Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.7

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
21.01.2018
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
В моем классе прошел открытый урок литературного чтения по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". На уроке ребята вспомнили уже изученные басни и познакомились с новой для них " Слон и Моська". Учащиеся читали, анализировали, давали характеристику героям, была викторина по изученным сказкам.Разработка урока по литературному чтению
Урок литературного чтения .docx
Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе Подготовила учитель начальных классов Парамонова Л.Ю. г. Новошахтинск 2014 – 2015 уч. год Открытый урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова; Задачи урока: 1 Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра. 2 Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения» 3 Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни). 4 Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен. 5 Воспитывать положительные моральные качества. Оборудование:     учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс» («Планета Знаний»); компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация; иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы; аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского. Планируемые результаты: Предметные :Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений. Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок и весел, и горласт И радостью душа переполняется И каждый раз, для каждого из нас Чудесные уроки начинаются. – Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? -Что для вас значит урок чтения? II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Послушайте отрывок стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому оно посвящено. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. - О ком пишет поэт? - Да, это Иван Андреевич Крылов. Крылов – великий русский поэт- баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»? (Мы говорим – «русский», потому что он любил все русское.А «великий» – потому что он написал много басен.) (Слайд1). - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. 1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца. - Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут ребята (Слайд 2). 1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2-й ученик: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было 37 лет. Они сразу всем понравились, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу всем всё будет понятно. 3-й ученик:Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 4-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных. Учитель: В 1809 году опубликована первая книга басен. (Слайд 3). - Есть ли интересные дополнения о баснописце? Ученик: . В Санкт-Петербурге был открыт памятник И.А.Крылову. (Слайд4). Ученик:За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями и сравнениями. 2) Повторение о басенном жанре. Учитель:-Да, И.А.Крылов написал очень много басен. (Слайд5) - Скажите, а к какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? - Напомните, что такое басня? (Басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки). - Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ». - Кто обычно является героями басен? ( Героями басен обычно являются животные.) - Чем отличается басня от стихотворения? ( Басня нас чему-то учит.) - Чему нас учат басни, которые мы прочитали? ( Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.) - Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни) - И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость,зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются.Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.) - А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.) 3). Работа над пословицами У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно  отнести? Слайд 6 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй. Раз солгал, а век веры не будет.      Дети:­ Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а  одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак». – Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне  «Стрекоза и Муравей». – Я понимаю третью пословицу так: если ты кому­нибудь хоть однажды соврал, то тебе  больше не поверят. Эту пословицу можно отнести к басне «Лгун». 4) Викторина по изученным басням. - Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!» ( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак» ) (Слайд 7). 1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, Да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица) (Слайд 8). 2. Ты всё пела – это дело, Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей) (Слайд 9). 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак) (Слайд10). 4. Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.( МАРТЫШКА И ОЧКИ») Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» (Слайд 11). - А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения) - Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней) 4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.) - Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен. .III. Физкультурная минутка (фоновая музыка). IV. Постановка проблемной задачи урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, - Какие цели и задачи поставим перед собой? ( постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни) V. Работа над басней. 1) Прогнозирование содержания. - Как вы думаете, о ком эта басня? (Слайд 12). - Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?( Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.) - Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы. - А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится ? (Слайд 13). - Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки?(Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.) 2) Самостоятельное чтение басни. - Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. - Оправдались ли ваши предположения о героях басни. 3) Словарная работа. - Встретились ли вам незнакомые слова? - Объясните значения данных слов (Приложение 1). Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление. 4) Работа над содержанием басни. - Повторное чтение басни отдельными учениками. а) Беседа. - Понравилась ли вам басня? ( Да, понравилась.) - Что понравилось? ( - Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.) (Слайд 14). - Какой момент запечатлен на иллюстрации? ( На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.) - Какими художник рисует Слона и Моську? ( Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.) - Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? ( Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.) - Что делает Моська? ( Она громко лает и набрасывается на Слона.) - Кто нарисован слева? ( Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.) - Как они смотрят на это событие? ( Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.) - Что за человек справа от Слона? ( Справа от Слона – дрессировщик.) - Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. - Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам. Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя. Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный. Задание: мальчики подчёркивают слова, которые характеризуют Слона, девочки – Моську. Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка на доске. б) Работа над образными выражениями. - Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 2): 1 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.) 2 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.) 3 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.) 4 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.) 5 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.) 6 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.) в) Выборочное чтение. - Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську? - Прочитайте, для чего Моська напала на Слона. - Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки? - Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка. - А как вы относитесь к Моське? - Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.) - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание. - В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев? - А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни? 5) Чтение мастером художественного слова. - Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.) - Заметили разницу при чтении своём и мастером слова? 6) Чтение по ролям. - Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Сколько будет ролей? Кто ?Что же будет читать четвертый ? ( Мораль) - Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. (Слушание детей.Оценивание детей другими учащимися.) VI. Итог урока. - Какова же мораль басни? - Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу.Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) - Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете? ( В наше время сейчас такая обстановка с Украиной.Санкции со всех сторон, а мы не обращаем на них внимания и идем вперед.) VII. Рефлексия. - Поставьте оценки ребятам, которые хорошо работали на уроке. - У вас на столах лежат рисунки двух животных: слона и собачки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку VIII. Домашнее задание. (Слайд 15). - Выберите для себя задание: а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию; б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне; в) выразительно читать, составить кроссворд по басне. - Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам большое. (Слайд 16)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)

Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018