Тема: Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганный медведь и волки»)
Цели: 1.Познакомить с новой русской народной сказкой. Сформировать умение анализировать сказки.
2.Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.
3.Воспитывать интерес к чтению сказок, учить доброму отношению к животным.
Оборудование:
· Магнитофон (кассета муз. “В мире много сказок”).
· Книги для выставки.
· Иллюстрации к сказке.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Лиса и рак» наизусть.
I. Стадия «вызова»
1. Беседа о сказках о животных.
- Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных?
- Что отличает сказки о животных?
- Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных и сюжеты из сказок.
- Когда так говорят:
«Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей-то верностью.)
«Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.)
«Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.)
«Битый небитого везёт».
- Сегодня тема нашего урока русская народная сказка «Напуганный медведь и волки». Но перед тем, как Вы начнете читать, давайте немножко подумаем о животных, о которых пойдёт речь в сказке. Пожалуйста, возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-5 минут запишите все, что Вы знаете или Вам кажется, что Вы знаете о медведе и волке.
Пожалуйста, начинайте писать прямо сейчас. Каждый работает индивидуально 3-5 минут.
- После того, как Вы записали все, что знаете, повернитесь к своему соседу по парте и поделитесь своими соображениями.
- А теперь поделитесь своими знаниями с классом.
2. Работа с текстом сказки.
· Работа с текстом до чтения.
1)Беседа:
- Какие обычно в сказках бывают волк и медведь?
-Можно ли их назвать трусливыми?
- Кто, по-вашему, способен их напугать?
2) Чтение заголовка и рассматривание иллюстрации на с.58
- Можно ли предположить кто напугает волка? А медведя?
Проверим свои предположения и прочитаем сказку.
II. Стадия «осмысления»
· Работа с текстом во время чтения.
Читать нужно только первый абзац. Не следует забегать вперед! (Чтение с остановками)
1-й абзац.
- Что значит сена клок – и тот пополам?
- Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?
- Почему коту Ваське так жилось?
- Как понимаете где плохо лежит – тут у него и брюхо болит?
- Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька – это главные герои сказки? (Возможно, но нужно читать дальше.)
2-й абзац.
- Как называют кота? О чём это говорит? («Кот - коток, серенький лобок». Наверное, козёл и баран его уважают, жалеют и сочувствуют ему.)
Обратить внимание на слова: удавку припасла.
3-й абзац.
- Почему кот снова заплакал? (Возможно, дети ответят, что коту жаль козла и барана. Этот ответ не надо исправлять, лучше к нему вернуться после чтения всей сказки.)
- Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?
- Кто такой зять? (Муж дочери или сестры)
4-й абзац.
- Как теперь называют кота козёл и баран? Почему?
5-й абзац.
- Какое предложение звучит как рифмованное? Выразите эту же мысль, но другими словами.
- Когда она звучит выразительнее?
- Какой же выход из сложившейся ситуации? Что бы вы предложили сделать животным?
6-й абзац.
- Что же задумали кот, баран и козёл?
- Кто ими командовал?
7-й абзац.
- Найдите рифмованные строчки. Какую картину представляете?
- Как кот обращается к барану и козлу? почему?
- Помогут ли они коту?
8-й абзац.
- Можно было сказать «Помчались они далеко-далеко». А как об этом же говориться в сказке?
- Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? (От страха)
- Кто такие названные братья? ( Не родные, но которые побратались.)
9-й и 10-й абзацы.
Словарная работа по ходу: береста, затопил стог сена (зажёг).
- Как кот решил огонь добыть?
- Кто были исполнители? организатор?
- Можно ли от искр из глаза что-то зажечь? (Выражение искры из глаз посыпались употребляется в сказке в прямом смысле. так говорят, когда сильно стукнешься головой и в глазах темнеет.)
11-й и 12-й абзацы.
Словарная работа: что-то неможется, пасека, хворь прикинулась, ночь делить.
- Теперь мы уже можем сказать, кто же главные герои сказки?
13-й абзац.
- Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках? Кто его произносит? (Белый волк. Он их вожак.)
- Что предлагает белый волк?
14-й абзац (с.61)
- Как к этим словам отнеслись козёл и баран? А мурлыка? Обратите внимание: он речь повёл. С кем его можно сравнить, про кого говорят так? (Уважаемые люди, мудрецы…)
- Что посоветовал кот волкам? А кто под стогом-то лежал?
- Почему кот так обращается к волку белому? Он его боится? Хочет ввести в заблуждение? Добивается того, чтобы поверили?
15-й абзац.
- Что сделали волки?
- Что-то ещё случится с котом, козлом, бараном? Попробуйте предположить.
- Кто же их спасёт? Дочитаем и узнаем, чем же всё кончится.
чтение сказки от слов «А козёл да баран тем временем подхватили мурлыку …» до конца вслух учащимися.
III. Стадия «рефлексия»
· Работа с текстом после чтения.
- Кто спас козла и барана? Как?
- Вернёмся к 3-му абзацу. так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)
- Что можно сказать о героях сказки, какими они были? козёл и баран
Итог урока
- Вернитесь к нашим предположениям до чтения сказки. Так же может напугать медведя и волков.
- Кто оказался сильнее? Почему?
(Составление синквейна)
1. Сказка
2. Народная, поучительная
3. Учит, воспитывает, наставляет
4. Я люблю читать сказки.
5. Мудрость.
Домашнее задание.
Написать письмо от имени героя сказки жестокой хозяйке или читателям.
Выполнить задание 1 в тетради на с.40
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.