-Существительные мужского и среднего рода в Т.п. имеют окончания –ОМ, -ЕМ. Стать врач-ом, учител-ем; Ходить с друг-ом, за хлеб-ом, над пол-ем
-Существительные женского рода на –А, -Я в Т.п. имеют окончания –ОЙ, -ЕЙ.
Стать актрис-ой, переводчиц-ей; Ходить с подруг-ой, за сметан-ой, под парт-ой; думать над задач-ей
-После шипящих и Ц в окончаниях сущ. под ударением пишется буква О, без ударения – Е. врачом, полотенцем
-Существительные женского рода с окончаниями –а, -Я , мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание –Е
Мам-е, в дом-е, на елк-е, на зар-е
*Существительные в предложном падеже являются дополнением или обстоятельством. На елке было много игрушек.
*Существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом (о, об, во, в, на, при)Разработка урока по русскому языку на тему"Изменение существительного по падежам"(5 класс)
Тема урока: Изменение существительного по падежам
Цели урока: 1. познакомить со склонением существительных в творительном и предложном падеже; научить
склонять сущ. женского, мужского, среднего рода в творит. и пред. падежах.
Ожидаемые результаты: могут ставить падежные вопросы; определять синтаксическую функцию сущ. в Тв. п
и П.п. Воспитываются у учся аккуратность трудолюбие, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: учебное пособие, таблица «Падежи имён существительных», дидактический материал
Ход урока:
Содержание урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.Оргмомент
Психологический
настрой на урок
3. Опрос д/з:
Изучение нового
материала
Осмысление урока
Групповая работа
Физ. Минутка
Групповая работа
Игра «Кто быстрее?»
Приветствие учителя с учся. Деление на группы.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели. Делит на микрогруппы.
Проверяет д/з. Упр.269, стр.118 письменно
Ведёт фронтальный опрос по пройденным
темам.
Слово учителя.
Существительные мужского и среднего рода в
Т.п. имеют окончания –ОМ, ЕМ. Стать врач
ом, учителем; Ходить с другом, за хлебом, над
полем
Существительные женского рода на –А, Я в Т.п.
имеют окончания –ОЙ, ЕЙ.
Стать актрисой, переводчицей; Ходить с
подругой, за сметаной, под партой; думать
над задачей
После шипящих и Ц в окончаниях сущ. под
ударением пишется буква О, без ударения – Е.
врачом, полотенцем
Существительные женского рода с
окончаниями –а, Я , мужского и среднего рода в
предложном падеже имеют окончание –Е
Маме, в доме, на елке, на заре
*Существительные в предложном падеже
являются дополнением или обстоятельством.
На елке было много игрушек.
*Существительные в предложном падеже
всегда употребляются с предлогом (о, об, во, в,
на, при)
Чтение текста упр. 270, стр. 118
1гр: 274; 2гр:280; 3гр:287 письменно
Зарядка(стоя между партами)
Поднимает руки классэто раз,
Завертелась голова это два,
Три руками три хлопка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
*Изменение сущ. по падежам: 1гр: краска; 2гр:
мороз, 3гр: поле.
Писать падежи по порядке.
Приветствуют учителя. Делятся
на группы.
Рассказывают правило
Отвечают на вопросы.
Работают над карточками
Записывают в тетради число и тему
урока. Знакомятся с правилами.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы и выделяют
окончания.
Читают по абзацам. Знакомятся с
новыми словами. Выписывают сущ. в
тв. падеже.
Выполняют на доске
Склоняют на доске.Этап рефлексии
Д/з:
Рефлексия
Комментирование
оценок
1,1гр: упр.276, 2гр: упр.279, 3гр: упр.286 письменно
2,Выучить правила пройденных тем
Что узнали нового? Что было трудно для вас?
др.
Покажите, как вы чувствовали себя на уроке:
Палец вверх хорошо.
Палец вниз плохо.
Пальцы в сторону не знаю.
Каждый выскажется, как работал на уроке,
какие допустил ошибки и что сделал правильно.
Сам оценит свою работу на уроке.
Ставит оценку учся.
Записывают в дневник.
Отвечают на вопросы.
Ставят себе оценки.