Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
21.01.2018
В моем классе прошел открытый урок литературного чтения по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". На уроке ребята вспомнили уже изученные басни и познакомились с новой для них " Слон и Моська". Учащиеся читали, анализировали, давали характеристику героям, была викторина по изученным сказкам.Разработка урока по литературному чтению
Урок литературного чтения .docx
Открытый урок литературного
чтения
в 3 «А» классе
Подготовила учитель
начальных классов
Парамонова Л.Ю.
г. Новошахтинск
2014 – 2015 уч. год
Открытый урок литературного
чтения
"И.А. Крылов. "Слон и Моська".
Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и
Моська», определение
морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова; Задачи урока:
1 Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова,
об особенностях басенного жанра.
2 Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня»,
«иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
3 Учить работать с содержанием басни (характеристика героев,
нахождение образного выражения, чтение отрывка к
иллюстрированному фрагменту басни).
4 Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать
мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по
толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся,
расширить круг читаемых басен.
5 Воспитывать положительные моральные качества.
Оборудование:
учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс» («Планета
Знаний»);
компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран,
презентация;
иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной
работы;
аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.
Планируемые результаты:
Предметные :Читать произведение с соблюдением норм
литературного произношения,
составлять личное мнение о литературном произведении,
выражать его на
доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить
поступки героев с
нравственными нормами.
Личностные: Иметь представление об общих нравственных
категориях, моральных
нормах, нравственных и безнравственных поступках,
регулировать поведение в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями
Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной
деятельности,
устанавливать причинно-следственные связи между поступками
героев произведений.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Звенит звонок и весел, и горласт
И радостью душа переполняется
И каждый раз, для каждого из нас
Чудесные уроки начинаются.
– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение».
Согласны ли вы с этой народной пословицей?
-Что для вас значит урок чтения?
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Послушайте отрывок стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому
оно посвящено.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- О ком пишет поэт?
- Да, это Иван Андреевич Крылов. Крылов – великий русский поэт-
баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»? (Мы
говорим – «русский», потому что он любил все русское.А «великий» –
потому что он написал много басен.) (Слайд1).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным
человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.
- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут
ребята (Слайд 2).
1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769
года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов
не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его
занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему
пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал
как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и
поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они
появились в печати в 1806 году, когда Крылову было 37 лет. Они сразу
всем понравились, многих удивляло странное имя, которым они были
подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу
всем всё будет понятно.
3-й ученик:Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои
плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей
своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую
и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий
язык.
4-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих
современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя.
Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы
животных.
Учитель: В 1809 году опубликована первая книга басен. (Слайд 3).
- Есть ли интересные дополнения о баснописце?
Ученик: . В Санкт-Петербурге был открыт памятник И.А.Крылову.
(Слайд4).
Ученик:За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык
крылатыми, остроумными, образными выражениями и сравнениями.
2) Повторение о басенном жанре.
Учитель:-Да, И.А.Крылов написал очень много басен. (Слайд5)
- Скажите, а к какому литературному жанру мы относим произведения
Крылова?
- Напомните, что такое басня? (Басня – короткий нравоучительный
рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их
поступки).
- Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания
«нравоучительный рассказ».
- Кто обычно является героями басен? ( Героями басен обычно
являются животные.)
- Чем отличается басня от стихотворения? ( Басня нас чему-то учит.)
- Чему нас учат басни, которые мы прочитали? ( Они учат нас быть
дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать
друг другу в трудную минуту.)
- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль
басни) - И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих
пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши
дни? (Людские пороки, как ложь, глупость,зависть, высокомерие,
жадность, грубость, лень, зазнайство, жадность, хитрость, лесть, есть
и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как
доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие
одобряются.Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)
- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется
такой приём в литературе? (Иносказание.)
3). Работа над пословицами
У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно
отнести?
Слайд 6
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Раз солгал, а век веры не будет.
Дети: Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а
одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам
во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне
«Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю третью пословицу так: если ты комунибудь хоть однажды соврал, то тебе
больше не поверят. Эту пословицу можно отнести к басне «Лгун».
4) Викторина по изученным басням.
- Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а
помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину
«Угадай!»
( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица»,
«Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак» ) (Слайд 7).
1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,
Да только всё не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)
(Слайд 8).
2. Ты всё пела – это дело,
Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)
(Слайд 9).
3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь,
щука и рак)
(Слайд10).
4. Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.( МАРТЫШКА И ОЧКИ»)
Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» (Слайд 11).
- А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)
- Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)
4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и
определить к ней мораль.)
- Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание
басен.
.III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).
IV. Постановка проблемной задачи урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и
Моська» и новыми персонажами,
- Какие цели и задачи поставим перед собой? ( постараемся выявить
мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни)
V. Работа над басней.
1) Прогнозирование содержания.
- Как вы думаете, о ком эта басня? (Слайд 12).
- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую
картину изображение Слона)?( Я видел слона по телевизору и в
зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и
длинный хобот.)
- Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до
3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как
бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится ? (Слайд 13).
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на
маленький размер собаки?(Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)
2) Самостоятельное чтение басни.
- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
3) Словарная работа.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов (Приложение 1).
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
4) Работа над содержанием басни.
- Повторное чтение басни отдельными учениками.
а) Беседа.
- Понравилась ли вам басня? ( Да, понравилась.)
- Что понравилось? ( - Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и
все люди могли на него посмотреть.– А мне понравилось, что такая
маленькая собачка не боится Слона и лает на него.) (Слайд 14).
- Какой момент запечатлен на иллюстрации? ( На иллюстрации
запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него
лает.)
- Какими художник рисует Слона и Моську? ( Художник нарисовал
Слона огромным, а Моську очень маленькой.)
- Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то
собачонка? ( Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
- Что делает Моська? ( Она громко лает и набрасывается на Слона.)
- Кто нарисован слева? ( Слева нарисованы зрители, которые толпой
ходили за слоном.)
- Как они смотрят на это событие? ( Они смотрят на это событие
удивленно и с интересом.)
- Что за человек справа от Слона? ( Справа от Слона – дрессировщик.)
- Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в
цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его,
видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик,
облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное
по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.
- Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.
Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой,
глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый,
слабый, задиристый, сильный.
Задание: мальчики подчёркивают слова, которые характеризуют
Слона, девочки – Моську.
Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка на доске.
б) Работа над образными выражениями.
- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным
словосочетаниям (Приложение 2):
1 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
2 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
3 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по
сторонам. (Толпы зевак ходили.) 4 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
5 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
6 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)
в) Выборочное чтение.
- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?
- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без
драки?
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит
явная насмешка.
- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать,
что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает,
что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней
сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди
других.)
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться,
сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей
хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А
можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
5) Чтение мастером художественного слова.
- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню
в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера
художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли
интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
6) Чтение по ролям.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Сколько будет
ролей? Кто ?Что же будет читать четвертый ? ( Мораль)
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Слушание детей.Оценивание детей другими учащимися.)
VI. Итог урока.
- Какова же мораль басни?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна,
что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не
под силу.Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него
нет.) - Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так
думаете?
( В наше время сейчас такая обстановка с Украиной.Санкции со всех
сторон, а мы не обращаем на них внимания и идем вперед.)
VII. Рефлексия.
- Поставьте оценки ребятам, которые хорошо работали на уроке.
- У вас на столах лежат рисунки двух животных: слона и собачки.
Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку
VIII. Домашнее задание. (Слайд 15).
- Выберите для себя задание:
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам большое.
(Слайд 16)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Разработка урока по теме: " И.А.Крылов. Слон и Моська". (3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.