Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта по теме "Имя прилагательное как часть речи" ( 5 класс) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (УМК Ладыженской Т.А.). Урок разработан с использованием различных методов и технологий. Содержание урока способствует актуализации и восстановлению знаний об имени прилагательном, углублению понятия о роли прилагательных в речи.Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Иконка файла материала ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.docx
Цель деятельности учителя Тип урока Планируемые образова­ тельные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Наглядно­демонстрационный  материал Основные понятия                                           ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Актуализировать  и восстановить  знания  об имени  прилагательном,  углубить  понятие о роли прилагательных  в речи,   формировать  умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль Комбинированный урок Предметные  (объем   освоения   и   уровень   владения   компетенциями):  знать  характеристику   имени   прилагательного   по   значению,   мор­ фологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи;  уметь  рассказать об имени прилагательном в форме   научного  описания;   доказать   принадлежность   слова   к   имени   прилагательному  в  форме  рассуждения;   определять  морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний,  умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно  как члена общества Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http   .  narod   http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д :  презентация по теме урока, выполненная учителем   ://   festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru   ://   akademius  .  html http   ://   www   .  uroki    .  ru   /  vibor  ­  rus   .  net http   ://   www   .  zavuch    .  info http      Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного                                                                                                  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА Этапы урока 1. Мотивация  (самоопреде­ ление) к  учебной  деятельности Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : ­ Здравствуйте, ребята! ­А теперь давайте поприветствуем друг друга. Проделайте ДАБЛ ФАМС, ПАМП АП. А по диагонали пожмите друг другу руки. Отлично! ­ Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение? ­ Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение  урока оно будет только улучшаться. Осуществляемая деятельность учащихся Слушают учителя,  участвуют в  диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабо­ чем месте, де­ монстрируют  готовность к уроку 2. Актуа­ лизация и  пробное  учебное  ­ Мы   начали   знакомиться   с   новым   разделом   науки   о   языке,   который называется  морфология.   Что   же   он   изучает?  (Раздел   науки   о   языке, который изучает слово как часть речи.) ­ На   какие   ДВЕ   группы   делятся   части   речи?  (Самостоятельные, Отвечают на во­ просы. Строят  понятные для  партнера выска­ Формируемые умения (универсальные учебные действия)   Личностные:  положительно   относятся   к учению,   познавательной   деятельности, желают   приобретать   новые   знания,   умения, имеющиеся. совершенствовать Познавательные:  понимают  Регулятивные: познавательную   задачу. планируют  (в   сотрудничестве  с   учителем  и  самостоятельно) одноклассниками   или необходимые операции. Коммуникативные:  работают   в   парах (обмениваются   мнениями,   учатся   понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) Личностные: имеют мотивацию к учебной  деятельности. Познавательные: выполняют учебно­ познавательные действия в материали­ действия,     Промежу точный контроль Листы обратной связи Устные ответы.действие 3. Выявление  места и при­ чины за­ труднения 4. Целепо­  лагание и  построение про­ екта выхода из  затруднения служебные) ­ Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. ­ На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили часть речи, которая называется... (Имя существительное.) ­ ­ Давайте проведем небольшую орфографическую зарядку в форме  комментированного словарного диктанта. ­ Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем,  крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ,  решётка, над гаражом. ВЗАИМОПРОВЕРКА ( записи сверяют с ключом). Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией?  («Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях  существительных»; «Буквы Ё – О после шипящих в корне»; «Употребление Ь после шипящих на конце существительных»). ­ Ребята, откройте учебнике на стр. 82, упр.567 («Берёза») ­ Какие средства языка(слова) помогли вам узнать что речь идет о березе? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и  выразительное описание дерева? ­ ­ Значит, Как будет звучать тема нашего урока, какие есть варианты? Запись темы на доске и в тетрадях. ­ Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Буквы А­О в  корне –ЛАГ­ ­ ­ЛОЖ – ).     заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени  Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы  будем   прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части  речи, выяснить роль имён прилагательных в речи). ­ ­ корни из латинского языка. Прилагательное не является исклю­ чением. Дословный перевод с греческого языка   ­ «эпитет». ­ Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его ­ «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют  зывания. Смотрят презен­ тацию, воспри­ нимают на слух  информацию,  осваивают линг­ вистические тер­ мины. Обдумывают от­ веты на вопросы и  понимают, что  знаний у них  недостаточно для  полных ответов Слушают, рас­ сматривают  учебные пособия,  выполняют задание Знакомятся с за­ данием, слушают учителя, под ру­ ководством  педагога  составляют план  работы над  заданием зованной и умственной форме;  осуществляют для решения учебных задач  операции анализа, синтеза, сравнения,  классификации, устанавливают причинно­  следственные связи. Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.  Коммуникативные: слушают, задают  вопросы, отвечают на вопросы других,  формулируют собственные мысли,  высказывают свою точку зрения. Познавательные: способны понимать  информацию, представленную в изобра­ зительной, схематичной, модельной форме,  использовать знаково­символичные средства для решения различных учебных задач Личностные: имеют желание осознавать  свои трудности и стремятся к их пре­ одолению; проявляют способность к  самооценке своих действий, поступков.  Познавательные: устанавливают  причинно­следственные связи, делают вы­ воды. Регулятивные: осознают недостаточность  своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с  целью получения необходимой для решения  проблемы информации Личностные: осознают свои  возможности в учении; способны  адекватно рассуждать о причинах  своего успеха или неуспеха в учении,  связывая успехи с усилиями,  трудолюбием. Познавательные: извле­ кают необходимую информацию из  прослушанного объяснения учителя,  высказываний одноклассников,  систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции,  работают по плану.  