действий: удивление, выполнение, … Названия веществ: бензин, сталь, … Для справок: фарфор, щавель, цемент, каучук, свёкла, молоко, хлопок, железо, листва, молодежь,   крестьянство,   учительство,   желтизна,   боязнь,   доставка,   бегство, темнота, синева. Задание №3. Спишите. Определите род, число, падеж существительных. Определите, какими членами предложения являются слова  снег, луга, воробьи, дети, у реки, по мосту, о жизни.  Весна Растаял снег, луга зазеленели,  Телеги вновь грохочут по мосту, И воробьи от солнца опьянели, И яблони качаются в плену. Раскрыты окна. Веет сильный ветер, И легкий пар клубится у реки,  И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики. (М. Исаковский) Задание №4. Распределите данные существительные в три столбика в соответствии с  таблицей. Учитель, расписание, семестр, задание, урок, выполнение, учеба, студент, студентка,  здание, профессия, обучение, конспект, мел, ручка, фойе, папка, скоросшиватель. Обобщение и закрепление нового материала. III. 1. Что   такое   существительное?   Каково   общее   грамматическое   значение существительных? 2. Какие группы существительных вы знаете? 3. Что вы можете рассказать о роде имен существительных? 4. Какие существительные имеют форму только единственного числа? 5. Какие существительные имеют форму только множественного числа? 6. Расскажите о падежах имен существительных. IV. V. Выставление оценок. Домашнее задание.  Учить «Имя существительное». Составить предложения с существительными разных лексико­грамматических групп. Задание:  В   данном   предложении   найдите   имена   существительные.   Дайте   им характеристику.  С   первым   криком   ребенка   начинается   легочное   дыхание  (напр., криком   –   имя   сущ.,   нариц.,   неодуш.,   абстр.,   муж.рода,   ед.числа,   твор.падежа, выпол.роль обст.).       Ф.Г. Брулева, С.Б. Бегалиева, В.А. Казабеева Русский язык 10 кл. стр. 97.

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"

Разработка урока по Русскому языку на тему: "Значение имен существительных"
Скачать файл