Тема: Бактерии, их разнообразие. Строение. Жизнедеятельность.
Цели:
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.
За д а ч и у р о к а :
— Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
бактерии.docx
Тема: Бактерии, их разнообразие. Строение. Жизнедеятельность.
Цели:
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою
успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на
поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать
учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли
бактерийавтотрофов и бактерийгетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.
За д а ч и у р о к а :
— Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения,
питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом –
цианобактериями. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Содержание деятельности учителя
Ход урока
Актуализация знаний
Содержание деятельности учащихся
I. Организационный момент
Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И
подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны
Приветствие учителя. Знакомство с планом работы и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем
Сони ,Саши, Диме, Ангелине?
А что вы хотите пожелать мне?
Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу,
беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту
белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения!
У каких организмов тело не состоит из клеток?
На какие царства организмов делят живой мир?
Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов,
прежде скрытый от глаз человека?
Мотивация к учебной деятельности
Отвечают на вопросы, участвуют в определении темы, задачи урока
Организация познавательной деятельности.
Почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных
условиях?
Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Самостоятельная работа учащихся с учебником п.11 стр. 52.
Отвечают на вопросы. В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.
Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет
оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.
Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
Делают записи в тетради
Учитель обращается к учащимся с вопросом: бактерии по внешнему виду все одинаковы?
Заполним схему.
Отвечают на вопрос
Заполняют схему ( формы бактерий) Проверяют, оценивают
себя
Формы бактерий 2. Строение бактериальной клетки.
Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст
стр. 53, рисунок 29 “Строение бактерии”.
Анализируют таблицу
Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и
подписать обозначения её частей
Какие типы питания существуют ? стр. 53 54
и давайте полученные знания оформим в таблицу.
Типы питания бактерий
Автотрофы
Гетеротрофы
Зарисовывают рисунок и подписывают
Работают с текстом учебника, выбирают информации и
ее анализируют.
Заполняют таблицу с помощью учителя.
Оценивают работу свою
используют неорганические соединения
для построения органических веществ
используют органические соединения
для построения органических веществ
бактерии.
бактерии.
Могут
использовать
энергию
солнечного света
(цианобактерии).
Могут использовать
энергию
неорганических
веществ
(серобактерии,
железобактерии).
Сапрофиты
Паразиты
извлекают
питательные
вещества из
мёртвых тел.
питаются
органическими
веществами живых
тел
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка,
Выполняют физминутку Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть
опять.
Мы узнали, что бактерии организмы, живущие на Земле давно. А что им позволило так долго
жить на планете? ( беседа).
Прочтите текс на стр. 54 55
Пытаются ответить на вопрос учителя
Производят анализ текста , пытаются ответить на вопрос.
Оценивают себя.
Проведем проверку своих полученных знаний в группе
Групповое выполнения теста
Часть А
Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
А1. Бактерии относят к:
1) царству растений; 3) царству грибов;
2) царству животных; 4) самостоятельному царству.
А2. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключается в отсутствии:
1) клеточной оболочки; 3) цитоплазмы;
2) ядерного вещества; 4) ядра.
А3. Бактерии, для которых характерно образование цепочек округлых клеток, носят назва
ние:
1) кокки; 3) стафилококки;
2) стрептококки; 4) диплококки.
А4. Бактерии, имеющие форму палочки, носят название:
1) бациллы; 3) вибрионы;
2) спириллы; 4) кокки.
А5. Бактерии, питающиеся органическими вещества мёртвых тел, носят название:
1) гетеротрофы; 3) симбионты;
2) сапротрофы; г) паразиты. А6. Главной особенностью аэробных бактерий является то, что они:
1) развиваются только при доступе воздуха;
2) не нуждаются в кислороде;
3) имеют очень крупные размеры клетки;
4) образуют споры.
Часть В
В1. Выберите три верных ответа.
1. Все бактерии являются автотрофами.
2. В клетках цианобактерий содержится хлорофилл.
3. Цитоплазма бактериальной клетки постоянно движется.
4. Бактерии являются прокариотами.
5. В ходе аэробного дыхания выделяется меньше энергии, чем в ходе
анаэробного дыхания.
6. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку.
В2. Установите соответствие.
А. Бактерии, способные образовывать
органические вещества из неорганических.
Б. Делятся на симбионты, сапротрофы, 1. Автотрофы.
паразиты. 2. Гетеротрофы.
В. Имеют хлорофилл, способны к фотосинтезу.
Г. Бактерии, потребляющие готовые органические
Вещества.
Д. Цианобактерии образуют органические вещества
и выделяют кислород.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д Мне было интересно… Мне было трудно…
Сегодня я узнал… Я научился...
У меня настроение…
Больше всего мне понравилось... Сегодня на
уроке я почувствовал
Запись д\з
Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Рефлексия
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
Д/з п.11
Опыт: Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт.
Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и
почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 23 часов в 1 %м растворе соды. Затем
сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3
чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри
необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами
немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в
другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке
прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри
крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта
посмотрите через 23 дня. Сравните результаты. Сделайте минидоклад о своём опыте на
следующем уроке биологии
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Разработка урока по теме: "Бактерии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.