Письмен­ ная работа Устные ответы Задают  вопросы  для уточ­ нения  инфор­ мации5. Творческая   практическая  деятельность по  реализации  построенного  текста  Когда же чаще всего мы используем прилагательные?  ­ Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные   занимают   3­е   место   после   существительных   и глаголов. По частоте употребления ­ 5­е место. ­ (Велика роль прилагательных в художественной литературе, они  широко используются при создании портретных характеристик  героев, описании их чувств, настроений, душевных переживаний.) ­ Что же обозначает имя прилагательное?  Обращаемся к карточкам, которые лежат на партах. ­ Прочитайте  предложенные примеры и определите, на какие вопросы отвечают имена  прилагательные. Предлагаю вам посовещаться  в парах (РЕЛЛИ РОБИН) и  прийти к единому мнению. И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой). Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след  ведёт к норе, С лед собачий ­ к конуре. (И. Токмакова). Работа с задани­ ем.   Формулиру­ ют   собственные мысли,   высказы­ вают   и   обосно­ вывают свою точку зрения.   В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы 6. Первичное  закрепление с  комментирова­ нием во внеш­ ней речи ­ Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем  словосочетания: 1,4,5 стол­  Роса жемчужная. 2,3,6 стол ­ Озеро серебряное. ­ Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как суще­ ствительное.) ­ Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи  помогает нам определить падеж? (Существительное.) ­ Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает  друг от друга? Какие морфологические признаки? (Род, число.) ­ Определите род и число существительных. ­ Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.) ­ Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?  (Нет.) Сделаем вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в  единственном числе ­ по родам. Коммуникативные: строят небольшие  монологические высказывания,  осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом  конкретных учебно­познавательных  задач Личностные: желают приобретать  новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают,  извлекая нужную информацию, а также  самостоятельно находят её в материалах  учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные  действия, замечают допущенные ошибки;  осознают правило контроля и успешно ис­ пользуют его в решении учебной задачи.  Коммуникативные: осуществляют  совместную деятельность в парах и рабочих  группах с учётом конкретных учебно­позна­ вательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Задают  вопросы  для  уточ­ нения  инфор­ мации.  Письмен­ ная ра­ бота Личностные: нравственноэтическое  оценивание усваиваемого содержания.  Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цель; осуществ­ ляют поиск необходимой информации (из  материалов учебника и рассказа учителя, по  воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют  необходимые действия, операции, работают  по плану. Коммуникативные: фор­ мулируют собственные  мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 6. Первич­ ное за­ крепление  с коммен­ тирова­ нием во  внешней  речи7. Само­ стоятельная  работа с  самопроверкой  по эталону ­  Каким членом предложения являются именаприлагательные?  (прилагательное­определение находится перед существительным, а  прилагательное­сказуемое после существительного) На слайде  предложения. Наступила ранняя весна. Весна ранняя. (Найти  прилагательные и определить, каким членом предложения они являются). Вывод: прил­ые в предложении могут быть …. 8. Включение в  систему знаний  и повторение . Рефлексия  учебной дея­ тельности на  уроке (итог  урока Игра «Найди лишнего». ­ Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, то есть не является прилагательным.  Представьте, что мы   приходим   на   экскурсию   во   дворец   прилагательных   и   видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают,   летают,   умный,   разноцветные,   мальчики,   девочки,   играют, радостные. Задание «Подари предмету признак». ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (карта согласия). Задание выполняется по  группам. За две минуты необходимо записать как можно больше  прилагательных к предложенным существительным: трава;  горы; снег; море, мама,  день.  Вывод:  Так  для   чего  нужны   имена  прилагательные?  (Для   образности, яркости   нашей   речи,   с   помощью   прилагательных   можно   у существительных   описать   форму,   цвет,   вкус,   величину   и   другие признаки.) ­ Поэтому прилагательные о себе говорят так: У существительных подчас  Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить Заполните, пожалуйста, листы самооценки. Я узнал…… Я научился…… Мне понравилось……. Я затруднялся…… Дом. задание Упр.573, 574 (по выбору) Выполняют  упражнения 568,  569, 570, отвечают  на вопросы, делают  вывод о  синтаксической  роли прилага­ тельных в пред­ ложении Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы  Выполняют зада­ ние, отвечают на  вопросы 7. Само­ стоятель­ ная работа  с самопро­ веркой по  эталону 8. Вклю­ чение в  систему  знаний и  повторение Познавательные: устанавливают  взаимосвязь между объемом полученных на  уроке знаний, умений, навыков и  операционных, исследовательских, анали­ тических умений как интегрированных,  сложных умений Личностные: понимают, в чем значение  знаний для человека. Познавательные: приобретают умения  использовать полученные знания и умения в  практической деятельности и повседневной  жизни. Регулятивные: оценивают свою работу;  исправляют и объясняют ошибки.  Коммуникативные: формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения Определяют свое  эмоциональное  состояние на уроке.  Заполняют дневники достижений Познавательные: устанавливают  взаимосвязь между объемом полученных на  уроке знаний, умений, навыков и  операционных, исследовательских, анали­ тических умений как интегрированных,  сложных умений; приобретают умения  мотивированно организовывать свою  деятельность Листы обратной связиОтгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.) 1 группа. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост ­ краса. Кто же это? (Лиса.) Зеленый, сладкий, сахарный. (Арбуз.) группа. На овчарку не похож. Что ни зуб ­ то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко.) я 2 я 3 я 4 я группа. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая ­ для лета, Шуба для зимы ­ другого цвета. (Заяц.) Бурый, мохнатый, косолапый? (Медведь.) группа. Тройка­тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом ­ Все покрыла серебром. (Зима.)

Посмотрите также